План-конспект доминантного музыкального занятия по восприятию музыки детьми старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Матвеева Нина Владимировна

Создать условия для развития у детей старшего дошкольного возраста музыкально – эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dominantn_zanyatie.docx23.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект доминантного музыкального занятия по восприятию музыки детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Создать условия для развития у детей старшего дошкольного возраста музыкально – эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать музыкальный вкус;
  2. Учить детей взаимодействовать друг с другом;
  3. Научить ребенка слушать, слышать и воспринимать музыку;
  4. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре;
  5. Формировать у детей потребность узнавать новое в музыке, музыкальных терминах.

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности детей через слушание музыки, музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности;
  2. Развивать коммуникативные способности, возможности творческого использования музыкальных впечатлений в повседневной жизни;
  3. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать художественно – эстетический вкус;
  2. Воспитывать положительное восприятие музыки, уважительное отношение к знаменитым композиторам;
  3. Заложить основы гармоничного музыкального развития;
  4. Расширять и активизировать словарный запас: композитор, нотная грамота, нотный стан, скрипичный ключ, названия нот.

Интеграция образовательных областей:

  1. «Художественно – эстетическое развитие»;
  2. «Речевое развитие»;
  3. «Социально – коммуникативное развитие»;
  4. «Познавательное развитие»;
  5. «Физическое развитие».

 

Материалы и оборудование: ноутбук; мультимедиа аппаратура;   видеозаписи по фрагментам; презентация «История веселых ноток», магнитная доска, ноты из бумаги, музыкальные записи композиторов классиков, детские музыкальные инструменты, цветная бумага – карточки, репродукции, шарфы, султанчики, ленты.

  Используемые технологии:

  1. развивающие
  2. икт (информационно -коммуникационные)
  3. личностно-ориентированные
  4. игровые
  5. здоровьесберегающие (музыкотерапия)

Предварительная работа:

- знакомство с творчеством композитора ПИ Чайковского;

- прослушивание произведений ПИ Чайковского: «Марш деревянных солдатиков», «На тройке» «Ноябрь», «Вальс снежных хлопьев», «Зимнее утро»;

- знакомство с инструментами входящими в состав оркестра;

 

Ход НОД:

- Звучит «Марш» Р. Шумана.

 Дети входят в музыкальный зал, проходят по кругу.

- Музыкальное приветствие «Доброе утро».

Музыкальный руководитель сообщает, что к нам в окно залетела снежная бабочка, она принесла нам грустное сообщение от Скрипичного Ключа. В музыкальном государстве переполох, пропали Веселые Нотки! Просят нашей помощи в поисках. Необходимо срочно вернуть нотки к праздничному балу!

- видео материал

- Дети спешат на помощь.

- Музыкальный руководитель организовывает, содействует, консультирует.

- Отправляемся на поиски.

- Звучит «Марш деревянных солдатиков» ПИ Чайковского.

- на экране видео материал.

МР: Наши мальчики умеют шагать также как солдаты, передавая ритмический рисунок музыки?

«Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский

 - Мальчики шагают, девочки ритмично стучат на кубиках, бубнах и др шумовых инструментах (по выбору детей).

М. Р.: хвалит, поощряет. Выдвигает догадку, что нотки будут возвращаться, если дети будут успешно выполнять задания.

- Звучат  фрагменты музыкальных произведений: «Марш» Р. Шумана и «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.

 Детям предлагают сравнить два музыкальных произведения, два «Марша»

Дети сами называют произведения, композиторов, рассказывают впечатления о музыкальных произведениях и различают в сравнении.

- На экране к радости детей появляются 2 нотки, благодарит детей Скрипичный Ключ.

- пора отправляться в дальнейший путь.

 М. Р. -  Любят ли ребята кататься на санях, запряженных тройкой лошадей? Летишь, а вокруг просторы полей, мелькают деревья, а на солнце сверкают снежинки.

«На тройке» «Ноябрь» П.И. Чайковский

Какая красивая, плавная, бесконечная мелодия, как наши русские просторы.

 - мальчики выбирают репродукции и помещают их на магнитную доску, девочки выбирают карточки из цветной бумаги, которые соответствуют настроению музыки.

- дети объясняют свои действия.

- Пальчиковая игра «Лошадка».

- Самомассаж «Мы едим, едим».

- на экране появляются еще 2 нотки, детей благодарят за их добрые дела.

Звучит «Вальс снежных хлопьев» муз. П.И. Чайковский

- Что за музыкальное произведение мы прослушали? Характер и тп. Кто его написал? Какие музыкальные инструменты вы услышали?

 Что такое оркестр?

Девочки, а вы умеете танцевать вальс  также легко и изящно как дамы королевы музыки?

«Вальс снежных хлопьев» импровизация под музыку.  Девочки танец (на выбор: султанчики, ленты, шарфы).

Подберите инструменты к этой музыки и подыграйте так, чтобы эта красивая мелодия зазвучала еще более ярко, светло.

Игра на детских музыкальных инструментах

Мальчики импровизируют оркестр (на выбор: треугольники, колокольчики, бубенчики, металлофоны).

- на экране появляются последние нотки, все готово к праздничному балу, дети справились с заданием и помогли музыкальному королевству. Скрипичный Ключ благодарит ребят, дарит им скрипичные ключики.

Итог занятия (рефлексия, взаимооценка, самооценка…).

Дети отвечают.

Дети рисуют эмоции на нотках. Составляют их на нотный стан.  

Звучит музыка «Зимнее утро» ПИ Чайковский.

Дети возвращаются в группу.

Наше занятие доминантное с одним преобладающим музыкальным видом деятельности – восприятие музыки. Цели и задачи указаны в начале плана-конспекта доминантного музыкального занятия по восприятию музыки детьми старшего дошкольного возраста. Для занятия были выбраны уже знакомые детям произведения П.И, Чайковского и Р. Шумана. Творческому восприятию музыки способствовали методы: наглядно – слуховой, наглядно-зрительный, практический метод, прием оркестровки, словесный. От занятия к занятию учу детей слушать музыку, воспринимать, различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений. В данной образовательной деятельности использовались следующие приемы:

- Прием обучения – это составная часть метода, конкретные действия педагога и детей, подчиненные общему направлению работы, общим установкам, которые определены требованиями метода. Речь идет о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий.

- прием сопоставления музыкальных произведений: одного жанра два Марша. «Марш» Р. Шумана, дети шагают, недостаточно согласуя свои движения с характером музыки, и контрастное произведение «Марш деревянных солдатиков» ПИ Чайковского.

- прием оркестровки, способствует развитию дифференцированного восприятия. Мы применили его, чтобы подчеркнуть бодрый характер музыки в «Марше деревянных солдатиков» ПИ Чайковского, когда девочки играли на детских музыкальных инструментах, дети играли ритмично, в характере музыки, прислушиваясь к общему звучанию. А так же прием оркестровки применялся при слушании музыки «Вальс снежных хлопьев» муз. П.И. Чайковский.

- практический прием – передача характера музыки в движении (творческое использование танцевальных и образных движений в произведениях «Марш деревянных солдатиков», «Вальс снежных хлопьев» муз. П.И. Чайковский.)

- прием цвет – настроение; объединение различных видов искусства. («На тройке» «Ноябрь» П.И. Чайковский).

   В нашем случае приемы развития музыкального восприятия варьировались, сочетались друг с другом. Оркестровка сочеталась с передачей характера музыки в движении. В этом случае объединились разделы занятий – слушание музыки, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения. А так же мы объединили слушание музыки, показ иллюстраций, и прием цвет-настроение.

   Уровень развития творческого восприятия музыки детьми  определяется по следующим критериям:

- интерес к слушанию музыки, сосредоточенность;

- готовность самостоятельно определять характер музыкального произведения опираясь на впечатления и эмоции, которые она у них вызвала;

- стремление передать характер услышанного музыкального произведения в творческих импровизациях.

- самостоятельность детей в процессе слушания музыки, организация восприятия музыкальных произведений по их собственной инициативе.

   Отбирая музыкальные произведения с высокохудожественным содержанием, выразительными интонациями мы расширяем музыкальный кругозор детей, обогащаем опыт музыкального восприятия, закладываем основы музыкальной культуры детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восприятие классической музыки детьми старшего дошкольного возраста

Одним из признаков музыкальности является способность воспринимать музыкальные образы, различать их по характеру, настроению, эмоционально откликаться на их проявления в пении, танце, игре. В с...

Особенности восприятия музыки детьми дладшего дошкольного возраста.

Материал для проведения консультации с педагогами....

«Проблемы восприятия классической музыки детьми старшего дошкольного возраста»

Музыка – это мощная интегративная система воздействия на ребенка дошкольного возраста. Многие психологи - педагоги, такие как Л.С. Выготский упоминали о том, что музыка позволяет быть понятым любому ч...

План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Дорогие сердцу…»

План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольнного возраста "Дорогие сердцу..."...

Доминантное занятие по игроритмике с детьми старшего дошкольного возраста «Танцевальное путешествие».

Цель: развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.Задачи: развивать чувство ритма, умение передавать о...

«Ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми младшего дошкольного возраста»

Первая младшая группа (2- 3года).Для решения поставленной цели выделила следующие задачи:         1. Задачи по восприятию музыки:формировать у детей умение слуш...

Конспект занятия по развитию мышления, внимания, восприятия с детьми старшего дошкольного возраста

В занятии представлены игры и  игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....