«Проблемы восприятия классической музыки детьми старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа) на тему

Музыка – это мощная интегративная система воздействия на ребенка дошкольного возраста. Многие психологи - педагоги, такие как Л.С. Выготский упоминали о том, что музыка позволяет быть понятым любому человеку.  Именно музыкальная деятельность — одна из центральных  составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, в приобщении его к общечеловеческим ценностям. К сожалению, современные диссонирующие гармонии, используемые в музыке, которую навязывает нам медиа, интернет, СМИ, притупляют детский слух. Ребенок привыкает к примитивным ритмам. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, им нужно помочь не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lonshakova_v.o._statya.docx20.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Проблемы восприятия классической музыки детьми старшего дошкольного возраста»

В современных условиях внимание дошкольного образования сосредоточено на приобщении детей к нравственным, культурным, ценностям. Детская душа – словно крылья бабочки, тонкая, остро чувствующая все, что происходит вокруг. Нельзя допустить, чтобы духовный мир дошкольника покрылся пылью безразличия и злости.

Музыкальные занятия – это спасательный корабль в дошкольном образовании, а музыкальный руководитель – капитан этого корабля. Куда поплывет корабль музыки, зависит от руководителя. Он не должен допустить творческого угасания ребенка. Музыка – это мощная интегративная система воздействия на ребенка дошкольного возраста. Многие психологи - педагоги, такие как Л.С. Выготский упоминали о том, что музыка позволяет быть понятым любому человеку.  Именно музыкальная деятельность — одна из центральных  составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, в приобщении его к общечеловеческим ценностям. К сожалению, современные диссонирующие гармонии, используемые в музыке, которую навязывает нам медиа, интернет, СМИ, притупляют детский слух. Ребенок привыкает к примитивным ритмам. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, им нужно помочь не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль классической музыки, поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте  художественно-эстетическое восприятие мира. И в этом помогают музыкальные шедевры композиторов классической музыки, в частности великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Известно, что классическая музыка несет в себе высокие вибрации, обогащая духовный мир человека. Поэтому очень важно прививать ребенку с раннего детства интерес к  музыке П.И. Чайковского. Большой вклад в исследование вопросов музыкального восприятия внесли Б. В. Асафьев, Б. М. Теплов, Б. Л. Яворский, В. Н. Шацкая, Н. Л. Грозненская, Д. Б. Кабалевский.  В работах этих авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей.

К сожалению, у значительной части детей старшего дошкольного возраста отсутствует интерес к так называемой «серьёзной музыке» по причине того, что ребенок не слушает классическую музыку.

В ходе своей педагогической деятельности мной был разработан образовательный проект, направленный на создание условий для  развития художественного восприятия произведений  П.И. Чайковского детьми  старшего дошкольного возраста.

Музыка этого великого композитора оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на детей, способствует их нравственному, духовному и творческому развитию. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкальных  шедевров  П. И. Чайковского, вызывают подъем чувств, активизируют творческий потенциал дошкольников, развивают воображение. Предлагаемый проект «Волшебство музыки П. И. Чайковского»  направлен на формирование музыкально-художественной культуры,  творческой личности ребенка, через развитие его музыкальных способностей посредством слушания (восприятия),  музыки. Через музыку Чайковского  дошкольникам прививаются нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к родине, природе, способность к эмпатии, воспитывается  чувство прекрасного. Дошкольник через красочный музыкальный видеоряд  может увидеть красоту природы, оценить всю ее красоту и уязвимость. Слушая музыкальные шедевры  П. И. Чайковского, ребенок учится определять настроение, эмоциональную окраску, развивает свою музыкальную и общую культуру.  

Цель: Создание условий для  развития художественного восприятия произведений  П.И. Чайковского детьми  старшего дошкольного возраста, повышение  качества музыкального  воспитания.

Задачи:

-развивать  музыкально-познавательную  деятельность старших дошкольников через знакомство с творчеством П.И. Чайковского,

-   воспитывать интерес к классической музыке,  эстетические чувства,
-   прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И.  Чайковского;
-  учить слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений Чайковского,

- развивать музыкальный вкус, творческие способности, умение фантазировать под музыку,

-  обогащать словарный запас, навыки выразительного рассказа;

Таким образом, в результате завершения проекта  старшие дошкольники дослушивали  произведения  внимательно до окончания звучания, понимали и анализировали музыкальные произведения П. И. Чайковского.

Музыка – это своеобразный мостик в детскую душу, помогающий нравственному, всестороннему развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические подходы к проблеме освоения краеведческих представлений детьми старшего дошкольного возраста

         В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса лично...

Восприятие классической музыки детьми старшего дошкольного возраста

Одним из признаков музыкальности является способность воспринимать музыкальные образы, различать их по характеру, настроению, эмоционально откликаться на их проявления в пении, танце, игре. В с...

Особенности восприятия пейзажной картины детьми старшего дошкольного возраста.

Особенности восприятия пейзажной картины детьми старшего дошкольного возраста....

Особенности восприятия классической музыки детьми дошкольного возраста с ОНР

Особенности восприятия классической музыки детьми дошкольного возраста с ОНР...

Особенности восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста

Особенности восприятия литературных произведенийдетьми старшего дошкольного возраста...

План-конспект доминантного музыкального занятия по восприятию музыки детьми старшего дошкольного возраста.

Создать условия для развития у детей старшего дошкольного возраста музыкально – эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....

Проект «Развитие речи посредством классической музыки с детьми старшего дошкольного возраста»

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая п...