Восприятие классической музыки детьми старшего дошкольного возраста
статья по музыке (старшая группа) на тему

  Одним из признаков музыкальности является способность воспринимать музыкальные образы, различать их по характеру, настроению, эмоционально откликаться на их проявления в пении, танце, игре. В системе музыкально - художественной деятельности, осуществляемой дошкольниками в ДОУ, следует уделить больше внимания слушанию музыки, формированию интереса к постоянному накоплению знаний в области музыки. Проблема развития мышления рассматривается в разных видах деятельности.   Особое место в системе работы по музыкальному воспитанию занимают проблемы развития мышления, речи, творческого воображения. Если ребенок умеет анализировать, выделять главное, это значит, что он сумеет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству.   Эти задачи решаются в комплексе с задачей развития музыкальных восприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Восприятие классической музыки детьми старшего дошкольного возраста

       В соответствии с государственными требованиями перед детским  садом стоят задачи развития у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщения детей к музыкальному искусству средствами музыкально-художественной деятельности.

    Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает: 

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений   искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

      Одним из признаков музыкальности является способность воспринимать музыкальные образы, различать их по характеру, настроению, эмоционально откликаться на их проявления в пении, танце, игре. В системе музыкально - художественной деятельности, осуществляемой дошкольниками в ДОУ, следует уделить больше внимания слушанию музыки, формированию интереса к постоянному накоплению знаний в области музыки. Проблема развития мышления рассматривается в разных видах деятельности.   Особое место в системе работы по музыкальному воспитанию занимают проблемы развития мышления, речи, творческого воображения. Если ребенок умеет анализировать, выделять главное, это значит, что он сумеет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству.   Эти задачи решаются в комплексе с задачей развития музыкальных восприятий.

      Спонтанное восприятие музыки свойственно, в основном, воспитанию ребенка в семье. Ребенок слушает то, что предпочитают слушать его родственники. Если учесть, что возраст родителей современных дошкольников в преобладающем большинстве  25-35 лет, то и репертуар спонтанного слушания ребенка, соответственно – модные шлягеры, поп, рок, метал. Классика, за очень редким исключением, дома звучит редко и не связана с жизнью семьи, ее традициями, интересами родителей (если только они не музыканты). В силу этих обстоятельств особо велика роль детского сада – образовательного учреждения, в котором целенаправленно, систематически и компетентно занимаются развитием общей музыкальности, формированием основ музыкальной культуры, развитием музыкальных способностей. Накоплением у детей представлений о различных музыкальных жанрах, произведениях, композиторах, сочиняющих музыку

          Для обогащения музыкальных представлений, развития способности слушать и слышать музыку, получать эстетическое удовольствие от ее познания в детском саду используются разные формы организации осмысленного, прочувствованного и деятельного музыкального восприятия.

-  Беседы о музыке (предваряющие, и завершающие слушание),  в контексте которых детей подводят к составлению эмоционально-образной характеристики прослушанного произведения, доступного возрасту анализу средств музыкальной выразительности. При этом важно подвести детей не к простому перечислению выразительных средств, а к выявлению их роли в создании музыкального образа.

      Целесообразно  использовать различные формы организации активного осмысленного слушания музыки:

- внесение  художественных репродукций, соответствующих характеру музыкального произведения в качестве визуальных опор слушания,

-  моделирование музыки движениями  рук  (активизирует осознание детьми характера мелодии  (плавное и отрывистое звуковедение, направление мелодии и т.д.),

-  двигательно-танцевальная  импровизация (помогает выразить свои переживания от музыки через танец – общий эмоциональный настрой музыки, ритмический рисунок, динамику, темп и т.д.),

-  музыкальные игры  (коллективные игры-фантазии под музыкальное сопровождение с участием педагога, музыкальные  игры-сказки по методике О.П.Радыновой, музыкально-дидактические игры на развитие музыкально-сенсорных способностей детей,

           Музыкальные впечатления детей активно подкрепляются изобразительным творчеством. Мы предлагаем старшим дошкольникам различные изобразительные импровизации:

-  Рисование на сюжеты программных музыкальных произведений

- Изо-этюды направленные на передачу эмоционального содержания  музыки через характер линий и соответствующую цветовую гамму (теплые и холодные тона, яркие, светлые и темные)

-  Лепка персонажей музыкальных сказок, пьес, постановок музыкального театра.

-  Оформление афиш и программ музыкальных концертов, праздников, досугов.

   Таким образом, возникает синтез самостоятельной творческой и собственно образовательной деятельности ребенка в области музыки, что способствует амплификации общего развития личности. Занятия музыкой способствуют развитию ассоциативного мышления ребёнка, поиск им таких же выразительных средств в других видах искусства, осознанию им содержания музыкальных образов, своего к ним отношения, возникновению интереса к дальнейшему познанию этой области человеческого творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия музыки детьми дладшего дошкольного возраста.

Материал для проведения консультации с педагогами....

«Проблемы восприятия классической музыки детьми старшего дошкольного возраста»

Музыка – это мощная интегративная система воздействия на ребенка дошкольного возраста. Многие психологи - педагоги, такие как Л.С. Выготский упоминали о том, что музыка позволяет быть понятым любому ч...

Особенности восприятия пейзажной картины детьми старшего дошкольного возраста.

Особенности восприятия пейзажной картины детьми старшего дошкольного возраста....

«Ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми младшего дошкольного возраста»

Первая младшая группа (2- 3года).Для решения поставленной цели выделила следующие задачи:         1. Задачи по восприятию музыки:формировать у детей умение слуш...

Особенности восприятия классической музыки детьми дошкольного возраста с ОНР

Особенности восприятия классической музыки детьми дошкольного возраста с ОНР...

Особенности восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста

Особенности восприятия литературных произведенийдетьми старшего дошкольного возраста...

План-конспект доминантного музыкального занятия по восприятию музыки детьми старшего дошкольного возраста.

Создать условия для развития у детей старшего дошкольного возраста музыкально – эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....