Особенности восприятия музыки детьми дладшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал на тему

Кунина Зинаида Юрьевна

Материал для проведения консультации с педагогами.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности  восприятия музыки детьми

младшего дошкольного возраста.

Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности.

Музыка таит в себе большие возможности для творческого развития ребенка. С первых лет жизни, она является его  постоянным спутником, так как чрезвычайно близка эмоционально детской натуре.

Восприятие - сложный психический процесс. Известный психолог Л. Выготский даёт такое определение: «Это целостное отражение в коре головного мозга предметов и ситуаций, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств». [Выготский] Восприятие - не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса.

Одним из видов музыкальной деятельности является восприятие.     Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие - в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Поэтому важно формировать именно музыкальное восприятие. [1;4]

Первоначально, в младшем дошкольном возрасте, восприятие отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Оно часто носит импульсивный характер, выражается в спонтанных, сиюминутных моторных реакциях ребёнка на звучащую музыку. Это считается вполне нормальным. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения.

Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Дошкольный педагог Н.А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания». [1]

Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Б.М. Теплов  считает, что специфическим для музыкального переживания, восприятия являются эмоции, чувства, настроения. Лишаясь своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством. Только через выражение эмоций музыка может передавать «мысли и образы» или «картину природы», через эстетическую эмоцию человек познает мир. Одна из труднейших задач художественного воспитания - сохранить эмоциональную природу восприятия по мере усложнения средств выразительности. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. В детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает - движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.

У детей этого возраста формируется понятие о том, что можно не только словами, но и звуками (музыкой) рассказать о грустном, веселом. Они осознанно воспринимают контрастный характер музыки, умеют сказать, о чем рассказывает та или иная песня, пьеса.

У малышей формируется эмоциональная отзывчивость на музыку, желание двигаться в соответствии с ее характером. Так, слушая «Осеннюю песенку» А. Александрова, они неспешно ходят и собирают листочки, а веселая плясовая «Как у наших у ворот» (р.н.м.) побуждает детей притопывать, исполнять «пружинку». 

Многие зарубежные и отечественные композиторы – классики писали музыку специально для детей. Из произведений детской классики необходимо уже в раннем возрасте шире использовать альбомы фортепианных пьес: П. Чайковского, А. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С. Прокофьева, Г. Свиридова, Д. Шостаковича и др.  Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей «Детская симфония» Й. Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Бизе и т.д.

Помимо «детской» музыки очень важно слушать фрагменты классических произведений разного времени – старинную музыку А. Вивальди, Г. Генделя, И.-С. Баха, произведения В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, П. Чайковского и других зарубежных и отечественных композиторов – классиков. К полюбившимся произведениям можно возвращаться неоднократно. Так дети глубже постигают язык музыки, открывают для себя в знакомых мелодиях новый смысл.

Маленькие дети отзывчивы на музыку, ее настроение. Они с радостью слушают веселую пьесу, притихают, когда звучит спокойная, нежная песня. Дети легко различают двухчастную контрастную пьесу. При этом у них возникает желание подпевать, реагируя на музыку движением (помахивают руками, притопывают, пританцовывают).

В младшей группе для слушания музыки используется  репертуар, в котором  имеют место песни, отражающие явления природы («Осенняя песенка» Ан. Александрова, «Зима прошла» Н. Метлова), близкие и понятные детям образы («Заинька» М. Красева, «Будем кувыркаться» И. Саца), плясовые народные мелодии. Значительное место начинает занимать программная инструментальная музыка («Дождь идет» И. Аросева, «Воробей» А. Руббаха, «Моя лошадка» А. Гречанинова).

Вместе с тем в работе с малышами необходимы наглядные приемы, привлекающие ребенка к музыке, в частности показ игрушки. Детям доставляет большое удовольствие слушать музыку и смотреть на игрушку, о которой поется в песне. Зрительно воспринимаемый образ способствует пониманию содержания исполняемой песни, ее запоминанию.

Развитию интереса к музыке помогают и некоторые яркие особенности произведения, в частности изобразительные моменты (подражание игре на барабане во вступлении к песне Т. Попатенко «Праздничная», чириканью воробья в песне А. Руббаха «Воробей» и др.).

Объем детского внимания не велик. Поэтому для слушания подбирают небольшие по объему произведения, с яркой мелодией, несложной гармонии, ясной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу.

Учитывая возраст детей, воспитатель определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение.

Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., Просвещение, 1981; стр. 140
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – Музыка, 1985.
  3. Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991.
  4. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие - как проблема музыкознания. - М., 1980; стр.91