ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)
Формирование творческой личности ребенка в сфере дошкольного образования на сегодняшний день – одна из важнейших задач педагогического воспитания.
При реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, неотъемлемым условием является развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [4].
В работах таких авторов как Е.Ф. Флерина, Р.М. Чумичева, А.М.Чернышева, Л.В. Пантелеева, Т.С. Комарова, Т.А. Копцева и др., особая роль в становлении творческой личности ребенка отводится развитию художественного восприятия в процессе ознакомления с произведениями живописи [3, с. 75].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_zhivopis.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Нельзя растить полноценного человека
без воспитания в нем чувства прекрасного»
Р. Тагора
Автор статьи: воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10 с. Таврово» Ткаченко Мария Александровна
Формирование творческой личности ребенка в сфере дошкольного образования на сегодняшний день – одна из важнейших задач педагогического воспитания.
При реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, неотъемлемым условием является развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [4].
В работах таких авторов как Е.Ф. Флерина, Р.М. Чумичева, А.М.Чернышева, Л.В. Пантелеева, Т.С. Комарова, Т.А. Копцева и др., особая роль в становлении творческой личности ребенка отводится развитию художественного восприятия в процессе ознакомления с произведениями живописи [3, с. 75].
По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети старшего дошкольного возраста больше предпочитают картины бытового жанра и меньше пейзаж и натюрморт. Сюжетная картина привлекает детей увлекательным, ярким содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетические стороны изображения.
Отличительной особенностью восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи является то, что они сразу выделяют цвет, потому что он яркий и знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко могут увязать его с настроением, выраженным в произведении. Поэтому чаще всего они и способны воспринимать цвет как средство для раскрытия основной идеи содержания изображения, через цвет оценивать эстетические достоинства картины [5, с. 84].
Таким образом, и натюрморты и особенно пейзажная живопись вызывают интерес у дошкольников изображением предметов или явлений природы, обогащенных цветовыми сочетаниями и пестрым колоритом.
В картинах бытового жанра особый интерес и внимание детей направлено на образы животных и спорт. Интерес к обозначенной тематике неодинаков так, как мальчики увлекаются больше спортивной и героической темами, а девочки – миром животных.
Выбирая «самую красивую» картину, дети 5-7 лет, уже способны руководствоваться эстетическими чувствами (в отличие от детей 3-4 лет, которые воспринимая картину, как правило, ещё не выделяют эстетические качества, их привлекают только способы изображения (насыщенные тона и разноцветные краски)), вызываемыми гармонией цвета, яркостью красок, их сочетанием.
Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, поэтому она способна оказывать на них эмоциональное и эстетическое воздействие, которое в последствие проявляется и в их речи. Для характеристики воспринимаемого явления дети старшего дошкольного возраста находят свои поэтические образы, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности.
По мнению художника и педагога Т.А. Копцевой, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно – творческой деятельности являются результатом художественного восприятия [2, с. 41].
Положительное влияние на восприятие картины оказывает также и поэтический текст, музыкальное произведение. Включение элементов музыки, поэзии на занятиях помогает дошкольникам понимать картины, помогая глубже воспринять художественные образы, переданные в них.
Необходимым условием понимания социальной значимости содержания жанровой живописи является личностное отношение к выраженным в живописи социальным явлениям. Личностное отношение ребенка в данном случае выступает показателем эмоционального восприятия жанровой живописи, и что не немаловажно – может служить фактором в процессе формирования социализации личности дошкольника.
В ходе работы по ознакомлению детей с произведениями живописи развиваются их представления о средствах выразительности – цвете, композиции, линии, светотени и т.д.
Для определения уровня восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста было проведено исследование на базе МДБОУ «Детский сад комбинированного вида № 60» г. Белгорода. В исследовании принимали участие дети группы старшего дошкольного возраста 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек). При исследовании использовались следующие методики: 1.Методика «Изучение восприятия картины» (автор: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); 2.Диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником»; 3.Диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю» [1, с. 31,45,74] .
Сначала мы проводили игры и разминки для старших дошкольников на образное ощущение колорита, освоение холодной и теплой гаммы цветов.
Также при работе с детьми мы использовали упражнения на составление цветовых композиций.
Таким образом, в процессе проведения диагностик непосредственно происходило и обогащение представлений детей о видах живописи, они учились отличать живопись от других видов изобразительных искусств, приобщались к искусству и художественной деятельность.
На контрольном этапе эксперимента мы получили следующие результаты, с высоким уровнем восприятия произведений живописи было выявлено – 7 детей (при исходной диагностики – 5), средний уровень – 3 ребенка (при исходной диагностики – 4). С низким уровнем восприятия произведений живописи детей не выявлено (при исходной диагностики – 1) .
По завершении мероприятий направленных на определение уровня восприятия произведений живописи старшими дошкольниками мы увидели, что ответы дошкольников и их творческая деятельность существенно обогатилась эмоционально-выразительным содержанием. Работы дошкольников стали интереснее по содержанию, больше по объёму, богаче по идеям и замыслам.
Проведя качественный анализ полученных изменений можно отметить следующее, что создание определенных условий по организации предметно-развивающей среды в детском саду, целенаправленное и систематическое знакомство старших дошкольников с различными видами и средствами живописи, комплексное взаимодействие окружающих взрослых при осуществлении данного направления влияет на повышение художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. – 224 с.
- Копцева Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России. – М.: Альтекс, 2006. – 346 с.
- Маслова С.Г. В мире прекрасного: программа художественно – эстетического воспитания в детском саду. – СПб. - Питер, 2010. – 176 с.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – Режим доступа: - www.consultant.ru. – п.2.6.
- Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи – М.; Просвещение, 1992. – С. 84–89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Восприятие живописи детьми дошкольного возраста», сценарий занятия Семейного клуба
«Восприятие живописи детьми дошкольного возраста», сценарий занятия Семейного клуба для детей и родителей подготовительной к школе группы...
«Особенности восприятия природы детьми дошкольного возраста в экологическом воспитании»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11690681","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 30px;"}}]]Восприятие природы детьми дошкольного возраста,...
«Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста фразеологических оборотов»
Проблема обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами тесно связана с приобщением дошкольников к национальному богатству родного языка. В современной методике рече...
«Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений».
«Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений»....
"Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений художественной литературы"
Статья...
"Особенности восприятия музыки детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Статья "Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста"
В статье раскрываются возрастные особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста.За основу взяты материалы учебников по психологии для студентов: Немова Р.С., Мухиной В.С., Маклакова ...