ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

Ткаченко Мария Александровна

Формирование творческой личности ребенка в сфере дошкольного образования на сегодняшний день – одна из важнейших задач педагогического воспитания.

При реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, неотъемлемым условием является развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [4].

В работах таких авторов как Е.Ф. Флерина, Р.М. Чумичева, А.М.Чернышева, Л.В. Пантелеева, Т.С. Комарова, Т.А. Копцева и др., особая роль в становлении творческой личности ребенка отводится развитию художественного восприятия в процессе ознакомления с произведениями живописи [3, с. 75].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_zhivopis.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Нельзя растить полноценного человека

без воспитания в нем чувства прекрасного»

Р. Тагора

Автор статьи: воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида  № 10 с. Таврово» Ткаченко Мария Александровна

Формирование творческой личности ребенка в сфере дошкольного образования на сегодняшний день – одна из важнейших задач педагогического воспитания.

При реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, неотъемлемым условием является развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [4].

В работах таких авторов как Е.Ф. Флерина, Р.М. Чумичева, А.М.Чернышева, Л.В. Пантелеева, Т.С. Комарова, Т.А. Копцева и др., особая роль в становлении творческой личности ребенка отводится развитию художественного восприятия в процессе ознакомления с произведениями живописи [3, с. 75].

По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети старшего дошкольного возраста больше предпочитают картины бытового жанра и меньше пейзаж и натюрморт. Сюжетная картина привлекает детей увлекательным, ярким содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетические стороны изображения.

Отличительной особенностью восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи является то, что они сразу выделяют цвет, потому что он яркий и знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко могут увязать его с настроением, выраженным в произведении. Поэтому чаще всего они и способны воспринимать цвет как средство для раскрытия основной идеи содержания изображения, через цвет оценивать эстетические достоинства картины [5, с. 84].

Таким образом, и натюрморты и особенно пейзажная живопись вызывают интерес у дошкольников изображением предметов или явлений природы, обогащенных цветовыми сочетаниями и пестрым колоритом.

В картинах бытового жанра особый интерес и внимание детей направлено на образы животных и спорт. Интерес к обозначенной тематике неодинаков так, как мальчики увлекаются больше спортивной и героической темами, а девочки – миром животных.

Выбирая «самую красивую» картину, дети 5-7 лет, уже способны руководствоваться эстетическими чувствами (в отличие от детей 3-4 лет, которые воспринимая картину, как правило, ещё не выделяют эстетические качества, их привлекают только способы изображения (насыщенные тона и разноцветные краски)), вызываемыми гармонией цвета, яркостью красок, их сочетанием.

Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, поэтому она способна оказывать на них эмоциональное и эстетическое воздействие, которое в последствие проявляется и в их речи. Для характеристики воспринимаемого явления дети старшего дошкольного возраста находят свои поэтические образы, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности.

По мнению художника и педагога Т.А. Копцевой, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно – творческой деятельности являются результатом художественного восприятия [2, с. 41].

Положительное влияние на восприятие картины оказывает также и поэтический текст, музыкальное произведение. Включение элементов музыки, поэзии на занятиях помогает дошкольникам понимать картины, помогая глубже воспринять художественные образы, переданные в них.

Необходимым условием понимания социальной значимости содержания жанровой живописи является личностное отношение к выраженным в живописи социальным явлениям. Личностное отношение ребенка в данном случае выступает показателем эмоционального восприятия жанровой живописи, и что не немаловажно – может служить  фактором в процессе формирования социализации личности дошкольника.

В ходе работы по ознакомлению детей с произведениями живописи развиваются их представления о средствах выразительности – цвете, композиции, линии, светотени и т.д.

Для определения уровня восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста было проведено исследование на базе МДБОУ «Детский сад комбинированного вида № 60» г. Белгорода. В исследовании принимали участие дети группы старшего дошкольного возраста 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек). При исследовании использовались следующие методики: 1.Методика «Изучение восприятия картины» (автор: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); 2.Диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником»; 3.Диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю» [1, с. 31,45,74] .

Сначала мы проводили игры и разминки для старших дошкольников на образное ощущение колорита, освоение холодной и теплой гаммы цветов.

Также при работе с детьми мы использовали упражнения на составление цветовых композиций.

Таким образом, в процессе проведения диагностик непосредственно происходило и обогащение представлений детей о видах живописи, они учились отличать живопись от других видов изобразительных искусств, приобщались к искусству и художественной деятельность.

На контрольном этапе эксперимента мы получили  следующие результаты, с высоким уровнем восприятия произведений живописи было выявлено – 7 детей (при исходной диагностики – 5), средний уровень – 3 ребенка (при исходной диагностики – 4). С низким уровнем восприятия произведений живописи детей не выявлено (при исходной диагностики – 1) .

По завершении мероприятий направленных на определение уровня восприятия произведений живописи старшими дошкольниками мы увидели, что ответы дошкольников и их творческая деятельность существенно обогатилась эмоционально-выразительным содержанием. Работы дошкольников стали интереснее по содержанию, больше по объёму, богаче по идеям и замыслам.

Проведя качественный анализ полученных изменений можно отметить следующее, что создание определенных условий по организации предметно-развивающей среды в детском саду, целенаправленное и систематическое знакомство старших дошкольников с различными видами и средствами  живописи, комплексное взаимодействие окружающих взрослых при осуществлении данного направления влияет на повышение художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. – 224 с.
  2. Копцева Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России. – М.: Альтекс, 2006. – 346 с.
  3. Маслова С.Г. В мире прекрасного: программа художественно – эстетического воспитания в детском саду. – СПб. - Питер, 2010. – 176 с.
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – Режим доступа: - www.consultant.ru. – п.2.6.
  5. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи – М.; Просвещение, 1992. – С. 84–89.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Восприятие живописи детьми дошкольного возраста», сценарий занятия Семейного клуба

«Восприятие живописи детьми дошкольного возраста»,  сценарий занятия Семейного клуба  для детей и родителей подготовительной к школе группы...

«Особенности восприятия природы детьми дошкольного возраста в экологическом воспитании»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11690681","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 30px;"}}]]Восприятие природы детьми дошкольного возраста,...

«Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста фразеологических оборотов»

Проблема обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами тесно связана с приобщением дошкольников к национальному богатству родного языка. В современной методике рече...

«Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений».

«Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений»....

Статья "Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста"

В статье раскрываются возрастные особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста.За основу  взяты материалы учебников по психологии для студентов: Немова Р.С., Мухиной В.С., Маклакова ...