Конспект ООД «В горнице нашей поём мы и пляшем» в старшей группе.
учебно-методический материал по музыке (старшая группа)

Волкова  Елена Владимировна

Конспект  ООД  «В горнице нашей поём мы и пляшем» в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_itog.docx25.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект  ООД  «В горнице нашей поём мы и пляшем» в старшей группе.

Цель:

- познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи.

Образовательные:

- приобщать детей к фольклорному наследию русского народа.

- знакомить со старинным бытом, существовавшим на Руси.

- способствовать формированию интереса к русским народным играм, песням и музыкальным инструментам.

Развивающие:

- развивать умение детей петь весело и подвижно или протяжно и напевно, точно интонируя, выражая своё эмоциональное отношение к содержанию песни.

- совершенствовать умение играть на музыкальных инструментах в ансамбле, соблюдая ритм и темп.

Воспитательные:

- воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия, дети входят в русских костюмах в центре «Русская изба». Хозяйка (муз.рук) в русском народном сарафане встречает гостей (детей).

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.

Ребята, какие вы сегодня красивые и нарядные.

Друг на друга поглядим, о себе поговорим

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий

Все у нас хорошие, все у нас пригожие.

Как хорошо, что вы сегодня в русских народных костюмах. Я как раз хотела вас пригласить к себе в русскую избу.

 А вы хотели бы узнать, как они жили, чем занимались, как весело и задорно умели отдыхать  люди в старину?

Тогда, милости просим ко мне в избу, где много звуков, музыки и хорошего настроения.

Мы попали, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице всегда  принимали гостей.

Горница у меня небольшая. Да красивая какая!

Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины). Раньше

вся посуда была деревянная и глиняная. А скажите, какой росписью

раскрашена эта посуда? (хохломская и городецкая роспись).

Тут и сундук стоит. Раньше не было шкафов и поэтому одежду, бельё, ценные вещи. хранили в сундуках.

А теперь сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, когда заканчивались полевые работы, собран урожай, скот готов зиму зимовать, хлеб убран в закрома, люди собирались на посиделки. Где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, шутили и работали: Женщины работали, кто за прялкой сидел, кто узор на полотенце вышивал , кто- то вязал. А мужчины

занимались хозяйственными работами ,  лепили  из глины посуду , другие из дерева ложки да плошки вытачивали, корзины да лапти плели.

Издавна русский народ славиться своим трудолюбием.

 Воспитатель:

 Да, хозяюшка. Ребята наши тоже очень трудолюбивые, по дому любят помогать. Знают много пословиц о труде.

1.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2.Кто не работает, тот и не ест. 

3.Рабочие руки не знают скуки.

4.Сделал дело - гуляй смело.

5.Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

6.Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб, и молоко водиться. 
7.Была бы охота - заладится всякая работа.

Хозяйка:

Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогал весёлый

перепляс.

Танец «Русский перепляс»

Хозяйка:

Каждый русский дом славился большой русской печкой. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Да, скоро затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так:

Ой, ты, печка-сударыня,

помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси.

В дом богатства неси.

Почему так ласково люди обращались к печке?

Ответы детей.

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги, варили квас. В печке не только готовили на ней  сушили ягоды, грибы, разные травы. На ней спали младшие детки и старики.  зимой под печкой держали кур. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку . Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые .

 Воспитатель:

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Чугунок незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.  В нем готовили щи да кашу.

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунок со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке ? Предложить детям взять чугунок ухватом. (после игры дети садятся к столу

Хозяйка:

Выходите, споем песню и прославим нашу печку – матушку.

Песня «Русская печка»

Хозяйка:

Русская пеня помогала нашим прабабушкам и прадедушкам в работе и отдыхе, в любви и разлуке, в радостях и страданиях. Народная песня помогает нам и  сегодня.  Без песен   как без хлеба – так считали в народе.  

Русские народные песни создавали народные певцы создатели, имена которых нам не известны. Слова песен передавались их уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.

 А сколько на Руси песен? Их  невозможно сосчитать. Колыбельные, трудовые, лирические, шуточные, солдатские, обрядовые.

Всегда русский народ любил песни  задорные, шуточные, которые поднимают настроение, бодрость духа и желание работать. И мы с вами знаем такую песню и сейчас исполним её.

Песня «Как у нас то в мастерской»

Молодцы ребята! У вас хорошо получилось.

(Звучит плач ребёнка)

Ребята, мне кажется, я что то слышу? Что это?

Ответы детей. Кто- то плачет.

Посмотрите здесь малыш. А в чем он лежит?

Ответы детей. (Колыбель, люльку)

- Правильно это колыбелька, раньше её ещё называли « люлькой или

качкой».  

 В старину, в семьях всегда было много детей. Мама самый главный человек для любого ребенка. И для того, чтобы малыш уснул, младенцев качали в колыбели, напевая мелодичные песни.

А как вы думаете, какую песню мамочка поёт малышу когда укачивает его?

Ответы детей

Как вы думаете, какая по характеру должны быть  эта песня?

Ответ детей. (Колыбельные. Нежные, грустные, протяжные, тихие, безмятежные)

Сейчас мы послушаем, как наши девочки убаюкивают своих малышей.

Песня «Колыбельная»

Хозяйка:

А пока маленькие спали, взрослые отдыхали.

Мальчик: Ох баюшки, баюшки      Тёма

Жил мужик на краюшки

Он не беден не богат

У него полно ребят

Все по лавочкам сидят?

Все дети: Все по лавочкам сидят

Девочка: Кашу манную едет      Полина

Девочка: Каша- то масленная     Женя

Девочка: Ложка – то крашенная   Юля

Все:

Ладушки, ладушки

Где были у бабушки

У бабушки

Девочка: Что ели?   Вика

Девочка: Пряник      Кристина

Девочка: Где пряник?   Тема

Все: Съели

Девочка: Попили, поели  Кристина

Все: Шу полетели. ( кладут кукол)

Игра «Яблочко»

Хозяйка:

Деревенский народ веселил себя не только играми, песнями, но и игрой на музыкальных инструментах. Русский народ сам мастерил эти инструменты. Как называются эти инструменты?

Ответ детей:  Народные

Давайте с вами посмотрим, есть ли в нашей русской избе музыкальные инструменты, похожие на народные?

А какие народные инструменты вы знаете?

Дети перечисляют: Бубны, Балалайка, Гусли, деревянные ложки, трещетк)

Молодцы ребята! Правильно!

Наши предки владели  секретом изготовления свистульки. Свистульки делались из глины. . Из деревянных брусков или пластин делалась трещётка,

Ребята, а сейчас мы с вами послушаем новое  музыкальное произведение П.И. Чайковского  «Камаринская» в исполнении народных инструментах.

Слушание «Камаринская»

Ребята, какие инструмент вы услышали?

Ответы детей: слышаться разные народные музыкальные инструменты (дудочка, балалайка, гармонь)

А что можно делать под эту музыку?

Чайковский в Камаринской изобразил пляску. Чайковский очень любил слушать народную музыку. Полюбилась ему простая, незатейливая русская мелодия. Вот она.(Слушание неполных 7 тактов).Он создал на основе мелодии  музыкальную пьесу.

Ребята, сейчас ещё раз послушаем и вы мне скажите

А какая по характеру была музыка? (весёлая, быстрая , озорная)

Хозяйка:

У меня для вас есть загадка

Сама не ест, а всех кормит.

А как хороши деревянные ложки известные на весь мир. Их вырезали из липы, затем расписывали  узорами. Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Хозяйка:

Музыканты, молодцы! Как весело играли.

Ребята, вам понравилось у меня в гостях, в русской избе?…..

А кому бы вы могли рассказать о том, где вы были сегодня?

(Родным, маме, брату)

О чём вы расскажите родным?

Правильно, расскажите о том, как жили наши предки, какие предметы их окружали, чем они занимались, какие песни пели и как весело отдыхали.

А я желаю вам не забывать свои истоки. Русский народ всегда был очень гостеприимным, хлебосольным, гостей хорошо принимал, да сладостями угощал. Вы сегодня были моими гостями, и я хочу угостить вас. Петушков кушайте да маму с папой слушайте! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.

Конспект  НОД  по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект сюжетно-ролевой игры "Как у наших у ворот - всегда хоровод..." в старшей группе

Знакомство с русской историей, традициями и народным творчеством. Привлечь родителей к участию в организационных мероприятиях группы....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

«Звери, птицы, насекомые – наши добрые знакомые». Спортивное развлечение для старших групп

Задачи: Создавать атмосферу радости и эмоционального благополучия. Закреплять знания  о животном  мире. Развивать внимание, память, координацию движений. Доставить детям удовольствие о...

Конспект открытого занятия "Лес наше богатство ""Окружающий мир" область "Познание", старшая группа

Программное содержание: Обобщить систематизировать знания детей о лесе, как о сообществе растительного и животного мира (лес дарит чистый воздух, дает лесные дары – ягоды, грибы, травы).Расширить знан...

Как на нашем на дворе юморина – развлечение для старших групп

Праздник посвященный 1 апрелю, в котром принимают участие скоморохи....

"Наша Родина - Россия". Конспект занятия в старших группах

Как  знакомить детей с государственной символикой России. Закреплять знания детей о Москве – столице России, её достопримечательностях.Воспитание  любви  и чувство гордости к ...