Главные вкладки

    Конспект открытого занятия "Лес наше богатство ""Окружающий мир" область "Познание", старшая группа
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Людмила Викторовна Ткачева

    Программное содержание: Обобщить систематизировать знания детей о лесе, как о сообществе растительного и животного мира (лес дарит чистый воздух, дает лесные дары – ягоды, грибы, травы).

    Расширить знания родном лесе, в котором растут различные деревья, травы, живут звери и птицы; в лесу люди отдыхают, любуясь его красотой, пением птиц.

    Развивать у детей культуру восприятия, умение наблюдать, сравнивать, видеть красоту, весенних пейзажей.

    Показать какую роль для человека играют органы чувств.

    Закреплять математические познания в прямом и обратном счете от 1 до 10, от 10 до 1.

    Воспитывать любовь к родному краю.

    Формировать этические постулаты во взаимодействии человека с другими организмами:

    - Должна существовать ответственность человека перед любой особью, видом, экосистемой или даже ландшафтом, то есть люди – единственные на планете организмы, способные на неправильные действия, способные нанести вред окружающему миру, поэтому всю свою жизнь они должны сознательно ограничивать свою деятельность.

    Материалы: декорации весенней природы: лес (деревья – берёза, тополь, ель, рябина; пеньки, трава, подснежники), птицы (картинки для игр), изображение животных.  Конверт, письмо, карта. Изображение органов чувств(карточки – глаза, нос, уши, руки). Музыкальное сопровождение (пение птиц, хоровод «Берёзка русская», «Паровозик»). Круги «кочки» с цифрами от 1 до 10. Строительные модули.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Экология для дошкольников25.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программное содержание: Обобщить систематизировать знания детей о лесе, как о сообществе растительного и животного мира (лес дарит чистый воздух, дает лесные дары – ягоды, грибы, травы).

    Расширить знания родном лесе, в котором растут различные деревья, травы, живут звери и птицы; в лесу люди отдыхают, любуясь его красотой, пением птиц.

    Развивать у детей культуру восприятия, умение наблюдать, сравнивать, видеть красоту, весенних пейзажей.

    Показать какую роль для человека играют органы чувств.

    Закреплять математические познания в прямом и обратном счете от 1 до 10, от 10 до 1.

    Воспитывать любовь к родному краю.

    Формировать этические постулаты во взаимодействии человека с другими организмами:

    - Должна существовать ответственность человека перед любой особью, видом, экосистемой или даже ландшафтом, то есть люди – единственные на планете организмы, способные на неправильные действия, способные нанести вред окружающему миру, поэтому всю свою жизнь они должны сознательно ограничивать свою деятельность.

    Материалы: декорации весенней природы: лес (деревья – берёза, тополь, ель, рябина; пеньки, трава, подснежники), птицы (картинки для игр), изображение животных.  Конверт, письмо, карта. Изображение органов чувств(карточки – глаза, нос, уши, руки). Музыкальное сопровождение (пение птиц, хоровод «Берёзка русская», «Паровозик»). Круги «кочки» с цифрами от 1 до 10. Строительные модули.


    Предварительная работа:

    До занятия в группу приносят запечатанный конверт, который надо вскрыть ровно в 9 часов (начало занятий), дети его осматривают.

    Воспитатель: Дети посмотрите, вот уже время подошло, пора вскрыть наш конверт (вскрывает, обращает внимание детей на письмо, зачитывает его, в нем приглашение для детей в весенний лес и карта). «Здравствуйте ребята, вот и  пришло мое время. Пора пробуждать лес ото сна, я послала своих разведчиков, но с ним что то случилось и они не могут пробиться на свет. Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь. Я приглашаю вас к себе в гости, куда?, отгадайте загадку. «Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший, он им протянет сотни рук и тысячи ладошек (Лес)».

    А чтобы вы не заблудились, я прислала вам карту. Ваша Весна».

    Воспитатель: А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

    Дети: Нельзя разбрасывать мусор, нельзя разорять муравейники и гнёзда птиц, нельзя ломать деревья, разжигать костры, рвать цветы и т.п.

    Воспитатель: Правильно, а кто знает стихотворение о лесе.

    Ребёнок читает стихотворение о лесе (С. Погореловский): 

    Здравствуй, лес!
    Дремучий лес,
    Полный сказок и чудес!
    Ты о чем шумишь листвою
    Ночью темной, грозовою,
    Что нам шепчешь на заре
    Весь в росе, как в серебре?
    Кто в глуши твоей таится?
    Что за зверь? Какая птица?
    Все открой, не утаи:
    Ты же видишь, мы свои.

    Воспитатель: Как вести себя в лесу вы знаете, молодцы, теперь мы смело сможем отправиться в путешествие. Вообразим наш лес (звучит музыка «Паровозик»). Наш поезд приехал в весенний лес. Лес прекрасен в любое время года, а как узнать, что этот лес весенний.

    Дети: На деревьях ещё нет листьев, но почки набухли. День стал длиннее. Солнышко в полдень выше, стало теплее. Прилетают с юга птицы. Тает снег, бегут ручьи, появились протралены.

    Ребёнок читает стихотворение о весне И. Токмакова:

    К нам весна шагает
    Быстрыми шагами,
    И сугробы тают под её ногами.
    Чёрные проталины
    На полях видны.
    Видно очень тёплые ноги у весны.

    Воспитатель: Дети, а вы узнаёте, какие деревья растут в этом лесу? Сейчас мы с вами поиграем в игру.

    Проводится Д.И. «К названному дереву беги» (цель игры: учить детей быстро находить названое дерево).

    Описание: воспитатель называет дерево: 1) «Раз, два, три к клёну беги». Подойдя к «дереву», дети описывают, по каким признакам они его узнали (темный коричневы ствол, крылатки).

    2) Рябина (ствол с красно – коричневой корой, по плодам) – правильно, это рябина. Её ягоды помогают зимой выжить птицам. В народе говорят «Если много на рябине ягод, то зима будет холодная». А вы пробовали на вкус плоды рябины, какие они? (ответы детей: горькие, кислые).

    3) Ель (иголки не теряют своего цвета, шишки). Отгадайте загадку: «Зимой и летом одним цветом» - это загадка не только про ель, но и про сосну. Сосна тоже вечно зелёное растение, она хорошо очищает воздух, поэтому рядом с ней хорошо дышится.

    4) Берёза (белые стволы, с черными пятнами, тонкие веточки, серёжки). Береза очень доброе дерево, он даёт человеку силу.  

    Ребёнок читает стихотворение «Березка» А. Прокофьев
    Люблю березку русскую,

    То светлую, то грустную,
    В белом сарафанчике,
    С платочками в карманчиках,
    С красивыми застежками,
    С зелеными сережками.
    Люблю ее нарядную,
    Родную, ненаглядную,
    То ясную, капучую,
    То грустную, плакучую
    Люблю березку русскую.

    Хоровод «Берёзка русская»

    Воспитатель обращает внимание детей на первый знак – глаз.

    Воспитатель: Для чего нам нужны глаза (ответы детей:  видеть, рассматривать, наблюдать). Правильно, глаз служит для зрительного восприятия. Мы рассмотрели нашими глазами первых жителей леса. Помните, что необходимо беречь каждый кустик и каждое дерево. Какие поговорки вы знаете о лесе?

    Дети:  Лес - летом кормит, зимой греет (спросить почему – дрова, ягоды). Лес - легкие Земли (чистый воздух).  Лес украшение планеты, радость и отдых людям (красивая природа, пение птиц).

    Воспитатель: Не случайно о лесе говорят: лес – это замечательное природное богатство. Враг природе, кто леса не бережёт. А вы бы хотели стать на время частью леса? Давайте почувствуем себя деревьями.

    Экологический тренинг (физкультминутка):

    Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

    Локти согнули, кисти стряхнули – ветер сбивает росу.

    Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

    Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

    Воспитатель: Вот ещё один знак, что это? (обращается внимание детей на пень, на котором карточка с изображением руки). Для чего нам нужны руки? (ответы детей: чтобы выполнять разную работу, строить, погладить, обнять…).

    Воспитатель: А где в лесу можно присесть? (ответы детей: на пенёчке) А откуда они в лесу?

    Дети: Спилили старые деревья, чтобы дать дорогу молодым деревьям.

    Воспитатель: А куда отправили древесину?

    Дети: Делают строительные материалы, собирают мебель…

    Воспитатель Давайте и мы поиграем в строителей, поработаем нашими руками, построим дом.

    Внимание детей обращается на строительные модули, построив из которых дом, они на постройке обнаруживают следующий знак – уши

    Воспитатель: Дети посмотрим на карту и уточним наш маршрут, что же здесь изображено? (уши). А для чего нам нужны уши (ответы детей:  чтобы слушать). Правильно, уши нужны, чтобы улавливать различные звуки: шум ветра, журчание ручейка, пение птиц. Садитесь поудобнее, кто на пенёчки, кто на травку, вытяните ножки, почувствуйте мягкость и прелесть травы. Закройте глаза, навострите ушки.

    Звуковое сопровождение - пение птиц.

    Воспитатель: Что вы сейчас услышали (ответы детей:  пение птиц).

    А мы с вами можем сделать птиц из пальчиков.

    Проводится пальчиковая игра «Птички»

    Воспитатель: Пальчики – головка, крылышки – ладошка.  Описание: ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы крылья. Помахать крыльями, полетать и т.д.

    Воспитатель: 

    К нам сорока прилетела из далёка,

    Не сказала где была, но зато она, ребята,

    Интересные загадки на хвосте нам принесла.

    Кто загадку отгадает, тот картинку открывает.

    Отгадывая загадку, ребёнок берёт картинку, которой соответствует отгадка.

    1. Черный, проворный, кричит: «Крак», червякам враг (грач, перелетные)
    2. Верещунья - белобока, а зовут её …(сорока, не перелетные)
    3. Молод конь, за морем бывает, спереди шильце, сзади вильце, на груди – белое полотенце (ласточка, перелетные)
    4. На шесте дворец, во дворце  - певец, а зовут его …(скворец, перелетные)
    5. Умный мальчишка в сером ярмечишке прыгает, шныряет крошки собирает (воробей, не перелетные)
    6. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это…(снегири, не перелетные)
    7. Гнездо не строит никогда, соседкам яйца оставляет и о птенцах не вспоминает (кукушка, перелетные)

    Воспитатель: Все ли птицы улетают на юг? (ответы детей:  нет, не все). А какие? (Называют перелетных).

    Правильно, долгую, снежную зиму с нами зимовали наши пернатые друзья. Тяжело было им, трудно искать корм под снегом. Кто же оставался в зиму? (ответы детей: воробьи, вороны, галки, сороки, синицы, снегири). Как их называют? (ответы детей: зимующие).

    Зимой корма было мало, и мы с вами подкармливали птиц, делали для них кормушки – это очень доброе дело людей, любящих природу. Лесные птицы перебираются зимой ближе к жилью людей. Для корм пригодны семена различных растений подсолнуха, дыни, тыквы. Синички любят сало, а воробьи пшено и хлебные крошки.

    Ребёнок читает стихотворение:

    Хлебных крошек не жалей заслужил их воробей, Ты приладь ему кормушку, кликнет он свою подружку.

    И пойдет веселый стук «Тук – тук, тук - тук».

    Воспитатель: 

    Чтоб от вредных насекомых леса не гибли зря,

    Всегда, в любое время года берегите птиц друзья.

    Ребята, посмотрите, у нас остался ещё один знак на карте. Что то не понятное. А вы узнали? (ответы детей: нос). Для чего же нам нужен нос, как вы думаете? (ответы детей: дышать, нюхать). А чем мы дышим? (ответы детей: воздухом). Вы утомились, давайте отдохнем. Закройте глаза, почувствуйте легкое дыхание ветра, как он скользит по щекам. Вдыхаем носом, выдыхаем ртом. В лесу воздух чистый, ароматный, при дыхании наши легкие наполняются им. Делаем глубокий вдох, выдох. Нос нам помогает чувствовать и различать запахи. Нам стало легко, и здоровье стало крепче, благодаря лесному воздуху, т.к. здесь нет не машин не заводов.

    Посмотрите ребята, а под знаком что то лежит, это прошлогодняя листва, она сохранилась под снегом. Давайте её разгребём. Дети разгребают листву, и находят под ней первоцвет – подснежники.

    Воспитатель: Какие красивые цветы, как же они называются? (ответы детей: подснежники). Подснежник, его синие цветочки, словно звездочки разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода пугается зима и постепенно уходит. Вас просила весна им помочь. По моему, вы все молодцы, справились с этой задачей.

    Ребёнок читает стихотворение Е. Серова Подснежник: 

    Выглянул подснежник в полутьме лесной –

    Маленький разведчик, посланный весной;

    Пусть ещё над лесом властвуют снега,

    Пусть лежат под снегом сонные луга;

    Пусть на спящей речке не подвижен лёд, -

    Раз пришёл разведчик, и весна придёт.

     Воспитатель: Природа взаимосвязана с человеком. Вы, наверно, это уже поняли. Одно видит, второе делает, третье ощущает. Каждый орган не лишний он выполняет определённую работу. Благодаря им, мы узнали много нового и полезного, и в дальнейшем будем узнавать. Дети, а с какой целью мы с вами ходили в лес?

    Дети: Увидеть красоту леса, как он просыпается после зимы, отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать пение птиц, посмотреть на первоцвет.

    Воспитатель: А вам понравилась в лесу? (ответы детей: да, очень красиво). Эту красоту и богатство люди должны беречь.

    Если я сорву цветок,

    Если ты сорвёшь цветок,

    Если все, и я, и ты, если мы сорвем цветы,

    Опустеет вся планета, и не будет красоты.

    В красной книге написано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой». Спасибо вам ребята, сегодня вы много интересного узнали, а главное ни кому не навредили. Вы настоящие друзья природы. Нам пора возвращаться. Закройте глаза и посчитайте до 10.

    Дети считают вслух, закрытыми глазами, а в это время переворачиваются приготовленные «кочки – цифры».

    Воспитатель: Посмотрите, кочки оказываются волшебные и по ним, посчитав обратным счетом, мы вернёмся в детский сад.

    Голос сороки: Подарки детям от лесных зверей, за то, что спасли подснежники и помогли быстрее прийти весне (корзинка с орешками).

    Воспитатель: Отправляясь в лес за чудесами, пустым домой, никогда не вернёшься.

    Дети прыгают по кочкам, считая обратным счетом (от 10 до 1).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

    Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Животные наших лесов"

    В ходе НОД дети в игровой форме,  с.использованием нетрадиционных методов ( пальчикоой гимнастики,.физминутки,,презентации)   дает возвожность детям познакомится с дикими животными...

    Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной и старшей группе «Математика с пернатыми» (математика — окружающий мир)

    Цели:·         Обобщить и систематизировать знания по ФЭМП и  окружающему миру  в подготовительной и старшей группе.·...

    Конспект открытого занятия Ознакомление с окружающим миром(подготовительная группа) "Мое Отечество-Россия!"

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Доскинский детский сад»             Организованная образоват...

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Наши помощники - звуки С и Ш

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Наши помощники - звуки С и Ш...