Краткая аннотация к муз. произведению (Романс) "Ты соловушка, умолкни" М.Глинка
презентация к уроку по музыке (подготовительная группа)
Презентация к аннотации музыкального произведения М.Глинки "Ты соловушка, умолкни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 421.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общие сведения о произведении Романс «Ты соловушка, умолкни» был написан М.И. Глинкой на Украине, где он путешествовал в поисках певчих для Певческой капеллы Алексей Федоровича Львова. Это романс написан как украинская песня в народном духе. Здесь он распевает стих украинского поэта В. Забеллы в плавном, почти баркарольном ритме, в размере 6/8 . Нежная мелодия с широкими скачками, ровный, с мягкой пульсацией ритм, передаёт безмятежное настроение, наслаждение красотой природы. Это тоже пример русской песни.
Общие сведения об авторе музыки Михаил Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии , в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки (1777—1834). Матерью его была троюродная сестра отца — Евгения Андреевна Глинка-Земелька (1783—1851). Прадед композитора был шляхтичем изрода Глинки герба Тшаска — Викторин Владислав Глинка ( польск. Wiktoryn Władysław Glinka ) [6] . После потери Речью Посполитой Смоленска в 1654 году В. В. Глинка принял российское подданство и перешёл в православие . Царская власть сохранила за смоленской шляхтой земельные владения и дворянские привилегии , включая прежние гербы .
Общие сведения об авторе текста Забелла Виктор Николаевич - украинский поэт (около 1810 -1869). Воспитывался в нежинской "гимназии высших наук князя Безбородко", в одном классе с Гоголем ; служил в гусарах; опустившись под влиянием несчастной любви, умер в большой нужде. На поэзии Забелла заметно сильное влияние народной песни: лучшие лирические стихотворения его, отличающиеся богатством чувства и искренностью, и по форме, и по содержанию так близки к народной песне, что, положенные на музыку, стали народными песнями; их распевают на Украине, ничего не зная об авторе. Впервые стихотворения Забеллы появились в 1841 г., в изданном Е.П. Гребенкой альманахе "Ластiвка"; но М.И. Глинка еще в 1838 г. положил на музыку две песни Забеллы: "Не щебечи, соловейко" и " Гуде вiтер вельми в полi ". Известно всего около сорока пьес, написанных Забеллой. В поэзии Забеллы запечатлелся момент перехода народной словесности в литературу. Произведения Забеллы изданы редакцией "Киевской Старины" в 1906 г. ("Твори Виктора Забiли"). Ср. Н. Петров "Очерки истории украинской литературы XIX столетия" (Киев, 1884); С. Ефремов " Iсторiя украiнского письменства " (СПб., 1911); И. Франко " До бiографii та характеристики В. Забiли " ("Л.-Науков. Вiстн.", кн. III и IV, 1906).
Содержание литературного текста Слова В. Забеллы Музыка М. Глинки Ты, соловушка, умолкни, Песен петь не надо, Ты не шли мне звонких трелей На заре из сада. Ты не шли мне звонких трелей На заре из сада. Твоих песен сладкозвучных Я не в силах слушать: Сердце сразу замирает, Тяжесть давит душу. Сердце сразу замирает, Тяжесть давит душу. Сколько мыслей твоя песня Будит поминутно! Счастлив ты с своей подружкой В гнездышке уютном. Счастлив ты с своей подружкой В гнездышке уютном. Так лети к счастливым людям, Тем, что веселятся, – Они песнею твоею Будут забавляться. Они песнею твоею Будут забавляться. Ровный, с мягкой пульсацией ритм, передаёт безмятежное настроение, наслаждение красотой природы.
Музыкально- теоретический анализ Русский романс стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом. Классическому направлению дала основу художественная литература, а бытовому – русская народная и городская песня. Романсы первой половины 19 века, широко распространённые в домашнем быту, мало чем отличались от куплетной городской песни. Романсы Глинки – драгоценный вклад в русскую музыку. Его вокальное творчество явилось вершиной и завершением длительного периода развития камерной вокальной культуры, зародившейся ещё в XVIII в. Опираясь на сложившиеся традиции русского бытового романса, он создал классические образцы вокальной лирики. Романсы Глинки – в основном лирические произведения. Кроме лирики находят яркое отражение образы внешнего мира, картины природы, жанрово-бытовые моменты, картины далёких времён и стран. В итоге – по широте и объективности содержания романсы Глинки можно сравнить с лирическими стихотворениями Пушкина. И недаром именно в музыке Глинки поэзия Пушкина впервые получила равноценное выражение. Романсы композитора создавались в пору высокого расцвета русской лирической поэзии. Глинка использовал тексты 20 поэтов, большинство написано на тексты русских поэтов-современников (Пушкин, Жуковский, Дельвиг, Баратынский, Батюшков). Эта глубокая, неразрывная связь русской музыки с поэзией современности в дальнейшем определяет весь путь развития русского классического романса. Мелодия. Глинка, сам, будучи прекрасным певцом и педагогом-вокалистом, создаёт произведения подлинно вокальные, в которых ведущая роль всегда принадлежит певцу. Мелодия в целом отличается редкой пластичностью и завершённостью. При этом использует разнообразные приёмы вокальной выразительности: широкую кантилену и выразительную декламацию. Партия фортепиано. Не стремится к усложнению фактуры, к широкой «концертности», внешней виртуозности и не выходит за рамки камерного стиля. В целом аккомпанемент передаёт общее настроение, рисует фон действия, даёт картину основных образов. Большую роль выполняют сольные эпизоды фортепиано – вступления и заключения, содержащие в себе сжатый, обобщённый образ романса. Форма. Избегает свободного, «сквозного» развития, стремится к ясным, закруглённым формам: куплетная (чаще – в раннем периоде), трёхчастная или трёх–пятичастная форма с контрастным средним эпизодом.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткая аннотация проекта
Цели, задачи, актуальность проекта....
Картотека учебно-методических пособий по патриотическому воспитанию в ДОУ с краткой аннотацией литературы
Облегчает поиск необходимой информации для воспитателей...
Краткая аннотация понятий, представленных в книге Т.М. Уманской «Невропатология» (глава 1)
Краткая аннотация понятий, представленных в книге Т.М. Уманской «Невропатология» (глава 1):1. Что такое «гомеостаз»?2. Понятия прямой обратной связи в нервной системе.3. Что та...
Краткая аннотация понятий, представленных в книге Т.М. Уманской «Невропатология» (глава 2)
Краткая аннотация понятий, представленных в книге Т.М. Уманской «Невропатология» (глава 2):1. Определение понятий «филогенез» и «онтогенез».2. Основные периоды онто...
Краткая аннотация книги Т.М. Уманской «Невропатология» (глава 11)
Краткая аннотация книги Т.М. Уманской «Невропатология» (глава 11)...
Краткая аннотация книги Л.О. Бадаляна «Невропатология» (глава 6)
Краткая аннотация книги Л.О. Бадаляна «Невропатология» (глава 6)...
Краткая аннотация книги В.В. Марилова «Общая психопатология» (глава 12)
Краткая аннотация книги В.В. Марилова «Общая психопатология» (глава 12)...