Мастер- класс для педагогов « Учимся вместе- учимся, играя!»
учебно-методический материал по музыке

Ларичева Любовь Геннадиевна

Цель: Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемыми на музыкальных занятиях при обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах.

Задачи:  1.Овладение способами звукоизвлечения и навыками игры на детских музыкальных инструментах.

2.   Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов , их мотивацию на системное использование полученных навыков на практике.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_dlya_pedagogov.doc57.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

             

         Мастер- класс для педагогов

       « Учимся вместе- учимся, играя!»

      Музыкальный руководитель -Ларичева Любовь Геннадиевна

      ГБДОУ ЦРР детский сад №24   Красносельского района

                        город Санкт-Петербург.

Цель: Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемыми на музыкальных занятиях при обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах.

Задачи:  1.Овладение способами звукоизвлечения и навыками игры на детских музыкальных инструментах.

2.   Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов , их мотивацию на системное использование полученных навыков на практике.

                                                   2022 г.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, уважаемые педагоги нашего детского сада !.Сегодня мы познакомимся с методами и приемами игры на различных ударных инструментах и вы сами убедитесь, как интересно и разнообразно можно будет применять полученные знания в работе с вашими детьми..

 Итак. Все детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать по видам.

НЕОЗВУЧЕННЫЕ музыкальные  игрушки-инструменты .Это балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики, звуковые картинки.

 Они помогают детям создать игровые ситуации.

1.  .Игрушки – инструменты с нефиксированным звуком, т.е.  звуком неопределенной высоты

  • ложки, погремушки.
  •  бубны, барабаны
  • трещотки, треугольник
  • кастаньеты, маракасы.

2  .Игрушки – инструменты, издающие звук только одной высоты

  •  дудки,
  •  рожки, свистульки.

Применяются при создании игровых ситуаций.

3.Игрушки  с фиксированной мелодией

  • органчики,
  •  музыкальные шкатулки
  • музыкальные ящики.

Используются для детей раннего  возраста с целью привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового внимания.

4.Игрушки – инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом -     металлофоны     пианино,    рояли

               -баяны, губные гармоник;

                -  колокольчики, цитры

В детском саду чаще всего мы используем озвученные музыкальные инструменты – инструменты ударной группы. Это ложки, трещотки, треугольник, бубенцы, колокольчики, маракасы, румба, кастаньеты, барабаны , тарелки.

 Все эти инструменты, вы хорошо знаете, и сейчас я предлагаю вам отгадать загадки про музыкальные инструменты.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ  «Отгадай музыкальный инструмент!»

          Все на свете дети знают- звуки разными бывают.

         Журавлей  прощальный клекот, самолета громкий рокот.

,        ,Гул машины во дворе, лай собаки во дворе.

         Стук колес и шум станка, тихий шелест ветерка.

         Это звуки ШУМОВЫЕ. Только есть еще другие.

         Не шуршания, не стука- МУЗЫКАЛЬНЫЕ есть звуки

                                                                          (Автор- Е. Королеаа.)

И сейчас мы с вами вспомним приемы правильного звукоизвлечения  или приемы игры на  отдельных инструментах .

Деревянные ложки.

Это старинный-это старинный  славянский ударный инструмент.Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек

Их изготавливают их более твердых пород дерева (березы, клена ). такие ложки звучат звонко и служат долго. Существует множество приемов игры на них и я с некоторыми из них вас сейчас познакомлю.

Играть можно на двух и на трёх ложках. . Необходимо обращать внимание детей на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном уровне. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать игру, чётко простукивать ритм в одном темпе.

В работе с ансамблем можно выделить три этапа.

Первый этап.

 Знакомство детей с приёмами игры на ложках.

Первый прием называется ЩЕЛЧОК или ЛОШАДКА. Это напоминает цоконье копыт. Кладем одну ложку выпуклой стороной вверх на левую ладонь и ударяем по ней другой ложкой. Давайте попробуем сыграть.

Музыкальный пример:»Лошадка» (Сборник «Ложкари» И.Каплуновой)

Второй прием: ЧАСИКИ. Держать обе ложки вертикально и выполнять скользящие удары вверх-вниз.

Музыкальный пример: «Ах, ты береза!»-рус.нар.мел.

Третий прием: СОЛНЫШКО..Быстрыми ударами выполнять движения по кругу прямыми руками.

Музыкальный пример: «Ах.вы сени…-рус.нар.мел.

Второй этап.

     Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения:

1.Прохлопать в ладоши простой ритмический рисунка знакомой попевки,  песни, затем простучать этот ритм на ложках.

  Например :Андрей-воробей. Не гоняй голубей.

                       Гоняй галочек, из-под палочек!

2.Игра «Музыкальное эхо».

Педагог простукивает ритм – вы повторяете.

3.Целесообоазно вводить различные ритмические задания, используя карточки с ритмическим рисунком.(Показать КАРТОЧКИ )

4. Ритмическая импровизация.

Педагог играет любую плясовую мелодию, а вы воспроизводите  ритм.

Третий этап:

Выступление на праздниках, концертах.

  Спаренные ложки

1 прием- «КОЛЕНО»  Ударять то по правому, то по левому колену.

2 прием «ПОТОЛОЧЕК» . Быстрые удары по ладони и по колену.

3 прием «КОЛЕНЦЕ». Скользящий удар по левой ладони и по колену.

Музыкальный пример: «Милый мой дедочек»- рус.нар.мел.

                                        Металлофон.

Со средней группы  начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Приемы игры на металлофоне достаточно просты. Дети  знакомятся с тембром этого инструмента, приемами игры (стаккато, глиссандо).

      Музыкальный пример  «Дождик» - на одном звуке (Играем)

Чтобы детям было быстрее и  легче  научиться играть на металлофоне, была разработана цветовая система обучения, где каждая нота имеет свой цвет(по типу цветов радуги)

обозначение нот цветом:

 До – красный; Ре – оранжевый; Ми – жёлтый; Фа – зелёный; Соль – голубой; Ля – синий; Си – фиолетовый.

Чтобы детям легче было запомнить последовательность в название нот предлагаются следующие рифмовки.

На скакалке ДО скакала ПОКРАСНЕЛА и упала.

в мандарине  нота РЕ отдыхает в кожуре.

солнце светит мы лучи превращаем в ноту МИ.

нота ФА сидит на ветке и мечтает о конфетке.

нота СОЛЬ всегда хотела, чтобы с неба соль летела.

в синем море ЛЯ купалась полотенцем вытералась.

в тучу фиолетовую СИ попал ракетою. 

Музыкальный пример  «Гамма»-(сб. И. Каплуновой «Наш оркестр»)

В старших группах   диапазон попевок расширяется (два и более звуков).

 Важно побуждать детей к одновременному подпеванию своей игры. Такой прием играет важное значение особенно для детей, которые не очень чисто интонируют

.. Детей необходимо обучить приемам игры на металлофоне: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, слегка придерживая большим пальцем), направлять удар на середину пластины, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать.

 Когда играют длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие – пониже. Для правильного воспроизведения ритмического рисунка мелодии, можно ориентироваться на ритм стихов.или попевок.

Например: « Таня -Танечка-Танечка-Танюша.». (прохлопать, затем проиграть на одном звуке.)

 Для осознания соотношения длительностей звуков мелодии применяется

Ритмические карточки,

 Длинные звуки обозначаются слогом  та, а короткие – ти.

Широко применяется приём прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведения его на музыкальных инструментах

Пример : Я выкладываю ритмический рисунок, а вы должны вначале прохлопать его, затем сыграть на инструменте.

Музыкальный пример «Андрей-воробей», «Зайчик ты зайчик!»-рус.нар.мел.

                   Бубны и Маракаы.

Приемы игры :

  1. Удары по руке.
  2. Встряхивание.

Упражнение «УТОЧКИ!» (Прохлопать, проговорить и затем сыграть)

Наши уточки с утра- «Кря-кря-кря»-(поем )

Кря-ря-кря  (играем на инструментах)

Наши гуси у пруда -»Га-га-га» (поем)

Га-га-га (играем нп инструментах)

Наши курочки в окно «Ко-ко-ко» (поем)

Ко-ко-ко (играем на инструментах)

Музыкальный пример «Игра с бубном»-муз. Л Шварца

  Игра в оркестр.

В четырех кругах разложены инструменты по количеству взрослых (в первом – ложки, во втором – бубны, в третьем – колокольчики, в четвёртом – погремушки).

Игра проводится под двухчастную музыку. На первую часть музыки взрослые играют на музыкальных инструментах в своих кругах. На вторую часть (спокойную) – все  переходят к другому кругу с инструментами. Таким образом, меняясь,  все участники сыграют на всех предложенных им инструментах.

Музыкальный пример  «Калинка»-рус.нар.мел.

 Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна удовлетворять 4-м простым условиям:

- быть легкой для детей и педагогов;

- быть интересной для них;

- быть систематической;

- быть групповой формой обучения.

   Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Мы с вами сейчас исполним 3 произведения и вы сами убедитесь, что играть в оркестре очень интересно и увлекательно!

1.Музыкальный пример:. «В трактире Чингилинги!»-муз. М.Вильмош)

  1. «Песня старого извозчика!»-муз. Богуславского
  2. «Черный кот!»-муз. И.Саульского

Музыкальный руководитель:

Вот и все, я закончила свой урок.

И теперь мне пора подвести итог.

Наша цель- развивать и воспитывать!

И частичку души своей вкладывать!

           Если дети поют и танцуют,

            Музицируют или рисуют,

            Значит дети счастливее стали,

             Им мы в этом чуть-чуть помогали.

             Если дети смеются, играют,

             С удовольствием зал посещают,

            Значит, трудимся мы не напрасно!

             И профессия наша прекрасна!

                   Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Учимся играть в шахматы».

Материал  участника в конкурсе мастер-классов "Испльзование современных технологий в организации образовательной деятельности"....

Мастер-класс для родителей "Играем вместе,а играя - учимся"

Игра — это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать с...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Учимся, конструируем, играем". Уровень ДОУ, 25 марта 2018 г.

Старший воспитатель МДОУ № 32, Шершнева Ангелина Валерьевна, представила мастер-класс для педагогов "Учимся, конструируем, играем"....

«Мастер – класс для педагогов и обучающихся «Учусь играть в шахматы»

Цель: обучение  первоначальным навыкам игры в шахматы.Задачи: развитие потребностей овладению шахматами, повышение уровня интеллектуального развития, воспитание любви к древней игре....

мастер-класса для родителей «Играем вместе, а играя — учимся»

Конспект мастер-класса для родителейТема: «Играем вместе, а играя — учимся»...

Мастер – класс для педагогов и обучающихся «Учусь играть в шахматы»

Обучение  первоначальным навыкам игры в шахматы....

Мастер-класс "Играем и учимся вместе"

Познакомить родителей с приемами  и методами проведения дидактических игр по математике....