музыкальное занятие «Настроение, чувства в музыке»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Размазина Татьяна Евгеньевна

ТЕМА РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ВСЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_teme_nastroeniya_chuvstva_v_muzyke.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Размазина Татьяна Евгеньевна, г. Тюмень,  20.06-21.06.16, № 1.3. «Новые подходы в преподавании музыки в условиях реализации требований  ФГОС»

 Конспект занятия   «Настроение,  чувства в музыке»

                                          (подготовительная группа)

Цель: Развитие музыкального восприятия, способности чувствовать настроения в музыке, их смену.

Задачи: 1. Воспитывать внимание детей к различным интонациям музыки, учить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию.

              2. Развивать способность детей передавать движениями характер музыкального произведения.

              3. Учить детей передавать эмоциональную окраску куплетов песнях путем выразительных средств исполнения: грустную в умеренном темпе; веселую, задорную – легким звуком в оживленном темпе.

Оборудование:

Фортепиано; диск с фонограммой; музыкальные инструменты; воздушные шары.

Методы и приемы:

Словесный метод (беседа; объяснение, разъяснение.) – вопросы к детям.

Наглядный метод (наблюдение) – выразительное исполнение музыкальных произведений педагогом; выразительный показ музыкально-ритмического рисунка распевки.

Игровой метод – загадывание и отгадывание музыкальных загадок, введение элементов соревнования.

Предварительная работа с детьми:

Разучивание песни «Зеленые ботинки». Муз. С. Гаврилова, сл. Р. Алдониной.                              

Разучивание песни музыки  «Солнечный зайчик» муз. В. Голикова,сл. Г. Лагздын.  

Показ способов игры на шумовых музыкальных инструментах;

Разучивание танцевальных движений к танцу.

                       

Дети спокойно входят в зал, выстраиваются в шеренгу. Музыкальный руководитель поет музыкальное приветствие «Здравствуйте, дети!» по ступеням мажорного трезвучия. Дети отвечают «Здравствуйте!» также по ступеням мажорного трезвучия.

Музыкальный руководитель: Мне очень приятно видеть вас на музыкальном занятии, давайте мы с вами станцуем танец детства.

                 Дети выстраиваются в две линии

                         «Кораблик детства»  (муз. «Парус детства»)

Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами в начале занятия, какое у меня было настроение?  (Дети отвечают). А если бы я поздоровалась с вами вот так? (Повторяет музыкальное приветствие в миноре. Дети отвечают).

Музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания. Иногда уже само название пьесы указывает на те или иные настроения. Например, «Тревожная минута» С. Майкапара, «Ласковая просьба» Г. Свиридова и многие другие. Грусть, радость, нежность, беспокойство, тревога и другие чувства выражены в них. Сегодня мы с вами услышим еще два произведения с «говорящими названиями». Первое написал Р.Шуман, второе – С. Прокофьев.

Воспитатель: Р. Шуман – немецкий композитор, дирижер, педагог, который жил в прошлом веке. Заниматься музыкой он начал с семи лет. После школы, поступил в университет на юридический факультет, но вскоре понял, что юристом не станет. Из-за травмы руки  о карьере пианиста пришлось забыть. После этого он начал писать музыку и выступать в печати как музыкальный критик.

 С. Прокофьев с 5 лет обучался игре на фортепиано под руководством матери, с 6 лет начал сочинять музыку. Уже в это время проявлял выдающиеся музыкальные способности. К десяти годам он уже написал несколько произведений, после чего в возрасте 12 лет Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию, где проучился 10 лет.

Музыкальный руководитель: Первая называется «Порыв», вторая – «Раскаяние». - Что такое порыв, как бы вы объяснили это слово?

Дети: Когда сильно дует ветер.

Музыкальный руководитель:  Да. В непогоду ветер иногда налетает внезапно, порывисто. Эти порывы могут прекращаться и снова налетать, обрушиваться шквалом, сметая все на своем пути. Но Р.Шуман не назвал свою пьесу «порыв ветра», а дал ей название «Порыв». Поэтому можно думать, что композитор подразумевал порыв в душе человека – внезапное, сильное, резкое, пылкое проявление какого то чувства, горячее стремление сделать что то, воодушевление, подъем или смятение чувств. Порывистость – это внезапная смена настроения человека: радость, нежность или гнев.

-Послушайте пьесу «Порыв» и скажите, как меняется настроение в ней (звучит запись).

 Дети: Музыка взволнованная, громкая, потом нежная, мягкая.

Музыкальный руководитель:  взволнованный, смятенный, бурный, бушующий порыв сменяется то радостным, счастливым, восторженным чувством, то вновь стремительно и яростно обрушивается шквал звуков. (Пьеса звучит повторно).

А теперь послушаем пьесу «Раскаяние». Что такое раскаяние?

Дети: Когда человек жалеет о том, что совершил плохой поступок.

Музыкальный руководитель: Да, если человек понимает, что поступил нехорошо, и сожалеет об этом, раскаивается, чувство вины мучает его, не дает покоя. В пьесе  С. Прокофьева «Раскаяние» повторяются похожие интонации, как одна и та же неотвязная мысль. Послушайте. (звучит запись).

Какая эта музыка по настроению?

Дети: Грустная, жалобная.

Музыкальный руководитель: Музыка звучит как грустное раздумье. Послушайте пьесы  «Порыв» и «Раскаяние» еще раз. (звучит запись).

Ребята, композитор через музыкальные интонации передает настроение, а мы передадим «грустное и веселое » настроение через интонацию нашего голоса.

  1. Выполняется пальчиковая гимнастика «Пять поросят»  (громко, тихо, работа над артикуляцией, проговариваем «грустно» и «весело»).
  2. Ритмическое задание на попевку «Зайчик» венгерская народная песня (прохлопать ритм в  ладоши, по коленям).

Музыкальный руководитель загадывает «музыкальную загадку», сыграв начало песни «Зеленые ботинки». Муз. С. Гаврилова, сл. Р. Алдониной.                                

 Дети отгадывают и, располагаясь свободно по залу, исполняют первый куплет песни. Работа над вторым куплетом: пение без аккомпанемента подгруппами (мальчики, девочки), затем всей группой.

Музыкальный руководитель беседует с детьми о том, чем можно порадовать друг друга, как создать радостное  настроение и предлагает исполнить (подпевать) веселую песню и подыграть на музыкальных инструментах.

Звучит фонограмма музыки  «Солнечный зайчик» муз. В. Голикова,сл. Г. Лагздынь,  дети  идут по залу змейкой, подпевают песню и играют на шумовых музыкальных инструментах во время музыкальных проигрышей.

Музыкальный руководитель: Я думаю, что такая замечательная песня всем подняла настроение! Наше занятие подходит к концу, и мне тоже хотелось бы вас порадовать. Посмотрите сколько у меня воздушных шаров. Сегодня мы много говорили о настроении в музыке. А как вы думаете, какого цвета грустное настроение? А веселое? (Дети отвечают.)

Музыкальный руководитель предлагает  детям «оживить» воздушные шары, выбрав для них заранее приготовленные «глаза», «брови», «ротик», и постараться как можно более точно выразить «настроение» шарика каждого цвета.

Музыкальный руководитель: Теперь понятно, что это  -  грустный шарик. А этот – задумчивый, мечтательный, а этот – веселый «хохотунчик». Они такие разные, каким бывает и наше с вами настроение. Вы можете взять шарики с собой в группу и поиграть с ними. До свидания!

Звучит спокойная музыка, дети покидают зал. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого музыкального занятия "Путешествие в страну музыки"

Дети отправляются в страну Музыки, во время своего путешествия выполняют музыкальные задания....

Конспект музыкального занятия в старшей группе "Музыка разных цветов"

Музыкальное занятие ставит цели:воспитывать эмоциональную сферу;продолжать развивать любовь к пению, интерес к слушанию музыки;развивать психические процессы: память, внимание, восприятие;расширять кр...

Музыкальные занятия с родителями клуб" Музыка с мамой" 1 мл, и 2 младшая гр.

Музыка с мамой(1 младшая группа) В гости к зайчикуВиды детской деятельности: игровая, музыкально художественная , коммуникативная.Программные Задачи:формировать умение двигаться в соответствии с ...

Музыкальное занятие в подготовительной группе "Музыка поможет нам-быть здоровыми"

На занятие используются музыка помогающая создать гармонию тела и души, музыка коммуникативного характера. дети поют валеологическую распевку ""Доброе утро". применяется на занятии пальчикова игра "Во...

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ДРУЖИМ С МУЗЫКОЙ» для детей старшей группы детского сада

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ДРУЖИМ С МУЗЫКОЙ» для детей старшей группы детского садаПредставленный мною конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы дружим с музыкой...

Конспект музыкального занятия «мы дружим с музыкой» для детей старшей группы детского сада

«МЫ ДРУЖИМ С МУЗЫКОЙ» для детей старшей группы детского сада...