Консультация «Музыка как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
консультация по музыке (старшая группа)

Мария Анатольевна Слободчикова

Консультация «Музыка как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiyavyats.doc34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация «Музыка как средство речевого развития детей дошкольного возраста»


Консультация «Музыка как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему :

" Музыка как средство речевого развития детей дошкольного возраста"

Подготовила музыкальный руководитель Кожанова Ю. В.

Дошкольное детство- уникальный период в жизни каждого человека, именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка; усвоение речи. В последние годы тема развития речи дошкольников становится актуальной, так как наблюдается постоянное увеличение количества детей, имеющих недостаточно четкое звукопроизношение. Помощь ребенку можно оказать в условиях детского сада на музыкальных занятиях, ведь речь и музыка имеют общие основы. И речь, и музыка начинаются со звука.

Литературные и музыкальные произведения -тексты, требующие особого прочтения. В музыке это-ноты. В литературе-буквы.

Речь и музыкальный язык схожи также и по другим параметрам. Существуют фразы в языке и музыкальные фразы. И там, и там присутствуют ритм, динамика, интонация, а паузы в музыке выполняют функцию знаков препинания.

Формы музыкальной деятельности по развитию речи :

1) Развитие речи при восприятии (слушании) музыки. Существует пассивное (музыкальное оформление игр и упражнений, и активное (беседа о музыкальном произведении) слушание.

Предлагаю вашему вниманию игру "Волшебная шляпа". Играть в нее можно и дома, количество участников 2 и более.

Показываем яркую шляпу (можно взять любой головной убор взрослого, но лучше изготовить шляпу своими руками из цветного картона, гофрированной бумаги и т. п., говорим, что она волшебная. Кто ее надевает, тот начинает как заколдованный рассказывать об услышанной музыке. Слушаем музыку и рассказ ребенка о ней. Затем шляпа передается другому участнику и игра повторяется. Таким образом мы в игровой форме приучаем детей давать полный ответ, подбирать прилагательные.

2) Развитие речи в процессе пения.

Пение полезно как для детей с нарушениями речи, так и без них. В пении активно развивается дыхание. Пение формирует чувство ритма, темпа речи; развивает слух и голос, улучшает дикцию; помогает корректировать недостатки речи (невнятное произношение, проглатывание окончаний слов)Развитие координации слуха и голоса способствуют развитию артикуляционного аппарата. Можно использовать попевки с приемом "эха", когда ребенок повторяет каждую фразу вслед за взрослым. Также одну попевку можно пропевать в разных ладах и с разной интонацией : грусти, радости, удивления и т. д.

3) Развитие речи при использовании музыкально-пальчиковой гимнастики.

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" -эта фраза принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Связь мелкой моторики и развития речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами. Ритмичные движения пальчиков и рук возбуждают речевые центры головного мозга, активизируют и стимулируют развитие речи, способствуют подготовке руки к письму.

Происходит активное развитие чувства ритма. Использование музыки при игре с пальчиками помогает развитию эмоциональной и выразительной речи ребенка. Любую пальчиковую игру можно положить на музыку, особенно хорошо ложатся стихи на русские народные мелодии.

Примеров пальчиковых гимнастик различной сложности можно найти множество, вот одна из них:

"Котёнок"

Шел один я по дорожке (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки (2 пальчика)

Вдруг навстречу 3 мышонка (3 пальчика)

Ой, мы видели котенка! (хлопаем себя ладошками по щечкам и качаем головой)

У него четыре лапки, (4 пальчика)

На лапках-острые царапки! (царапаем поверхность того, что под рукой)

Один, два, три, четырек, пять. (на каждый счет показываем соответствующее количество пальчиков).

Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками-указательным и средним-"бегаем" по поверхности).

4) Развитие речи при использовании речевых игр с музыкальными инструментами.

Впервые идея использовать речевые игры в музыкальном воспитании появилась в середине 20 века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. (1895-1982 гг.). Поддержка текста игрой на музыкальном инструменте широко используется и в современной музыкальной педагогике. Озвучивая сказки, стихотворения, рассказы с помощью музыкальных инструментов, ребенок развивает у себя воображение, слуховое внимание. Такой вид деятельности вызывает у детей неподдельные положительные эмоции, надолго запоминается.

Сказка "Курочка Ряба"

Жили-были дед (игра на бубне)

да баба, (игра на металлофоне)

и была у них курочка Ряба. (частые удары по треугольнику)

Снесла курочка яичко, да не простое, (ложки)

а золотое. (колокольчик)

Дед бил, бил-не разбил, (бубен)

Баба била, била, не разбила. (металлофон)

Мышка бежала, хвостиком махнула (маракас)

Яичко упало и разбилось. (проводим молоточком по металлофону снизу вверх)

Плачет дед, (бубен)

Плачет баба, (металлофон)

А курочка кудахчет: не плачь, дед, (размеренные удары по треугольнику)

не плачь, баба, (частые удары по треугольнику)

я снесу вам другое яичко: не золотое, а простое! (ложки)

Развитие памяти, воображения, мелкой моторики, координации движений, слухового и зрительного внимания у дошкольников является залогом их успешного обучения в школе.

Таким образом, музыку можно использовать как одно из действующих средств по развитию речи дошкольников. Под влияние музыкальных игр, упражнений, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности.

Помните, что музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста» .

Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с помощью загадки.Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами – логопедами и родителями. Для этого используются актив...

Консультация для родителей на тему: "Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста"

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываютс...

Консультация для родителей "Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста"

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Любую из них можно безошибочн...

Консультация для родителей «Настольно-печатные игры Как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Настольно-печатные игры Как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Настольно-печатные игры, как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста"

В данной консультации содержится материал, помогающий родителям разобраться в полезности и значимости для детей настольно-печатных игр. Предоставленны некоторые виды игр с описанием правил и действий....

Консультация для педагогов «КАРТЫ ПРОППА, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«КАРТЫ ПРОППА, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Игровая деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  «Игровая деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста»...