Музыкальные игры для детей от 1,5 до 7 лет.
материал по музыке

Садыкова Ольга Николаевна

Игра – это планета на которой обитает ребенок. Особенно ребенок дошкольного возраста – это воздух, которым он дышит, его способ познания мира. Именно игра – главный метод обучения и воспитания дошкольника. А любые задачи, возникающие в процессе музыкального воспитания дошкольников (в том числе в семье) можно и нужно решать с помощью игры. О каких задачах идет речь?

- привить любовь к хорошей музыке, как серьезной, так и легкой;

- развить музыкальный вкус, так как музыка может оказывать на ребенка, как положительное, так и отрицательное воздействие;

- научить играть на том или ином музыкальном инструменте, в том числе детском;

- развить творческие способности;

- научить двигаться под музыку;

- развить эмоциональную культуру и восприимчивость.

Перечисленные задачи могут решать не только учителя, но и папы, и мамы. В том числе те, которые не играют ни на одном музыкальном инструменте и даже не знают нот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx19.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные игры для детей от 1,5 до 7 лет.

Игра – это планета на которой обитает ребенок. Особенно ребенок дошкольного возраста – это воздух, которым он дышит, его способ познания мира. Именно игра – главный метод обучения и воспитания дошкольника. А любые задачи, возникающие в процессе музыкального воспитания дошкольников (в том числе в семье) можно и нужно решать с помощью игры. О каких задачах идет речь?

- привить любовь к хорошей музыке, как серьезной, так и легкой;

- развить музыкальный вкус, так как музыка может оказывать на ребенка, как положительное, так и отрицательное воздействие;

- научить играть на том или ином музыкальном инструменте, в том числе детском;

- развить творческие способности;

- научить двигаться под музыку;

- развить эмоциональную культуру и восприимчивость.

Перечисленные задачи могут решать не только учителя, но и папы, и мамы. В том числе те, которые не играют ни на одном музыкальном инструменте и даже не знают нот.

Игры для детей от 6 месяцев до 1,5 лет.

В прятки со звуком: ребенок вас не видит, вы звоните в колокольчик, негромко ударяете в погремушку, бубен, другой музыкальный инструмент или напеваете. Малыш поворачивается, если он лежит в кроватке, ищет вас взглядом, ползет или идет на звук и радуется, что обнаружил вас и источник звука. Игра не только помогает закрепить связь между звуком и его источником, но и приучает к тому, что звук – это радость.

Где музыка? Накрываете источник звука материей, включаете музыку (хорошо, если звучит музыка классическая, светлая по характеру) и спрашиваете малыша: «Где музыка?» Он подползает или подходит. Срывает материю (в этот момент музыку следует выключить) и радуется, что смысл происходящего ему понятен. Игру можно усложнить, перенеся источник звука в другую комнату. Музыка не должна звучать слишком громко. Игра соединяется со слушанием музыки и потому особенно полезна.

Игры для детей от 1,5 до 3 лет.

Какой инструмент звучал? Перед ребенком два инструмента, предположим, бубен и барабан. Попросите малыша отвернуться и постучите по одному из инструментов. Если малыш угадает, по какому инструменту вы стучали, то получает ваше одобрение и аплодисменты. Постепенно количество инструментов (речь идет о детских музыкальных инструментах) как мелодичных, так и ударных можно увеличить. Время от времени меняйтесь ролями: ребенок спрашивает – вы отвечаете. Игра развивает тонкость слуха, учит узнавать различные тембры.

Танцуй, как я: под танцевальную музыку вы делаете самые простые движения и просите ребенка точно их повторить. А часто и просить не надо. Малыш повторяет движения по собственной инициативе. Маленькие дети вообще любят подражать. Игровой момент усиливается, если вы заранее объявляете, кто танцует, например: Баба – Яга, крокодил Гена, другой сказочный персонаж или зверь. Ребенок, становится старше и круг танцующих персонажей все более расширяется. К трем – четырем годам ребенок уже способен сам «заказать» вам танцевальное изображение того или иного сказочного героя или персонажа из мультфильма. Особенно азартный характер приобретает игра, если в ней участвует двое или более детей. Тогда вы или дети сами оценивают кто станцевал лучше. Этот лучший и становится «заказчиком». Игра помогает координации движений под музыку, развивает фантазию, воображение.

Узнай песенку: вы играете или напеваете известную ребенку песенку. Он должен угадать, какая это песенка. В случае правильного ответа – одобрение и аплодисменты.

Игры для детей от 3 до 5 лет.

В этом возрасте игра по – прежнему остается главным средством музыкального воспитания. С трех – четырех лет, в игру включается соперничество, игровой азарт. Нарисуйте на плотном листе бумаги пять или семь кружочков, отдельно для вас и для ребенка. Если участников больше двух, то и количество рядов увеличивается. На первые кружки поставьте фишки разного цвета. Для большинства данных игр этих приготовлений достаточно.

Слушаем тишину: у детей повышенная эмоциональность. И они все делают громко: не говорят, а кричат, если радуются – визжат от восторга, если огорчаются – рыдают навзрыд. Это нормально, они иначе не могут, за это их нельзя ругать. Но иногда предложите им присесть, остановиться, замереть и послушать…тишину. Которую они не слышат, не умеют слышать. Это можно сделать дома, но лучше всего на природе: в поле, в лесу, в парке, около реки или просто на улице или во дворе. Вы говорите: «Давай сыграем кто лучше услышит тишину и назовет больше звуков». Говорите по очереди, например: вот машина проехала, вот птичка пропела, гудок поезда, чей – то разговор, деревья прошелестели ветками. Ребенок вслушивается в тишину, в окружающие звуки. Начинает понимать, что среди этих звуков есть и такие красивые и завораживающие, как пение птиц, шум леса, реки или моря.

Учим ноты: нарисуйте на листе бумаги пять линеечек и отчетливо, цветным фломастером напишите три ноты: «до», «ре», «ми». На первой добавочной линейке – «до», под первой линейкой «ре», на первой «ми». Положите лист на видном месте. Объясните ребенку как называются ноты, и можно подготовив кружки с фишками, приступить к игре. Вы спрашиваете какая это нота, показывая поочередно на «до», «ре» и «ми». В случаи правильного ответа фишку двигает ребенок, в случаи неправильного – вы. Постепенно увеличиваем количество нот до одной октавы.

Играем по нотам: показываем ребенку на детском музыкальном инструменте, лучше клавишном или на пианино, где играются ноты первой октавы. Затем, условия игры усложняются. Вы просите ребенка сыграть ту или иную ноту и двигайте фишки, создавая игровую ситуацию. Так в течение одной – двух недель вы научите ребенка играть по нотам. Следующий этап той же игры – исполнение по нотам песенок. Напишите крупно и отчетливо ноты простой известной ребенку песенки в пределах первой октавы и предложите сыграть ее. Или положите перед ним уже напечатанные ноты, заклеив название песни в случае, если ребенок уже умеет читать. Объясните условия игры: сыграй и определи, какая песенка здесь написана. У многих детей игра в знакомые песенки становится любимым занятием.

Угадай клавишу: попросите ребенка отвернуться и нажмите одну из трех клавиш: «до», «ре», «ми». Задача ребенка -  нажать ту клавишу, которую вы ему предлагали. Важно также, чтобы ребенок сказал, какая это нота. Игра помогает развитию абсолютного слуха, то есть слуха, когда человек слышит любой звук (не только музыкальный) сразу в нотах. Постепенно количество нажимаемых нот можно увеличивать, включая не только белые, но и черные клавиши.

Узнай песню: надо узнать песню по первым семи нотам, или шести, или пяти. В случае, если играющих двое или более, первый предлагает: «Я узнаю песню из семи нот», второй: «А я из шести», третий: «Я из пяти». Угадывает тот, кто согласился угадать из наименьшего количества первых нот. Фишку двигает вперед либо угадавший песню, либо, в случаи неправильного ответа, другой участник. Игра развивает музыкальный слух, помогает лучше запомнить мелодию песни.

Простучи ритм: вы стучите на бубне или хлопайте в ладоши ритм известной песни. Попросите ребенка угадать, что это за песня. Теперь меняетесь ролями. Ребенок стучит, а вы угадывайте.

Послание африканскому племени: вы стучите на барабане определенный ритм – послание соседнему африканскому племени. Сообщаете ребенку содержание послания. А лучше, если он придумает послание сам. Например, на улице хорошая погода, у меня скоро день рождения и т. д. Ребенок должен точно повторить ритм. В этой игре так же возможна смена ролей: ребенок стучит послание – вы повторяете. Такого рода игры развивают не только ритмические способности, но и фантазию ребенка.

Игры для двух и более детей.

Кто лучше имитирует: кто лучше изобразит под веселую музыку игру в мяч, в снежки, фигурное катание и т. п.

Придумай движения: кто больше придумает движений под различные танцы: польку, русский перепляс, быстрый современный танец, цыганочку и т. д.

Танцуют сказочные персонажи: показать, как станцевали бы под веселую музыку различные сказочные персонажи (Баба – Яга, Леший, Змей Горыныч) или герои мультфильмов.

Танцевальная игра «Воробышек»: если у вас семейный праздник и пришли в гости дети, то в эту игру они сыграют с особенным удовольствием. Все встают в круг. В центре круга – «воробышек». Участники двигаются по кругу и напевают на произвольный мотив:

«Покажи, покажи, воробышек, как девицы ходят». Воробышек показывает, и все повторяют его движения. «Покажи, покажи воробышек, как молодцы ходят». Воробышек снова показывает. В течение игры ему могут предложить изобразить походку зверей, героев мультфильмов и т. д., а также папы, мамы, бабушки и других близких, и знакомых.

Музыкальные игры, связанные с движением, не только приносят детям и взрослым радость и хорошее настроение, но и улучшают координацию, развивают фантазию, воображение.

Игры с куклой (от 2 до 7 лет).

Кукла – не только верный друг ребенка – дошкольника, но и непременный участник всех игр. Она легко становится учеником, помощником, учителем, наконец, слушателем, которому ребенок может спеть песенку, что – то сыграть, да и просто рассказать про свои горести и радости.

Спой высокую или низкую ноту: иногда для этой цели кукла становится реальным помощником. У ребенка не получается петь высокие ноты. Возьмите куклу – мышку и попросите малыша спеть также тоненько, как поет – пищит этот зверек. Также поможет спеть низкую ноту кукла – медведь.

Учим слова песни: предположим, вы учите с ребенком слова песни про Чебурашку и чувствуйте, что ребенку скучно. Он не может сосредоточится и рассеяно смотрит по сторонам. Тогда вы предлагает поиграть. Ребенок – учитель, а кукла ученик. Он разучивает с куклой слова песни. Ребенок рассаживает кукол на диване и повторяет для них слова вслед за вами. Потом проверяет, как куклы слова выучили, произнося слова их голосом (например, сначала голосом куклы – зайца, потом самого Чебурашки). Песня выучивается легко и быстро. Игра с куклами может помочь и при обучении игре на том или ином музыкальном инструменте.

Итак, игра — это единственный верный способ обучения и воспитания маленького человека. Лучше всего, если игры для вашего ребенка, именно вашего, а не вообще ребенка, родители придумывали бы сами. Потому что здесь, все очень индивидуально. Те игры, в которые с удовольствием будут играть одни дети, другим могут не понравиться. Другими словами, предложенные выше игры – это не столько готовые решения, сколько направление, в котором следует двигаться.

  Информацию подготовила:                                                                                                                                                                Садыкова Ольга Николаевна, музыкальный руководитель,

первой квалификационной категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Угадай мелодию" музыкальная игра для детей старшего дошкольного возраста и родителей.

Семейное мероприятие, направленное на развитие у дошкольников устойчивого интереса к народной, классической, детской музыке и привлечение родителей к формированию музыкальной культуры в семье....

Авторские тематические музыкальные игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста Краснослободцева Н.В, музыкальный руководитель

Авторские тематические музыкальные игры для детей среднего и старшего дошкольного возрастаКраснослободцева Н.В, музыкальный руководитель...

Музыкальные игры для детей 2-3 лет.

Предлагается ряд музыкальных игр для проведения с детьми до трёх лет в домашних условиях....

"Музыкальные игры, обучающие детей танцевальному искусству"

В данном материале  основные виды движений, используемые в музыкально-ритмической деятельности,   условно разделены  на  группы. Эти  же группы  движений объеди...

музыкальные игры для детей

Игрыдля детей старшего возраста  «Как у дяди Якова» (русская народная игра)   Выбирается водящий, можно надеть ему шляпу, дать тросточку. Он ходит в центре круга, смотрит на детей,...

Музыкальная игра для детей среднего возраста " Игра с музыкальными игрушками-самоделками"

          Игра с погремушками расчитана для детей среднего возраста.Цель игры: развитие координации движений, слуха, памяти, чувства ритма, формирования навыков игры на...

Музыкальная игра для детей дошкольного возраста "Музыкальная шляпа"

Конкурс для детей на знание новогодних песен....