«Специфика проведения развлечений на улице в ДОУ»
статья по музыке (старшая группа)

Сидорова Надежда Алексеевна

Досугов

 

Досуговая деятельность детей - это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения, важная сфера жизни детей, которая создаёт условия для развития культуры ребёнка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie_na_ulitse.docx36.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Специфика проведения развлечений на улице в ДОУ».

Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни ребёнка.

Организации досуговой деятельности с детьми в контексте ФГОС – важнейший раздел работы детского сада, - который обеспечивает культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психическогои физического здоровья дошкольников.
Досуговая деятельность детей - это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения, важная сфера жизни детей, которая создаёт условия для развития культуры ребёнка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств.

 В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество.

Различают следующие виды культурно – досуговой деятельности:

  • отдых,
  • развлечения,
  • праздники,
  • самообразование
  • творчество.

 В основе организации детских праздников, развлечений,самообразования ребёнка и его творческой деятельности положены и взаимосвязаны принципы, определяющие отдельные стороны самого процесса досуговой деятельности.

Это принципы:

Детоцентризма– имеющий приоритетом интересы ребёнка.

      Интеграции – определяющий глубину взаимосвязи и проникновения

разных видов искусств и видов досуговой деятельности.

     Увлекательности и творчества – развивающий творческие способности детей.

    Дифференциации и индивидуализации – выявляющий и развивающий склонности и способности детей в различных направлениях деятельности и обеспечивающий их развитие, учитывая их возможности и интересы.

    Сотрудничества «педагог – ребёнок» - это взаимодействие детей и педагога, демократичность их общения.

    Системности – это принцип предполагающий взаимосвязь и преемственность знаний.

Гуманизации и демократизации – утверждающий внимание к ценностям национальной и мировой культуры и предоставляющий каждому ребёнку право выбора своей доли участия в образовательном процессе.

Природосообразности и культуросообразности – учитывающий индивидуальные особенности и задатки ребёнка, его культурные потребности.

Сущность досугового времени- является свободная творческая деятельность.

Развлечения носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки.

Развлечение всегда должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность.

    Они способствуют его всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.

На таких мероприятиях ребёнок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности; развиваются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т. д.

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям.

Особую роль они играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.

 Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки, присутствуя на представлениях кукольного и теневого театров, дети получают стимул к собственному творчеству.

Для того чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определяястепень участия детей в зависимости от их индивидуальных возможностей и возраста (кто будет рисовать, а кто играть в спектакле и т. п.).

В подготовке развлечения могут принимать участие все дети группы. Иногда целесообразно объединять детей в подгруппы или использовать индивидуальную форму работы.

 При определении времени проведения развлечений воспитателю следует учитывать время года. Один раз в неделю целесообразно проводить развлечение, более длительное по времени (30– 35 минут), с большей эмоциональной нагрузкой.

В практике работы дошкольных учреждений используются три вида развлечений (они различаются по степени активности участия детей):

  • дети являются только слушателями или зрителями;
  • дети – непосредственные участники;
  • участниками являются и взрослые, и дети.

Работа должна равномерно распределяться между воспитателем, музыкальным руководителем, педагогом, детьми и родителями (некоторые формы развлечений воспитатель может подготовить и провести самостоятельно).

Планируют развлечения воспитатель и музыкальный руководитель совместно – это поможет углубить и разнообразить работу по воспитанию и обучению детей, а также осуществить взаимосвязь с другими видами детской деятельности.

                  Существуют следующие виды  развлечений:

Концерты: тематические, исполнения музыкальных произведений, литературных произведений, народного творчества; детской художественной самодеятельности, музыкально-литературные.

Народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы; игры с пением, бегом, с мячом, прыжками, малой подвижности.

Познавательные вечера: КВН и викторины, посвящённые жизни и творчеству композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов, обычаям и традициям народа, региона, страны, экологические и посвящённые природным явлениям, математические и др.

Спортивные: игры, соревнования, эстафеты, подвижные игры с правилами, весёлые старты, аттракционы (спортивного содержания).

Театрализованные представления: кукольный театр, народный театр Петрушки, фланелеграф, пальчиковый, теневой, театр игрушки, плоскостной театр,инсценирование сказок, рассказов, песен, детская музыкальная опера, мюзиклы, музыкальные ритмопластические спектакли.

Забавы: развлечения с карандашами и красками, шутки, фокусы, шарады, пословицы, поговорки, скороговорки, аттракционы с механическими и электрическими игрушками, сюрпризные моменты.

 • Просмотр: видео– и телефильмов, детских телевизионных передач, слушание аудио- записей, компьютерные игры.

Классифицируя детские праздники на основе общепринятой праздничной культуры России М. Б. Зацепина и Т. В. Антонова, определяют такие виды детских праздников, как:

  • Народные и фольклорные – Святки, Коляда, Масленица, Красная горка, весеннее-летние игрища и забавы, Осенины.
  • Государственно-гражданские – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.
  • Международные – День матери, День защиты детей, Международный женский день.
  • Православные – Рождество, Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Покров.
  • Бытовые и семейные – день рождения, выпуск в школу.
  • «Фантазийные праздники» – Праздник мыльных пузырей, Праздник воздушных шаров, Бумажных корабликов и т. д.

Задачи культурно-досуговых мероприятий в детском саду А. Н. Зимина видит в следующем:

- дать детям радость и побуждать их к активности;

- дать яркие художественные музыкальные впечатления;

- привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребёнка.

Сценарий отражает основную идею праздника, не даёт ходу праздника «рассыпаться».Сценарий должен соответствовать возрастным возможностям детей.

Необходимо учитывать музыкальные и иные творческие навыки детей на конкретный период.

       Перед написаниемнеобходимо учитывать следующие моменты:

  • Для какого праздника должен быть этот сценарий;
  • Для кого данный текст пишется.

Праздники для девочек и для мальчиков существенно отличаются. Существуют, конечно, некие персонажи, которые одинаково нравятся всем детям и будут уместны на любом празднике. Но в целом нужно обязательно учитывать разницу в интересах девочек и мальчиков для детей какого возраста устраивается праздник. В любом возрасте свои кумиры и любимые персонажи.

Ведь, вряд ли  7 летнему мальчику будет интересно, если на его праздник придёт какая-нибудь Лисичка-сестричка. В этом возрасте уже актуальны пираты или отважные искатели приключений.

При работе над сценарием, как указывает М. В. Пархоменко, необходимо учитывать принципы: доступности, содержательности, занимательности, развлекательного характера, познавательности, насыщенности движением, динамичности, «сюрпризности».

Рекомендуется придерживаться следующих правил:

  •  интересный сюжет;
  •  игра как основа праздника, либо единая игровая тема праздника;
  •  чередование зрелищных моментов с активными действиями детей;
  •  построение программы на музыкальном и речевом материале, ранее

освоенном с детьми;

  • включение двигательных и общеразвивающих упражнений, подвижных игр;
  • соответствующая возрасту продолжительность праздника (от 20 минут для детей раннего возраста до 45 минут для старших дошкольников).

Формы написания сценариев развлечений на улице
(из личного опыта):

 1.  Вводная часть (завязка);

 2. Основная часть:

         - «Весёлые станции»;

         - Развлечение – квест;

 3. Заключительная часть.

  В нашем саду  проводятся все традиционные развлечения:святки, коляда, масленица, красная горка, весеннее-летние игрища и забавы, осенины, день знаний, день города, день смеха.  

      Хочу остановиться на специфике проведения праздников и развлечений на улице, на детских площадках в детском саду.

Специфика проведения развлечений на улице

1.Первое, на что следует обращать внимание при проведении праздников на улице – безопасность детей.   Территория для  проведения праздника должна быть ровной,  летом желательно асфальт или ровная земляная площадка, зимой  хорошо очищенный участок без льда и заносов.  

2. Не желательно пение детей на празднике на улице, особенно в зимнее время.  Это наша прямая обязанность – охрана детского голоса.

 Летом в тёплую  погоду  можно использовать пение на праздниках не более 2 х песен, не забывая о том, что на улице звук рассеивается и дети стараются петь громче и тем самым перенапрягая свой ещё не совершенный голосовой  аппарат.

3. С осторожностью надо выбирать массовые  подвижные игры на развлечении на улице. Лучше если  игры будут более спокойного хороводного характера.

4. Оформление площадок.

5. Подбор персонажей.

6. Использование ТСО, ИКТ.

Оформление площадок

Сейчас всем нам предстоит летний оздоровительный период.  Всё лето  мы стараемся чаще проводить и занятия музыкальные и развлечения на улице.

Трудности развлечений на улице - это оформление площадок, хочется, чтобы оформление было не разовым, как воздушные шары, чтоб его можно было   использовать и дальше.

Трудности и  в том, что на улице обычно развлечение для всех возрастных групп.   Когда играют малыши, старшим детям не всегда интересно.

Поэтому  я рекомендую форму  игры по станциям. Когда все дети заняты и можно для каждой группы варьировать задания.

Затруднения возникают при   организации  развлечения по станциям, в виде  использования большого количества взрослых. Ведь детей на каждой станции должен встречать взрослый и  развлекать их.

В то же время  направлять группу детей и ходить с ними  тоже должен  взрослый.   Чтобы не вызывать  сразу двух воспитателей   на группы мы привлекаем наших помощников воспитателей и  логопеда, и  даже завхоз нам всегда помогает.

     В нашем саду проводим  развлечения разных видов  не только по тематике и сюжету, но и по  форме.

Часто используем классическую 3 частную форму.  Мне очень нравиться, так называемая форма развлечения « Весёлые станции».

 Вначале праздника все группы детей собираются на большой площадке.

Тут происходит завязка сюжета,  приходит   сказочный герой, поздравляет с праздником и  просит помощи или предлагает просто отправиться  в сказочное путешествие. Каждой группе детей даётся путевой лист. И каждая группа превращается в Паровозик или   машину  которая едет к определённой станции.  

На территории сада воспитатели организовывают станции:

1. Станция « Сказочная».

2. Станция « Песенная или танцевальная».

3. Станция « Игровая».

4. Станция « Загадок».

На каждой станции   одновременно   играет 1 группа детей, группы переходят от одной станции  к другой, не мешая друг другу.  На станциях детей встречают   Сказочные персонажи ( воспитатели в образах) .    Таким образом задействуются все дети группы. Ведь на станции только 1 группа.  Это большой плюс такой форм ы развлечений.

Ещё хочется вспомнить такую форму развлечения как  поиски  сокровищ»- квест.Дети ищут на территории  стрелочки, которые указывают дорогу  к  « сокровищам»,  на пути детей встречают   сказочные герои

(воспитатели). Сказочные герои загадывают загадки или дают задания, без выполнения которых, не найти дороги к сокровищу.

  В такой форме развлечения тоже можно играть по группам, у каждой группы свой цвет подсказок. Но эта форма  для старших детей.  

Предлагаю вашему вниманию развлечение «Город Мастеров», которое было организовано летом именно по форме станций.  

 В городе мастеров, конечно,  наши  воспитатели – мастера,  предлагали детям попробовать  сделать куклу  из лоскутков, на следующей  улице

«Города мастеров» дети лепили фигурки  из солёного теста, На  Игровой  улице играли в  карусели.

  Все занятия детей на таком развлечении ограничены только вашей фантазией и погодой. После того, как все группы побывали на всех 4 х станциях. Все взрослые и дети собираются вновь на общей площадке.    Здесь мы хвалим детей за ловкость и веселье.  Водим заключительный хоровод.  Поём песню  по теме развлечения. И   дарим детям  небольшие сюрпризы.

Вывод:

  • Сценарий детского  развлечения должен быть красивым, лёгким, задорным и весёлым, поэтому писать его нужно в соответствующем настроении.
  • Писать сценарий нужно в соответствующем эмоциональном настроении.
  • Можно обратиться за помощью в интернет, где найдутся идеи, которые помогут Вам в составлении сценария.

Подарите детям небольшую сказку,

которая навсегда останется в их памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Музыкальная  НОД в детском саду для детей со зрительной патологией строится на основе базовой программы воспитания в детском саду, но с учетом своеобразия психофизического развития детей. Большое...

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАТОЛОГИЮ

Материал включает в себя основные цели и коррекционные задачи физкультурных занятий в учреждении компенсирующего вида...

Специфика проведения производственной гимнастики в ДОУ

Статья содержит основые рекомендации по проведению производственной гимнастики работников ДОУ, с учетом специфики  деятельности....

Консультация для педагогов "Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения"

Консультация для педагогов "Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения"...

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОУ

Интегрированные занятия не  только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческо...

Консультация для музыкального руководителя "Специфика проведения лого ритмических занятий"

В статье предлагается алгоритм проведения лого ритмических занятий...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗИМНЕГО СПОРТИВНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА УЛИЦЕ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Цель: создать детям радостное настроение в зимнее время года, показать красоту русской зимы....