Музыкальное воспитание детей
картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Подборка подвижных игр с музыкальным сопровождением.

(дошкольный возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_muzykalno-podvizhnyh_igr.doc113.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Подборка подвижных игр с музыкальным сопровождением.

(дошкольный возраст)

Общими задачами всех подвижных игр с музыкальным сопровождением является:

- закреплять у детей  основные движения;

- учить детей согласовывать свои движения с музыкой;

- изменять движения в соответствии с изменением характера и темпа музыки;

-приучать детей внимательно слушать музыку;

- вызывать у детей эмоциональный отклик на музыку;

-развивать артистические способности.

Музыкально-подвижные игры для детей 3-5 лет.

«Самолеты»

Музыка В. Шаинский «Когда мои друзья со мной».

Задачи: 

-учить детей бегать в разных направлениях,  не наталкиваясь друг на друга;

-учить внимательно слушать сигнал;

-учить согласовывать движения рук и ног.

Материалы: цветной шнур.

Ход игры:

        Педагог отделяет часть группы шнуром, это - «аэродром». Предлагает всем детям собраться  за чертой и приготовиться к полету. Педагог: «К полету приготовиться. Завести моторы!». Дети делают круговые вращения прямыми руками, слегка приседая. После сигнала педагога: «Полетели», включается музыка. Дети разводят прямые руки в стороны и «летят» - разбегаются по залу в разные стороны. По сигналу: «на посадку», музыка выключается, дети бегут  за черту, встают на одно колено, руки на пояс.

Игра повторяется 2-3 раза.

 Усложнение: по мере освоения движений детьми, можно добавить перед         «полетом» следующие движения:

1 – «ремонт крыльев» - стучать кулачком правой руки по прямой левой руке и наоборот.

2 – «проверка колес»- стучать кулачками по коленям.

«Поезд»

Музыка В. Шаинский «Голубой вагон».

Задачи:

-учить детей ходить и бегать в колонне по одному;

-учить ускорять и замедлять движение по сигналу педагога;

-учить  прыгать на двух ногах на месте;

-учить быть внимательным

-развивать артистические способности.

Материалы: можно использовать флажки (ленточки) красного, желтого, зеленого цвета.

Ход игры:

Педагог  предлагает детям поехать на поезде и говорит: «Рассаживайтесь по вагонам». Дети становятся в круг по одному (не держась друг за друга). Руки согнуты в локтях и прижаты к корпусу. По сигналу педагога «Поехали», включается  музыка, дети начинают двигаться медленно, а потом быстрее и, наконец, переходят на бег. После слов педагога: «Остановка», музыка выключается. Дети постепенно переходят на ходьбу (поезд останавливается). Педагог предлагает детям на остановке ловить бабочек или снежинки (прыгать на двух ногах с хлопками  над головой), собирать цветы или листья (в зависимости от времени года). По сигналу опять включается музыка, и поезд начинает движение.

Усложнение: По мере освоения правил игры, дети уже могут запоминать свое место в колонне - находить свой вагон;

Дети возраста 4-5 лет уже могут бегать с захлестом голени назад.

«Мы топаем ногами»

Музыка: Hill\V-Mae Can, Can

Задачи: 

-учить детей ходить и бегать по кругу;

-вызывать у них желание активно участвовать в подвижной игре;

-учить детей действовать сообща, в соответствии  со словесными указаниями педагога.

Ход игры:

Педагог вместе с детьми становится по кругу на расстоянии выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

Дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:

И бегают кругом,

И бегают кругом.

 Включается музыка. Дети, взявшись за руки, бегают по кругу. Музыка выключается.  Дети, постепенно,  замедляя движение, останавливаются.

Игра повторяется 3 -4 раза.

 Усложнение: по мере освоения игры, можно бегать по кругу меняя темп движения: начиная медленно, потом  постепенно  быстрее и быстрее.

«Найди свой домик»

Музыка: русская народная песня «Во саду ли, в огороде».

Задачи: 

-закреплять у детей навыки бега в разных направлениях;

-учить их бегать между предметами «змейкой»;

-закреплять знания различных цветов, геометрических форм;

-развивать память и внимание.

Материалы: домики разной формы и цветов из плотного картона, фигурки

 аналогичных форм и цветов.

Ход игры:

Педагог раскладывает на полу домики различной формы и предлагает детям  взять фигурки, аналогичные формой и цветом со стола. Вместе с детьми рассматривает их, проговаривая форму и цвет фигурок. Потом говорит детям: «У каждой фигурки есть свой дом, вы должны его найти». Включается музыка. Дети бегают по группе в разных направлениях, обегая разложенные по полу домики. Музыка выключается. Дети бегут к «своему» домику (т.е. ищут фигуру, такую же, как у них в руках), кладут фигурку на домик и ставят руки на пояс.

Игра повторяется 2-3 раза.

Усложнение: По мере освоения детьми геометрических форм и цветов, можно усложнять формы и менять цвет фигурок.

«Птички в гнездышках»

 Музыка: П.Чайковский «Подснежник».

Задачи:

-учить детей спрыгивать с невысоких предметов;

-учить бегать на носках в разных направлениях;

-формировать интерес к подвижным играм;

-учить детей действовать сообща;

-развивать внимание;

-учить детей создавать игровой образ.

Материалы: невысокие стульчики.

Ход игры:

 Дети стоят на небольшом возвышении (если нет стульчиков, то в качестве гнездышек можно использовать обручи или гимнастические коврики). Это «гнездышки». По сигналу педагога: «Утро наступило, птички проснулись и полетели гулять» (включается музыка), дети спрыгивают с возвышения и  бегают на носках по группе в разных направлениях, имитируя полет птиц (размахивая руками- крыльями); приседают «клюют зернышки»; потом бегают опять. По сигналу педагога «Вечер наступил, пора птичкам домой!» (музыка выключается), дети бегут к «гнездышкам» (скамейке),  залезая на нее.

Игра повторяется 2-3 раза.

Усложнение: дети должны вернуться на свое место на скамейке или занять свой стульчик (обруч, коврик).

«Найди свой цвет»

Музыка: русская народная песня «Калинка» и еврейский  народный танец

 «Семь сорок».

Задачи: 

-развивать у детей интерес к подвижным играм;

-учить детей бегать в разных направлениях;

-учить детей ориентироваться в пространстве;

-развивать память, внимание;

-закреплять знания цветов.

Материалы: ленточки на кольцах или платочки разных цветов, кубики или

кегли таких же цветов.

Ход игры: 

Педагог расставляет по полу кегли (кубики), размещая их по всему залу, и кладет на стол ленточки (платочки) четырех – пяти цветов. Предлагает детям подойти к столу и взять себе по одной ленточке любого цвета. А потом говорит: «Погода хорошая, давайте ребята пойдем гулять». Включается музыка. Дети врассыпную бегают и прыгают по группе, размахивая ленточками. На сигнал: «Найди свой цвет» (музыка выключается), дети бегут к кегле (кубику) такого же цвета, как и лента (платочек) у них в руке и поднимают вверх руку с лентой, вторую руку ставят на пояс.

 Игра повторяется 2-3 раза.

       Усложнение: по мере освоения детьми движений и цветов можно добавить:

дети берут по две ленты (платочка) в каждую руку, потом становятся вокруг кегли, такого  же цвета, как лента.

«Автомобили»

Музыка: песня «Маленькой елочке холодно зимой».

Задачи: 

-формировать у детей положительные эмоции к подвижным играм с  

 музыкальным сопровождением;

-учить детей бегать в разных направлениях;

-учить детей ориентироваться в пространстве;

-развивать память и внимание;

-учить действовать сообща;

-учить внимательно слушать сигнал;

-учить различать характер музыки.

1 вариант

 Материалы: цветной шнур, рули и фигуры разных  цветов  (сделанные из картона).

Ход игры:

Педагог располагает на полу шнур, ограничивая часть зала (это гараж), кладет на стол  рули. Предлагает детям взять по одному рулю и зайти за черту (машины стоят в гараже). Педагог говорит: «Все машины ночью стоят в гараже, отдыхают. А утром им пора ехать на работу». Включается музыка. По сигналу педагога: «Поехали на работу», дети выбегают из гаража, крутя руль в разные стороны, бегают по залу в разных направлениях. По сигналу «Автомобили в гараж» (музыка выключается), дети должны быстро вернуться на свои места (за черту - в гараж).

        Игра повторяется 2-3раза.

       Усложнение: Педагог держит в руках фигуры таких же цветов, как и  рули у детей. Он поднимает одну из фигур, и дети, имеющие руль этого цвета, начинают движение, потом воспитатель поднимает фигуру другого цвета, начинают движение другие дети и т.д. Музыка выключается, воспитатель опускает все фигуры, и  дети едут обратно в  «гараж».

2 вариант

По сигналу педагога: «Машины выезжайте из гаражей», дети быстро бегут по залу. Играет быстрая музыка. Как только музыка прекращается, дети замирают на месте: ноги вместе, руки на пояс. Когда заиграет марш – дети марширую на месте, «крутят руль». Дальше чередуется разная музыка (быстрая, марш) и дети самостоятельно в соответствии с заданной музыкой выполняют нужное движение.

«Кролики и лиса»

 Музыка: Р. Паулс «Золотая свадьба», А. Дворжак «Новая симфония»

 Задачи: 

-учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперед;

-учить  пролезать под шнуром;

-учить  создавать игровой образ, передавать особенности персонажа;

-развивать память и внимание;

-учить изменять движение по изменению темпа и характера музыки.

Материалы: маска лисы, шнур, два стула.

Ход игры:

Педагог  натягивает между двумя стульями шнур на высоте 40-50 см,  за шнуром «нора кроликов». Выбирается один ребенок – лиса и он садится на другом конце площадки. Педагог предлагает детям представить, что они кролики, добежать до шнура, подлезть под него, теперь они в норе. Педагог: «Кролики на прогулку». Включается музыка. Дети проползают под шнуром и прыгают на двух ногах по всей площадке, по сигналу: «Шевелим ушками», останавливаются, ставят кисти рук на голову и двигают ими вперед и назад. По сигналу, «Гуляем дальше» дети продолжают прыгать. Меняется музыка, дети приседают и не шевелятся, а выбранный ребенок бегает на носках вокруг, имитируя руками движения лисы. Музыка «лисы» заканчивается, ребенок убегает на место, опять звучит музыка «зайцев»,  и по сигналу: «Кролики домой», дети прыгают до шнура и подлезают под него.

Игра проводится 2-3 раза.

«Цветы и пчелки»

Музыка: Э. Григ «Утро», В. Моцарт «Рондо».

Задачи:

-учить детей соблюдать правила в подвижной игре;

-учить создавать игровой образ, следуя характеру музыки, передавать особенности персонажей, используя основные движения;

-закреплять знания детей о фазах роста цветов.

Материалы: лейка, цветы на руки (браслеты, сделанные из ткани).

Ход игры:

 Педагог выкладывает «цветы» из ткани и предлагает детям превратиться в красивые цветы, для этого надо одеть их на руку. Дети  одевают на руки браслеты. Педагог: «Цветы растут из семечка. Представьте, что вы маленькое семечко». Дети приседают на корточки, ладони сложены перед собой. Педагог ходит между детьми, «поливая» их из лейки и приговаривает: «Посадила я семена, стала их поливать, солнышко пригрело, и начали цветы расти». Включается музыка. Воспитатель: «Сначала вырос стебель (дети медленно встают на ноги, держа ладони перед собой), раскрылся один лепесток (дети поднимают вверх одну руку), раскрылся второй лепесток (дети поднимают вверх вторую руку); греются    цветы на солнце (дети на носочках кружатся вокруг себя)». Музыка меняется. Педагог говорит: «Прилетели пчелки», дети бегают по кругу (или в разных направлениях), махая крыльями (руки согнуты в локтях) и жужжат. Музыка меняется опять, педагог: «День закончился, солнышко село, цветы закрылись и заснули до утра». Дети «закрывают лепестки» - поднимая руки через верх и складывая вместе ладони, приседают на корточки, складывая руки под щеку.

Игра повторяется 2-3 раза

«Жуки»

 Музыка: «Какадурчик», шуточный танец В. Козлова

Задачи:

-учить детей соблюдать правила игры;

-учить создавать игровой образ, передавать особенности персонажа,

  используя основные движения;

-закреплять навыки бега врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга;

-развивать внимание и мышление.

Ход игры:

 По сигналу педагога: «Жуки полетели» (включается музыка), все дети разбегаются по залу врассыпную, прямые руки отведены назад (они жуки) и жужжат. По сигналу: «Жуки отдыхают» (музыка выключается), дети ложатся на спину и быстро двигают согнутыми руками и ногами, как бы шевелят лапками. Затем музыка включается вновь.

Игра повторяется 2-3 раза.       

Усложнение: по мере освоения движений можно добавить ползание на четвереньках по «ветке», (дорожке из шнура на полу или гимнастической скамейке).

«Ловкие зайчата»

Музыка: Болгарская плясовая мелодия «Кремена», А. Арскос

Задачи: 

-продолжать учить детей создавать игровой образ;

-вызывать положительные эмоции к подвижным играм;

-учить прыгать на двух ногах с продвижением в разных направлениях;

-учить согласовывать движения рук и ног;

-развивать память, внимание;

-развивать умение действовать сообща.

Материалы: обручи.

Ход игры:

Педагог раскладывает обручи по всему полу. Дети в обручах садятся на корточки (это зайчата в домиках). Педагог: «Солнышко встало, день наступает, идите зайчата гулять». Музыка включается, дети выпрыгивают из домиков, прыгают по всей площадке, веселятся. Педагог: «Солнышко село, ночь наступает, пора зайчатам домой». Музыка выключается.

 «Зайчата» прыгают до домиков, запрыгивают внутрь, садятся на корточки и засыпают (руки под щеку).

Игра повторяется 2-3 раза.    

«Нитка- иголка»

 Музыка: «Воздушная кукуруза», Т. Спенсер

Задачи: 

-учить ходить  в колонне по одному, обходя расставленные на полу   предметы;

-поддерживать интерес детей к подвижным играм;

-учить соблюдать правила в подвижных играх;

-учить  действовать сообща, в коллективе.

 Материалы: разноцветные кубики (кегли).

Ход игры:

Педагог  по залу располагает разноцветные кубики. Затем предлагает детям построиться в шеренгу и дать друг другу руки и повернуться в колонну. Педагог: «Представьте себе ребята, что  я - иголка, а вы все длинная нитка. Куда идет иголка - туда и тянется нитка, держитесь за руки крепко, нитка не должна порваться». Включается музыка и педагог идет по залу, обходя препятствия, где-то «змейкой», потом по кругу, перепрыгивая и т.д. По сигналу воспитателя: «Стой!» (музыка выключается),  дети должны остановиться, не уронив кубики на полу.

 Игра повторятся 2-3 раза.

Усложнение: по мере освоения детьми правил игры, ведущим становится ребенок.

   

«Найди пару»

 Музыка: «Полкис», финская полька

Задачи: 

-закреплять знания детей о различных цветах;

-учить детей действовать сообща, в коллективе;

-закреплять умение  бегать с предметами в руках;

-учить детей согласовывать движения рук и ног;

-формировать положительные эмоции к подвижной игре и желание  активно  

  участвовать в ней.

Материалы: платочки или ленточки разных цветов.

Ход игры: 

Педагог выкладывает разноцветные платочки и предлагает детям взять по одному. Потом говорит: «Ребята, давайте пойдем на прогулку!». Включается музыка, дети бегают по залу прыгают, размахивая платочком. По сигналу: «Найди пару!» (музыка выключается), дети, имеющие платочки одинакового цвета, образуют пару, взявшись за руки.

Игра повторяется 2-3 раза.

 Усложнение: по мере освоения детьми игры, дети, найдя пару, поднимают вверх руку с платочком (делая «воротики»), вторую руку ставят на пояс.

«Не задень»

Музыка: Марш, Г. Свиридов, «Пусть бегут неуклюже», В. Шаинский.

Задачи: 

-учить детей ходить в колонне по одному;

-учить детей менять движение по сигналу, обходя и оббегая разложенные на

 полу предметы;

-учить детей действовать сообща;

-учить соблюдать правила игры;

-развивать память, внимание.

Материалы: разноцветные кубики или кегли.

Ход игры: 

Дети идут в колонне по одному друг за другом, по сигналу педагога: «Пошли гулять» (включается музыка), дети расходятся по всему залу между предметами (кубики или кегли); на сигнал: «Побежали» (темп музыки меняется), дети бегут между предметами, музыка выключается. Дети опять строятся в колонну по одному.

Игра повторяется 2-3 раза.

Усложнение: по мере освоения движений, дети должны строиться в колонну в определенном порядке, и после игры – найти свое место.

«Попугайчики дома»

Музыка: «Добрый  жук», М.М. Спадавеккиа

Задачи: 

-учить детей создавать игровой образ, следуя характеру музыки;

-поднимать эмоциональный настой детей;

-учить их запрыгивать в круг и из круга на двух ногах.

Материалы: обручи на каждого ребенка.

Ход игры: 

Педагог раскладывает по залу обручи. Каждый ребенок стоит внутри обруча. Это дом попугайчика. Педагог: «Попугайчики летают», включается музыка. Дети обязательно на двух ногах выпрыгивают из обруча и бегают в разных направлениях, размахивая руками (летают). По сигналу: «Попугайчики домой», музыка выключается, дети бегут обратно и обязательно запрыгивают в  любой обруч.

       Усложнение: дети возвращаются только в свой  дом. 

 «Цапля и лягушки»

Музыка: В. Шаинский «Кузнечик», Д. Верди «Фрагмент».

Задачи: 

-учить детей прыгать в приседе, двигаясь в разных направлениях;

-учить создавать игровой образ;

-развивать внимание, мышление;

-вызывать интерес к подвижной игре;

-учить детей соблюдать правила;

-учить детей действовать сообща.

Материалы: корона

Ход игры: 

  Все играющие – лягушки, один ребенок – цапля. Включается веселая музыка, дети прыгают по залу в приседе, по сигналу: «Осторожно, цапля» (меняется музыка), дети замирают на месте, не двигаясь.

 Ребенок (цапля) ходит вокруг, высоко поднимая согнутые ноги, размахивая руками (крыльями). Кто пошевелиться,  «цапля» забирает себе. Выбирается лучшая «лягушка», та, которая совсем не двигается, она - царевна, ей одевается корона. Следующую игру она играет в короне.

 Игра проводится до победителя.

 Усложнение: по мере освоения детьми прыжков в приседе, можно     учить детей прыгать в приседе боком.

«Кузнечики»

 Музыка: « По секрету всему свету», В. Шаинский

Задачи:

-учить детей: спрыгивать с невысоких предметов, мягко приземляясь, сгибая

 ноги в коленях;

-учить детей прыгать на двух ногах на месте как можно выше;

-учить создавать игровой образ, ориентируясь на музыку;

-формировать коммуникативные навыки и  интерес к подвижным играм.

Материалы: гимнастическая скамейка или невысокие стульчики.

Ход игры: 

 Дети на корточках сидят на скамейке. Педагог:  «Ребята, сегодня вы кузнечики. Сидите на травинке и спите. Наступает утро, стало светло, кузнечики  решили попрыгать на поляне». Включается музыка, дети спрыгивают со скамейки и прыгают на месте, как можно выше на двух ногах, помогая себе руками. Музыка выключается.  Педагог: «Вечер наступил, пора домой».  Дети прыгают до скамейки, залезают на нее и садятся на корточки.

Усложнение: дети должны после игры сесть на скамейку в определенном порядке (как в начале игры).

«Игрушки», 

  Музыка: В. Шаинский « Песня старухи Шапокляк»; французская народная песня «Танец утят»; песня «Яблочко», «La Gaza Ladra», Россини.

Задачи:

-учить детей создавать игровые образы, с использованием основных  движений, ориентируюсь на характер и темп музыки;

-развивать интерес детей к подвижным играм;

-учить детей ходить на пятках, бегать на носках, ползать:  на стопах и  ладонях,  на коленях и ладонях;

-развивать память, внимание.  

Материалы:  любая игрушка (лучше петрушка или незнайка).

Ход игры: 

Педагог показывает детям Петрушку и говорит: «Ребята к нам в гости пришел Петрушка. Давайте покажем ему, как много разных игрушек вы знаете. Педагог называет игрушку, а дети выполняют подражательные движения: включается музыка  «мышата» - дети бегут на носках по кругу, кисти рук около губ; музыка меняется, - «котята» - дети идут с опорой на ладони и колени. Музыка меняется, педагог говорит: «утята»- дети идут на пятках, взмахи руками в стороны; музыка меняется – «медвежата» - дети идут с оп рой на ладони и стопы, музыка выключается.

Педагог спрашивает у Петрушки: «Понравилось тебе, как наши ребята, показали  разные игрушки. Петрушка: «Очень понравилось. Я тоже хочу так научиться». Воспитатель: «Тогда давай с нами поиграем и научишься. Правда, ребята?» Дети: «Да!».

Игра повторяется 2-3 раза.

Усложнение: по мере освоения детьми этих движений, можно заменять их другими: «лошадки» - ходьба с высоким подниманием колен, руки вытянуты вперед; «волчонок» - пробежка с ускорением и замедлением темпа и т. п. Дети могут сами выполнять нужное движение без команды педагога, ориентируясь только на музыку.

«Снежинки – пушинки»

Музыка: «Вальс», Л. Делиба

Задачи: 

-учить детей мягко спрыгивать с небольших возвышений;

-учить ориентироваться в пространстве;

-развивать внимание, мышление;

-учить действовать сообща, соблюдая правила игры;

-учить передавать особенности персонажа, используя основные движения.

Материалы: короны снежинок

Ход игры: 

Дети – снежинки стоят на возвышении (невысокие стулья или гимнастическая скамейка) – это туча. Педагог: «Ветер задул, пошел снег, начался снегопад», включается музыка, дети спрыгивают с «тучи» кружатся на месте в разные стороны (вправо, влево). На сигнал: «Ветер утих, снежинки упали на землю», музыка выключается, дети ложатся на пол, расставив руки и ноги в стороны.  

 Игра повторяется 2-3 раза.

 Усложнение: по мере освоения движений и правил игры можно добавить слова «Началась метель» и дети будут кружиться не на месте, а по всей группе.

«Веселые синички»

Музыка: Ф. Шуберт «Музыкальный момент».

Задачи: 

-учить детей перепрыгивать небольшие предметы, мягко приземляясь;

-учить детей согласовывать движения рук и ног;

-формировать у них интерес к подвижным играм;

-вызывать положительные эмоции;

-развивать чувство ритма, память и внимание;

-формировать коммуникативные умения.

Материалы: цветные кубики.

Ход игры: 

 Педагог раскладывает кубики рядами и говорит: «Представьте ребята, что вы все синички, расправьте крылышки (дети махают  руками вперед – назад). А теперь мы будем прыгать через маленькие камушки (кубики)». Включается музыка. Дети перепрыгивают, помогая себе руками, через несколько рядов кубиков, потом поворачиваются кругом и прыгают обратно. Так несколько раз. Музыка выключается. Дети бегут, размахивая руками (крыльями), оббегая кубики к месту начала игры.

      Игра повторяется 3-4 раза.

«Курочка и цыплята»

Музыка: азербайджанская народная песня «Цыплята»

Задачи: 

-учить детей подлезать под шнур, не задевая его;

-учить детей ходить в приседе;

-учить создавать игровой образ, используя основные движения;

-формировать коммуникативные умения;

-учить детей действовать в коллективе, сообща;

-формировать у них интерес к подвижной игре.

Материалы: цветной шнур.

Ход игры: 

 Между двумя стульями натягивается шнур, огораживая часть пространства – это дом цыплят и курицы. Курица первая выходит из дома и отправляется на поиски корма, потом зовет цыплят: «Ко-ко-ко». Включается музыка, цыплята пролезают под веревкой и в приседе ходят по площадке, вместе с курочкой щиплют травку, ищут корм, пьют воду. Музыка выключается. Курочка говорит: «Цып-цып-цып, пора домой», первая бежит к шнуру и залезает в дом. Цыплята идут за ней в приседе и подлезают под шнур.

 Игра повторяется 3-4 раза.

Усложнение: сначала роль курицы выполняет педагог, потом эту роль уже выполняют дети.

«Пастух и стадо»

Музыка: «Куклы и мишки», М.Д. Кабалевский.

Задачи: 

-учить детей ходить с опорой на ладони и колени;

-учить  внимательно слушать сигнал;

-развивать память и внимание;

-учить детей создавать игровые образы, используя основные движения;

-учить детей действовать сообща.

Материалы: цветной шнур, рожок, шапка для пастуха.

 Ход игры: Дети изображают стадо (коров, телят). Выбирают пастуха, ему дают шапку и рожок. Стадо собирается на скотном дворе (за шнуром). Пастух стоит в отдалении.

Педагог говорит:

Рано-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-у»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

 Пастушок играет в рожок, включается музыка, и  дети становятся на четвереньки, выходят со скотного двора (проползают под шнур) и ползут к пастуху. Он двигается по площадке, стадо ползет за ним. Музыка выключается. Пастух идет к скотному двору (к шнуру) и дети пролезают под шнур, поднимаются и выпрямляются.

Выбирают другого пастуха и игра повторяется 2-3 раза.

Музыкально-подвижные игры для детей 5-7 лет

«Кактус и ива»

Задачи: 

-развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением;

-учить ориентироваться в пространстве;

-учить координировать движение;

-учить внимательно слушать и действовать в соответствии с сигналом педагога.

Ход игры: 

По сигналу педагога дети начинают хаотично двигаться по залу. Играет музыка. По команде «кактус» дети останавливаются (музыка останавливается) и принимают позу «кактуса» - ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога (играет музыка) движение по залу продолжается. По команде «ива» дети останавливаются (музыка останавливается) и принимают позу «ивы» - слегка разведенные в сторону руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы, голова опущена, мышцы шеи расслаблены. Далее движение повторяется, команды чередуются.

«Мокрые котята»

Задачи: 

-развивать умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса;

-учить ориентироваться в пространстве;

-учить двигаться врассыпную мягким пружинящим шагом;

-учить внимательно слушать и действовать в соответствии с сигналом педагога.

Ход игры: Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как котята.  Играет музыка. По команде «дождь» (музыка меняет характер), дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «вышло солнышко» » (музыка меняет характер), дети медленно встают и «стряхивают капельки дождя»  с каждой из четырех «лапок», с головы, с «хвостика», соответственно снимая напряжение с мышц рук, ног, шеи, корпуса.

«Самолеты и бабочки»

Задачи: 

-учить детей владеть мышцами шеи и рук;

-учить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться в зале;

-учить различать характер музыки и выполнять упражнение в соответствии с ним.

 Ход игры:

Педагог знакомит детей с «музыкой самолетов» и с «музыкой бабочек». Как только звучит «музыкой самолетов» дети бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы шеи, рук, корпуса напряжены). Как только зазвучит «музыкой бабочек» дети переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону (бабочка ищет красивые цветы), кисти, локти, шея, плечи не зажаты, движения плавные.

«Не ошибись»

Задачи: 

-развивать чувство ритма;

-развивать произвольное внимание, память;

-развивать координацию.

 Ход игры: Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногами и ловки по коленям. Дети повторяют вслед за педагогом, а затем самостоятельно.

«Голова или хвост»

Задачи: 

-развивать быстроту реакции;

-развивать воображение;

-развивать координацию движений.

 Ход игры: Педагог «превращается» в Ивана-Царевича, а все дети в Змея Горыныча. Иван-Царевич взмахивает мечом (линейкой, рукой), если взмах на уровне головы, то Змей Горыныч должен спрятать голову – дети быстро наклоняются или приседают; если взмах на уровне ног, Змей Горыныч спасает хвост – дети подпрыгивают, поджимая две ноги. После освоения игры Иваном Царевичем могут быть сами дети.

«Построй тоннель»

Задачи: 

- развивать быстроту реакции;

-развивать память и внимание;

-учить действовать сообща.

 Ход игры: дети делятся на две команды и строятся в колонны по два, взявшись за руки (одна колонна стоит параллельно другой). По команде педагога дети, стоящие последними в своих колоннах, быстро бегут вперед под поднятыми руками играющих, встают впереди колонны и поднимают руки вверх. Как только они сделали «воротики», ставшие последними дети выполняют тоже самое, что и предыдущие пары. Выигрывает та колонна, дети которой окажутся более быстрыми.

«Будь внимателен»

Задачи: 

-развивать быстроту реакции;

-развивать память и внимание;

-учить действовать сообща.

Материалы: кегли.

Ход игры: Дети строятся в  несколько команд (колонн) и рассчитываются по номерам. Напротив каждой колонны кегля. Ведущий называет любой номер. Те дети, чей номер был назван быстро бегут и, оббегая кеглю, возвращаются в команду. Так повторяется несколько раз, педагог называет номера детей.

«Светофор»

Задачи: 

-развивать быстроту реакции;

-развивать память и внимание;

-развивать координацию движений.

Материалы: круги из картона красного, зеленого, желтого цвета.

Ход игры: Каждому цвету светофора соответствует определенное движение. Пример: на красный сигнал нужно присесть, на желтый -  встать, на зеленый – ходим по залу, высоко поднимая колени (движения могут быть любые). Дети выполняют упражнения в соответствии с сигналом светофора (цветные круги показывает педагог).

«По тропинке»

Задачи: 

-учить действовать сообща;

-развивать память и внимание;

-развивать быстроту реакции.

Ход игры: Дети делятся на команды (6-8 человек). Каждая команда, взявшись за руки образует большой круг. По команде педагога (заиграет музыка) дети двигаются вправо по кругу. Как только музыка останавливается, педагог дает сигнал, в соответствии с которым дети выстраивают фигуру (все фигуры заранее изучаются):

«тропинка» - дети каждого круга строятся в колонну и приседают;

«копна» - дети поворачиваются лицом в круг и поднимают руки вверх;

«горка» - дети строятся в колонну по парам, при этом первая пара встает на носки с поднятыми вверх руками, вторая пара ставит руки на пояс, а остальные пары приседают.

После каждого выполненного задания продолжается движение по кругу.

Все фигуры заранее изучаются.

«Музыкальные змейки»

Задачи: 

-учить действовать сообща;

-развивать память и внимание;

-учить отличать разные жанры музыки, характер музыки.

Ход игры: Все играющие делятся на  три группы, построенные в колонны в определенном месте зала. Каждая группа детей выбирает себе определенную мелодию. Например, первая группа выбирает вальс, вторая группа – польку, третья группа – марш. Также выбрать можно и три разные детские песни, или песни из сказок и мультфильмов.

Как только зазвучала одна из мелодий, колонна, выбравшая ее, должна двигаться по залу в любом направлении за впередистоящим. Но вдруг зазвучала другая мелодия, так же действует следующая колонна, а первая останавливается в основной стойке или принимает упор присев. При зазвучании третий мелодии действия команд  происходят аналогично. Музыка может звучать  в любом порядке. Вот звучит другая музыка,  не выбранная командами, или сигнал педагога «На свои места», тогда все бегут и строятся в колонны на свое  первоначальное место. Какая колонна построится раньше и не ошибется при узнавании своей мелодии, та и выиграет.

Музыкально – ритмические игры на развитие умения импровизации.

«Морское путешествие»

Задачи: 

-развивать память и внимание;

-развивать артистические способности;

-развивать умение выразить образ под заданную музыку;

-развивать умение передавать образ с помощью пластических, выразительных движений.

Ход игры:

Вся игра проходит под музыкальное сопровождение. Характер музыки соответствует эпизодам игры.

Педагог: «Ребята, мы с вами отправляемся в морское путешествие на корабле».

Педагог: «Итак, моряки на корабль шагом марш!»

Дети маршируют.

Педагог: «Прощаемся с друзьями, родственниками»

Дети машут руками, посылают воздушные поцелуи.

Педагог: «Все моряки на корабле. Полный вперед!»

Дети выполняют движение, которое показывает педагог.

И.п. – ноги широко, прямые руки в стороны

1-4 – выпад вправо

5-8 – выпад влево

Переносим вес тела – «качка на корабле».

Педагог: «Моряки, посмотрите, над нами летают какие – то птицы. По-моему это чайки.  А что могут делать чайки?»

Дети: «Парят в небе. Пьют водичку. Ловят рыбу и т.д.»

Педагог: «Вот сейчас представим себя чайками и изобразим, что они делают».

Дети изображают чаек: летают, пьют водичку, ловят рыбу, «болтают» друг с другом и т.д.

Педагог: «Что-то море волнуется, кажется начинается шторм»

Дети изображают волны и шторм – волнообразные движения рук и туловища.

Педагог: «Море успокоилось выходит солнышко».

Дети изображают солнышко.

Педагог: «Моряки, посмотрите, не видно ли земли?» «Смотрим вправо»

Дети прикладывают руку ко лбу и смотрят вправо

Педагог: «Ничего не видно. Смотрим влево»

Дети прикладывают лев. руку ко лбу и смотрят влево.

Педагог: «Ничего не видно. Возьмем бинокль и посмотрим»

Дети изображают как они берут бинокль и смотрят вдаль.

Педагог: «Мы приближаемся а острову. Шлюпки за борт, плывем к берегу».

Дети садятся на пол и «гребут».

Педагог: «Мы приплыли в Африку. Здесь много разных животных: обезьяны, крокодилы, змеи и др.»

Дети изображают любое животное Африки.

Педагог: «Моряки, мы отправляемся отдыхать и идем на дискотеку».

Дети танцуют, как хотят.

Педагог: «Моряки, строится. Отправляемся домой!»

Дети маршируют, затем «плывут на корабле».

Педагог: «Мы прибыли в Санкт – Петербург. Встречаемся  с родителями, друзьями и расходимся по домам».

Дети обнимаются, здороваются, расходятся парами «по домам»

«Паровозик»

Задачи: 

-развивать память и внимание;

-развивать артистические способности;

-развивать умение выразить образ под заданную музыку;

-развивать умение передавать образ с помощью пластических, выразительных движений.

Ход игры:

Дети встают в «паровозик» - колонна по одному, руки на плечах у предыдущего. Первый ребенок «дает гудок» и паровозик отправляется в путь – дети мелко идут на носочках (или легкий бег).

Далее паровозик приезжает на разные станции (название станций задает педагог). Дети сами придумывают образ, который соответствует данной станции и изображает его.

Пример: станция «магазин игрушек» - образы: кукла, мячик, солдатик, зайка и т.д.

станция «зима» -  образы: снежинка, елка, катание на санках, коньках, игра в снежки, лепка снежной бабы и т.д. И любые другие станции.

Последняя станция – это «поляна цветов», где дети «собирают цветы» маме.

Список литературы

1.Бабаева Т.И., Логинова В.И., Ноткина Н.А. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: «Детство-Пресс»,2000.

2.Вильчковский Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье. – Киев: «Радянська школа»,1987.

3.Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. – М.: «Просвещение»,2003.

4.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М.: «ТЦ Сфера»,2005.

5.Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. – М.: «ТЦ Сфера»,2004.

6.Мадышева Е.К., Машин Л.В. На прогулке. – М.: «Карапуз», 2001.

7.Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – Воронеж: «Учитель»,2005.

8.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: «Просвещение»,1986.

9.Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет. – М.: «Владос»,2001.

10.Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М.: «Мозаика – Синтез»,2000.

11.Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: «Просвещение»,1986.

12.Фирилева Ж.Е.,Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб: «Детство-пресс»,2003.

13.Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7лет – Ч.2. – М.: «Владос»,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...

Консультация для воспитателей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста (музыкальный руководитель Краснослободцева Н.В)

"Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота...

Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном воспитании детей.

1 слайд. Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. В процессе восприятия музыки у ребенка развивается познавательный интерес, эстетически...

Проект совместной игровой деятельности психолого-оздоровительной направленности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкальный руководитель Михалкинская М.Е., Статья "Особенности музыкального воспитания детей с ЗПР"

Методическая разработка в рамках проектной деятельности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкального руководителя  Михалкинской М.Е. ГБДОУ детский сад №6 комбинированного ви...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...