Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям
картотека (старшая группа)

Кулыгина Анастасия Алексеевна
Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №127 «Чайка»

«Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям в музыкальной деятельности старших дошкольников»

Составитель: Кулыгина А.А.

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Валеологические песенки-распевки:

Песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро» (сл. и муз. О Арсеневской) .

1. Доброе утро!                      Разводят руки в стороны
Улыбнись скорее!                             и слегка кланяются друг другу.
И сегодня весь день         «Пружинка».
Будет веселее.                  Поднимают руки вверх.

2. Мы погладим лобик,        Выполняют движения по тексту.
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми,              
Наклоны головы к правому
Как в саду цветочки!                  
и левому плечу поочередно.
3. Разотрём ладошки                    
Движения по тексту. 
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!                        
Разводят руки в стороны.https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2021/04/302-3025167_-emojis-sun-moon-.jpg

«Цветочек»

На полянке между кочек,    Дети сидят на корточках, опустив голову,                                

                                                сжавшись в комочек    

От травы зеленых,                Медленно поднимают голову.

Потянулся вверх цветочек,

Хрупкий, несмышленный.

Он от ветра задрожал              «Дрожат»

И листочки вверх поднял.       Выпрямляются и поднимают ручки вверх

Вот росой умылся,                   «Умываются»https://w7.pngwing.com/pngs/844/656/png-transparent-cut-flowers-floral-design-leaf-plant-stem-drawing-flower-purple-leaf-violet.png

А потом расскрылся!               Встают, руки в стороны.

Здравствуй, солнце ясное!       Хлопают в ладоши.

Здравствуй, день погожий!      Гладят себя по голове. 

Я цветок! Такой прекрасный,

Добрый и хороший!

«Я иду» (каждый куплет начинается на тон выше)

  1. Я по городу иду. Па-рам, па-рам, па-ру-ру!

Улыбаюсь на ходу! Па-рам, па-рам, па-ру-ру!

Здоавствуй, улица моя! Мы с тобой друзья!

  1. Я по городу. Па-рам, па-рам, па-ру-ру!

Улыбаюсь на ходу! Па-рам, па-рам, па-ру-ру!

Шлет мне солнце добрый свет, я ему кричу: «Привет!»

  1.  Я по городу иду. Па-рам, па-рам, па-ру-ру!

Улыбаюсь на ходу! Па-рам, па-рам, па-ру-ру!

Повстречал я муравья – мы и с ним друзья!

  1. Я по городу иду. Па-рам, па-рам, па-ру-ру!

Улыбаюсь на ходу! Па-рам, па-рам, па-ру-ру!

Детский сад увидел я, здесь мои друзья!

Дыхательная гимнастика

«Ладошки»

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.

(Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты от себя.

На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вздоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох. На 4 счета делаем подряд коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения).

«Насос»

По шоссе летят машины – все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины, Дышим много раз подряд.

(Дети стоят слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены. На счет «раз» слегка кланяемся вниз-руки, выпрямляясь легким движением тянутся к полу, голова опущена – вдох (в конечной точке поклона). Опускается вниз верхняя часть туловища, то есть наклон осуществляется за счет скругленной спины ноги прямые.

«Два» - выпрямились, но не полностью, то есть спина не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулилась, - выдох ушел пассивно).

Норма: 4 раза по 4 вдоха-поклона.

«Повороты головы» («Вправо-влево»).

Ёжик по лесу гулял,  и цветочки собрал.

Справа – белая ромашка, слева – розовая кашка.

Как цветочки пахнут сладко! Их понюхают ребятки.

(Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища, смотрим перед собой.

На счет «раз» слегка поворачиваем голову вправо – вдох! Затем, не останавливаюсь посередине, сразу же на счет «два» слегка поворачиваем голову влево – тоже вдох! Шею во время поворотов ни в коем случае не напрягать, она абсолютно свободно. Болевых ощущений не должно быть. Упражнения можно делать сидя.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения).

Артикуляционная гимнастика

 «Котик Рыжик в детском саду»

Котик Рыжик стал скучать – не с кем дома поиграть.  (дети зевают)

Чтоб друзей себе найти,     (улыбаются)

Надо в детский сад пойти!  

Рыжик лапки причесал   («протаскивают» язычок между зубами вперед-назад).

Язычком их облизал    (облизывают рот по часовой стрелке)

Влево-вправо потянулся (сильно высовывают язык то вправо, то влево)

И, конечно, улыбнулся.  (Улыбаются)

Мяу, мяу, Малыши!    (хлопают в ладоши)

Веселимся от души!

Мы достанем с верхней полки  (тянут кончик языка вверх к носу)

Наш веселый звонкий мяч.

Покатаем мяч по полю,  (рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики»).

А потом помчимся вскачь!   (быстрые движения кончиком языка вверх-вниз).

Круглый обруч мы возьмем  (округляют рот, словно произнося букву «о»).

И крутить его начнем.

А теперь, мои ребятки,

Поиграем с вами в прятки!  (показывают язык, затем быстро прячут его за зубы- несколько раз)

Рыжик целый день играл,   (дети потягиваются)

Только к вечеру устал.

Дома на кроватке          (дети кладут голову на сложенные ладошки)

Спит котенок сладко.

«Жаба Квака»

(комплекс упражнений для мышц мягкого неба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала,

Сладко-сладко позевала.    (дети зевают).

Травку сочную сжевала      (имитируют жевательные движение,

Да водички поглотала.         глотание)

На кувшинку села,              

Песенку запела:

«Ква-а-а-а!                     (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э-э!

Кво-о-о-о!

Кву-у-у-у!https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/4452915/pub_611d13ea484d4413cbe29328_611d1438fc97661795f1c6a5/scale_1200

Ква-а-а-а!» 

Жизнь у Кваки хороша!

Игровые фонопедические упражнения

Упражнение «Резиновая игрушка» (на развитие нижнего дыхания)

Купили в магазине резиновую Зину,

Резиновую Зину в корзине принесли.

Она сказала:    

-Ш-Ш-Ш-Ш!           согласные произносятся на выдохе

Потом сказала;         легко и тихо.

-С-С-с-С!

Затем сказала:

-Х-х-х- х!

Потом устало:

-Ф-Ф-ф-ф!

Потом так странно:

-К-к-к-к!

И так обычно:

-Т-т-т-т!

Потом легонько:

-П-п-п-п!

И очень твердо:

-Б-б-б-б!

Жужжала тихо:

-Ж-ж-ж-ж!

И вовсе сдулась:

-З-з-з-з!

Упражнение «Голоса вьюги»

Активно и сильно произносить «В-в-в-ы», З-з-з-ы».

Недаром вьюга злится.

«В-в-в-ы!», «З-з-з-ы!», «В-в-в –ы!»

Прошла ее пора.

«В-в-в-ы!», «З-з-з-ы!», «В-в-в –ы!»

Весна в окно стучится:

«Динь! Динь! Динь!»  (коротко и активно в разных регистрах)

И гонит со двора:

«У-у-у-ух!»           (глиссандо вверх)

Паровоз привез нас в лес (комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей).

Выполнение упражнений можно сопровождать показом иллюстраций или слайдов

Паровоз привез нас в лес:     (ходьба по залу с согнутыми в локтях  

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!     руками)

Там полным полно чудес.      

Вот идет сердитый еж:      (низко наклониться, обхватив руками грудь,- свернувшись в клубок ежик)

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

Где же носик? Не поймешь,   (звук и взгляд направлять соответственно
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!                         тексту)

Вот веселая пчела              

Детям меда принесла:

З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток: (укрепление связок гортани, профилактика храпа)

З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок:

З-з-з! З-з-з!

Осу ослик испугал:

-Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал:  (медленная ходьба, руки-«крылья» поднимать

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!           на вдохе, опускать со звуком).

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

-Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

-Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Устали? Нужно отдыхать,   (дети садятся на ковер и несколько раз

Сесть и сладко позевать.       зевают, стимулируя тем самым гортанно-

глоточный аппарат и деятельность                              головного мозга).

Игровой массаж.

Комплексы игрового самомассажа с пением (по А. Уманской).

Птичка

(дети легко массируют указанные точки указательным пальцем, пропевая текст).

  1. На березовую ветку        Дети легко массируют точку зоны №1

Птичка прилетела.

Села, посидела,

Песенку запела:

- Чив-чив! Тю-тю-тю!       Машут «крылашками».

Тирли-тирли! Лю-лю-лю!    Хлопают в ладоши.

  1. И на веточку повыше       Массаж зоны № 2

Птичка прилетела.

Села, посидела,

Песенку запела:

-Чив-чив! Тю-тю-тю!            Машут «крыльями»

Тирли-тирли! Лю-лю-лю!        Хлопают в ладоши

  1. Еще выше на березку              массаж зоны № 8

Птичка прилетела.

Села, посидела,

Песенку запела:

-Чив-чив! Тю-тю-тю!

Тирли-тирли! Лю-лю-лю!

  1. Вот на самую верхушку             массаж зоны № 7.

Птичка прилетела.

Села, посидела,

Песенку запела:

-Чив-чив! Тю-тю-тю!

Тирли-тирли! Лю-лю-лю!

«Гусенок Тимошка»

Гусенок Тимошка пошел погулять    (шлепают ладошками по коленям)

Зеленой и сочной травы пощипать.  (щиплют пальцами мочки ушей).

Гусенок: «Га-га!»         (показывают пальцами рук «клювики»).

Веселый всегда,        (хлопают)

Он травку пошел пощипать.   (щиплют пальцами мочки ушей)

Гусенок Тимошка пошел  на лужок,   (шлепают ладошками по животу)

Увидел красивый и вкусный цветок.   (гладят шею сверху вниз)

Гусенок: «Га-га!»       (показывают пальцами рук «клювики»)

Веселый всегда,           (хлопают)

Уж очень был вкусный цветок! (делают круговые движения по животу)

Гусенок Тимошка на речку пошел,  (шлепают ладошками по груди)

В высокой осоке лягушку нашел.    (щиплют щечки)

Гусенок: «Га-га!»    (показывают пальцами рук «клювики»)

Лягушка: «Ква-ква!»  (качают ладонями с растопыренными пальцами)

Подружку себе он нашел.  (хлопают)

«Осень»

Ходит осень по тропинке,    (плавно ведут пальчиками по лицу)

Разукрасила осинки,

Огонечками зажгла         («рисуют» пальцами глаза, брови, нос)

Стройные рябинки.

Осень не одна пришла –   (то же самое, но легко барабаня пальцами)

Дождь с собою привела.

Он стучит по лужам звонко

И смеется, как девчонка!

Рядом веет ветерок,          («отряхивают» лоб, виски, щеки)

Непоседливый дружок:

То помчится всех быстрей,   (спиралевидные движения указательными

пальцами по лицу)

То уснет среди ветвей.  (мягко гладят лицо)

«Дождь»

Дождь! Дождь! Надо нам    («бегают» пальчиками по лицу)

Расходиться по домам!

Гром! Гром! Как из пушек!   (барабанят пальчиками по лбу, щекам)

Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град!     (хлопают в ладоши)

Все под крышами сидят, (изображают руками «крышу» над головой)

Только мой братишка в луже    (гладят себя по лицу)

Ловит рыбу нам на ужин.  (проводят большими пальцами по крыльям носа)

«Пальчиковые игры»

Кошка

Посмотрели мы в окошко –  делают пальцами обеих рук «окошко»

По дороге ходит кошка    «бегают» указательным и средним пальцами    

                                          пр.руки по левой руке

С такими усами!       Показывают «длинные усы»

С такими глазами!     Показывают «большие глаза»

Кошка песенку поет,   «зовут» пр.рукой.

Нас гулять скорей зовет!

Песочный дом

Вот песочница большая      разводят руки в стороны

С крышею в горошек.         Руки «домиком» над головой

Из песка мы строим дом,   стучат кулачком о кулачок.

В доме пять окошек.          Показывают раскрытую ладошку – «пять».

Первое – для зайчика,     загибают на левой руке пальчики по очереди

Второе – для совочка.

В третьем куколка стоит,

В четвертом – два грибочка.

В пятом кругленьком окошке

Уложили спать мы кошку.    Ладошки «спят» под щечкой

Только кошке места мало.    Грозят указательным пальчиком пр.руки

Прыг! И домик наш сломала!  Шлепают ладошками по коленям.

Мяч

Прыг-скок! Прыг-скок!       Прыгают и хлопают в ладоши.

Красный бок, синий бок!

Это разноцветный мячик    движения кистями рук, словно лепят

                                                              снежок

Скачет, скачет, словно зайчик!   Руки вверх тянутся на носочках

То взлетает высоко-о-о-о!         смотрят вдаль из-под «козырька» пр.р

То умчится далеко-о-о-о!

Прыг-скок, прыг-скок!        Прыгают и хлопают.

Непоседа наш дружок.

«Грибочки»

Как в лесу-лесочке       руки сцеплены в замок

Выросли грибочки.     Поднимают постепенно руки вверх

Мы корзиночку возьмем   л.р согнута в локте наподобие корзинки, 

И грибочки соберем:       пр.рукой «собирают» в корзинку грибы

На лесной опушке        загибают на л.р пальцы по одному.

Красуется волнушка,  

На пеньке – опята,

Дружные ребята.

А в траве  -  лисички,

Рыжие сестрички.

Подбоченившись стоит

Под березкой боровик

Ну а груздь на крепкой ножке

Так и просится в лукошко!

«Поросенок» сл. А. Усачева (пальчиковая сказка)

Громкий звук раздался утром рано.   хлопки

Я в окошко выглянул спросонок:    рисуют пальцами «окошко»

Розовый, веселый, аккуратный       гладят себя по голове

На машине ехал Поросенок.      Прижимают пальцем кончик носа

Поросенок был красив собою:

Был костюмчик в клеточку на нем. «рисуют» пальцами клеточки

Он вертел довольно головою,           вертят головой  

Вместе с головой вертел рулем.       «крутят руль»

На копытцах белые перчатки.    Гладят поочередно одну руку другой

И панамка вышита цветами:     делают руками «домик»

Ехал он на травке поваляться,    «крутят руль»

Или же в деревню в гости к маме…

Ехал Поросенок на рассвете,     поднимают руки вверх

Розовый, похожий на зарю…    описывают руками дугу

И предупреждая всех на свете,  грозят пальцем

Нажимал на пятачок:

— ХРЮ-ХРЮ    прижимают пальцами кончик носа, говорят «хрю-хрю»

Речевые игры

Веселый оркестр (речевая игра с муз.инструментами)

«Бум-бум! Трам-там-там!» -

Застучал барабан

«Туки-туки-тошки! – заиграли ложки.

«Четки-четки», -

Бряцают трещотки.

«Динь-дон, динь-дон!» -

Зазвенел металлофон.

«Бан-бан-балалал!»

Треугольник зазвучал!

«Бумба-бумба!» -

Зазвучала румба!

А теперь нам нужно

Заиграть всем дружно.

«Шалтай-Болтай» (речевая игра с движением)

Шалтай-Болтай
Сидел на стене.                                 Идут по кругу, взявшись за руки
Шалтай-Болтай                               поднимают руки вверх, затем резко
Свалился во сне.                                       Опускают.

Вся королевская конница,           «скачут»
Вся королевская рать                    маршируют.
Не может Шалтая,                       стучат кулачком о кулачок.
Не может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!            Разбегаются, Шалтай-Болтай их догоняет.

«Музыкотерапия»

 «Просыпайтесь глазки»

Просыпайтесь глазки! Глазки все проснулись? (дети лежат на спине, легко поглаживают закрытые глаза)

Просыпайтесь, ушки! Ушки все проснулись? (растирают уши ладошками)

Просыпайтесь, ручки! Ручки все проснулись? (растирают руки от кисти до плеча)

Просыпайтесь, ножки! Ножки все проснулись? (растирают ножки, массируют их руками)

- просыпайтесь, детки!

- мы проснулись! (потягиваются, затем хлопают в ладоши)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям для дошкольников

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18087071","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"129","width":"480"}}]]...

Картотека упражнений по здоровьесберегающим технологиям для дошкольников

В картотеке представлены игровые упражнения для самомасажа, гимнастики для глаз....

Картотека упражнений по здоровьесберегающим технологиям для дошкольников

Дыхательная гимнастика, утренняя гимнастика, точечный массаж...