Конспекты музыкальных занятий «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием»
план-конспект занятия по музыке

Конспекты музыкальных занятий «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\Home\Downloads\russkie-matr-shki-muzykalnyy-251146-large (1).jpg

  https://ozgdou3.edumsko.ru/uploads/2000/1733/section/265931/2888_Balalayka_moya_.jpg

Конспект №1

Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.

Задачи.

1. Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.

2. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;

3. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и звуковысотный слух;

4. Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;

5. Формировать певческий голос и выразительность движений.

6. Воспитывать любовь и интерес к музыке.

Материалы и оборудование:

2 короба с музыкальными инструментами, музыкальные инструменты, презентация «История возникновения русских народных инструментов», ноутбук, проектор, экран, ширма, угощение.

Предварительная работа:

Беседы о музыкальных инструментах с показом иллюстраций, слушание русских народных песен, разучивание русских народных попевок, хороводов и музыкально-дидактических игр, индивидуальная работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Ход занятия:

Под русскую народную мелодию «Светит месяц» дети заходят в зал, образуют круг.

Муз. рук.: Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

(поет) Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Пропою я вам «Привет!».

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Муз. рук.:  Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку:

Расскажу тебе, дружок, в древние века

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.

Человек услышал вдруг, мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный….(инструмент.)

Муз. рук.: Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты? (Да) Ну тогда слушайте внимательно. Посмотрите, какая красивая коробка у меня в руках. Но что же это, коробка пустая! Куда же пропали все инструменты?

(Звучит русская хороводная песня «Во поле береза стояла»)

Муз. рук.  Вы слышите музыку? Это же звучат наши утерянные инструменты, а исполняют они русскую народную песню.

- Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты. А хотите узнать, как появились на Руси музыкальные инструменты? Беритесь за руки, я поведу вас волшебными тропками.

(Музыкальный руководитель заводит с детьми хоровод. Дети двигаются по кругу, змейкой, по диагонали, останавливаются перед экраном)

Слайд №1

Муз. рук.  Ребята, мы оказались в лесу. Садитесь на поляну как вам удобно. А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов? Ведь человек всегда старалсяподражать звукам природы.

(слайд №2) – Посмотрите, на акации висят сухие плоды, они качаются на ветру, шуршат семенами. Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент, который называется погремушка. (Слайд №3 с изображением русской погремушки) Погремушка – это шумовой инструмент. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка (ЗВУК)

(Слайд №4) - Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку. (Слайд №5). Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем как звучит трещотка (ЗВУК)

(Слайд №6) - А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент, который называется деревянные ложки (Слайд №7). Деревянные ложки – это ударный инструмент. А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам? (Ответы детей) В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют. Давайте послушаем, как звучат ложки. (ЗВУК)

(слайд №8) Муз. рук.: - Мы вышли на берег реки. Слышите, ветер гудит в стеблях камыша. Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент, подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент, который называется - свирель и рожок (слайд №9) Как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам? (Ответы детей) Давайте послушаем эти волшебные звуки свирели. (ЗВУК)

(Слайд №10) - А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. (Звук) «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли (слайд №11). Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.)  Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.

Стук в дверь, под музыку в зал входит парень Андрюша с коробом в руках.

Андрюша (кланяется): Здравствуйте ребятишки,

Курносые девчушки, задорные мальчишки.

Муз. рук.:  Здравствуй, а ты кто?

Андрюша:  Я Андрюша весельчак – это знает, всяк!

С вами буду я играть и ребятам помогать!

Муз. рук.:  Ну тогда, Андрюша, мы с ребятами сейчас поприветствуем тебя русской народной попевкой. Послушай и скажи, понравилась она тебе или нет.

Муз. руководитель исполняет попевку р. н. п. «Андрей-воробей».

Муз. рук.:  Андрюша, понравилась тебе эта попевка?

Андрюша:  А я уже давно знаю эту попевку, а вот ребят я почему-то не услышал.

Муз. рук.:  А вот мы сейчас быстренько исправимся. Давайте, ребята, я сначала буду одна говорить, а потом все вместе будем проговаривать….(проговаривают).

- А сейчас пропоем и простучим в ладоши одновременно эту песню.

Андрюша:  Вот теперь другое дело! А я тоже знаю русскую народную песню.

Разучивание р. н. п. «Как у наших у ворот».

Муз. рук.:  Андрюша, а что это за короб у тебя такой?

Андрюша: Да вот по лесу я шел, там его я и нашел.

Этот короб не простой, этот короб расписной

Сказочный, красивый, а внутри с сюрпризом.

Муз. рук.:  Ой, как интересно! Андрюша, открывай скорей свой короб!

Андрюша: Открою, если отгадаете загадку.

И шумят, и бренчат, и хлопают, и звенят.

Расписные, яркие веселят всю ярмарку.

Дети: Музыкальные инструменты!

Андрюша: Эх, какие догадливые!

Муз. рук.: Ну - ка, ну - ка, покажи!

(Андрюша достает из короба трещотку, погремушку и ложки)

Муз. рук.: Так, это те инструменты, которые исчезли из нашей коробки.

Ребята, а вы бы хотели стать музыкантами? (Да) Тогда давайте поиграем в игру «Угадай, на чем играю»

Андрюша: Точно! Слушайте внимательно! Если затрещит трещотка - пусть потопают ваши ножки, а если зазвенит погремушка – то потрите свои ушки. Ну, а если застучат ложки – громко хлопайте в ладошки. Всем понятна игра? Начинаем, детвора!

Проводится игра:  «Угадай, на чем играю»

(Звучит русская плясовая)

Муз. рук.:  Прислушайтесь! Это русская народная плясовая музыка. Ноги так и просятся в пляс! Выходите, детвора. Передайте своим танцем всю яркость, весь огонь русской плясовой.

(Дети импровизируют танец.)

Андрюша:  Ай да, детки молодцы, все танцевали от души.

Муз. рук.:  Андрюша, а что у тебя еще есть в коробе?

Андрюша: В моём коробе ещё есть много инструментов разных. Инструменты хороши, поиграйте от души! Не с ходите гости с мест, пусть играет наш оркестр.

Муз. рук.:  Ребята, а что же такое оркестр, кто мне подскажет? (ответы детей)

А кто руководит оркестром?

Дети: - Дирижер!

(Раздача инструментов)

Муз. рук.:  Громко, сильно не стучите, инструменты берегите! Музыку слушайте внимательно! В ритм попадайте обязательно!

ОРКЕСТР «Ах, вы сени».

Муз. рук.  Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? За то, что вы теперь стали настоящими знатоками русских народных инструментов, я вам вручаю медали.

Ну-ка, Андрюша, что у тебя еще в коробке лежит?

Андрюша:  Угощение для ребят, угостить детей я рад.

Вам пряники русские сладкие, мятные,

К чаю ароматному угощение знатное.

Раздача угощений.

Андрюша: Ребята, спасибо вам большое. До свиданья.

(уходит из группы)

Конспект №2

Цель: через различные виды музыкальной деятельности способствовать закреплению знаний и представлений о звучании русских народных инструментов.

Обучающие задачи:

- активизировать действия детей в музыкально - речевой деятельности, расширять словарный запас, музыкальный кругозор;

- продолжать знакомить детей со звучанием русских народных инструментов.

Развивающие задачи:

- развивать воображение, мышление, память;

- развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки, правильно координируя движения.

Воспитательные задачи:

- воспитывать культуру общения со сверстниками.

- воспитывать любовь к русской народной музыке.

Оборудование: русские народные шумовые инструменты, ширма, фонограммы со звучанием русских народных инструментов, нотные тексты песен и инструментальных пьес, наглядный материал: русские народные музыкальные инструменты; макет скрипичного ключа.

Ход занятия.

Дети входят под народную музыку (звучит рожок)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами поговорим о русских народных инструментах, вспомним, как звучат знакомые нам инструменты, и познакомимся со звучанием новых для нас инструментов. И поможет нам провести ритмичную разминку народный инструмент-бубен.

Игра «Ты беги весёлый бубен» (звучат ансамбли русских народных инструментов)

(Действия детей: различать темп и ритм музыки, правильно выполнять элементы русского народного танца)

Музыкальный руководитель: Мы с вами хорошо повеселились, а сейчас настроимся на работу и сделаем весёлую пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Утро настало»

(Действия детей: чётко проговаривать слова и выполнять движения пальцами)

Дидактическая игра «Угадай, что звучит» (звучат ложки, колотушка, бубен, трещотка, бубен)

Оркестровка русской народной песни «Светит месяц»

(Действия детей: ритмично сопровождать мелодию русскими народными шумовыми инструментами)

Музыкальный руководитель: Есть среди русских народных инструментов особенный инструмент, очень старинный. Он называется гусли. Это струнный инструмент. Сейчас мы послушаем, как звучат гусли в оригинальном звучании.

Слушание ансамбля гусляров «Купина»

(Действия детей: внимательно прослушать фрагмент, охарактеризовать прозвучавшую музыку)

Музыкальный руководитель: А я хочу познакомить вас с новым инструментом, который называется домра.

Слушание фонограммы звучания домры «Мар-дяндя» музыка А. Цыганков

(Действия детей: внимательно прослушать фрагмент, быстро подобрать слова, характеризующие прозвучавшую музыку)

Музыкальный руководитель: Народные инструменты бывают шумовые, ударные, струнные и есть у русского народа совершенно особый инструмент – гармонь, который звучит благодаря пневматическому устройству, действующему при помощи силы сжатого воздуха.

Танец «Пошла млада за водой»

Музыкальный руководитель: А вы знаете, что современные композиторы пишут песни в русском стиле, где сопровождение тоже подражает игре на русских народных инструментах

Песня «Емелина неделя» обработка Ю. Горячева

(Действия детей: услышать и назвать звучание «гармони» или других народных инструментов в аккомпанементе)

Музыкальный руководитель: Вот так весело закончилась наша встреча. Но прежде, чем мы с вами попрощаемся, давайте на минуту задумаемся и вспомним, чем мы с вами занимались, и что вам больше всего понравилось

Музыкальный аутотренинг «Минута покоя»

(Действия детей: расслабиться и спокойно обдумать, чем занимались и что понравилось)

Музыкальный руководитель: А сейчас я приглашаю вас на музыкальный вернисаж.

(Действия детей: рассмотреть картины, назвать народные инструменты. услышать их в звучании фонограммы и правильно назвать)

Конспект №3

Цель: формирование диалогического общения воспитанников разного возраста.

Задачи: формирование позитивной социализации:

- умение детей взаимодействовать с окружающими людьми,

-выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Группа украшена в русском стиле.

Муз. руководитель: Проходите, ребята. Посмотрите, как у нас вокруг все преобразилось. На что похоже убранство группы? (на русскую избу).

Похлёбкой, кашей, пирогами

Красна ты, русская изба,

Да ткаными половиками

Гостей встречаешь ты всегда.

В центре группы стоит стол с музыкальным инструментом - коробочкой.

Муз. Руководитель:  Давайте подойдем к столу и рассмотрим, что на нем находится. Ребята, как вы думаете, что это? А из чего сделана эта коробочка? Как можно использовать её в качестве музыкального инструмента (постучать палочкой).  Попробуем постучать по ней палочкой, издает ли коробочка звук? (Дети пробуют постучать палочкой по коробочке).

Муз. руководитель: Достает свистульку из коробки. А на наш стол прилетели вот такие птички.  Давайте сядем на стульчики, а наши ребята нам расскажут про этих птичек. (Дети рассказывают о свистульках и о том, как на них играть).

(Это игрушки? Как с ними можно играть? Из какого материала изготовлены птички? Для чего они нужны) (ритмический прием). Дети пробуют играть на свистульках. Понравилось вам на свистульках играть?

Муз. руководитель (достает из коробки деревянную расписную ложку): Смотрите, какая расписная красавица к нам в гости пожаловала. Что это?

Ответы детей

Муз. руководитель:

Давным-давно наши бабушки и дедушки кушали руками, но жидкую еду руками не возьмёшь. И придумали ложку. Ложки делали из камня, слоновой кости, из металла. У нас на Руси самым простым материалом было дерево. Поэтому народные мастера стали делать посуду тоже из дерева. (Показать картинку деревьев). А что еще делали из дерева? (выставить картинки)

Захотели люди, чтобы в их доме было красиво, стали ложки украшать.

 Как вы думаете, как и чем их украшали? (ответы детей: разрисовывать, покрывать лаком).

Муз. руководитель: Эта деревянная ложка не одна пришла, а с подружками. Подходите, разбирайте. Ведь ложками не только едят, на них можно и играть.

Дети подходят к столам, разбирают инструменты.

Муз. руководитель: Давайте попробуем сыграть на этих инструментах под веселую музыку.

Оркестр

Муз. руководитель: Молодцы, ребята. Вам понравился наш оркестр? А вы любите сказки? Хотите послушать необычную сказку? Садитесь на стульчики. А мы вместе со старшими детьми покажем, как простыми русскими деревянными инструментами можно озвучить сказку.

Сказка-шумелка «Трусливый заяц»

Жил был в лесу Заяц-трусишка. Вышел однажды заяц из дома (ложки, а ежик в кустах вдруг как зашуршит! (коробочка с бисером) Испугался заяц – и бежать! (быстро стучим ложками). Бежал, бежал и присел на пенек отдохнуть. А дятел на сосне как застучит (коробочка). Бросился заяц бежать (ложки). Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает (трещотка). Побежал заяц из леса к речке (ложки). А на берегу речки лягушки сидели (рубель). Увидели они зайца – и прыг в воду (ксилофон). Обрадовался заяц, что лягушки его испугались, и смело поскакал обратно в лес. (ложки медленно – «смелый»)

Муз. Рук:  Что вам больше всего понравилось из сегодняшнего занятия? Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили русские народные деревянные инструменты.

Муз. руководитель: А я сейчас вам, малыши, я загадки загадаю.

1. У детей в ладошах птички,

С виду птички — невелички,

Только птички не порхают.

В небеса не улетают,

А свистят, свистят, свистят,

Всех в округе веселят.

Ответы детей.

2. Деревянная подружка

Без неё мы как без рук,

На досуге – веселушка.

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не даёт.

Ответы детей.

Муз. руководитель: Вот и закончилась наша сегодняшняя встреча. До свидания.

Конспект №4

Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.

Задачи:

- развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;

-  развивать творческую фантазию;

- формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;

- развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма, мелкую моторику рук;

- формировать певческий голос и выразительность движений.

- воспитывать любовь и интерес к музыке.

Оборудование: детские музыкальные инструменты (треугольник, трещотка, балалайки, бубен, гармошка, деревянные ложки, погремушки.

Ход занятия

Муз. руководитель: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Муз. руководитель: Я приглашаю вас, отправится со мной в интересное путешествие по удивительному миру Русской народной музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?

Дети: готовы!

Муз. руководитель: Тогда, поехали!

Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

Муз. руководитель:  Первая остановка «Город инструментов». Ребята, посмотрите, сколько музыкантов собралось в этом городе. Какие инструменты Вам знакомы?

Дети: Балалайка, гармошка, деревянные ложки, погремушки, дудочка, трещотка.

Муз. руководитель:  Молодцы, ребята! Давайте послушаем, как звучит гармонь? (Включается музыка «Русская народная музыка - Полянка, русский народный наигрыш»).

Муз. руководитель:  Какое настроение у вас возникло?

(Ответы детей).

Муз. руководитель:  Гармошка играла быстро, весело, звонко, задорно. А хотите мы подыграем нашей гармошке на детских музыкальных инструментах?

Дети: да! конечно!

Муз. руководитель: Тогда отправляемся в следующий город «Город музыкантов». Подходите, берите музыкальный инструмент, и мы подыграем гармошке.

Дети берут ложки, трещотки, бубен, балалайку, треугольник. (Под фонограмму записи гармони подыгрывают в такт).

Муз. руководитель:  Молодцы, детки! Вот какой у нас получился замечательный оркестр Русских народных инструментов. А в оркестре главное, что все музыканты играют вместе, в лад, слушая друг друга.

А сейчас мы отправляемся в город «духовых инструментов»!

Духовые инструменты появились тоже очень давно. Люди дули в морскую раковину, в трубочку тростника, в рога животных. Потом придумали дудочки, рожки, свирели.

Давайте и мы подуем в дудочку? Проводится артикуляционное упражнение «Веселая дудочка» (дети вытягивают вперёд сомкнутые губы и двигают ими по кругу вправо-влево) и дыхательное упражнение 

«Дудочка» (дети дуют в одноразовые трубочки) .

А теперь давай поимпровизируем! Я включу песенку Веселой дудочки, а вы будете дуть в свои трубочки, пританцовывая, и представлять, что это вы играете на дудочке.

Звучит музыка «Веселая дудочка».

Молодцы! У вас получилась замечательная «Песенка дудочки».

И последний город, в нашем сегодняшнем путешествии «Сыграй-ка!».

Представьте, что у вас в руках любой русский народный инструмент, какой хотите, и вы будете играть на нем под музыку.

Предлагаю детям показать (пантомимой) как они играют на различных инструментах, под песню «Наш оркестр» М. Картушиной.

Муз. руководитель:  Вот такие веселые инструменты живут в этой стране.

Все вы молодцы! В какой стране мы с вами сегодня побывали? С какими инструментами познакомились? Что вам больше всего понравилось? Какое настроение после занятия?

Вот и подошло к концу наше путешествие. Но на свете ещё много музыкальных стран, которые мы сможем с вами посетить. А нам пора возвращаться в наш детский сад. Занятие окончено. До свидания.

Конспект №5

 Цель:

Познакомить детей с инструментами русского народного оркестра.

 Задачи:

-Развивать у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную        отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

-Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

-Формировать навыки культуры слушанья музыки (не отвлекаться, дослушивать произведение до конца).

-Учить чувствовать характер музыки, высказывать свои впечатления о прослушанном.

-Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.

-Способствовать развитию навыков игры мелодий на детских музыкальных инструментах.

Оборудование:

-Сундучок

-Музыкальные инструменты: ложки, колокольчики, трещётки, бубенцы, бубны, гусли, балалайка, свирели, свистульки.

Дети входят в зал под музыку оркестра русских народных инструментов, здороваются, и видят сундучок.  

 Муз. руководитель: Ребята, как вы думаете, кто это нам прислал этот сундучок ?   Ответы детей.

Муз. руководитель: Посмотрите, здесь письмо, давайте его прочитаем. А прислала нам его Фея Музыки, сейчас я вам его прочитаю: «Ребята, я прислала вам волшебный сундучок, а чтобы сундучок открылся, надо угадать, что лежит в сундучке, а помогут вам в этом мои загадки».

Загадывание загадок.  

 1. За обедом суп едят

     К вечеру «заговорят»

     Деревянные девчонки

     Музыкальные сестрёнки

     Поиграй и ты немножко

     На красивых, ярких  ….    (Ложках).

2.  У него есть язык

     Он болтать им привык,

     Но когда болтает он

     Слышно не слова, а звон.  (Колокольчик).

3.  Деревянные пластинки    

     Разноцветные картинки

     Стучат, звенят, плясать велят. (Трещётка).

4.  На дуге висят спокойно

     Стоит лишь дугу встряхнуть

     Мелодично и привольно

     Украшают долгий путь.  (Бубенцы).

5.  Есть тарелочки на нём

     По нему мы громко бьём.  (Бубен).

(Открываем сундук, там лежат музыкальные инструменты).

Муз. руководитель: Ребята, что это ?  (Музыкальные инструменты).

Фея Музыки пишет, что Злая Фея заколдовала все инструменты и перепутала все их звучания. Ребята, поможем музыкальным инструментам вернуть их звучание ?  (Да). Сейчас я вам дам послушать звучание инструмента, а вы мне скажете, что это за инструмент.  

 Звучит запись звучания ложек  (Ложки).

Ребёнок берёт из сундучка ложки и играет на них.

Муз. руководитель: Вернули мы ложкам их звучание ?  (Да). А из какого материала сделаны ложки ?  (Из дерева). А можно ими кушать ?  (Да).

Дети слушают следующую музыку.

Муз. руководитель: Какой инструмент звучит ?  (Бубенцы).

Ребёнок берёт из сундучка бубенцы и играет на них.

Муз. руководитель: Вернули мы им их звучание ?  (Да).

Вспомните, что вы знаете об этом инструменте ?  (Полый шарик, в котором катается один или несколько металлических шариков).

Дети слушают следующую музыку.

Муз. руководитель: Какой инструмент звучит ?  (Колокольчик).

Ребёнок берёт из сундучка колокольчик и играет на нём.

Вернули мы ему его звучание ?  (Да).

Вспомните, что вы знаете об этом инструменте ?  (Представляет собой открытую металлическую чашечку, с закреплённым к низу ударником, «язычком»).

Дети подходят к столу с колокольчиками, берут их и играют по очереди.

Муз. руководитель:  Ребята, одинаковое звучание у всех колокольчиков ?  (Разное).

Дети слушают следующую музыку.

Муз. руководитель: Какой инструмент звучит ?  (Трещётка).

Ребёнок берёт из сундучка трещётку и играет на ней.

Муз. руководитель: Вернули мы ей её звучание ?  (Да).

Вспомните, что вы знаете об этом инструменте ?  (Представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки).

Дети слушают следующую музыку.

Муз. руководитель: Какой инструмент звучит ?  (Бубен).

Ребёнок берёт из сундучка бубен и играет на нём.

Муз. руководитель: Вернули мы ему его звучание ?  (Да).

Вспомните, что вы знаете об этом инструменте ?  (В виде деревянного обруча натянутый на одной стороне кожаной мембраной. В прорезях обруча парами прикрепляются тонкие металлические пластины, на нём играют встряхивая его в воздухе или ударяя по его коже ладонью).

Муз. руководитель:  Ребята, вспомните, как называется когда все инструменты играют вместе ?  (Оркестр). А кто руководит оркестром ?  (Дирижёр). А хотите поиграть на этих инструментах ?  (Дети играют на инструментах под русскую-народную мелодию «Полянка»).

Муз. руководитель: Ребята , а в сундучке есть ещё музыкальные инструменты.   Этот инструмент называется «гусли» !  Это самый древний русский струнный музыкальный инструмент. Гусли – это доска с натянутыми на неё струнами. Струн бывает от пяти до семнадцати. А сейчас мы послушаем как звучит этот инструмент (Дети слушают звучание гуслей).

Муз. руководитель (Достает из сундука балалайку): Вспомните, где вы видели этот инструмент и как он называется ?  (называется он балалайка).

Давайте послушаем как он звучит.

Наша встреча подошла к завершению. Сегодня вы познакомились с инструментами русского народного оркестра.

 А сейчас мы будем передавать колокольчик друг другу, а я у вас буду спрашивать:

1) Какие вы узнали новые инструменты ?

2) Что получается когда они звучат все вместе ?

3) Какой инструмент понравился ?

4) Какой звук у трещётки ?

5) На каком инструменте хотел бы играть ?

6) Из какого материала делают балалайку ?

7) У каких инструментов есть струны ?

8) По какому инструменту мы бьём ладошкой ?

9) Какой из инструментов духовой ?

Муз. руководитель: наше занятие подошло к концу, до свидания.

Конспект №6

Цель:

Познакомить детей с русскими народными инструментами - гусли, ложки деревянные. Историей их создания.

Задачи:

• Прививать любовь к народному творчеству, историческим корням.

• Развивать творческие способности и интерес к музыке.

• Воспитывать чувства уважения к страницам прошлого.

Ход занятия:

Муз. руководитель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. Мы отправимся на машине времени в прошлое. Давайте отправимся в русскую деревню. Давно это было. Жили, поживали в небольшой деревушке, деревянной избушке полезные вещи. Деревянные ложки, которыми хозяева избушки любили кушать кашу, да хлебать щи. Рубель, использовали при стирке белья. Железная пила, которой пилили брёвна. Оказывается, они были пригодны не только в хозяйстве.

Однажды в деревню, на весёлый праздник масленицы, появились бродячие артисты, певцы и музыканты. Исполнители народной музыки. Музыкальных инструментов у них не было, и решили они использовать для сопровождения своего пения подручные полезные вещи.

Ложки, сами по себе, ударяя друг о друга, очень точно и ладно отстукивали ритм, а в дуэте с рубелем, воспроизводили интересные шумовые звуки. Пила пела длинные протяжные нотки.

Слушанье: Дети слушают игру на ложках, и звучание пилы. (Обсуждение звучание и тембр инструментов).

Стреляя из лука, охотники заметили, что тетива тоже издаёт красивый певучий протяжный звук. Так подручные полезные вещи превращались в музыкальные инструменты. Или по их подобию рождались русские народные инструменты. Например, гусли. Старинный русский инструмент. Гусли – самогуды, звончатые. Они сделаны из доски. Форма их похожа на крыло, в середине круглая дырка, а сверху струны натянуты. Название их произошло, как вам может показаться не от слова гусь, а от древнеславянского слова густы, что означало – гудеть. Струна на инструменте гудела, её называли – гусла. Много струн – гусли. А играли на них так. Гусляр клал гусли на колени и перебирал по струнам пальцами. А сам пел и рассказывал былины.

Слушание: Дети слушают игру на гуслях. Обсуждение с ребятами, о звучании.

Игра на музыкальных инструментах:

Под звучание русской народной песни «Калинка», муз руководитель предлагает детям отстукать ритмический рисунок песни на ложках.

Муз. руководитель: А сейчас, ребята, скажите, с какими музыкальными

инструментами мы с вами сегодня на занятии познакомились? (Ответы детей). А на занятии ИЗО, вы с педагогом эти инструменты зарисуете, чтобы познакомиться с ними ещё ближе.