Методическая разработка "Цикл занятий на тему "Знакомство с инструментами симфонического оркестра"
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Леконцева Наталья Алексеевна

Цикл занятий для знакомства детей с инструметами симфонического оркестра и учит детей классифицировать инструменты по способу звукоизвлечения (струнные, духовые, ударные).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Цикл занятий  для детей старшей группы по теме:

«Знакомство с инструментами симфонического оркестра»

Занятие 1

Цель: познакомить детей с некоторыми инструментами симфонического оркестра из разных групп (струнные, духовые, ударные).

Задачи:

  • учить детей классифицировать музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения (струнные, духовые, ударные);
  • расширять словарный запас детей: познакомить с названиями музыкальных инструментов и названиями специальностей музыкантов-исполнителей (скрипка-скрипач,  флейта-флейтист и т.п.);
  • познакомить детей с тембрами некоторых инструментов симфонического оркестра  (треугольник, скрипка, флейта);
  • продолжать учить детей передавать характер музыки в движении.

Музыкальный материал:

  • «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского в исполнении симфонического оркестра;
  • Отрывок из «Кармен-сюиты» Ж.Бизе;
  • «Шутка» И.С.Баха;
  •  «Каприс» Н.Паганини;
  • «Мелодия» для скрипки с фортепиано П.И.Чайковского.

Оборудование: аппаратура для аудиовоспроизведения музыки, ленты (по 2 шт. каждому), треугольники, бубны, блокфлейта, скрипка, иллюстрации (симфонический оркестр, флейта, портрет П.Чайковского).

Ход занятия

Вход под «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского в исполнении симфонического оркестра.

Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель (М.р.): Ребята, а вы узнали музыкальное произведение, под которое вошли в муз.зал? (Ответы детей).

М.р.: Раньше этот марш играла на фортепиано я. А сегодня я включила аудиозапись. Послушайте отрывок аудиозаписи. (Звучит фрагмент). Звучало фортепиано или нет? (Ответы детей).

«Марш дер.солдатиков» прозвучал в исполнении симфонического оркестра. (Иллюстрация)

В симфонический оркестр входят разные инструменты, которые объединены в группы. Скажите, а в детском саду ведь тоже есть группы, а какие? (Ответы детей). В детсаду группы называются согласно возрасту детей. А в оркестре есть группы духовых, струнных, ударных. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей). В оркестре в каждую группу инструментов входят инструменты с одинаковым способом извлечения звука.

Вот, например, в руках у меня один из инструментов симф.оркестра. (Показывает треугольник). На какую геометрическую фигуру он похож? (Ответы детей). Это треугольник. (Играет на треугольнике). А как возникает звук? (Ответы детей). Музыкант ударяет металлической палочкой по треугольнику, он колеблется и возникает звук (Играет). А это что за инструмент? (показывает бубен) Да, это всем вам известный бубен. На бубне тоже играют в симфоническом оркестре. Кто мне покажет, как можно играть на бубне? (Ребёнок показывает). Можно ударять рукой по бубну и колеблется мембрана и тарелочки, а можно его потряхивать – тогда ударяются друг о друга только тарелочки. Давайте послушаем, как звучит бубен в составе симфонического оркестра.

Звучит отрывок из «Кармен-сюиты»

М.р.: А сейчас я покажу вам ещё один инструмент симфонического оркестра. (Показывает скрипку). Это скрипка. Как вы думаете, к какой группе инструментов она относится? (Ответы детей). Скрипка относится к струнной группе. Звук возникает от колебания струны. В основном, на скрипке играют с помощью смычка (показывает смычок). Музыкант проводит смычком по струнам и возникает звук (показывает)

Аудиозапись «Каприс» Н.Паганини

М.р.: А вы знаете, как называется музыкант, который играет на скрипке? (Ответы детей). Музыкант, играющий на скрипке называется скрипач. На скрипке играют не только в составе оркестра. Часто композиторы пишут сольные произведения для скрипки и ещё какого-нибудь инструмента. (Показывает портрет П.Чайковского). Ребята, кто это? (Ответы детей). П.И.Чайковский написал «Мелодию» для скрипки в сопровождении другого инструмента. Давайте послушаем это муз.произведение и вы попробуете угадать, какой инструмент звучит кроме скрипки.

Аудиозапись «Мелодия» П.Чайковского

М.р.: Какой инструмент солировал? (скрипка). А ещё какой инструмент звучал? (фортепиано). Послушайте отрывок «Мелодии» и скажите, какая музыка по характеру?

Звучит фрагмент.

М.р.: Какая музыка по характеру? (Музыка напевная, плавная).

А теперь я вам раздам ленты,  вы встанете врассыпную и попробуете движениями передать характер музыки.

Дети двигаются под музыку, затем садятся на места.

М.р.: Молодцы, выполнили задание. А теперь я вам покажу ещё один инструмент, который раньше входил в состав симфонического оркестра. А теперь на нём учатся играть дети в музыкальной школе перед тем, как учиться играть на духовых инструментах симфонического оркестра. (Показывает блокфлейту). Это блокфлейта или продольная флейта. Послушайте, как она звучит. (Играет на блокфлейте). Как вы думаете, к какой группе инструментов относится блокфлейта? (Ответы детей). Блокфлейта относится к духовым инструментам, т.к. звук в ней возникает от колебания воздушного столба. Вы когда- нибудь дули в свисток? (Ответы детей). Примерно также возникает звук в духовых инструментах. Музыкант выдувает воздух в специальное отверстие и возникает звук. (Показывает). А теперь послушаем как звучит современная флейта.

Аудиозапись «Шутка» И.С. Баха 

М.р.: Какая музыка по характеру? (лёгкая, быстрая). Называется это муз.произведение «Шутка». Флейта солирует, а оркестр сопровождает её игру.  Когда вы поёте песни, я вам подыгрываю, тогда получается, что вы солируете, а я вам аккомпанирую, т.е. подыгрываю вам муз.сопровождение. А в «Шутке» солирующей флейте аккомпанирует оркестр. А теперь давайте вы будете солировать на бубнах, треугольниках и колокольчиках. А аккомпанировать вам будет симфонический оркестр.

Игра в оркестре (дети играют на бубнах и треугольниках)

М.р.: Скажите, пожалуйста, я вам на фортепиано аккомпанировала сейчас или было какое-то другое сопровождение? (играл симфонический оркестр). А на каких инструментах вы играли? А к какой группе инструментов по способу звукоизвлечения они относятся? (к ударным).

А с какими инструментами симфонического оркестра вы сегодня познакомились? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказке С.Прокофьева "Петя и волк"

На этом материале очень доступно можно преподнести музыкальные инструменты и их возможности. Мультфильм в котором показаны  интруметы  их звучание ,дает возможность беседыватьс ребятами и не...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

методическая разработка "Знакомство дошкольников со струнно – смычковой группой инструментов симфонического оркестра"

методическая разработка "Знакомство дошкольников со струнно - смычковой группой симфонического оркестра"...

"Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки" из опыта работы.

Цель:использование образовательных возможностей социокультурного пространства в развитии, воспитании детей, способствующие их музыкальному и общекультурному развитию. Задачи: • расширять знания д...

Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр для малышей" (1-ое занятие цикла "Инструменты симфонического оркестра")

Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр детям" Эта история о том, как родители привели своих детей на прослушивание классической музыки. И когда наступил антракт, то дети не пошли в б...

Конспект занятия «Знакомство с ударными инструментами симфонического оркестра» с детьми подготовительной группы

Знакомство с ударными инструментами симфонического оркестраОборудование и материалы: музыкальный центр, DVD-плеер, телевизор, музыкальное оформление, набор карточек «Музыкальные инструменты&raqu...

Методическая разработка "Лэпбук. Инструменты симфонического оркестра"

Цель:    Закрепление знаний об инструментах симфонического оркестра.Задачи:1. Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.2. Развивать музыкально-сенсорные спос...