Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Песенка за песенкой"
методическая разработка по музыке

 Черепанова  Валентина Васильевна

Программа вокального кружка по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 7лет и рассчитана на 1 год. Состав вокального кружка формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prgramma_kruzhka_pesenka_za_pesenkoy.docx57.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение№41

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Радуга»,

Снежненского сельского поселения, Комсомольского муниципального района, Хабаровского края

Принято

На заседании                                                             Утверждено

 педагогического совета                                          Заведующим МБДОУ «Радуга»

протокол№1___________                                        ____________ О.А.Королева

от ___________________                                        _________________________

Рабочая программа  дополнительного

образования

художественно-эстетической                                

направленности

«Песенка за песенкой»

Составитель:

Черепанова В.В.

Музыкальный руководитель

2021

СОДЕРЖАНИЕ        

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ                                                                                                                  1.1 Пояснительная записка………………………………………………………………..3

1.1.2. Основные цели и задачи реализации программы дополнительного образования по развитию певческих навыков………………………………………………………………..3

1.1.3. Планируемые результаты реализации программы…………………………………..4            1.1.2. Основные принципы обучению пению……………………………………………….4                 1.1.5. Целевые ориентиры освоения программы……………………………………………5     1.1.6. Направления образовательной работы вокального  кружка…………………………6

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ                                                                                                               2.1. Приемы обучения пению………………………………………………………………….6 2.2. Формы  и методы реализации основных задач Программы………………………….. 6

2.3. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата…………………..7

           

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1 Тематический план программы дополнительного образования……………………….9                               3.2.Взаимодействие с родителями в целях реализации поставленных программой задач.12 3.3. Формы мониторинга……………………………………………………………………..14 3.4.Комплекс методического обеспечения……………………………………………………15

1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий муз. кругозор. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Вокальный кружок «Песенка за песенкой» проводится с детьми от 5 до 7 лет. Программа разработана с учетом требований Федерального закона от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. No 06-1844), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. No 1008) и в соответствии с Концепцией дополнительного образования детей (распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. N 1726-р)

1.1.2. Цели и задачи.

Цель: Развитие певческих способностей детей в условиях дополнительного образования в ДОУ.

Задачи:

1. Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость на музыку.                                        2. Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к русским народным песням и интерес к песням современных авторов.                                                                                 3. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса).                                                                                                           4. Расширять певческий диапазон.                                                                                                              5. Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активного выражения своих чувств и настроений в пении, сопереживания.                                                         6. Способствовать пробуждению творческой активности детей.                                              7. Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через здоровьесберегающую технологию – дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения)                                                                                                                                                  8. Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального исполнительства дошкольников. 

1.1.3. Планируемые результаты реализации программы:

Предметные и личностные результаты:                                                                                        1.Дети должны петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком; Голос у детей становится крепким, звонким, появляется напевность;                                                                    2. Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);                                                                                                  3. У детей расширяется диапазон (до1 – до2);                                                                                              4. Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);                                                                                                                                                       5. Стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;                                                                                                                           5. Усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

 Главный ожидаемый результат:                                                                                                             овладение детьми навыками искусства пения, способности и желание продолжать занятия вокалом после освоения программы. Продуманная систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.

Категория учащихся по программе: Дети формируются в разновозрастную группу. Дети в возрасте от 5 до 7 лет. Количество обучающихся 12 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 30 минут. Наполняемость групп не менее 6 человек.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.                                             Программа рассчитана на 1 год обучения (8 месяцев).

Формы и режим занятий.                                                                                                             Формы занятий: групповые. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых материалов и иллюстраций для работы. Теоретическая часть занятий должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию по теме и предмете знания, большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.

1.1.4.Основные принципы обучения детей пению.

Программа соответствует следующим принципам:

Ø Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

Ø Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

Ø Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

Ø Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

Ø Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

Ø Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. 

1.1.5. Целевые ориентиры освоения программы:

· Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному творчеству самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках); · Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента; · Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения; · Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание); · Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом; · Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание; · Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него; · Активно участвовать в выполнении творческих заданий; · Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии. Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка. Обследования детей проводятся 2 раза в год. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной Программы и влияние непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы вокального кружка являются концертные выступления в ДОУ, конкурсы на городском уровне.  

1.1.6. Основные направления образовательной работы вокального кружка.

1. При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса. 2. Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Развивать протяжное звукообразование через пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах. 3. Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. 4. Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно, выразительно, подчеркивать голосом логические ударения. 5. Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы; работать над расширением диапазона детского голоса; выравнивать его звучание при переходе от высоких к низким звукам и наоборот. 6. Совершенствовать умение детей стройному согласованному пению.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Приемы обучения пению.

1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

2.2. Формы и методы по реализации основных задач Программы дополнительного образования.

· Коллективная работа; · Индивидуальная работа; · Беседа; · Распевание по голосам; · Упражнения, формирующие правильную певческую осанку; · Дыхательная звуковая гимнастика; · Артикуляционные упражнения; · Игра на детских музыкальных инструментах; · Музыкально-дидактические игры и упражнения; · Концертные выступления; · Участие в творческих городских и международных конкурсах.

2.3. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата.

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решению следующих задач:

1.  Певческая установка.

0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

2.  Дыхание

Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Этот способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным. К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос). Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.

3.Артикуляционная работа.

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Использование упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождает его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а». Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В работе над гласными следует: а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции; б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока; в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий; г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата. Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д».

4.  Выработка подвижности голоса

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

5.Расширение певческого диапазона детей.

Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

6.  Развитие чувства метроритма.

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные упражнения.

7.  Выразительность и эмоциональность исполнения.

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.

8.  Работа над чистотой интонирования.

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

9.  Формирование чувства ансамбля.

В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

10.  Формирование сценической культуры.

Подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1.Тематический план программы дополнительного образования.

Программа вокального кружка по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 7лет и рассчитана на 1 год. Состав вокального кружка формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков. Наполняемость группы на занятиях -12 детей. Работа вокально-хорового кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Непосредственно образовательная деятельность кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований 2.4.13049-13.

Непосредственно образовательная деятельность вокального кружка проводится во вторую половину дня, продолжительностью не более 30 минут. Мониторинг детей проводится в начале и в конце учебного года. На занятии должен иметь место как коллективная, так и индивидуальная работа. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.

Возрастная группа

Количество учебных занятий

Продолжительность занятий

5-7лет

2 занятия в неделю

30минут

8 занятий в месяц

4 часа

64 занятия в год

36 часов

                      Тематическое  планирование ОД  кружковой работы.

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Рассказ о правилах поведения на занятии. Знакомство детей с положением корпуса во время пения (певческая установка), творческими планами на год.

Практика. Прослушивание голосов. Исполнение педагогом песни Л. Абелян «Петь приятно и удобно» о положении корпуса во время пения. Стихотворение В. Степанова «Голос». Разучивание артикуляционной гимнастики «Как мастер язычок делал ремонт», исполнение детьми знакомых и любимых песен.

Тема 2. Настройка певческого аппарата.

 Теория. Певческая установка Правильное положение корпуса, шеи и головы.

Практика. Навык вступления –вдох, мгновенная задержка –звук. Навык снятия звука «на вдохе». Выравнивание гласных. Сглаживание регистров. Освобождение гортани. Снятие зажимов с нижней челюсти. Навык свободного открытия рта. Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

Тема 3 . Строение голосового аппарата.

Теория. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Регистровое строение голоса

. Практика. Формирование звуков речи и пения –гласных и согласных. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы.

Тема 4. Певческое дыхание.

Теория. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Правила дыхания –вдоха, выдоха, удерживания дыхания.

Практика. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука», пение на дыхании. Координация дыхания и звукообразования. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Укрепление дыхательных функций в пении. .

 Тема 5. Основы голосообразования и звуковедения.

Теория. Образование голоса в гортани; атака звука (твѐрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения.

Практика. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием и звуковедением. Интонирование. Навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков. Сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания.

Тема 6. Дикция и артикуляция.

Теория. Понятие о дикции и артикуляции. Фразировка, Штрихи. Акцент. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Правила орфоэпии.

 Практика. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чѐткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков в пении. Работа над дикционным и артикуляционным ансамблем

Тема 7. Мелодический и гармонический строй.

Практика. Ансамблевый унисон. Работа над чистотой интонирования. Интонирование характера интервала в пении. Развитие внутреннего слуха. Развитие гармонического слуха..

Тема 8. Работа над певческим репертуаром.

Практика. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Работа над сложностями интонирования, строем и ансамблем в произведениях современных композиторов. Овладение элементами стилизации. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Особенности пения a`cappella, с сопровождением фортепиано и под фонограмму. Прослушивание и обсуждение с детьми мастеров вокального искусства.

Тема 9. Работа с техническими средствами.

Практика. Работа с микрофоном и фонограммой. Развитие различных приемов в работе с микрофоном.

Примерный репертуар:

Упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха. На одном звуке: «Андрей – воробей» - русская народная потешка, «Барашеньки – крутороженьки» - русская народная потешка. Два соседних звука: «Дождик» русская народная песня в обр. Т. Попатенко, «Сорока-сорока» русская народная песня в обр. Т. Попатенко, «Уж как шла лиса» русская народная потешка. В объѐме терции: «Лиса» русская народная мелодия в обр. В. Попова, «Бай – бай» русская народная мелодия в обр. Л. Абелян. В объѐме кварты: «Петушок» русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова, «Дождик» русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова, «Идет коза» русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова, «Дроздок» русская потешка.

Движение мелодии по трезвучию: «Сапожник» эстонская народная песня, «Три синички» К.Крафт, «Бубенчики» муз. Е. Тиличеевой, слова М. Долинова. Песни. А. Ермолов «Солнечная песенка», А Ермолов «Веселая песенка», А Ермолов « Песня о семье», «Этот мир», «Тучи в голубом» , «Я на сцену выхожу» , «Аккуратный гном» , «Дождик малышка», « Веснушки», «Капитан».

Артикуляционная гимнастикиаМ.Ю. Картушиной. Скороговорки: - «Саша любит сушки», - «Села мышка в уголок, съела бублика кусок», - «Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку», - «Воробей просил ворону, вызвать волка к телефону», - «Шел баран по крутым горам», - «Вырвал травку, положи на лавку», - «У ежа и елки, все иголки колки», - «От топота копыт, пыль по полю летит», - «Четыре черненьких, чумазеньких чертенка, Чертили черными чернилами чертеж».

Упражнения на формирование певческого дыхания. «Не задуй свечу» Для разучивания этого упражнения нужно зажечь свечу и показать, как нужно выдыхать, чтобы свеча не погасла (выдох через улыбку или через «трубочку»). «Надуй шарик» Держим в руках воображаемый сдутый шарик, вдыхая через нос и выдыхая через рот воздух, «шарик постепенно надувается», руки расходятся в стороны. Через 3-4 выдоха хлопок «шарик лопнул». «Понюхаем цветок» Представляем, что у нас в руках ароматный цветок, и мы наслаждаемся его запахом. Постепенно медленно вдыхаем воздух, сколько сможешь. Грудная клетка приподнимается. Нужно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи. «Едем на машине» Сделав вдох через нос, напором выдыхаем воздух через расслабленные губы, от этого они свободно вибрируют, напоминая «гул машины». «Барабан» Вдыхаем воздух и следим, чтобы живот стал упругим как барабан. «Комарики и пчелы» Изобразить, как жужжит комар, пчелы на длинном сплошном звуке, затем прерывисто. «Прилив-отлuв» Распеваются гласные звуки, сначала на крещендо, затем на диминуэндо. «Самолет» Изображаем звук взлетающего самолета.

4. Взаимодействие с родителями в целях реализации поставленных программой задач.

Анкетирование с целью выявления уровня осведомлённости родителей о вокальном кружке «Музыкальная палитра

Сентябрь

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Родительские собрания по ознакомлению родителей с работой вокального кружка «Песенка за песенкой»

Октябрь

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Распространение информационных материалов: папка – передвижка «Родительский вестник», памяткибуклеты.

В течение года

Музыкальный руководитель

Консультации для родителей

В течение года

Музыкальный руководитель

Оказание информационной поддержки родителям в проявлении творческих способностей детей.

В течение года

Музыкальный руководитель

Помощь родителям по созданию предметно – развивающей среды в семье и соблюдение правил охраны детского голоса.

В течение года

Музыкальный руководитель

Участие в совместных праздниках, выступлениях и конкурсах. Совместное подпевание, инсценирование и исполнение знакомых песен.

В течение года

Музыкальный руководитель

Семинар – практикум «Игры с голосом».

Февраль

Музыкальный руководитель, воспитатели

Создание песенников и иллюстраций к ним вместе с родителями.

Март

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Привлечение родителей к изготовлению костюмов к праздникам и развлечениям.

В течение года

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Закрепление игр с голосом с родителями.

Апрель

Музыкальный руководитель, родители.

Отчётный концерт кружка «Песенка за песенкой».

Май

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

3.3. Формы мониторинга и оценочные материалы

В основе построения занятий с детьми вокалом лежит принцип мониторинга и

развития музыкальных способностей в процессе обучения детей пению. Мониториг проводится в начале и в конце учебного года.

При разработке диагностических методик учитывается, прежде всего:

- чтобы они были собственно музыкальными,

- соответствовали возрасту и степени музыкальной обучености детей,

- давали возможность судить об уровне развития исследуемой способности в

совокупности составляющих еѐ компонентов (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма). Акцент в организации вокально- хоровой

деятельности с дошкольниками делается на результат в виде внешней демонстрации

вокальных способностей, а так же организацию коллективной творческой

деятельности.

параметры

критерии

баллы

мотивация

Выраженность интереса к занятиям

самооценка

Самооценка деятельности на занятиях

Нравственно –

этические установки

Ориентация на общественные моральные нормы и их выполнение в поведении

Познавательная сфера

Уровень развития познавательной

активности, самостоятельности.

Коммуникативная сфера

способность к сотрудничеству

Степень выраженности качества:

0 - не сформирован

1 - в стадии формирования

2 - сформирован

 Критерии оценки уровней развития общих музыкальных способностей.

- качественное исполнение знакомых песен.

- наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

- умение импровизировать

- чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

- навыки выразительной дикции

- индивидуальность исполнения,

- яркость тембральной окраски,

- поставленное дыхание,

- хорошо развитый ладовый и гармонический слух,

- точное интонирование мелодии, умение импровизировать на заданную тему и

самостоятельно,

- творческая активность,

- быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи

взрослого;

- ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)

- умение держаться на сцене,

Методы выявления результатов воспитания:

 показатели уровня воспитанности (в соответствии с воспитательными задачами

программы);

 методы выявления уровня воспитанности (наблюдение, тестирование и др.)

Методы выявления результатов развития:

• показатели уровня развития (в соответствии с развивающими задачами

программы);

• методы выявления уровня развития (наблюдение, тестирование и др.)

Система оценивания метапредметных результатов

показатели, позволяющие оценить достижение метапредметных результатов ;

 методы выявления метапредметных результатов (наблюдение, тестирование и

др.)

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы являются:

педагогические наблюдения, открытые занятия и концертные выступления, творческие конкурсы.

5.  Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процесса.

Технические средства обучения

  1. Синтезатор
  2. Музыкальный центр
  3. Компьютер
  4. Мультимедийное оборудование
  5. Микрофоны
  6. Музыкальные инструменты
  7. СД диски Нотный материал
  8.  Записи фонограмм (минусовки)
  9.  Костюмы (для создания образа)
  10.  Атрибуты
  11.  Музыкальные инструменты.
  12. наличие стульев

       13.наличие просторного, светлого зала

средства обучения

1.Плакаты.

2. Схемы.

3. Иллюстрации.

4. Игрушки.

5. Дидактичекие игры.

6. Детские музыкальные инструменты.

7.Аудиокассеты.

8. Презентации.

6. Литература:

1.М. Егорычева «Упражнения для развития вокальной техники».М., 2005 г.                         2. «Основы вокальной методики». М., 2010 г.                                                                                  3.Р. Юссон. «Певческий голос». М., 2005 г.                                                                                                   4. «Искусство пения». М., 2006 г.                                                                                                                      6. «Советы молодым педагогам вокалистам». М., 2004 г.                                                                   7. , «Учите детей петь»: песни и упражнения для развития голоса у детей. Издательство «Просвещение», 1988.

 8. «Музыкальный букварь». М., Музыка, 1981.                                                                                       9. «Гармошечка – говорушечка». Песни для детей детских садов /Сост. . М., Музыка, 1981.10. «Камертон»: «программа музыкального образования детей раннего дошкольного возраста». М.: Просвещение, 2004 г.                                                                                         11. «Развитие музыкальных способностей». Академия развития, 1997г.                                                    12. «Основы музыкального воспитания и развития». М.: Гуманитарный издательский центр Владос 2000г                                                                                                                                      13. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», СПб.: Изд-во «Композитор», 1999.                         14.О. Радынова.» Музыкальное воспитание дошкольников». М.: Академия, 2000.                            15. “Развитие голоса. Координация и тренаж” – СПб, 1997.                                                       16. Д. Демченко “Вокальные игры с детьми” – М., 2000.                                                                17. С. Кирюшин “Развивающие песни для дошкольников” – М., 1994.                                  18. И. Кончева, А. Яковлева “Вокальный словарь” – Ленинград, “Музыка”, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Рабочая  программадополнительного  образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования   художественно-эстетической...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Рабочая  программадополнительного  образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования   художественно-эстетической...

Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Волшебная паутинка»

Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная изонить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самооп...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности...