«Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства».
консультация по музыке

Мария Алексеевна Ермолаева

«Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №223

Выступление

«Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства».

Педагог дополнительного образование:

Ермолаева М.А.

г. Ульяновск

 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА.

     В последние годы очень часто затрагивается вопрос о специфики развития творческих способностей детей,  о месте  и значении хореографии в обучении и художественном воспитании дошкольников. Сегодня уже доказано, что через средства хореографического искусства формируются нравственные и творческие качества личности ребенка.

    Детство  и юношество – пора закладки фундамента качеств личности человека, среди которых одним из главных является накопление культурных ценностей, которые требуют максимума творческих усилий. Это пора, из которой произрастают навыки духовной жизни целого поколения. Только богатство внутренней жизни, наполненность чувством, творческая фантазия, воображение, устремленность к идеалам одухотворяет ребенка через танец, делает самые простые движения содержательными. Вкладывая всю  душу в танец, ребенок свои эмоции выносит наружу, тем самым раскрепощается и «открывается» для творчества.

     Как часто, едва усвоив структуру движения, или просто теоретические основы какого-либо предмета, ученик считает, что овладел танцем или знает предмет на ,,5”. Это ведет к серьезным осложнениям – привычке не затрачивать ни физического, ни духовного труда, но творчество – это тяжелый духовный труд и задача учителя хореографии через танец воспитывать не «книжных зубрилок», а думающую, способную к творчеству личность. Необходимо внушить детям, что занятия искусством – профессиональное или непрофессиональное – требует затраты физических и духовных сил и этим самым развивает  в человеке его скрытые возможности, которые проявляются в дальнейшем не только в танце, но и  в различных видах умственной деятельности.

      Когда ребенок, выполняя движение вкладывает в него  свои эмоции, чувства, выражая через него свое «Я», тем самым он включается в сложный процесс творчества. И это будет уже не то движение, которое показал учитель, а нечто новое, дополненное, а может и сочиненное учеником, как продукт его творчества.

      Постепенно наполняя движение «чем-то своим» ученик приучается думать, размышлять о том, что видит и слышит, приучается работать над собой, это уже труд, который он сам будет уважать. И если ребенок научился творить в танце, он сможет перенести это в свою жизнь, на решение других задач. Необязательно думать, что, занимаясь хореографией, ребенок обязательно станет великим танцором, он станет творческой личностью, способной мыслить, думать, осуществлять анализ и синтез, делать логические выводы и обосновывать оригинальные продуктивные мысли. Ведь творческая деятельность проявляется в любой деятельности: научной, производственно-технической, художественной, то есть там, где создается, открывается, изобретается нечто новое.

     Творческое начало возможно в любом деле, но чтобы продуктивно творить, недостаточно только одних знаний, надо овладеть определенными способностями. Эрудированные люди, не склонные к творческой деятельности часто выступают в роли ,,ходячей энциклопедии”. И задача учителя развить эти способности. Известный русский химик Л.А. Чугаев писал: «Из всех признаков, отличающих творчество  и ее проявление два, кажется, являются наиболее показательными, во-первых, способность охватывать и объединять широкие области  знания, и, во-вторых, способность к резким скачкам мысли, к неожиданному сближению фактов и понятий, которые для обыкновенного смертного кажутся далеко  отстоящими  друг от друга и ничем не связанными, по край ней мере, до момента, когда такая связь будет обнаружена и доказана».

       Искусство хореографии само по себе явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит потребность человека выразить свои эмоции средствами пластики.

      Танец затрагивает такие моменты, связанные с воспитанием тела, души и развитием творческих способностей, что тайны его воздействия  будут еще не раз предметом исследования. Эмоции человека, такие как любовь, страх, радость, отчаяние, шаловливость, лукавство, печаль, смелость и другие передаются путем движений, и любое состояние психики человека может быть выражено глазами, мимикой.        

      Сочетание этих различных движений – это те универсальные движения, которые человек создает во время творчества. Если бы все мысли, чувства, переживания были пластически выражены  в нехудожественной форме, вне определенного «ключа», имеющего творческий характер, хореография не могла бы подняться  до уровня самостоятельного вида искусства. Этот процесс не может закончится, он будет продолжаться всегда, пока в арсенале выразительных средств приходят новые движения и пластика, способные отразить внутренний мир  человека, благодаря творческому потенциалу личности.

Подводя итоги  работы, можно сказать, что:  

  • предметы художественно-эстетического профиля способствуют росту и развитию способностей ребенка, т.к. резервы творческого мышления есть в каждом человеке в большей или меньшей степени и развитие их происходит непосредственно на занятиях хореографией, музыкой, изобразительным искусством, ведь важнейшими компонентами этих предметов является:
  • интеллект;
  • творческое мышление;
  • воображение;
  • фантазия;
  • интуиция;
  • наблюдательность;
  • эмоции;

-    догадка;

  • вербальное мышление.

      Вступая во взрослую жизнь, человек должен быть способен охватывать и объединять широкие области знаний, уметь находить решения, используя аналогии.

     В заключении я хочу сказать несколько слов в поддержку предметов художественно-эстетического цикла. Многие преподаватели точных и гуманитарных наук думают, что наш предмет «хореографии» – это всего лишь «работа ногами, а не головой»,  и очень становиться обидно за все виды искусств, ведь средством выражения в хореографии служит поэтически обобщенная пластика, раскрывающая образ человека, его мысли, эмоции, переживания. Ребенок может и не стать выдающимся танцором, вообще не связать свою жизнь с танцем, но он сможет творчески подходить к любому делу, ведь творчество – это побудительный мотив, источник энергии для фантазии, является катализатором и благоприятной средой для работы. Если учащиеся не испытывают чувство страха и волнения перед выступлением  на сцене или просто на уроке перед одноклассниками, умеют импровизировать и сочинять танцевальные этюды   – значит ребенок приобрел уверенность в себе, переборол страх публичного выступления.            

  Современная жизнь насыщена нестандартными ситуациями. Перед любым человеком встают проблемы и задачи, которые можно решить приемами творческого мышления. Находить в своей работе что-то новое, полезное для общества – это и есть творчество доступное каждому, подготовленному для этого человека, и немаловажную роль в этой подготовке играет искусство хореографии.

        В наше «трудное» время, когда многие люди «озлоблены» на жизнь и заняты «зарабатыванием денег», процесс обучения в детском саду должен быть направлен на творческую преобразующую деятельность, научить детей воспринимать, оценивать и творить по законам красоты – по законам искусства. И как не предмет хореографии, как один из красивейших разделов искусства, предназначен для развития творческой личности. Ведь танец тесно связан с вопросами художественного воспитания и всестороннего развития личности. И задача педагога способствовать творческому началу детей, развивать их фантазию,  инициативу.

      Занятия искусством раскрепощает творческие силы каждого ребенка, максимально развивая их соответственно возрастной деятельности, что способствует формированию положительной мотивации к труду, развитию интеллекта, максимальному развитию возможностей детей. Развивает также духовные силы, что означает формирование конструктивных способностей, свободного «Я»  ребенка.

Существует много определений и понятий способностей. Рассмотрим  классификацию способностей, которую я считаю наиболее подробной:

1) Природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

-общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), испециальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

-теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

-учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

- способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и 

- предметно - деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

         Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

        Говоря о творческом развитии человека, нельзя не отметить большую роль воображения в этом процессе, развитию которого уделяется большое внимание на уроках ритмики и современного танца.

         Воображение ¾ это не способность фантазировать без цели, а интуитивная способность видеть сущность параметров — их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение — самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально  — в умственном плане, когда человек действует, не работая практически.

Воображение человека — его способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии.

Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не просто в воображении, а действительно с помощью воображения, прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:

- новизна воспринятого «что-то»;

- осознание его как чего-то неизведанного, интересного;

 -импульс, который задает заранее качество воображения и мышления,    привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.

        Один из главных аспектов развития творческих способностей человека – это творческое мышление.  Творческое мышление  представляет ни что иное, как аналитико-синтетическую деятельность мозга. Мыслительные операции заключаются в изучении и сравнении различной информации, проведения анализа и синтеза признаков исследуемого предмета. Мышление, как процесс познавательной деятельности, является важнейшей функцией мозга человека и эта способность должна непрерывно развиваться  и совершенствоваться в отличии от условий жизни труда и активного постижения  различных наук.

      Творческое начало возможно в любом деле, но чтобы продуктивно творить, недостаточно только одних знаний, надо овладеть соответствующими способностями. Эрудированные люди, не склонные к творческой деятельности часто выступают в роли «ходячей энциклопедии», и только.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проектной деятельности "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства"

Презентационный отчёт совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда по проекту за 2010-11 уч.год на итоговом педсовете дошкольной Гимназии....

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевнытема: « Развитие творческих способностей детей  средствами театрального искусства»...

«Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства»

Программа по предмету "Ритмика о хореография" для детей старшей группы....

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства"

Для развития творческих способностей у детей используются различные формы, приемы, технологии на основе всех видов искусства. Хореография является одним из этих видов,способствующая максимальному разв...

"Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства"

"Самое лучшее, чтоесть в жизни-это свободное движение под музыку" А.И.Буренина...

Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Исскуство играет огромную роль в развитии личности ребенка, его эстетической ценностной ориентации в  окружа...