Методическая разработка открытого занятие «Развитие речедвигательной сферы детей дошкольного возраста через обучение игре на ложках»
методическая разработка по музыке (старшая группа)
Музыкальное занятие в игровой форме с детьми дошкольного возраста старшей группы на развитие чувства ритма движений и синхронизации речи с движением, совершенствование общей и мелкой моторики, координации движений, быстроты реакции. Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных инструментах (ложках).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_zanyatiya.docx | 337.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого занятие
«Развитие речедвигательной сферы детей дошкольного возраста через обучение игре на ложках»
Провела: музыкальный работник ГБДО д.с №5 и №24 Калининского района Санкт- Петербург Александрова Татьяна Викторовна
Дети : старшей группы
Время проведения занятия – 25 минут
Место проведения- музыкальный зал Детского сада
Цель: Развитие чувства ритма движений и синхронизации речи с движением, совершенствование общей и мелкой моторики, координации движений, быстроты реакции. Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных инструментах (ложках).
Задачи образовательные:
- Развивать музыкальные способности и творческий потенциал детей;
- Учить детей согласовывать движения со словом и музыкой, слышать и чувствовать начало, конец музыкальной фразы.
- Продолжать развивать память, мышление, слуховое внимание.
- Расширить знания про музыкальным инструмент – ложки деревянные музыкальные
- Обучать основам техники игры на ложках;
Воспитательные задачи:
- Приобщать детей к русской национальной культуре
- Воспитывать умение сотрудничать, с уважением относиться к друг другу и окружающим.
- Способствовать созданию условий для самовыражения ребенка и развитию его исполнительских, артистических качеств.
- Воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны, края.
Оборудование:
Стульчики, , коврики для сидения на полу, магнитофон, фортепиано, флешка с записями, барабан со стрелкой в виде колобка и 4 картинками-( игра, танец, песня, сказка) , шапочки- маски (лягушки, зайчик, дятлы, ежики) , музыкальные инструменты: ,ложечки деревянные, ложечки деревянные спаренные, маракасы, стукалочки. Раздаточный материал (картинки с животными) , «бейджики» в виде ложек, раскраски деревянных ложек с хохломской роспись.
Ожидаемый результат:
-сформированы знания об истории возникновения, технологии изготовления деревянной ложки их росписи, их использовании в различной творческой деятельности ( игра, пение, танец, сказка)
-проявил интерес к народному творчеству
-обогатился словарь ребенка по теме занятия
-обучился новым приемам игры на ложках
-появилось желание играть на ложках не только на музыкальных занятиях, но и дома
-проявил самостоятельность в творческой деятельности
-совместная роспись деревянных ложек с родителями (раскраска)
Ход занятия
- Этап организационный. (3минуты)
Цель- познакомиться с ребятами, настроить их на совместную деятельность. Привлечь внимание к инструменту , через сюрпризный момент.
Под народную музыку дети входят в зал и садятся на стульчики
- Доброе утро, ребята! Присаживайтесь в кружок на полу..
Зовут меня , Татьяна – затейница. Мы сегодня с вами настоящая команда, давайте возьмемся за руки. И каждый кто хочет, может что то пожелать своим друзьям . Пожелания от детей
- Очень важно в команде поддержка друга. На нашей встрече будут встречаться задания, где нужно будет выбирать ведущего. Важно не кричать я хочу, а уметь предлагать своего друга для выполнения какого либо задания. Ведущими будут у нас все по очереди.
- Ребята, давайте поближе познакомимся. Расскажите , как у вас есть увлечения.( Дети рассказывают о своих увлечениях)
А хотите узнать про мои увлечения?
Я очень люблю играть. Люблю разгадывать сложные загадки, выполнять задания. А кто из вас не боится сложных заданий?
Сморите, здесь на полу что то стоит. ( корзина с ложками, прикрытая народным платком) Наверное, это первая загадка. Как вы думаете, что там может быть?
- Я слышу из корзинки, какие то звуки, прислушайтесь. Что это? ( звучит музыка в исполнении оркестра ложкарей) Это ложки играют, настроение поднимают. Это ложки не простые, это ложки расписные, деревянные. ( достаю ложки из корзины) Вот малиновый листок, вот зеленый лопушок. Красны ягодки вокруг издают веселый стук.
(Садимся на стульчики)
Посмотрите, да здесь в корзинке именные ложечки есть для каждого из вас! Ребята, предлагайте, кто поможет мне раздать эти ложечки? Теперь вы красивые стали, и я буду знать как величают вас. Эта ложечка для Машеньки….
Вешаем «бейджики»- хохломские ложки с именами детей на ленточке
2 этап- Информационный (5 минуты)
Цель- дать нужную информацию о музыкальном инструменте, проверить знания детей по этой теме.
- Давайте рассуждать, что мы знаем о ложках?
Из какого материала он сделаны, как украшены, где можно использовать этот инструмент? ( в игре, танце, песне, как музыкальный инструмент)
Презентация
2 слайд
В старину ложками только ели. У каждого была своя ложечка. Часто ложки носили с собой за поясом или в голенище сапога. И если вы бы пришли в гости без своей ложки, могли остаться и без обеда. Так и говорили- "Запасливый гость без ложки не ходит»
Ну что, рассказать вам дальше про ложечки?
3 слайд
Рубили, то есть вырезали их из березы, липы, осины, ольхи.
4 слайд
а потом каждую ложечку вручную украшали.
5 слайд
Так появились расписные Хохломские ложечки
6 слайд
Резные Хотьковские, Псковские..
А как вы думаете, откуда появились эти названия? Вот если бы ложечки вырезали и украшали в Смоленске?. Они называются?
А в городе Вятка? Вятские,
Правильно. Так и называются- Хохломские, Псковские, Тульские ,
Загорские, Вятские, Смоленские- ложки деревенские.
7 слайд
Самый главный город, который прославился своими ложками- это Семенов, нижегородской губернии. Про семеновские ложечки ходили легенды, их, как сувенир увозили в разные страны. А что такое сувенир?
Вырезать ложки- не простая работа, здесь сноровка нужна, да умение.
А уж как получатся ложки веселые да звонкие- руки так сами и заиграют.
А хотите с ними поиграть?
Да. Итак давайте возьмём в руки наши чудесные ложки
(Раздаю ложки)
Ложечки, которые у нас - это ложечки с Хохломской росписью. Посмотрите, какой на них затейливый рисунок. Здесь цветочки и ягодки. Хохломские росписи бывают на черном, красном и золотом. Все ложечки расписаны мастерами вручную.
3 этап – Основной ( 15 минут )
Цель- В игровой форме научить детей правильно играть на ложках, , используя при этом потешки, стихи и сказки ( движения с речью), применяя различные приемы игры . Использование музыкального инструмента в различных сферах творческой деятельности- танец, песня, игра и сказка.
- Ребята, я вижу у нас здесь на столе лежит необычный предмет. Как вы думаете что это, а что с ним нужно делать? Мне кажется, подсказка лежала в корзинке. Значит задание связано с музыкальными ложечками. Предлагайте, кто сейчас будет крутить барабан с заданиями? Предлагайте, кто будет крутить барабан? Крутим и выбираем задания.
1Картинка с задание. Песня ( на стульчиках)
Только, чтобы красиво играть, нужно научиться еще и правильно сидеть. Сядем с вами прямо, плечи опустили, руки должны быть свободными и расслабленными. Главные в игре, это наши кисти рук, чтобы они не зажимались нам надо их размять, как говорится разогреть.
Упражнения
Раз, два, три, четыре – вот мы
ложечки купили.
Раз, два, три – ты на ложки
посмотри,
Раз, два, три, четыре, пять –
будем мы на них играть.
Смотрите, ложка состоит из деревянной ручки и спинки- горбинки. Их нужно держать друг на против друга
Ударяя ложкой об ложку, получается характерный красивый звук.
Как можно играть на ложках?
Правильно, используя разные приемы. Сейчас я вас покажу, а небольшие потешки нам помогут их разучить .
Давайте встанем поудобнее, руки на ширине плеч, спина прямая, плечи и голова свободно опущены.
А это упражнение называется «Солнышко». Ведем руки вверху по кругу и часто ударяем ложками друг о друга
Здравствуй солнышко- колоколнышко
Часы.( держим ложки за черенки и ударяем спинками)
Вот часы пробили час
Вот часы пробили два
Вот часы пробили три
Ты на ложки посмотри.
А часики наши постоянно иду и идут.
Тик- Так, тик- так
Не догонят нас никак.
Печем «Оладушки»
Как у нашей бабушки
Вкусные оладушки.
Давайте еще раз повторим движения
Солнышко
Часики
Покажем ложечки
Оладушки
А теперь, так и хочется песенку про ложки спеть. Поможете мне?
Разучивается первый куплет песни « Ложки деревенские»
Крутим барабан. Картинка с изображением танца
2 Задание. Танец
( встали парами на точки)
А еще ложечки нам помогут в танце. Вставайте парами. Пробуем движение парой. Повторяйте за мной.
Отрабатываем два движения
- Стук ложечками ритмического рисунка под текс песни-Тук, тук, перестук.
- кружение парами под музыку проигрыша песни.
Танец с ложками- Тук тук перестук
3 задание Сказка
Дети садятся на полу
Вы знаете, а мои ложечки знают много сказок. Хотите послушать одну, про зайчишку- трусишку? Только мне будут нужны помощники. Выбирайте себе героя. А для того, чтобы получилась сказка яркой, нам нужно выбрать шапочки- маски на этом столике. А я вам дам музыкальные инструменты.
4 задание . Игра ( встаем в круг)
Чтоб, ребята не скучать, предлагаю поиграть.
Игра – Заморожу ( встаем в круг) Выбираем ( предлагаем) ведущего Морозку( шапочку)
Ребята, в каждой игре есть правила. А какие правила в нашей игре?
А на нашем барабане появилась еще она картинка. Что в ней зашифровано? Слово оркестр. Наш оркестр называется Ложкари.
А у моей ложечки подружка есть. Вместе они- звонкая парочка. Эти ложки так и называются- спаренные.
Хотите на так поиграть?
Оркестр( на стульчиках)
Давайте вспомним «Сказку про колобка»
Испекла бабушка колобка, да и положила на окно остужаться.
Сделаем окошечко- держим ручку, ладошкой вверх, недалеко от коленок.
Скачет горячий колобок но окошечку.- движение Колобок ( на ладошке)
На окошке я сижу
И на улицу гляжу
Надоело колобку на окошке сидеть, вот он на скамеечку и спрыгнул.- движение Прыг- скок( ладошка, коленочка)
Прыг- скок, колобок
Колобок – румяный бок
А потоми по полу поскакал- Движение По полу( по коленочкам)
Прыгать мне совсем не лень-
Буду прыгать целый день.
Закатился он под стол- Под стол ( об коленку и ладошку)
Ой, ой ,ой
Я хочу скорей домой
Запрыгнул он снова на окошко, а еще раз прыгнуть не решается- трусишка( два раза по ладошке и коленка)
Раз, два, три
Ну-ка повтори
А потом как кубарем скатиться- прием Вжик( скользим с руки и по коленкам)
Вжик
Сидит колобок на окошке, потом прыгнул на скамейку, затем на пол и в лес покатился- прием В лес.( Ладошка, одна коленка, вторая коленка и боковая часть ноги)
Скок, скок и в лесок
побежал колобок
Ну а сейчас садимся правильно, давайте устроим настоящий концерт. Я буду сказку рассказывать, а вы ее на ложечках сыграете, и гостей наших попросим нам помочь( даем ложки и гостям)
Номер Оркестр « Ой, вы гости».
4 этап- Подведение итогов ( 2 минуты)
Цель- выявить что запомнили дети с занятия, что им показалось интересного. Домашнее задание - подарок.
Ой, спасибо, ребята , порадовали. Ну что, как вы думаете, мы справились с заданием? Что было самое сложное, а что было самое веселое? Что вы узнали интересного? А кто помнит, как называется роспись на наших ложках? Хохломская. А здесь в корзинке еще и подарки есть для вас- это раскраски. Можно будет разрисовать ложечку Хохломской росписью. Справитесь? А где можно посмотреть каким цветом нужно рисовать? Правильно на ваших именных ложечках.
Ну, что ж очень мне было с вами приятно играть и петь и отгадывать сложные загадки. До свидания. Всем хорошего дня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"
Обострение проблемы взаимодействия дошкольников со сверстниками диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...
Методическая разработка "Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении игре пионербол"
ФГОС определяет, что условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, а именно в сферах ...
Методическая разработка на тему " Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки"
Методическая разработка на тему « Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки »Работа выполнена по образовательной программеКоролева Наталья...
Методическая разработка по теме" Развитие фантазии у детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность"
Методическая разработка...
Методическая разработка на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через систему дидактических игр и пособий»
В методической разработке вы сможете ознакомиться с различными развивающими дидактическими играми и пособиями, сделанными своими руками и с тем, как активно они применяются в коррекционно-развивающей ...
Методическая разработка на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проект «Лаборатория исследований»
Методическая разработка на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проект «Лаборатория исследований» написана воспитателем первой квалификацио...