Мир музыки П.И.Чайковского
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Конева Наталья Леонидовна

Мир музыки П.И.Чайковского

Цель: Знакомство с биографией и  творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского.

Задачи:  Приобщать детей к классической музыке, обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик через знакомство с произведениями  П.И. Чайковского. Формировать музыкальный вкус.

 

Ход занятия

     Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим об одном из самых известных композиторов «вечной» музыки – Петре Ильиче Чайковском. Я думаю, вы уже слышали это имя. Потому что музыку, которую он написал более ста лет назад, до сих пор слушают и любят и взрослые, и дети. Нет, наверное, в нашем обществе человека, которому были бы не знакомы звуки его бессмертной музыки, например, Вальс цветов из балета "Щелкунчик" или Танец маленьких лебедей из балета "Лебединое озеро".  (Сл.2, включить звук). Интересна и жизнь Чайковского. Музыкальный талант у него проявился очень рано. Ему было всего 4 года – примерно столько же, сколько и вам, наши   маленькие слушатели.

       Перенесемся с вами в давние-давние времена, когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. (Показать на экспонаты)  Мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам также, как и сейчас дарили красивых кукол в длинных бальных платьях. Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он 7 мая 1840г. в городе Воткинске). (Сл.3)

          Его отец был горным инженером, а мать, Александра Андреевна, была его первой учительницей музыки. Она умела красиво петь и играть на пианино. В семье, кроме Пети, было ещё 2 брата и сестра.. Родители Петра Чайковского очень любили музыку, хотя и не были профессиональными музыкантами. В доме часто устраивались  концерты – мама играла на фортепиано и арфе, пела романсы, а отец предпочитал флейту. С 4 лет матушка обучала Петра игре. Музыка его очень захватывала.

            «ФАРФОРОВЫЙ МАЛЬЧИК» - Так маленького Чайковского называла его  няня, потому что  Петя  с детства был очень чутким. Чего только стоит его восторг новорожденными близнецами-братьями: «Я их уже видел несколько раз; но каждый раз, как я их вижу, мне кажется, что это ангелы, которые спустились на землю».    Острое восприятие жизни сохранилось у него до конца дней..

            Все его очень любили, потому что он был добрым. Петя очень боялся кого-нибудь обидеть и огорчался, если другой кто-то обижал или был невнимателен к людям. С Петей всегда было радостно и занимательно, он был неистощим на выдумки, на забавные истории и веселые игры.

           Но была у Пети одна странность, которая всех удивлялаИногда он вдруг бросал игрууходил куда-нибудь в дом или глубоко в сад и сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукамраздававшимся внутри него. Он не знал, откуда они и как складывается из них мелодияПетя был очень впечатлителен, и музыка заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии внутри него звучали так громко, что порой сильно ему мешали. Бывало, он не знал, куда от них деваться. Однажды произошел такой случай. В доме были гости. Весь вечер играла музыкаи все без устали танцевали. Петя сначала был оживлен и весел. Но к концу вечере так утомился, что ушел к себе в спальню раньше всех. Когда в комнату вошла няня, он еще не спал, лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним, он отвечал, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь!» А на самом деле в комнате никакой музыки не было. Но Петя настаивал: «Избавьте меня от нее. Она не дает мне покоя!» Няне пришлось успокаивать его до тех пор, пока он не заснул.

           И вот музыка, которая звучала внутри у него и которую он слышал вокруг себя, стала все больше захватывать Петю. Теперь Петя садился за фортепиано и подбирал рваные мелодии. Он даже сам пробовал сочинить музыку. Как-то раз, когда мама уехала в Петербург, он уселся за рояль, долго что-то бормотал про себя, напевал и подбирал на клавишах и, наконец, сочинил песенку, которую так и назвал: «Наша мама уехала в Петербург». Песенка вышла немножко грустная, но ведь это и вправду грустно, когда мама уезжает.

                   Ещё Петя любил читать книги и даже сам сочинял стихи. В доме его звали «наш маленький Пушкин». Петя писал в стихах о своей родине, о том, как он любит ее, как красивы леса и горы, среди которых стоял небольшой Петин город, который он тоже любил. Все же музыка Петю занимала больше всего. Он долго на знал, что будет музыкантом. Но музыка преследовала его как тень, Петя чувствовал, что только через нее он сможет рассказать людям о своей любви к ним, к родине, к родной Природе. В звуки Петя вкладывал всю свою душу, все переживания, все то, что он увидел в жизни и о чем мечтал. Таким был маленький Петя, неизвестный до поры мальчик, которого узнали потом люди на земле.

                  Когда ему было 10 лет, родители  отправили его учиться в в Санкт-Петербург.  Мальчик должен был стать юристом. И он им стал. Но занятий музыкой не бросал. В то время в училищах попутно учились музыке. Отдав 13 лет правоведению, он все же принял решение полностью посвятить себя музыке.   Когда дядя узнал, что Петр бросил службу в Министерстве юстиции и поступил  учиться в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию,  то сказал «Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!». (Сл.4)

                Сейчас это учебное заведение носит имя Петра Ильича, а перед зданием находится замечательный памятник композитору. В консерватории он научился дирижировать оркестром, стал дирижером. Закончив консерваторию с серебряной медалью, Чайковский сразу же начал преподавать в Москве. Он стал учить студентов тоже писать музыку, и помог стать музыкантами многим талантливым людям. Но при этом уделял много времени сочинению собственных композиций. К 30 годам Петр Ильич написал несколько серьезных произведений.  

             А  еще Петр Ильич Чайковский очень любил детей. У П. И. Чайковского был (Сл.5) любимый племянник Володя Давыдов, по прозвищу Боб. Как-то паз Петр Ильич услышал, как Володя учился играть на фортепьяно, заучивал трудные гаммы и этюды. И тогда он решил написать музыку специально для детей, чтобы им было понятнее и легче научиться играть на инструменте. (Сл.6)

Получилось сборник из нескольких  небольших легких пьесок, которые  он назвал «Детский альбом» и посвятил его своему любимому племяннику. В этих  мини-пьесах есть история о болезни куклы, страшная сказка про Бабу Ягу, картины русской природы, утренняя молитва, марш деревянных солдатиков, рассказы про разные страны и много другого интересного. (Сл.7)

               Так же он решил написать сборник «Времена года», который так же полюбился всем слушателям. (Сл.8) В нем  для каждого месяца есть свое описание и мелодия. Ноябрь звучит первым снегом и предвкушением зимы, ездой на тройке, октябрь – багровеющим листьями. Июль не зря назван «Песнью косаря".

               Чайковский – один из немногих композиторов, чем талант был оценен по достоинству еще при жизни. Ему удалось завоевать признание публики, коллег и критиков. Примерно с 40 лет он гастролировал по миру. Его оперы ставились в театрах. Их продолжают ставить до сих пор. Музыка Петра Чайковского используется в песнях, мультиках, сказках и даже рекламных роликах. (Сл.9)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chaykovskiy_-_kopiya_2.zip2.79 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка П.И.Чайковского

Проект "Музыка П.И.Чайковского" в старшей группе  ЦЕЛЬ:  Познакомить детей с творчеством П.И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музык...

Комплексно-тематическое музыкальное занятие-беседа по ознакомлению с жанром балета на примере музыки П.И. Чайковского о

Комплексно-тематическое занятие-беседа  по слушанию музыки в подготовительной группе.  «Ознакомление с жанром балета на материале музыки П.И.Чайковского к сказке «Щелкунчик»...

Мир музыки П.И. Чайковского

Итоговое занятие. Закрепить знания детей о произведениях П.И. Чайковского....

Мир музыки П.И. Чайковского

Итоговое занятие. Закрепление знаний детей по пороизведениям П.И. Чайковского....

Проект «Сказка в музыке» «Спящая красавица» Шарль Перро (музыка П.И. Чайковского)

Проект «Сказка в музыке»«Спящая красавица»Шарль Перромузыка П.И. Чайковского Музыкальный руководитель: Брязгалова Евгения ИвановнаМБДОУ № 32 Высшая квалификационная категория. Майкоп 20...

Педагогическая технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой П.И. Чайковского "Детство с музыкой"

Технология А.Г. Гогоберидзе, В.А.Дергунской применяется для творческого самовыражения детей, раскрепощения и восприятия музыки. Для работы по этой технологии я разработала перспективное планирование н...

Методическая разработка день музыки "Музыка П.И. Чайковского в жизни детей"

В этой методической разработке показано, как можно с раннего возраста приучать детей к музыки - слушать ее, чувствовать, приобщаться к прекрасному, задействовать и другие образовательные области, как ...