Путешествие в мир музыки П.И.Чайковского
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа)

Лемке Лариса Николаевна

Сценарий развлечения для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_mir_muzyki_petra_ilicha_chaykovskogo.doc61.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Путешествие в мир музыки Петра Ильича Чайковского»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Слайд 1, 2

Цель: Приобщение детей к миру духовных ценностей отечественной и мировой культуры через знакомство с творчеством русского композитора П. И. Чайковского.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с творчеством П. И. Чайковского, рассказать о сборнике пьес «Детский альбом»;
  • Закреплять умение детей анализировать музыкальное произведение (определять характер, регистр, темп, форму, различать части  музыкального  произведения на примере «Неаполитанской песенки».

Развивающие:

  • Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных пьес «Детского альбома» П. И. Чайковского;
  • Развивать умение слушать музыкальное произведение, умение выражать свои переживания в словах, в песне.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к русской национальной культуре, к произведениям классической музыки.

Словарная работа: пьеса, характер пьесы, великий русский композитор, слушатель, исполнитель, марш, жанр.

Предварительная работа: знакомство с понятием «жанр», прослушивание произведений разных жанров, беседа о них.

Инвентарь и оборудование: фортепиано, компьютер, музыкальный центр, мультимедиа проектор, экран, презентация, лошадки на палочке, куклы.

Музыкальный материал : «Марш деревянных солдатиков»«Игра в лошадки»«Новая кукла»«Неаполитанская песенка». П. И. Чайковского.

Ход НОД

Муз. рук.: Дети, сегодня у нас необычное  музыкальное занятие. Мы совершим с вами удивительное путешествие в музыкальную  страну и встретимся с музыкой  великого русского композитора П. И. Чайковского, но сначала послушайте стихотворение.

Слайд 3

Жил Чайковский композитор.

Много пьес он сочинил.

Сочинял он и для взрослых,

Но детей не позабыл.

И про утро, и про куклу,

Польку, вальс, мазурку, хор,

Про лошадку и про маму.

Мы их любим до сих пор!

Муз. рук.: Да, ребята, вы прекрасно знаете, что П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам уже знакомы некоторые музыкальные пьесы из его «Детского альбома».

Слайд 4

Но, прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными картинками из «Детского альбома», я хочу рассказать вам немного интересного из детства П. И. Чайковского.

Отправимся с вами в давние-давние времена, в 19 в., когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора, ни сотовых телефонов, ни компьютеров.

Слайд 5

Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам также, как и сейчас дарили красивых кукол в длинных бальных платьях.

Слайд 6

Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он 7 мая 1840г. в городе Воткинске). Его отец был горным инженером, а мать, Александра Андреевна, была его первой учительницей музыки.

Слайд 7

Она умела красиво петь и играть на пианино. В семье, кроме Пети, было ещё 2 брата и сестра, но Петр был самым младшим в семье ребенком.

Слайд 8

Петю все очень любили, потому что он был очень добрым. С Петей было всегда очень весело играть, потому что он часто придумывал разные игры, сочинял забавные истории. Но была у Пети одна странность, он часто во время игры мог взять уйти куда-нибудь в дом и сосредоточенно к чему-нибудь прислушивался. А прислушивался он к звукам, которые звучали внутри него. Вот музыка стала захватывать Петю больше всего. Он стал часто садится за фортепиано, наигрывать мелодии и даже пробовать сочинять музыку.

Слайд 9

Еще Петя очень любил читать книги и даже сочинял стихи. Но музыку он любил большего всего на свете. Он чувствовал, что только через музыку он может высказать свои чувства к людям, природе, к Родине. Итак, никому неизвестный мальчик Петя, позже станет всемирно известным композитором Петром Ильичом Чайковским.

Пётр Ильич Чайковский очень любил детей, и у него среди них было много маленьких друзей, особенно любил своего племянника Володю Давыдова, по прозвищу БОБ.

Слайд 10

Ему и посвятил свой цикл детских музыкальных пьес под названием «Детский альбом» (показать альбом). Боб очень любил играть и послушать сказки своего дяди П. И. Чайковского. П. И. Чайковский написал музыку так, чтобы Боб мог узнать свои любимые занятия и так как он умел играть на фортепиано еще и исполнить эти пьесы. В этой музыке встречаются добрые и злые герои, есть веселые и грустные настроения. В «Детском альбоме» можно услышать сказки и игры, узнать новые истории о кукле и много еще интересного и загадочного.

Давайте полистаем этот альбом, посмотрим картинки и послушаем произведения. Первая картинка «Деревянные солдатики».

Муз. рук.: Послушайте, пожалуйста, пьесу, которую написал Чайковский для мальчиков, которые любили играть с игрушками.

Звучит «Марш деревянных солдатиков»

Слайд 11

Муз. рук. Как называется пьеса?

Дети«Марш деревянных солдатиков».

Муз. рук. Правильно!

Деревянные солдатики

Маршируют до зари,

Левой-правой, левой-правой

Четко ходят, «раз-два-три»

Скажите, а почему мы слышим с вами, что это именно игрушечные солдатики шагают? Могут ли шагать взрослые солдаты под эту музыку?

Дети. Нет.

Муз. рук. Какие звуки мы слышим тяжелые, низкие или высокие и лёгкие?

Муз. рук. Правильно, мы слышим с вами высокие, лёгкие звуки, даже слышно, как играет игрушечный барабан, хорошо можно представить, что идут маленькие смелые воины.

Муз. рук. В «Детском альбоме», есть ещё одна страничка, называется «Игра в лошадки». Давайте послушаем ее.

Звучит пьеса «Игра в лошадки».

Слайд 12

Муз. рук. Расскажите, пожалуйста, о прослушанной музыке? Какой характер этой пьесы? Какой темп?

Дети. Быстрая, стремительная.

Муз. рук. Правильно, быстрая, стремительная.

Муз. рук. Вы хотите, чтоб ожила у нас сегодня эта страничка из «Детского альбома».

Дети. Да!

Муз. рук. Тогда, мальчики садитесь на лошадок.

На своей лошадке вихрем я лечу

Я гусаром смелым очень стать хочу.

Милая лошадка, на тебе верхом,

Я скачу по лугу лихо с ветерком.

Дети исполняют все вместе «Игра в лошадки».

Муз. рук. Расскажите мальчики, куда вы так быстро скакали?        

Мальчики рассказывают свои коротенькие истории.

Муз. рук. Следующая пьеса называется «Новая кукла», давайте послушаем её.

Слайд 13

Муз. рук. Как же легко и весело звучит эта пьеса, она нам рассказывает о том, что девочка очень радостная, что ей подарили новую куклу.

Ну-ка девочки, возьмите кукол и потанцуйте с ними. Слушаем ещё раз.

Муз. рук. Сейчас я вам покажу картинки к некоторым пьесам из «Детского альбома».

Слайд 14,15,16

Так в альбом вошли следующие пьесы«Болезнь куклы»«Мама», а также песни и танцы разных стран – итальянская, французская, немецкая песенки, чешская «Полька», польская «Мазурка», но сегодня я хочу остановиться на «Неаполитанской песенке». Неаполь – это город в Италии. В своей пьесе Чайковский очень выразительно передал черты итальянской народной музыки, звучание народных инструментов. Послушайте её и скажите, какие настроения и чувства передаёт музыка, какая она по характеру.

Звучит пьеса.

Слайд 17

ДетиМузыка весёлая, задорная, танцевальная.

Муз. рук. Молодцы, характер пьесы вы определили правильно, сейчас еще раз внимательно прослушайте «Неаполитанскую песенку» и попытайтесь определить из скольких частей состоит эта пьеса.

Ответы детей.

Муз. рук. Выходите на середину зала, и мы вместе попробуем определить сколько музыкальных частей в «Неаполитанской песенке».

I часть – хлопаем,

II часть – киваем головой в стороны,

III часть – постучим по коленям.

После определения количества частей дети садятся на места.

Муз. рук. Так, кто мне скажет сколько частей в этом произведении.

Дети: Три части.

Муз. рук. Правильно, молодцы! А теперь скажите, пожалуйста, с творчеством какого композитора мы сегодня знакомились?

ДетиПетр Ильи Чайковский.

Муз. рук. А кто мне скажет название пьес, которые мы сегодня слушали.

Дети: Пьесы называются «Марш деревянных солдатиков»«Игра в лошадки»«Новая кукла»«Неаполитанская песенка».

Муз. рук. Молодцы, ребята! Наше увлекательное путешествие закончилось, но мир музыки ещё подарит нам много интересного, если мы будем дружить с музыкой. На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с «Детским альбомом» П. И. Чайковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Сказка в музыке» «Спящая красавица» Шарль Перро (музыка П.И. Чайковского)

Проект «Сказка в музыке»«Спящая красавица»Шарль Перромузыка П.И. Чайковского Музыкальный руководитель: Брязгалова Евгения ИвановнаМБДОУ № 32 Высшая квалификационная категория. Майкоп 20...

Тематическое занятие "Путешествуем вместе с музыкой П.И.Чайковского"

Занятие для ознакомления дошкольников с творчеством П.И.Чайковского....

НОД "Путешествие в мир музыки Петра Ильича Чайковского" для детей старшей группы

НОД "Путешествие в мир музыки Петра Ильича Чайковского" для детей старшей группы...

Педагогическая технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой П.И. Чайковского "Детство с музыкой"

Технология А.Г. Гогоберидзе, В.А.Дергунской применяется для творческого самовыражения детей, раскрепощения и восприятия музыки. Для работы по этой технологии я разработала перспективное планирование н...

Конспект Организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие по временам года. Весна в музыке П.И.Чайковского»

Музыкальная гостиная«Весна в музыке П. И. Чайковского»Цель: Продолжать знакомить с  творчеством композитора  П.И. Чайковского – «Времена года». «Март...

Открытое занятие по музыке «Путешествие по миру музыки. П. И. Чайковский «Детский альбом»

: Знакомство с творчеством П. И. Чайковского на примере некоторых пьес из фортепианного цикла «Детский альбом»...