Картотека для слушания музыки
консультация по музыке

Кудашова Лариса Валерьевна

Надеюсь, что данный материал будет полезен коллегам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_dlya_slushaniya_muzyki.doc73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Азбука настроений

Игра направлена на развитие умения детей определять настроение музыкального произведения. Развитие умения детей выражать настроение мимикой.
         
Рекомендуемые материалы: карточки с различным выражением оттенков настроения лица клоуна: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе.
         
Организация игры: дети слушают произведения различного характера, подбирают карточку с соответствующим выражением настроения, с подходящим цветом для определения эмоционального состояния.
Музыкальный репертуар: по выбору музыкального руководителя.

Зайцы

Игра направлена на развитие у детей представления о различном характере музыки:  веселого, плясового и спокойного, колыбельного; развитие музыкальной отзывчивости на разнообразное звучание музыки.

Рекомендуемые материалы. Картинки с изображением пляшущих зайцев, спящих зайцев.

Организация игры. Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

Чья музыка?

Игра направлена на развитие у детей представления о национальном характере музыки.

Развитие музыкально-аналитического мышления: умения по слуховому восприятию сравнивать и сопоставлять произведения с различными музыкальными оттенками, придающими музыке определенный национальный характер, национальные особенности. Закрепление умения сопоставлять слуховой образ со зрительным (детали национального костюма), развитие умения эмоционально откликаться на звучание музыки.

Организация игры. Педагог знакомит детей с произведениями русского, татарского, марийского, башкирского фольклора, обращает внимание на отличительные особенности музыки разных народов, показывает при этом картинки, изображающие детей в национальных костюмах. Когда дети уже достаточно хорошо знакомы с народной музыкой, детям предлагают выбрать картинки, соответствующие по национальным особенностям исполненной педагогом песне. И наоборот, педагог показывает детям картинку и просит исполнить песню того народа, национальный костюм которого изображен на картинке.

Игровые  правила: Прослушать фольклорный напев до конца, не мешать отвечать другим.

Игровые действия: Отгадывать национальную принадлежность мелодии, выбирать соответствующее изображение.

Игровая цель: Угадать первым.

До – ре - ми.

Игра направлена на развитие умения детей различать образный характер музыки, эмоционально воспринимать её звучание, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности.

Рекомендуемые материалы. Картинки с изображением содержания песен.

Организация игры.  Педагог исполняет песню и предлагает ребенку выбрать картинку, соответствующую ей по содержанию художественного образа, при этом ребенок должен пояснить, почему он выбрал именно эту картинку, что на ней изображено и о чем говорится в песне. В другой раз педагог предлагает детям картинку и просит их исполнить знакомую им песню, соответствующую изображению на картинке.

Солнышко и тучка

Игра направлена на развитие у детей представления о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная), развитие эмоциональной отзывчивости на звучание музыки.

Рекомендуемые материалы. Карточки с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой.

Организация игры. Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки.

В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии

Слушай, слушай, различай...

Игра направлена на активизацию слухового восприятия и прочувствование выразительности услышанного, эмоциональной отзывчивости на музыку.

        Организация игры. Прослушайте с детьми музыкальные произведения (можно использовать грамзапись) и поговорите с ними о музыке.
«Полька», П.И. Чайковский
Всем хорошо известен весёлый подвижный танец. Он исполняется легко, отрывисто, с подскоками. Прислушайтесь, меняется ли характер музыки? Теперь попробуйте хлопать под музыку польки. Вначале, когда она звучит высоко, хлопайте в ладоши над головой, а, когда музыка будет звучать ниже - опустите руки и хлопайте по коленям. Скажите, а как нужно отхлопать в последней части.
«Клоуны», Д.Б. Кабалевский
Спросите ребёнка, как называются артисты в цирке, которые веселят публику разными шутками. Конечно клоуны. Композитор Д.Б. Кабалевский сочинил для детей пьесу, которую назвал «Клоуны». Попросите ребёнка прислушаться и сказать, чем подходит эта музыка для клоунов, почему она так называется. Попросите ребёнка нарисовать к этой музыкальной пьесе картинку.

Музыка – цвет – настроение

         Игра направлена на развивитие у детей представления о различном характере музыки, развитие эмоциональной отзывчивости .

         Рекомендуемые материалы: выдвижные карточки различных цветовых оттенков. Светлые тона условно соответствуют нежному, мягкому характеру; тёмные, густые - мрачному; красный — торжествующему.
       
Организация игры: детям раздают карточки и предлагают послушать произведения. Дети выдвигают в окошечко квадратик того цвета, который условно соответствует данному характеру музыки.

                       Весело – грустно

Игра направлена на  развитие у детей представления о характере музыки (весёлая, грустная), эмоциональной отзывчивости.
         
Рекомендуемые материалы: два клоуна, вырезанных из картона: весёлый и грустный.
         
Организация игры: дети слушают пьесу весёлого или грустного характера и с помощью пособия определяют её характер (поднимают картинку с соответствующим изображением).

Собери букет

Игра направлена на совершенствование умения детей различать музыку по характеру, развитие эмоциональной отзывчивости на настроение музыки.

         Рекомендуемые материалы Мелодии песен «Одуванчики», «Ландыш», «Подснежник» П. И. Чайковского. Цветы небольшого размера: одуванчики, подснежники, ландыши, прикрепленные к одежде детей в виде значков.

        Организация игры: дети стоят, расположившись в три круга.

Музыкальный руководитель. Сейчас наши цветы будут узнавать свою музыку. Если звучит музыка одуванчиков, то танцуют они; если музыка подснежников, то исполняется их танец; если песенка ландышей — танец ландышей.

В разной последовательности звучат отрывки музыкальных произведений. Дети двигаются согласно звучанию музыки.

Весело — грустно

Игра направлена на развитие у детей представления о характере музыки, эмоциональной отзывчивости.

         Вид игры — спокойное музицирование.

         Организация игры. Педагог предлагает детям определить настроение музыки, подняв картинку с изображением мальчика, у которого очень грустное выражение лица, если музыка грустная; с изображением улыбающегося мальчика, если музыка веселая; с изображением мальчика, у которого сосредоточенное выражение лица, если музыка спокойная.

          Рекомендуемые материалы: картинки с грустным, веселым, сосредоточенным изображением лица мальчика.

Снеговики и снежинки

Игра направлена на развитие умения различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии, эмоционально двигаться, соответственно характеру музыки.

          Рекомендуемые материалы Старинный русский вальс; «Школьная полька», музыка А. Островского.

         Организация игры.

         1-й вид. Дети, разделенные на две подгруппы, сидят около пианино. Под музыку польки дети одной подгруппы — снеговики — должны хлопать в ладоши. Под музыку вальса дети другой подгруппы — снежинки — должны плавно вращать кистями рук. Произведения исполняются 6—8 раз в разной последовательности. Выявляются победители, и по их желанию исполняется любая песня или игра зимней тематики.

        2-й вид. Снеговики и снежинки сидят на стульях у противоположных стен комнаты. При звучании польки по комнате двигаются шагом пол снежинки. Во время звучания вальса бегают и плавно кружатся

 Произведения исполняются 6—8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания музыки снеговики ловят снежинок.

         3-й вид. Те же задания дети выполняют, располагаясь по комнате в два круга. Победившие поют свою любимую песню о зиме.

Музыкальный кубик

Игра для детей средней группы

Игра направлена на развитие у детей интереса к игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры.

Организация игры На столике лежат музыкальные инструменты: бубен, барабан, ложки, дудочка, колокольчик и маракас. (Эти же инструменты изображены на гранях кубика.) Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:

Всё играет и поет,

Кубик скажет, кто начнет!

Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную русскую народную мелодию.

В конце остальные дети ему хлопают. Ребенок возвращает инструмент на столик. Игра продолжается несколько раз по желанию детей.

Рекомендуемые материалы. Бубен. Барабан, ложки, дудочка, колокольчик и маракас. Эти же инструменты изображены на гранях кубика.

Кубик-календарик

Игра для детей старшей группы

Игра направлена на формирование и развитие певческого голоса, певческих навыков. Совершенствование чувства темпа и ритма. Развитие умения сочетать текст с движениями и музыкой. Создание у детей хорошего настроения, расширение представлений об окружающей природе и явлениях, происходящих в ней. Развивать умение понимать красоту сменяющих друг друга времен года и воспитывать творческое отношение к природе.

Организация игры. Дети, стоя или сидя в кругу, передают друг другу кубик и ритмично произносят текст:

Календарик мы листаем,

Кубик другу отправляем.

К кому кубик попадает,

Тот стишок нам всем читает!

Ребенок с кубиком читает стишок или исполняет вокальную импровизацию, соответствующую времени года. По желанию детей игра повторяется несколько раз.

В процессе игры можно выучить с детьми стихотворения из цикла С. Маршака «Круглый год».

Рекомендуемые материалы. Кубик, на гранях которого картинки с изображением времен года, по четыре разукрашенных кубика на четыре сезона. (Их можно использовать и для игры «Ритмический кубик».)

Все у нас хорошие

Игра направлена на формирование положительного эмоционального микроклимата в группе детей.

Организация игры.  Взявшись за руки, все дети не спеша идут по кругу, приговаривая хором вместе с педагогом.

                  А кто у нас хороший,

                  А кто у нас пригожий?

                  Женечка хорошая,

                  Женечка пригожая!

                  Ля-ля-ля-ля…

Напевая любую плясовую мелодию на «ля-ля-ля…», стоя в кругу, все хлопают в ладоши, а Женечка, выйдя в середину круга, пляшет как умеет.         Затем, взявшись за руки, все идут по кругу в другую сторону, повторяя хором те же строчки, заменив только имя ребенка.           Когда поплясали несколько ребят, все вновь идут по кругу, произносят тот же стишок, изменив только последние строчки:

              Все у нас хо-ро-ши-е,

              Все у нас при-го-жи-е!

И под пение взрослых и хлопки все дети пляшут.

Наведу чистоту

Игра направлена на  формирование способов внешнего выражения эмоций (гнева, снисходительности, радости), а также выразительных средств речевого общения.

Рекомендуемый материал для игры:   у каждого ребенка кукла, одетая неправильно (одежда наизнанку, неровно застегнутая и т.п.)

Организация игры.    Дети садятся на стульчики в кружок. У каждого ребенка в руках по кукле, одежда которой в беспорядке (рубашка, штаны или платье надеты наизнанку или задом наперед и пр.)   Держа своих «детей-нерях» перед собой, «родители» сердятся, выражая мимикой гнев и неудовольствие:

                  Фу! Какой ты неопрятный!

                  Фу и фу! Фу и фу!

                  Где так долго ты гулял?

                  Ай-ай-ай! Ай-ай-ай!

                  Все испачкал и помял!

                  Ай-ай-ай! Ай-ай-ай!

                  Фу!

Отвернули свое лицо от «неряхи». Затем медленно повернулись:

                 Хочешь быть всегда             опрятным,

                 Отвечай! Отвечай!

                 И нарядным, аккуратным,

                 Отвечай!

Улыбнулись своим «детям».

                 Так и быть, тебя прощу,

                 Так и быть, так и быть.

                 Одеваться научу,

                 Так и быть!

Произнося это, «родители» правильно одевают своих малышей. Когда все куклы одеты, держа их перед собой, говорят:

                 Вот теперь ты аккуратный!

                 Ах, какой! Ах, какой!

                 И красивый, и опрятный!

                 Ах, какой!

Наши малыши

Игра направлена на  формирование способов внешнего выражения эмоций (тревоги, радости, нежности).

Рекомендуемый материал для игры: сюжетные игрушки для каждого ребенка (куклы или мишка, заяц и др.)

Организация  игры. Несколько детей – «родителей» садятся на стульчики в кружок. На их левых руках лежат «дети» (куклы, мишки, зайцы и др.). придерживая их правой рукой, «родители» покачивают своих «детей», наклоняясь к ним и выражая мимикой боль и тревогу, говорят:

                  Заболел малыш сегодня,

                  Ой! Ой! – Ой! Ой!

                  Он горячий, он голодный,

                  Ой! Ой! – Ой! Ой!

                  Не поет и не играет,

                  Ой! Ой! – Ой! Ой!

                  Глаз своих не открывает.

                  Ой! Ой! – Ой! Ой!

                  Тише, тише, не шумите,

                  Шш! Шш! – Шш! Шш!

Грозят пальцем.        

Малыша не разбудите!

Шш! Шш! – Шш! Шш!

 Ой! Проснулся! Улыбнулся,

 Ай-ай-ай! Ай-ай-ай!

 Сладко, сладко потянулся,

  Ай!

  Радостно вглядываются в своего «ребенка» и на «Ай!» резко поднимают его над своей головой.     Затем, держа его перед собой, «родители» говорят хором:

               Мой малыш совсем здоров,

               Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

               Нам не надо докторов!

               Ля! Ля! Ля!

И нежно прижимают к себе малыша.

Смешинка

Игра направлена на  развитие чувства юмора и эмоциональной выразительности речи.

На еловой веточке

Расшалились белочки.

И смеются: - Мишки

Собирают шишки!

Вместо ягод – ха! Ха! Ха! –

Собирают шишки!

Ха! Ха! Ха!

Ха! Ха! Ха!

Вот смешные Мишки!

Идет мишка

Игра направлена на расширение словарного запаса прилагательных; знакомство с выразительными имитационными движениями.

Рекомендуемый   материал для игры: бочонок для меда.

Организация игры.    Дети сидят на стульчиках. Ребенок, выбранный «Мишкой», ходит по залу, переваливаясь с ноги на ногу, держа перед собой «бочонок с медом». Все поют и подпевают песенку, слегка раскачиваясь из стороны в сторону.

               Идет, идет Мишка,

               Мишка косолапый.

               Идет, идет Мишка,

               Держит бочку в лапах.

               Идет, идет Мишка,

               Он такой лохматый,

               Идет, идет Мишка,

               Мишка толстопятый.

                                  Идет, идет Мишка,

                                  Он такой горластый.

                                  Идет, идет Мишка,

                                  Он такой глазастый.

                                  Идет, идет Мишка,

                                  По лесу гуляет.

                                 Идет, идет Мишка,

                                 Ягоды сбирает.

                                 Идет, идет Мишка,

                                 Он рыбак отличный.

                                 Идет, идет Мишка,

                                 Мишка симпатичный!

                                - Трах!

Мишка со стуком «ставит бочку на пол»:  - Бах! – Разводит обе руки в стороны – вот, мол, я какой!     ( Игра продолжается с другими «мишками» или несколькими сразу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по слушанию музыки

Все эти игры я использую на муз. занятии при прослушивании новых произведений...

Картотека использования видео на слушании музыки по программе О.П.Радыновой

Данная картотека соответствует разделам программы О.П.Радыновой "Музыкальные шедевры", в ней указаны публичные ссылки на каждое видео....

Картотеки по слушанию музыки

Альбомы картинок, стихов и описаний, подобранные для демонстрации детям при слушании музыкального репертуара по программе  "Ладушки"И.М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой....

Виды и формы работы по слушанию музыки. Роль воспитателя в организации и проведении работ по слушанию музыки

Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение. Результаты...

Картотека бесед по слушанию музыки "Пушкин и музыка"

Познакомить детей со сказкой в музыке на примере оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», Николая Андреевича Римского-Корсакова с оперой «Сказка о царе Салтане»....