"Использование здоровьесберегающей технологии "Вокалотерапия" для развития вокально-хоровых навыков детей 5-6 лет"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Васюкова Ольга Анатольевна

Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 МБДОУ г. Иркутска детский сад №159

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

Тема:  «Использование здоровьесберегающей технологии «Вокалотерапия» для развития вокально-хоровых навыков детей  5-6  лет»

Составила: Васюкова Ольга Анатольевна

Должность: музыкальный руководитель

Тема НОД: «Использование здоровьесберегающей технологии «Вокалотерапия» для развития вокально-хоровых навыков детей 5-6  лет»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Возраст детей: 5-6 лет

Формы непрерывной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Тип НОД: занятие по закреплению знаний, умений, навыков.

Вид НОД: тематическая.

Цель:  Создание полноценных условий для сохранения здоровья детей при помощи  здоровьесберегающей технологии «Вокалотерапия».

Задачи:

I.Развивающие:

1. Профилактика респираторных и сердечных заболеваний.

2. Укрепление голосового аппарата, развитие мышц грудной клетки. Поддержка правильной осанки.

3. Укрепление психики детей.

4. Активизация умственных способностей детей.  Развитие внимания, наблюдательности у детей.

5. Развитие эмоциональной отзывчивости, воображения.

6. Прививание навыков использования вокалотерапии с целью собственного оздоровления.

II. Обучающие:

  1.  Развитие навыков диафрагмального дыхания.
  2. Развитие подвижности артикуляционного     аппарата.
  3. Правильное формирование звуков.
  4. Развитие вокально-слуховой координации.

III. Воспитательные:

1. Развитие эстетических и нравственных представлений.

2. Воспитание бережного отношения к голосу.

Оборудование: Ноутбук, колонки, экран, проектор.

Демонстрационный материал: Слайды

Атрибуты: декорации деревьев, цветы, птицы, бабочки, картинки птичек.

Предварительная работа: Разучивание песни «Капитан», речевой игры «Еноты».

Планируемые результаты:

1. Дети получили удовольствие и удовлетворение от пения и совместных игр.

2. У детей наблюдается интерес к пению и желание заниматься этим видом деятельности, желание укреплять своё здоровье при помощи пения.

Примечание:  При разработке данного сценария использованы авторские музыкальные произведения» «Утро», «Марш солдатиков», «Цветок распустился», «Озёрные таинства».

Дети заходят в зал и садятся на стульчики перед экраном.

1. Вводная часть – создание положительного эмоционального настроя.

Музыкальный руководитель (поёт): Здравствуйте, ребята.

Дети (поют): Здравствуйте.

Я предлагаю поприветствовать друг друга и поиграть в игру.

                                        Игра-приветствие «Улыбка»

Дети и воспитатель свободно ходят по залу и поют: «Я иду и пою громко песенку свою, улыбаюсь всем друзьям, добрый день говоря».

2. Основная часть – реализация образовательной деятельности.

Муз. рук.: Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие вместе с птичкой, которую зовут Сия.  Она  нам поможет научиться красиво петь. (слайд ) Вы знаете, что пение очень полезно для здоровья, и поэтому все птички так любят петь. Ребята, а вы хотите красиво научиться петь?

(Ответы детей)  Птичка Сия нам поможет в этом.  

Фоном звучит отрывок из пьесы «Утро» О. Васюковой.

Муз. рук.: Ребята, закройте глазки, расслабьтесь и послушайте прекрасную музыку….

Вот мы проснулись и сладко-сладко зевнули (слайд).   Открываем широко рот и на выдохе произносим звук «А-а-а».

Примечание: это упражнение для снятия зажимов мышц челюсти, для звонкости голоса.  

Муз. рук.: Давайте сделаем зарядку для нашего язычка.

Немного его покусаем, начиная с кончика, сделаем небольшой массаж. Представьте, что вы жуёте вкусную конфетку (слайд). 

 (Артикуляционное упражнение «Вкусная конфетка»). А теперь улыбнёмся, приоткроем ротик и спрячем кончик язычка за верхние зубки, за нижние зубки. Повторяем (слайд).

( Артикуляционное упражнение «Качели»). 

А вот и  наша птичка прилетела, села на окошко (слайд). Она зовёт нас на прогулку.

(Дети маршируют возле стульчиков.)

Звучит пьеса «Марш солдатиков» О. Васюковой.

Звучит фрагмент пьесы «Цветок распустился» О. Васюковой.

Муз. рук.: Посмотрите, ребята, сколько возле дома одуванчиков! (Слайд)

Ребята, а вам нравятся одуванчики. (Ответы детей). Правда, это очень красивые и полезные цветы.  Давайте подуем на них.

Дыхательное упражнение «Одуванчики»

Берём носиком длинный вдох, и спокойно и медленно выдыхаем ртом. (Повтор 3 раза).

Полетели маленькие беленькие самолётики! (дети делают лёгкие движения кистями снизу вверх и поют звуки «А», «И»). Молодцы, ребятки!

 Муз. рук. : Полетали наши самолётики и опустились на землю. (Дети поют те же звуки только в нисходящем движении).

Муз. рук: Посмотрите, ребята, наша птичка куда-то полетела (слайд).

Представим, что мы лети вместе с ней. Медленно поднимаем руки вверх, делаем глубокий вдох – медленно опускаем руки, делаем выдох (повторить 3 раза). Звучит фрагмент пьесы «Цветок распустился» О. Васюковой.

Посмотрите, перед нами прекрасный луг. Как на нём много разных насекомых: бабочек, жуков, пчёл комариков (слайд). И  каждый поёт  свою песенку: «Ж-ж-ж-ж», «З-з-з-з».

Муз. рук.: Давайте поговорим с ними на их языке. (Дети произносят звуки «ж» и «з» на разной высоте).

Тётушка пчёла (слайд) поёт такую песенку: «Я жу-жу, я жу-жу, весь нектар я соберу.  (Дети повторяют за педагогом простую мелодию, состоящую из 2-3 звуков в восходящем и нисходящем движении).

Творческое задание

Муз. рук.: Ребята, а кто хочет сочинить свою мелодию на эти слова? (Дети по желанию поют свои песенки).

Муз. рук.: Нашей птичке Сии очень понравились ваши песенки (слайд). 

Посмотрите, комарик прилетел (слайд), он тоже хочет спеть. Он поправил свои крылышки и спел тоненьким голосом: «Зи-зи-за, зи-зи-за, как погода хороша», (дети повторяют).

Муз. рук.: Ребята, наша птичка приглашает нас в лес (слайд).  Как в лесу прохладно, хорошо, пахнет хвоёй! Посмотрите, на дереве сидит белочка, она грызёт орешки (слайд).  А давайте тоже покажем орешки с помощью нашего язычка. Поочерёдно упираем язык в щёчки. (Артикуляционное упражнение «Белочка).

 Муз. рук.:  А вот зайчик в травке сидит (слайд)  и чихает вот так: «Апчхи-хи-хи»

Вокальное упражнение «Зайчик чихает»

(Поём нисходящие звуки трезвучия по секвенции). Интересно, зайчик чихает и смеётся!

 Муз. рук.: Зайчик ускакал, а мы пошли дальше и наткнулись на паутину (слайд). Посмотрите, какой большой паук (слайд). Это он сплёл такую огромную паутину. Нитки у этой паутиныочень толстые. Давайте покажем голосом, какая долгая и толстая нить.  (Поём и показываем рукой).

Муз. рук.: А вот рядом маленький паучок сидит (слайд). Он сплёл маленькую паутинку из тонких ниточек. Давайте покажем каких. Поём высокий длинный звук. ( Игра «Музыкальные узоры» Т. Э. Тютюнниковой)

А вот посмотрите, за кустом прячутся олени (слайд).   Давайте вспомним игру про оленей.

                        Игра с пением «У оленя дом большой»

Поём: У оленя дом большой, он глядит в своё окно.

Заяц по лесу бежит, в дверь к нему стучит.

- Тук-тук дверь открой, там в лесу охотник злой.

-Заяц, заяц, забегай, лапу мне давай.

(Движения выполнять по тексту).

Муз. рук.: А сейчас поём немного быстрее. (Игра повторяется в более быстром темпе). Молодцы ребята, вы отлично спели (слайд).

 А вот и еноты прибежали,   они тоже хотят с нами поиграть.

Дети встают свободно по залу.

                                Ритмическая разминка «Еноты»

Два енота у реки -  

поласкали кушаки -

чистили манишки -  

гладили штанишки -

Мыли лапки -  

тёрли нос -

окунали

в речку хвост -

снова чистили манишки -

снова гладили штанишки

и такой круговорот -

у енотов -

 круглый год -

ноги на ширине плеч, руки на поясе, 2 наклона головы вправо-влево, и одновременно 2 полуприседания

немного наклониться вперёд, делать лёгкие движения руками вправо-влево

лёгкие движения рук по груди вниз

руки сложить полочкой, развести в стороны и двигать по направлению к центру

погладить кисть правой и левой руки

движение по тексту

присесть

выпрямить ноги и коснуться руками носочков

повтор движений

движение руками «моталочка»

присесть, руки касаются пола справа и слева

Встать и очертить наверху круг руками

Муз. рук.:  Какие трудолюбивые еноты, они, наверное, в гости собираются.

Звучит отрывок из пьесы «Озёрные таинства» О. Васюковой

Вот мы подошли к речке (слайд).  Давайте опустим руки в воду, поиграем с водой (слайд).

Муз. Рук.: На речке  работают бобры (слайд).  Бобры очень трудолюбивые животные, они постоянно что-то строят. Но и подкрепиться они не прочь.   Давайте вспомним скороговорку по бобров.

Бобры какие? Добрые. Давайте чётко скажем слова:  «Добры бобры идут в боры» А сейчас давайте скажем тихо… Громче и быстрее.

Муз. рук.: А сейчас я предлагаю немного подкрепиться. Давайте угостим нашу птичку вкусными зёрнышками (слайд).

Птичка клюёт и поёт: «Клю-клю, как я зёрнышки люблю».

(Дети поют вместе с педагогом).

Творческое задание

Муз. рук.: Ребятки, а кто хочет спеть свою песенку птички? (Дети по желанию сочиняют свою мелодию к словам).

Муз. рук.: Покормили птичку, теперь и нам пора подкрепиться (слайд). 

Вокальное упражнение «Бутерброд»

Намазываем хлеб маслом. Поём «У-и-а, у-и-а» и показываем рукой, как мы намазываем бутерброд. (Поступенное движение вверх и вниз). А сейчас намазываем  хлеб вареньем ( поём от другого звука).

Ну вот,  подкрепились, пора выходить из леса.

Муз. рук.:  Ребята, посмотрите начался сильный ветер. Давайте покажем какой…. (Поём восходящие звуки «у-у-у-у», одновременно поднимая руки вверх и опуская вниз. Повторить 3 раза). Не забываем брать дыхание.

    Давайте зайдём внутрь пещеры, спрячемся от ветра (слайд).  А вы знаете, что в пещере живёт эхо, не простое эхо, а музыкальное.  Я предлагаю поиграть в игру «Музыкальное эхо». Вы будете моим эхо. Я пою, а вы за мной повторяете.

Вокальное упражнение «Музыкальное эхо»

Педагог поёт – дети отвечают.

Эхо (повтор) отзовись (повтор), чисто петь (повтор) научись (повтор).

Слушай (повтор), не зевай (повтор), всё за мной (повтор) повторяй повтор).

Муз. рук.: Молодцы ребята, вы очень красиво спели.

 (слайд).  А вот и море. Какое оно огромное, красивое…

 А на море плавает корабль (слайд). Давайте покажем, как гудит пароход. Тянем звук «Ы-ы-ы» Ребята, а кто управляет кораблём? (Ответы детей). Конечно, капитан (слайд). Давайте все вместе споём песню про капитана.

                        Песня «Капитан» (поём 1 куплет и припев)

Муз. рук.: Ребята, а каким должен быть капитан? (Ответы детей).

Капитан должен быть смелым, умным, находчивым, то есть должен уметь быстро принимать решение.

Муз. рук.: А сейчас мы возвращаемся в наш детский сад. Садимся на корабли. Даём гудок: «Ы-ы-ы».

                                                   Игра «Корабли»

Дети делятся на группы по трое человек. Первый капитан, за ним двое пассажиров. Звучит музыка, дети двигаются тройками свободно по залу.

3. Заключительная часть – рефлексия.

Муз. рук.: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие.

Вам понравилось, ребята? (Ответы детей). А что понравилось больше всего?

(Ответы детей).

Птичка Сия очень рада, что вы так красиво умеете петь (слайд).

Пойте чаще и дома, и в гостях. Когда захочется. Ведь пение поднимает настроение и делает ваше здоровье лучше.

В заключении я хочу подарить вам этих ярких весёлых птичек. Они будут вам напоминать  о нашем путешествии.

Примечание:

После применения здоровьесберегающей технологии «Вокалотерапия» я заметила, что дети стали меньше болеть простудными заболеваниями, стали более крепкими, выносливыми. Так же дети стали более эмоциональными, общительными. Уровень вокально-хоровых навыков значительно повысился.

 

Литература:

1. Емельянов В. В. , Трифонова И. А. Развивающие голосовые игры. Самара, 2015.

2. Левидов И. И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. М.,1998.
2. Егоров A. M. Гигиена голоса и его физиологические основы. Медгиз, М., 1972.
3.Кантарович B. C. Гигиена голоса. Музгиз, М., 1975.
4. Межидова, Ф. В. О некоторых проблемах формирования певческого дыхания у младших школьников. Чита, январь 2015.

5. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. Ростов-на-дону:Феликс,2006.

Интернет ресурсы: 

1.https://ecolives.ru/zdorovie/chto-takoe-vokalnaya-terapiya-ili-lechenie-peniem-i-pochemu-nado-bolshe-pet.html 

2. https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6953/          

3. https://www.smolokova.ru/pedagogam/vokalno-xorovaya-rabota.html 

4.https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-vokaloterapija-kak-zdorovesberegayuschaja-tehnologija-v-razviti-pevcheskih-navykov-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие вокально-хоровых навыков дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий»

Цель: развивать вокально-хоровые навыки посредством здоровьесберегающих технологий...

Педагогическая технология "Развитие вокально-хоровых умений у детей дошкольного возраста"

Давно замечено, что в  детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, муз...

Методическая разработка: "Планирование по развитию вокально - хоровых способностей у детей"

Методическая разработка: "Планирование по развитию вокально - хоровых способностей у детей"...

«Использование современных игровых технологий в процессе развития вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка имеет три раздела: 1) "Игра" в педагогике (определение, задачи, классификации);2) Пение как вид деятельностпи на музыкальных занятиях в ДОУ;3) Игровые тех...