Картотека вокально-речевых игр для детей 5-7 лет.
картотека по музыке (старшая, подготовительная группа)

Игнатьева Анастасия Викторовна

Содержание

 

  1. Вокально-хоровые игры…………………………………………3
  2. Игры на формирование певчески-правильного дыхания……..5
  3. Игры на развитие мимики, на перевоплощение, на внимание………………………………………………………….6
  4. Игры на развитие речевого дыхания……………………………8

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Описание: Описание: edited

Муниципальное образование

Ханты – мансийского автономного округа – Югры

Город Ханты - Мансийск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно- речевому направлению развития детей  № 1 «Колокольчик»

(МБДОУ «Детский сад № 1 Колокольчик»)

Картотека вокально-речевых

игр для детей 5-7 лет.

Музыкальный руководитель:

Игнатьева А.В.

Ханты-Мансийск, 2020

Содержание

  1. Вокально-хоровые игры…………………………………………3
  2. Игры на формирование певчески-правильного дыхания……..5
  3. Игры на развитие мимики, на перевоплощение, на внимание………………………………………………………….6
  4. Игры на развитие речевого дыхания……………………………8

Вокально-хоровые игры.

  1. «ПРЫГ- СКОК»

Преподаватель ударяет мяч об пол, дети проговаривают «Прыг», подбрасывает мяч вверх, дети говорят через октаву тоненьким голосом «Скок». Педагог неравномерно чередует «Прыг» и «Скок», дети должны быстро сообразить, как говорить в верхнем или в низком регистре. Это упражнение подходит для координации слуха и голоса, вырабатывает быстроту реакции голоса.

2. «САМОЛЁТ»

Преподаватель берёт игрушечный самолёт (или любой другой наглядный материал), дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета. Это упражнение способствует увеличению продолжительности выдоха, развивает силу и гибкость голоса, развивает грудной резонатор.

Дети поют на свободной высоте звук «У-у-у-у-у».

1. Просто гудим.

2. Громко, тихо. Самолёт отводить дальше, ближе.

3. Самолёт заболел. Дети интенсивно ударяют себя рукой по грудной клетке.

4. Летим вверх, вниз. Выполняем глиссандо вверх, вниз.

5. Полетели на стульчики. Расправив руки как крылья, дети «летят».

  1. «НАРИСУЙ ЗВУК»

Цель игры: закрепить понятие долгие, короткие звуки. Научить детей экономно расходовать свое дыхание.

Оборудование: чистый лист бумаги, цветные маркеры, синтезатор.

Ход игры: педагог предлагает детям взять правильно дыхание и спеть по очереди долгий звук, любую ноту в пределах октавы. Воспитанники рисуют «звук». Методом «зрительного контроля» педагог и дети делают анализ – присваивают призовые места. Можно разнообразить игру – выдыхать звуки (З - З,С-С, Ж-Ж). Педагог играет на инструменте интервал секунду, а детей назвать «Лена – пчела», «Оля – комарик».

  1. «СВЕТОФОР ПОЁТ ПЕСЕНКИ».

Цель игры: развитие вокально – хоровых навыков, зрительного внимания.

Оборудование: круглые цветные карточки (цвета - зелёный, желтый, красный).

Ход игры: педагог предлагает спеть знакомую песню, обращая внимание на светофор. На зелёный свет – дети поют вслух, на жёлтый свет – поют тихо, на красный свет – поют про себя. Главное – исполнить все фразы песни и вслух, и про себя, вступив точно, продолжая тест и мелодию.

  1. «ХОДИТ ВАНЯ»

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Слова : Ходит Ваня. ходит Ваня

                Ищет Ваня, ищет Ваня,

                Для себя дружочка

                Нашел Ваня. нашел Ваня

                Для себя дружочка

Движения Дети становятся в круг, и ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка . Стоя в кругу они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем меняют ведущего игра продолжается.

6. «ИГРА С МЯЧОМ»
Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.

Игры на формирование певчески-правильного дыхания

1. «АХ, КАКОЙ АРОМАТ!»

Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.
2. «БЕРЕГИ ОГОНЬ».
Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил.
3. «НАДУВАЕМ ШАРИК!»
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.
4. «ШАРИК ЛОПНУЛ»!
Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).
5. «АКВАЛАНГИСТЫ!»
Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же его зажать пальцами, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги).

Игры на развитие мимики, на перевоплощение, на внимание.

 Перед игрой мы разминаем мышцы лица: «часики» (круговые вращения языка при сомкнутых губах), «укольчики» (уколоть языком правую, левую щеку), «улыбка Буратино»(максимально растянуть сомкнутые губы, собрать губы в трубочку), произношение звуков И-У-А-У (активная работа губ, сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом),
упражнения на раскрепощение челюсти, мышц лица.

  1. «ЦИРК»

Дети закрывают ладошками глаза – это ширмочки. Педагог или ребенок - ведущий говорит, какой на сцену выходит клоун, а дети изображают его выражение лица. По очереди появляются грустный, злой, хитрый, удивленный и веселый клоуны.

  1. «КАКОЕ У МЕНЯ НАСТРОЕНИЕ?» Ребенок передает свое настроение при помощи мимики, остальные должны угадать. 
  2. «УГАДАЙ ВКУС»

Берем в руки кружку с чаем, а там лимон плавает, вылавливаем его, смотрим на свет какой красивый, желтенький, вкусненький, давайте "лизнём "его . "Пробуем" лимон и показываем мимикой, какой он кислый, затем выбрасывают кусочек и запивают чаем. (дети придумывают свои варианты). 

  1. «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ» По определенному знаку, ребята узнают от педагога кем или чем они стали, и в совместном творчестве исполняют образ. Это могут быть сосульки, снежный ком, одуванчик, морские обитатели, листопад, грибная поляна, байкеры, бабочки, обезьяны, лягушата, снежинки, тролли, стая птиц и многое другое. Можно в качестве подсказки включить им музыку, это даст полет их фантазии и больше заинтересует.
  2. «ОБЕЗЬЯНКИ»

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

В заключении хочется сказать: играйте с детьми на уроках как можно больше, ведь если создать ребенку игровую ситуацию, красочно описать то, что ему нужно сделать, то и учебный процесс будет происходить гораздо быстрее и легче. Очень надеюсь на то, что наши мальчишками, будучи певцами настоящего мужского братства, будут творчески активными, будут успешно участвовать в конкурсах и фестивалях (что они с успехом делают уже 3 года), и, самое главное, вырастут достойными людьми.

Игры на развитие речевого дыхания

  1. «ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ»

Цель: Учить детей слитно произносить фразу из двух- трех слов.

Оборудование:  картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета

Ход игры: Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая  кубик,  воспитатель говорит:

Инструкция: У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда.

Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывает этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.

  1. «СДУЙ ШАРИК»

Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Ход игры: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны - получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся.

Инструкция: Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны - вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик! Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

  1. «РЫБКА»

Цель: формированию диафрагмального дыхания  из положения лежа

Оборудование: мягкая игрушка рыбка

Ход игры: Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

Задание можно выполнять под стихотворение

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

  1. «БЕГЕМОТИКИ»

Цель: формированию диафрагмального дыхания  из положения сидя

Ход игры:Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается,

То животик опускается.

  1. «ВЬЮГА»

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Оборудование: Сюжетная картинка "Вьюга".

Ход игры: Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер.

По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у...; по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише; по сигналу "Вьюга закончилась" замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2—3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх — дети говорят громче, плавное движение руки вниз — дети говорят тише.

  1. «ЭХО»

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Ход игры: Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая тихо отзывается: а.
Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания 
аууаиаио и т. Д.

  1. «РАКЕТА»

Цель: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры: Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начинают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

  1. «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»

Цель: развитие силы голоса.

Ход игры: ребенок голосом изображает, как лает большая собака и как ей отвечает маленький щенок.

Инструкция: Давайте представим, что мы с вами собачки. Когда я буду тихо хлопать в ладоши, вы будите тихо лаять, а  когда буду громко хлопать вы будите громко лаять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе".

Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, Дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к...

Картотека на развития мышления у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения, способствующие развитию мышлению   и игры по технологии ТРИЗ  для детей дошкольного возраста...

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Экспериментальная и опытническая деятельность детей.

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.Экспериментальная и опытническая деятельность детей. Цель:1. помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.2. Создат...

Картотека игр по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста.

Акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма....

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет....