Мастер-класс Нагорная Н.А. «ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка по музыке

Применение разработанных методических рекомендаций для музыкальных руководителей и хореографов ДОУ по использованию специальных средств танцевального искусства в музыкальной непосредственной образовательной деятельности, способствующих обеспечению положительной динамике социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_tanets_nagornaya.docx24.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида № 11 «Богатырь»  города Курчатова                                                                                                  

Курской области

Мастер - класс

«ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Нагорная Наталья Александровна

Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №11»

                                                   Курчатов, 2019

Мероприятие проведено в рамках методического объединения музыкальных руководителей ДОУ города Курчатова.

«Танец как средство социализации старших дошкольников»

Цель.

         Показать возможность применения методических рекомендаций для музыкальных руководителей и хореографов ДОУ по использованию специальных средств танцевального искусства в музыкальной непосредственной образовательной деятельности, способствующих обеспечению положительной динамики социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

Форма проведения мастер – класса:

        Теоретический материал – доклад с использованием видео презентации.

        Практическая деятельность – совместная деятельность детей и взрослых в игровой форме.

Концертная программа: открытый показ детьми и сотрудниками ДОУ танцевальных номеров.

Содержание.

Новый закон «Об образовании в РФ» определяет новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы, начало серьёзной реформы дошкольного образования в России. Одно из нововведений – образовательные стандарты, которые задают своеобразие каждого уровня образования. Инновационность стандарта определяется тем, что он сочетает в себе требования к обеспечению условий для социализации и индивидуализации дошкольника через воспроизведение детских видов деятельности. 

В дошкольном возрасте социализация – это в первую очередь развитие мотивационно – ценностной сферы. Это развитие потребности в общении, познании мира, в творчестве. Важный момент социализации – развитие у ребёнка способности сотрудничать, общаться, уметь выстраивать позитивные межличностные отношения, направленные на освоение базовых морально – этических норм средствами детских видов деятельности. Социализация предполагает эмоциональное развитие дошкольника и эмоционально – комфортное состояние ребёнка. Социализация включает в себя разнообразную детскую деятельность: игровую, коммуникативную, познавательную, исследовательскую, творческую, проектную, в которой происходит активное взаимодействие и совмещение разных представлений, отношений, направленную на приобретение социально – индивидуального опыта.  

Актуальность

В наше время ребёнок, находясь в условиях тотальной компьютерной блокады, часто испытывает дефицит живого общения с окружающим миром. Деформированная структура общения ведёт к всевозможным нарушениям развития: физическому, эмоциональному, интеллектуальному. Включение основ танцевального искусства в образовательный процесс даёт возможность социализировать ребёнка физически, эмоционально, интеллектуально.

Благодаря телевизионным проектам, увеличению количества танцевальных студий, кружков для детей и взрослых, отношение общества к танцу изменилось. Танец стал практически самым популярным видом творческой деятельности и, главное, он стал доступным. Для ребёнка  танец является одним из самых привлекательных  видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, способом общения с сверстниками и взрослыми. Танец, так же как и музыка, обладает уникальной возможностью воздействия на эмоциональное состояние, на чувства и на мировоззрение ребёнка. Интегративный смысл танца состоит в том, что: интеллектуальные, эмоциональные, физические и духовные процессы в танце соединяются в одно единое целое действие и способствуют обеспечению положительной динамики социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

К сожалению, в нашей культуре, и педагогика дошкольного образования не исключение, подразумевается, что танец – это либо профессиональное искусство, либо просто развлечение. И именно такое отношение к танцевальному искусству очень часто наблюдается в дошкольных учреждений. Педагоги либо пытаются перенести на маленьких детей законы профессиональной хореографии (что для детей младшего возраста в силу многих причин является недоступным, а для большинства детей не приносит ни какой пользы, и даже  может выработать у ребёнка негативное отношение к танцу), либо вообще забывают о возможностях танцевального искусства. 

Методические рекомендации для музыкальных руководителей и хореографов ДОУ по использованию специальных средств танцевального искусства в процессе социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

                   1. Упражнение на нахождение свободного места в пространстве музыкального зала: для педагога очень важно не закомплексовать детей, и не подчинить их полностью своей воли. Необходимо дать возможность детям почувствовать себя свободными. И перед началом занятия первым заданием будет нахождение своего места в пространстве зала, так чтобы дети не мешали друг другу свободно двигаться. Это простое задание на ориентацию в пространстве, на самом деле несет в себе такие психологические аспекты, которые будут играть очень важную роль в дальнейшем процессе танцевальной деятельности и в обеспечении положительной динамики социальной адаптации старших дошкольников.

Сначала детям трудно находиться на расстоянии друг от друга, и они все время сбиваются в «кучку», это означает, что они еще не чувствуют самостоятельности, не ощущают себя как отдельную личность. Но постепенно на каждом занятии выполняя это задание, ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, начинает чувствовать свое личное пространство, амплитуда движений становится шире и увереннее, у ребенка появляется уверенность именно в самом себе. Отсюда следует, что общение педагога с детьми на этом этапе переходит на новый более качественный уровень, оно становится личностно-ориентированным. Только после того, как сотрудничество детей и взрослого переходит на данный уровень, дошкольники начинают более осмысленно двигаться.

И еще один психологический аспект. Маленький ребенок, выполняя задание по нахождению своего места в пространстве зала, подсознательно будет становиться туда, где он чувствует себя более комфортно. И по расположению детей в пространстве зала можно судить о том, кто из детей не испытывает трудностей находясь на первом плане, а кому пока намного удобнее заниматься как можно дальше от первых рядов, а кому комфортно в середине. Педагогам следует первое время не переставлять детей насильственно, преследуя свои личные интересы или желание родителей. А если возникнет необходимость определить точное место ребенка в какой-либо танцевальной композиции, то обязательно этот психологический компонент нужно учитывать. По этому заданию (нахождение своего места в пространстве музыкального зала) можно судить о степени «тревожности» ребёнка.

2.Психологичческий анализ расположения детей в пространстве музыкального зала: анализируя расположение детей в зале во время занятий и во время выступлений на праздниках, можно планировать коррекционную работу с детьми, выявляя тех детей, кому необходима помощь в преодолении тревожности, в преодолении психологических зажимов, в обретении чувства уверенности. В дальнейшем, проводя постепенную коррекционную работу эти зажимы убираются, и к концу подготовительной группы практически все дети чувствуют себя уверенно выступая на первом плане. Такая  уверенность служит одним из показателей успешной адаптации старших дошкольников. В это время необходимо дать возможность каждому ребенку попробовать свои силы в главных ролях. Но на начальном этапе самое главное не навредить ребенку.

3.Методика «Широких жестов»: ещё одним важным аспектом работы является применение «методики широких жестов». Нельзя «зажимать» маленького ребёнка в «законы» профессиональной хореографии, необходимо дать простор его двигательным возможностям и желаниям. Движение должно быть таким, чтобы исполняя его,  ребёнок смог почувствовать энергию и силу своего тела. В этой методике хорошо прослеживается обратная связь: чем шире будет амплитуда движений у ребёнка, тем увереннее он будет себя ощущать, и чем увереннее он будет себя ощущать, тем шире будет амплитуда движений. Главное не принуждать ребёнка к точному заучиванию комбинаций, а предложить ему такие движения и упражнения, которые он будет выполнять с удовольствием. «Методика широких жестов» применяется на протяжении всего курса обучения хореографии в ДОУ.

 

4.Методика разучивания линейных танцевальных композиций: Танцы в старшей группе дошкольного образовательного учреждения исполняются в основном в линейном положении, и обязательно вместе с педагогом. Они не требуют полного запоминания. Если идёт постановка танца с завязкой, действием, кульминацией – то целесообразно ввести взрослого, как героя в  танец, так детям будет легче «проигрывать» данную композицию. На этом этапе для детей важнее, если они будут играть в «танец». Всё, что делают дети в любом возрасте должно быть осмыслено (как игра), а не просто заучено.

5.Методические рекомендации по работе над координацией движений и ориентации в пространстве: Через игровые приёмы закрепляется понятие правой и левой руки, правой и левой стороны, объясняется разница между линейным исполнением движений и исполнением движений лицом  друг к другу в парах (опять же через игровые ситуации). Начинается работа над развитием ориентации в пространстве: вперёд, назад, в стороны; основные танцевальные схемы и рисунки, причём обязательно с показом наглядности. Вводится осознанное понятие круга – как танцевального рисунка (один, два, три круга; внутри, снаружи, зайти в круг, выйти из круга, в кругу, за кругом). Во время беседы с детьми о расположении кругов у будущих маленьких танцоров происходит развитие пространственного понятия, а также осуществляется работа над предлогами, а во время  двигательного закрепления этих понятий преподносятся ещё и правила движения по кругу. Для самостоятельного выполнения заданий по танцевальным схемам детям необходимо общаться и находить общее решение задачи, а общение для достижения общей цели очень значимо для дошкольников – идёт развитие нравственно – коммуникативных качеств, что способствует более успешной социальной адаптации.  В дальнейшем схемы с танцевальными рисунками рекомендуется использовать при постановке танцев, дошкольникам при помощи схем легче объяснить кто из них находится в маленьком кругу, а кто в большом и т.д.  

Для успешной социализации ребёнка усилия педагога в танцевальной деятельности нужно направить на развитие осознанности самим ребёнком своих действий. И вот только тогда, когда ребёнок сам сможет ответить на вопросы: Куда? Как? Почему? – можно переходить к функции осознанного (не автоматического) запоминания. И в дальнейшем педагог уже не танцует на праздниках вместе с детьми, а всего лишь подсказывает им жестами.

Совместная практическая деятельность детей и взрослых

(участие детей подготовительной группы).

        

  1. Вход детей на музыкально-ритмическое занятие с перестроением в 4 колонны.
  2. Совместное приветствие (поклон для мальчиков, поклон для девочек).
  3. Этюд «Кошка и девочка».
  4. Музыкально-ритмическая игра «Хлоп ладошка».
  5. Упражнение на определение правой и левой руки лицом к друг другу в парах  (через собственное экспериментирование детьми).
  6. Разучивание перехода в парах, мимо друг друга на место своего партнёра через правую сторону.

 

6.Направления работы педагога в подготовительной группе: Танцевальная деятельность в подготовительной группе направлена на закрепление функции запоминания, на развитие логического мышления, на развитие грациозности, эмоциональности и выразительности исполнения движений, а также на развитие умения импровизировать. В этом возрасте многие движения подсказывают сами дети. Учитывая популярность современного танца в различных телевизионных проектах, мальчики сами демонстрируют различные танцевальные трюки (доступные их возрасту).  Работа по хореографии в подготовительной группе представляет  совместную творческую деятельность детей и педагога, основанную на взаимопонимании, уважении  друг к другу,  на желании создавать, творить и танцевать.

Театрализованная деятельность

Танец может являться и частью театрализованной деятельности. Дети обучаются театральному искусству с применением специальных средств танцевальной деятельности. Для развития выразительности исполнения роли необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Одним из таких условий и является создание театрального образа средствами танцевального искусства.

 Сама музыка, движения, мимика и жесты помогают ребенку войти в образ. Манера танцевального шага обусловливает в дальнейшем и оттенок выразительной речи героя спектакля. Танцевальный выход ребенка на сценическое пространство дает возможность ему еще до начала текста показать кто он, какой характер у его героя. Благодаря этому маленькому исполнителю уже легче будет говорить слова. Например, если ёжик появляется в спектакле под весёлую музыку, и с игривой манерой исполнения движений, то и общаться он будет в этой манере исполнения.

                            Так же через танец детям легче передать эмоции героев, их переживания, их действия, даже если у этих героев нет слов. Веточки яблони (девочки) средствами танцевального искусства создают целостный единый образ, хотя он состоит из нескольких исполнителей. Но зритель, когда смотрит танец яблони и веточек, понимает что перед ним не просто взрослый исполнитель и несколько двигающихся детей, а красивая яблоня с грациозными  ветвями.  Театрализованная деятельность представляет собой синтез искусств, и танец играет одну из важных ролей при создании и раскрытии театрального образа у детей старшего дошкольного возраста.  

Концертная программа.

  1. Танцевальная композиция «Я свяжу тебе жизнь» в исполнении музыкального руководителя Нагорной Н. А. и Иванниковой Виолетты, литературное сопровождение – музыкальный руководитель Степанова Н. Г.
  2. Танец «Весёлые капельки» (дети подготовительной группы № 12).
  3. Танец «Старинный вальс» (дети подготовительной группы № 8).
  4. Танец «Курчатовский вальс» (дети подготовительной группы № 9).
  5. Танцевальная композиция «Над Россией моей» в исполнении сотрудников ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Как развивать речь и умственные способности детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр, упражнений и задач"

Цель: способствовать повышению интереса родителей к использованию логических игр, упражнений и задач для развития речи и умственных способностей детей.Задачи: вызвать желание к сотрудничеству, познако...

Статья из опыта работы «Коммуникативный танец как средство общения детей старшего дошкольного возраста»

Одним из важных направлений развития детей дошкольного возраста является развитие их общения со сверстниками и взрослыми. Ведь именно в дошкольный период мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Знач...

Коммуникативный танец как средство общения детей старшего дошкольного возраста.

quot;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества." В.А. Сухомлинский...

КОММУНИКАТИВНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из важных направлений развития детей дошкольного возраста является развитие их общения со сверстниками и взрослыми. Ведь именно в дошкольный период мир ребёнка уже не ограничивается семьё...

КОММУНИКАТИВНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОММУНИКАТИВНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».В.А. Сухомлинский...

Коммуникативный танец как средство общения детей старшего дошкольного возраста

Одним из видов музыкальной деятельности, обеспечивающим эффективность общения детей дошкольного возраста, является танец.  Этот вид искусства любят многие дети. Им нравится двигаться под ритмичну...

Танец как средство социализации детей старшего дошкольного возраста

Социализация в дошкольном возрасте – это развитие мотивационно – ценностной сферы. Развитие потребности в общении, познании мира, в творчестве. Важный момент социализации – развитие ...