Методическая разработка "Шумовой оркестр в детском саду"
методическая разработка по музыке

Тецкая Ирина Васильевна

 Обучение игре на детских шумовых инструментах.

В состав детского шумового оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты. Это позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям. Дети с удовольствием играют на металлофонах и ксилофонах, ложках, различного рода трещотках, маракасах. При этом нужно соблюдать требования, предъявляемые к инструментам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_shumovoy_orkestr.docx39.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Филиал МАДОУ”ДС “Теремок” “Северное сияние”

Методическая разработка

“Шумовой оркестр в ДОУ”

         Выполнила:

Тецкая И.В.

музыкальный руководитель

Пояснительная записка

   В современных условиях музыкальному воспитанию детей отводится особая роль. Одним из эффективных методов является форма музыкальной коллективной деятельности. Наиболее ярко она проявляется в игре детского шумового оркестра. Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро, без особой индивидуальной работы, приобщить детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, вносит разнообразие в образовательный процесс, помогает развивать музыкальные способности воспитанников.

О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов: Асафьева Б.В., Яворского Б.Л., Ветлугиной Н.А., Ремизовской Е. Р., Тютюнниковой Т. Э. и др. Одной из интересных форм творческой работы с инструментами стала система детского музыкального воспитания Карла Орфа, которая нашла 

своё применение в музыкально - педагогической работе с дошкольниками.

Цель: Развитие музыкальных способностей детей, формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков, приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте; Накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса; Привитие детям любви и интереса к музыке;

Задачи:

  • Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приёмами игры на них.
  • Формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты.
  • Пробуждение интереса к инструментальной деятельности и творческому музицированию.

Занятия в шумовом оркестре рассчитаны на два года обучения для детей старшего дошкольного возраста и проводятся один раз в неделю.

     В работе с детским шумовым оркестром нами используются следующие

 формы музыкальных занятий:

  • индивидуальная
  • групповая 
  • коллективная

Методы обучения детей на шумовых инструментах:

  • словесный (рассказ, объяснение)
  • наглядный (дирижерский жест, показ приёмов игры педагогом или ребёнком)
  • стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми)
  • практический (повторение и закрепление приёмов на различных музыкальных инструментах)

Принципы работы с шумовым оркестром.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре строится по четырём важным условиям:

  • быть лёгкой для детей
  • быть интересной для них    
  • быть систематической формой обучения
  • быть групповой формой обучения  

 Обучение игре на детских шумовых инструментах.

В состав детского шумового оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты. Это позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям. Дети с удовольствием играют на металлофонах и ксилофонах, ложках, различного рода трещотках, маракасах. При этом нужно соблюдать требования, предъявляемые к инструментам.

Шумовые инструменты делятся на две группы:
1. Ударные звуковысотные инструменты, представляющие собой резонансный ящик и ряд пластинок определенной высоты из дерева или металла (ксилофоны, металлофоны, глокеншпили («колокольчики»), а также маленькие литавры.

2. Ударно-шумовые инструменты без определенной звуковой высоты (деревянные и кожаные барабаны, бубны, бубенцы и джингл-стики, тамбурины, треугольники, маракасы, трещотки, кастаньеты и другие подобные инструменты).

Бубен

Ударный музыкальный инструмент. Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на него натуральной кожей. Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой. Бубен может использоваться как сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев.

Колокольчики (погремушки)

Музыкальный инструмент вроде погремушки с приятным многоголосым звучанием. Можно использовать как для народных танцев, так и для украшения мелодий и отбивания тактов.

Маракасы

Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке наполненную пластиковыми горошинами. Маракасы очень популярны в оркестрах танцевальной музыки. Простота игры на маракасах, размеры, вес, позволяет использовать их в работе с детьми от 3 до 7 лет. Правильно держать маракас - одной рукой и только за ручку. От силы встряхивания инструмент меняет силу звука. Движение инструментом может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикальное - дает более громкий, сильный звук, горизонтальное движение дает тихое шуршащие звучание. Маракасы парный инструмент, играют на них, потряхивая поочередно каждой рукой, либо выполняя движение одновременно двумя руками, при этом руки находятся на высоте плеч. Для большей выразительности, акцентируя какой-то звук, можно "выбрасывать" руку вперед или совершать вращательные движения в одну и другую стороны. Используя фонограмму, предложите ребенку вместе с вами сыграть плясовую, равномерно потряхивая маракасом в одном темпе, а в конце спрятать маракас за спину, с началом звучания музыки игру повторить. Такие игры учат ребенка вслушиваться в музыку, будят его фантазию, учат передавать ритм. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, координацию движений рук, моторику руки.

Тамбурин

Детский ударный музыкальный инструмент. Инструмент состоит из деревянного обруча, на одну сторону которого натянута тканевая перепонка, в прорези обруча вставлены металлические пластинки. Музыкальный инструмент употребляется для ритмического сопровождения танцев, плясок, игр, а также используется в оркестрах и ансамблях. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику руки. Инструмент позволяет: - участвовать в музыкально-ансамблевой деятельности, сопровождать игрой на инструменте разнообразные игры, песни, пляски, создавать собственные ритмические рисунки, вызвать музыкально-эмоциональный отклик детей. Знакомя ребенка с инструментом, дайте ему возможность изучить инструмент самостоятельно. Предложите дошкольнику поиграть на тамбурине, ударяя по нему ладонью, перебирая пальцами, чередуя удары основанием ладони и пальцев: впереди себя, позади себя, над головой, ударяя инструментом о ладонь, локоть, колено, плечо, потрясти инструмент. Когда ребенок овладеет различными приемами игры, можно научить его исполнять ритм с использованием различных приёмов. Покажите ребенку, как громко может звенеть тамбурин и каким тихим, как журчание ручейка, может быть его звук. В дальнейшем ребенок сможет самостоятельно сопровождать игрой на тамбурине танец или песню, а смена ритма в разных музыкальных частях сделает исполнение ярким и интересным. Можно устроить соревнование, придумывая различные ритмические рисунки в импровизационно-ансамблевом звучании. Такие игры хорошо усваиваются детьми от 5 - 7 лет.
                                                       Трещотка

Русский шумовой музыкальный инструмент. Планки соприкасаются неплотно благодаря вставленным между ними в верхней части деревянным прокладкам. Концы ремешков трещотки беру в обе руки (как гармошку), резким (или плавным) движение ударяют планки свободными концами одну о другую и получают щёлкающие звуки. На территории северо-западных областей России трещотка-деревянная прямоугольная рамка с зубчатым валом, переходящим в рукоятку. В пазы между зубцами вала, служащего осью вращения, входят 1-4 упругие планки, противоположными концами прикреплённые к рамке. При вращении планки с силой перескакивают с одного ребра на другое, издавая оглушительный звук, напоминающий пулемётную пальбу.

                                                     

                                                 Треугольник

Представляет собой стальной прут диаметром 8-10 мм, согнутый в форме равнобедренного треугольника, не замкнутого в одном из углов. При игре исполнитель держит треугольник на жильной струне в левой руке, ударяет по различным частям треугольника (для получения звука различной степени громкости характера) специальной стальной палочкой без рукоятки. Звук треугольника без определённой высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком, который можем заглушаться прикосновением свободной руки.
                                                      Кастаньеты

Ударный музыкальный инструмент, распространённый в Испании, Южной Италии и странах Латинской Америки. Кастаньеты состоят из двух пар деревянных (или пластмассовых пластинок), выдолбленных в форме раковин. Каждая пара соединяется петлёй из шнурка. Большой палец просовывается под шнурок, натягивая его так, что основания кастаньет соединяются, а свободные концы немного расходятся. Звук извлекают, постукивая по кастаньетам остальными пальцами.

                                                        Клавесы

 Латиноамериканское обозначение перкуссионного инструмента, за ним скрывается всего только две палочки, ударяя которыми одна об другую музыкант подчеркивает ритмический набросок музыкальной композиции. Клавесы – незатейливый, благоприятный, милый на слух и легковесный в обучении инструмент, просто говоря, палки – стучалки.

                                                       Барабан 

 Ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов. Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты кожаные мембраны (сейчас используются пластиковые мембраны). Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембран. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением.

                                                           Бубен

Наиболее известный и популярный в народе русский ударный инструмент с мягкой тембровой окраской. В сочетании с прикрепленными к инструменту бубенцами и колокольчиками звучание приобретает звенящий оттенок. На бубне можно играть как ладонью, так и кулачком или пальчиком.

                                            Металлофон, ксилофон

Это детские музыкальные инструменты с пластинами разного размера, за счет чего при игре создается различное звучание. Каждая пластина отвечает за определенную ноту: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Различия ударных инструментов в том, что в ксилофоне, в отличие от металлофона, железные пластины заменены деревянными брусочками примерно таких же форм и размеров. Удары при игре наносятся малетами. Поскольку при производстве этих инструментов используется различный материал для изготовления изделия, соответственно, и звучание ксилофона и металлофона будет разным.

                                                        Кастаньеты

Ударный музыкальный инструмент, распространённый в Испании, Южной Италии и странах Латинской Америки. Кастаньеты состоят из двух пар деревянных (или пластмассовых пластинок), выдолбленных в форме раковин. Каждая пара соединяется петлёй из шнурка. Большой палец просовывается под шнурок, натягивая его так, что основания кастаньет соединяются, а свободные концы немного расходятся. Звук извлекают, постукивая по кастаньетам остальными пальцами.

                                                         Бубенцы

Инструмент состоит из тканевого браслета или деревянной ручки и закрепленных на нем четырех бубенчиках. Надев браслеты или взяв в руки, легко потряхивая ими, чередуйте быстрые и медленные движения. Меняя силу звука, вы сможете создать особый колорит, придать разнообразие привычному звучанию различных мелодий песен и танцев. С помощью бубенцов, можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами или перенестись в жаркую Индию и превратиться в исполнителя индийских танцев. Играть на бубенцах достаточно легко, для этого предложите ребенку встряхивать ими в медленном или быстром темпе.

                                                  Джингл стики

Музыкальный инструмент вроде погремушки с приятным многоголосым звучанием. Можно использовать как для народных танцев, так и для украшения мелодий и отбивания тактов. 

                                                         Ложки

Ударный музыкальный инструмент в славянской культуре. Звук извлекается путём ударения друг о друга выпуклых сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

                                                            Гуиро

Самый древний тип ударно-шумовых инструментов индейцев Латинской Америки. Представляет собой небольшой пустотелый сосуд из высушенной тыквы, плода гуиро, из сплетённых ивовых прутьев, наполненный камешками, сухими семенами или другими твёрдыми мелкими предметами. Издаёт при потряхивании характерный шум. Применяется в инструментальных ансамблях, исполняющих народную музыку.

                                                         Коробочка 

полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью-резонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками от металлофона, ударяя ими по верхней плоскости коробочки.

                                                         Тарелки 

это выпуклые в середине металлические диски, сделанные из особого сплава. Применяют как одинарные, так и парные тарелки. Одинарные тарелки устанавливаются на специальной подставке на уровне груди исполнителя. Играют на тарелке металлической или деревянной палочкой с твёрдой или мягкой головкой. Основной приём игры –  спокойный, лёгкий удар. Гасят звук рукой. Из парных тарелок для детей более всего подходят педальные (хай-хет): они укреплены на подставке и благодаря специальному устройству ударяют друг о друга при нажатии на педаль. Можно использовать и парные ручные тарелки, имеющие кожаные петли для рук исполнителя. Способ извлечения звука – скользящие удары друг о друга.

   Основные правила при организации детского оркестра:

  1. Исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу.
  2. Музыкальные инструменты лучше всего положить на подставки или небольшие столики (но не на колени, чтобы дети не сгибались над ними). Треугольники подвешивают на специальные подставки с устойчивым основанием, а некоторые инструменты дети могут класть на колени до начала игры на них.
  3. Инструменты, относящиеся к одной группе лучше располагать рядом. Инструментов с тихим и нежным звучанием должно быть больше и размещать их лучше впереди (слева от дирижёра). Инструменты, низко звучащие располагаются справа от дирижёра. Ударным инструментам отводится второй и третий ряды.

    Общие положения подбора музыкальных инструментов.

     Детских музыкальных инструментов и инструментов-игрушек существует великое множество и ассортимент их постоянно пополняется новыми моделями и модификациями старых. Необходимо выбрать инструменты, отвечающие требованиям музыкального и эстетического воспитания детей.

     Не все звучащие инструменты можно использовать в оркестре. Так, существуют различные инструменты-игрушки, имитирующие внешний вид традиционных инструментов, но, как правило, их настройка и подстройка невозможно, и они звучат фальшиво.

     Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты-игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей: всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, треугольник, трещотки, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и так далее. Состав оркестра дополняется фортепиано (баяном, аккордеоном), на котором играет сам педагог.

     Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от их цели и от величины группы. Желательно иметь полный набор инструментов для педагога (на них он демонстрирует приёмы игры) и, хотя бы ещё один – два полных набора для детей.

Формы работы на шумовых инструментах

  1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам, к классическим произведениям. Подобрав фонограмму любой детской песенки можно придумать ритмический аккомпанемент и выстукивать «в такт», используя ударно-шумовые инструменты, такие как бубен, кастаньеты, треугольник и другие.

    2. Импровизация звуковых картин на заданную тему

    3. Звуковая иллюстрация стихов

    4. Сказки-шумелки

Музыкальный репертуар для детских шумовых музыкальных инструментов

должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений классиков, современных композиторов и народной музыки самых разнообразных по тематике и жанрам.

 Репертуар можно разделить:

  • на маленькие пьески для первоначальных упражнений
  • попевки, песенки для индивидуальной работы
  • пьесы для коллективного исполнения.

Учебно-тематический план

                                Первый год обучения (старшая группа)

                                           

                                                Первое полугодие

     В течение первого полугодия ребёнок должен получить представление о следующих понятиях: оркестр, дирижёр, концертмейстер, композитор, музыкальные и шумовые звуки, шумовые инструменты; различать звуки: низкие и высокие, звонкие и глухие, долгие и короткие, тихие и громкие.

    Освоить метроритмические навыки:

- короткие и долгие звуки;

-  сильная и слабая доли;

- ровное движение.

     Уметь интонационно точно исполнять песенки и попевки вначале на одной ноте, затем на соседних звуках; разучить и исполнять песенки и попевки с одновременным пением и игрой на шумовых инструментах.

     Практические навыки:

- уметь исполнить простейшие ритмические формулы;

- уметь определить и исполнить сильную и слабую доли;

- практически познакомиться с шумовыми инструментами;

- уметь прохлопать простейшие ритмические рисунки изучаемых песенок и попевок.

                                                  Второе полугодие

     Направление движения мелодии вниз, вверх; поступенное и скачкообразное движение мелодии; пауза.

     Интонация:

- исполнение играемого музыкального материала с одновременной игрой на инструментах;

- разучивание и исполнение песенного материала в пределах кварты, квинты.

     Метроритм:

- сильная доля (услышать, сыграть на каком-либо музыкальном инструменте);

- закрепление ритмических схем;

- усложнение ритмического рисунка.

     Практические навыки:

- закрепление на шумовых инструментах простейших ритмических попевок;

- исполнение наизусть изучаемого песенного материала (поступенное движение, скачки на терцию, кварту, квинту);

- знакомство с дирижёрским жестом, игра по руке (синхронное вступление, исполнение, завершение);

                     

Репертуар для исполнения

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Детские песенки-потешки:

                                            «Петушок»

                                            «Дождик»

                                            «Тили-бом»

                                            «Ладушки»

                                            «Андрей-воробей»

Декабрь, январь, февраль

Русские народные песни:

                                            «Во саду ли, в огороде»

                                            «Во поле берёзка стояла»

                                            «Как у наших у ворот»

                                            «Ходит Ваня»

                                            «Я на горку шла»

Март, апрель, май

Белорусский народный танец «Янка»

Кабалевский Д. «Маленький марш»

Моцарт В. «Азбука» (с использованием металлофона)

Шостакович Д. «Вальс шутка»

                                 

Второй год обучения

(подготовительная группа)

Первое полугодие

     Знакомство с музыкальными жанрами (песня, танец, марш); песенные жанры.

   Метроритм:

- танцевальные ритмы;

- маршевые ритмы;

- сильная и слабая доли (закрепление);

- ритмические схемы с использованием пауз;

- чередование различных схем, их усложнение.

     Практические навыки:

- умение своевременно вступать, играть в ансамбле, завершить игру вместе;

- умение держать паузу;

- игра соло;

- запоминание наизусть более длинных произведений;

 - игра с концертмейстером.

- накопление репертуара.

                                                       Второе полугодие

     Работа во всех направлениях: закрепление и усложнение полученных навыков. Использование более сложного музыкального материала. Накопление репертуара.

Репертуар для исполнения

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Детская песенка «Козлик»

Майкапар А. «Капельки»

Русская народная закличка «Солнышко-колоколнышко»

Английская песенка «Бубенцы»

Декабрь, январь, февраль

Русская народная песня «Как у наших у ворот»

Русский народный танец «Яблочко»

Финская детская песенка «Мори – Мокки»

Чайковский «Вальс цветов»

Март, апрель, май

Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»

Джоплин С. «Рэгтайм» (фрагмент)

Кабалевский Д. «Клоуны»

                                                      Литература

  1. Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” Минск, 1991г.
  2. Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.
  3. Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.
  4. Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.
  5. Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.
  6. Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.
  7. Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оркестр в детском саду

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, посредством игры на детских музыкальных инструментах....

"Оркестр в детском саду".

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. Игра на детских музыкальных инструментах помога...

"Оркестр в детском саду".

Оркестр в детском саду. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за ...

Оркестр в детском саду

Роль оркестра в развитии дошкольников.Обучение игре на инструментах с младшей по подготовительную группы....

Оркестр в детском саду

Разрвботка  " Нужен ли оркестр в детском саду?И стоит ли тратить на него время?...

Буклет для родителей "Самодельный оркестр в детском саду"

Буклет для родителей содержит информацию о шумовых музыкальных интрументах, которые можно сделать своими руками из подручных материалов...