Доклад на тему "Музыкальные игры в детском саду"
консультация по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Егорова Наталия Владимировна

В докладе раскрываются основные виды музыкальных игр в детском саду, их значимость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_muz_igry.docx27.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №19» Г. КАНАШ

Доклад

на тему

Музыкальные игры в детском саду

                                              Выполнила

                                                                          музыкальный руководитель

                                                 Егорова Н. В

Канаш 2023 г.

Одним из важных теоретических вопросов в педагогике и психологии была и остается — детская игра. Ведь игра – это отражение жизни. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. Понять природу детской игры – значит понять природу самого человека.

Игра — это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в народных песнях, играх, играх - потешках, прибаутках.

Музыкально - игровая деятельность дошкольников — это различные способы, игровые приемы, средства познания детьми музыкального искусства через игру, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие

Основная задача музыкальной игры формировать у детей восприятие музыкальных образов и способность выражения их в движении в соответствии с музыкой.

Долгие годы игра рассматривалась, как дидактическое средство и метод обучения дошкольников, однако современная практика воспитания детей стремится к использованию музыкальных игр, которые бы предусматривали развитие музыкальных и творческих способностей ребёнка, формировали художественные вкусы, эстетические эмоции и чувства.

Для чего нужны музыкальные игры в детском саду?

С самого рождения малыш, слушая колыбельную песню мамы, учится слышать и воспринимать музыку, чувствовать характер звуков. Погремушки, музыкальные игрушки вызывают познавательный интерес. Такие игры помогают ребенку в доступной, занимательной форме знакомиться с окружающим миром.

Психологи утверждают, что музыка помогает гармонично развиваться малышу. Было обнаружено, что благодаря образовательным занятиям, на которых педагоги применяют детские музыкальные игры, в детском саду воспитанники лучше усваивают и запоминают материал. Кроме этого, такая деятельность способствует:

  • развитию памяти;
  • внимания;
  • логического мышления;
  • усидчивости;
  • формированию речи, правильному произношению звуков;
  • развитию координации движений;
  • повышению мотивации к обучению;
  • формированию эстетического вкуса.

Правильное дыхание во время музыкальных игр является эффективной профилактикой заболеваний дыхательных путей, а также улучшает обменные процессы, а сами занятия позволяют преодолеть различные психологические индивидуальные проблемы (например, способствуют адаптации ребенка в детском коллективе).

При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

1.        Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.

2.        Место для проведения игр. Хороводные игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.

3.        Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

4.        Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и тому подобное. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.

Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной).

Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.

Виды музыкальных игр

Отмечают следующие виды музыкальных игр в детском саду:

  • Ритмические.
  • Танцевальные.
  • Хороводные.

Музыкально-ритмические игры в детском саду улучшают общее физическое развитие ребёнка, формируют осанку, развивают слух, ритм, музыкальную память, учат принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, развивают мелкую и крупную моторику, слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию, формируют навыки вербального и невербального общения.

С помощью музыкально-ритмических игр дети учатся:

- двигаться ритмично

- координировать движения

- ориентироваться в пространстве

- эмоционально откликаться на музыку, чувствовать ее характер

- менять движения в соответствии с формой музыкального произведения

- взаимодействовать с коллективом сверстников

- импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений.

                                      Примеры музыкально-ритмических игр.

Игра «Займи домик»

Дети стоят в маленьких кружочках – домиках. В каждом домике – птичка. В центре зала сидит птичка, которой не хватило домика.

1-Дети спокойным шагом идут вправо по кружкам, птички сидят.

2-Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. Все птицы летают. С окончанием музыки каждая стремится поскорее занять любой домик.

Игра «Чей кружок быстрее соберется?»

Дети образуют 4 кружка. В середине каждого круга стоит ребенок-ведущий, в руках у него платочки разного цвета.

1-4т. Дети идут по кругу, ведущие помахивают платочком, показывают.

5-8т. Дети хлопают, ведущие свободно пляшут.

9-16т. Все бегут по залу, ведущие машут платочком «прощаются».

17-20т. Дети свободно пляшут, в конце приседают и закрывают глаза.

Ведущие меняются местами (без музыки), и поднимают платочки.

21-24т. Дети бегут к своему ведущему и становятся вокруг него, взявшись за руки. Выигрывает тот кружок, который собрался первым.

Игра со «Звоночками».

Дети стоят в кругу. У каждого в правой руке колокольчик. В середине круга стоит воспитатель без игрушки.

1-8т. Дети бегут вправо по кругу. Воспитатель бежит влево. В конце музыки дети поворачиваются лицом в круг.

9-12т. Звенят колокольчиками.

13-16т. Кружатся. С окончанием музыки кладут колокольчики на пол.

17-24т. Повторяются движения 1-8т. С последним аккордом быстро берут колокольчики. Воспитатель старается взять чей-нибудь колокольчик. Тот, кто остался без него, идет в середину круга, он - ведущий.

Игра «Найди свое место»

Все дети стоят в шеренге (колонне). Звучит веселая музыка, дети разбегаются по площадке, бегают, прыгают, играют, двигаются в характере музыки. Музыка прекращается. Все участники должны быстро занять свои места в шеренге (колонне). Руководитель отмечает тех, кто правильно занял место в строю.

Роль танцевально-музыкальных игр в восприятии и обучение детей очень велика. Двигаясь под музыку, ребенок прислушивается к ней, воспринимает ее характер, развитие ее образов. А по мере того, как ребенок учится согласовывать свои движения с характером музыки, он начинает глубже ее чувствовать, что, в свою очередь, приводит к более точному отображению музыки в выполняемых им движениях.

Игры, предназначенные для танцевально-музыкального воспитания, довольно различны. Но, как правило, они включают в себя основные виды движения – ходьба, бег, прыжки. А благодаря той или иной тематике и разнообразному характеру музыки, которая их сопровождает, они приобретают и соответствующий характер движений.

Такие игры способствуют еще и морально-психологическому развитию ребенка. В процессе игры дети не только приобретают музыкальные знания и хореографические навыки, у них формируется необходимые черты личности, и в первую очередь чувство ответственности, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, возникает обмен игровым опытом.

Кроме того, танцевальные игры полезны тем, что в процессе коллективных занятий развиваются индивидуальные способности ребенка. В игре он поставлен в такие условия, когда должен проявить инициативу, находчивость. Часто дети выполняют индивидуальные роли с определенными заданиями. Такие игры дети особенно любят, так как они способствуют воспитанию самостоятельности у робких детей.

     Танцевальные игры можно условно разделить по следующим функциям и задачам:

   -  Игры, направленные на развитие чувства ритма – они учат детей ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая её в движении;

   - Игры, направленные на развитие слуха – помогают детям научиться различать оттенки в музыке и ее целостное восприятие;

   - Игры, направленные на развитие памяти и слуха – в них дети учатся постоянно вслушиваться в музыку, запоминать ее, чтобы правильно отразить свои музыкальные впечатления в точных и характерных движениях;

   - Игры, направленные на развитие детского творчества в целом – они воздействуют на психологическую составляющую воспитания и развития ребенка. Как правило, они основаны на соревновании, и путём сравнения показывают играющим уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, пробуждают их познавательную активность.

Примеры танцевальных игр:

«Стоп – кадр».

Участники располагаются по всему залу в хаотичном порядке и исполняют танцевальную ходьбу на месте. По сигналу ведущего (хлопок в ладоши или свисток) останавливаются и замирают:

1 вариант: в разных позах, представляя собой скульптуру.

2 вариант: с улыбкой на лице.

Ведущий делает комментарий, после повторного сигнала все продолжают двигаться (повторяется 5-8 раз). Игру можно провести как «конкурс скульптур» и «конкурс улыбок».

«Танцуют все».

Участники стоят или сидят, располагаясь полукругом. Ведущий дает задание «танцует правая рука», «танцует левая нога», «танцует голова», «танцуют плечи» и т.д. – участники импровизируют. По команде «танцуют все» - в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 раза). Ведущий может сочетать объяснение с показом.

Хороводные музыкальные игры отличаются тем, что проводятся с группой детей, которые идут по кругу, держась за руки и напевая слова. Хоровод — это давняя традиция нашего народа, известная еще несколько столетий назад и имеющая религиозные корни. Известно, что таким образом наши предки просили плодородия, встречали весну, «вызывали» дождь. И сегодня хоровод вокруг елки или поздравление именинника «караваем» — не что иное, как хороводные музыкально-развивающие игры.

Игровые хороводы обязательно сопровождаются песней. В подобном действии есть сюжет и действующие лица: исполнители с помощью мимики, пляски, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами являются животные, птицы, и тогда участники хоровода, изображая птиц и зверей, подражают их движениям и повадкам. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа: труд, высмеивание помещиков, сказочная темы. К тому же хоровод, как драматическое действие, требовал не только талантливого актерского исполнения, но и некоторых аксессуаров: в нем появляются платочки, венки, палки, табуретки.

Хороводные игры – верные помощники в организации детей. А в детском саду они просто необходимы, так как:

  • Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
  • Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
  • Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
  • Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
  • Знакомят детей с древними традициями и обычаями.

Вот несколько примеров хороводных игр, которые помогут наиболее полно раскрыть структуру хоровода, его рисунки и различия. В эти игры можно играть с детьми на занятии, во время пятиминутки или на прогулке. Они помогут детям раскрыть более полно их творческую натуру.

«Пузырь».

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Вместе произносят:

«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой да не лопайся».

Играющие отходя назад, держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет:

«Лопнул пузырь!»

Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом:

«Хлоп!»

Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» - как будто выходит воздух. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

«Карусель».

Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова: «Еле, еле, еле, еле завертелись карусели. А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом! Тише, тише не спешите, карусель остановите! Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра!» Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.

Музыкальные игры интересны детям, они с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.

 «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» (В. А. Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:» Взаимодействие в детском саду с родителями по проблемам патриотического воспитания в условиях ФГОС».

Доклад на тему: взаимодействие в детском саду с родителями по проблемам патриотического воспитания в условиях ФГОС. Содержит информацию о патриотическом воспитании дошкольников, рекомендации и список ...

Доклад на тему "ФГОС в детском саду"

Настоящий федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.Положения настоящего Стан...

Доклад на педагогическом совете на тему :"Организация сюжетно -ролевой игры в детском саду"

Задачи: 1. Актуализировать теоретические знания  педагогов о значении сюжетно-ролевой игры  в развитии дошкольника.2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при...

Доклад "Театрализованные игры в детском саду".

Мир театра — это всегда волшебство, загадочность.Дети дошкольного возраста очень любят играть.  Но игра- это не развлечения, а творческий труд ребёнка. Персонажи бывают разные: грустные и с...

доклад "Театрализованные игры в детском саду"

доклад "Театрализованные игры в детском саду"...

Доклад на тему«Сюжетно-ролевые игры в детском саду».

Доклад - презентация на тему " Сюжетно-ролевые игры в детском саду" содержит следующую информацию:- Что такое детская игра?- Как изменился мир игры современного дошкольника.- О современных п...

Доклад "Опыт работы "Экологические игры в детском саду"

Успешное экологическое воспитание детей невозможно без благоприятной предметно – развивающей среды. Дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале. Для э...