Программа кружка "Голосок"
рабочая программа по музыке (средняя группа)

Сапогова Ирина Сергеевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ГОЛОСОК»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokalnaya_programma.docx43.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное                         УТВЕРЖДЕНА
образовательное учреждение                                 приказом по МБДОУ «ДСОВ
«Детский сад общеразвивающего вида №41»       № 41»
муниципального образования города Братска     от «
  »                      20   г. №        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ГОЛОСОЧЕК»

Адресат программы:

дети среднего дошкольного возраста

Срок реализации:

один учебный год

Разработчик программы:

Сапогова Ирина Сергеевна

музыкальный руководитель

I квалификационной категории

Братск, 2022

Содержание

1. Пояснительная записка …………………………………………………….. 3

2. Основные характеристики программы                                                      

2.1 Содержание программы …………………………………………………….. 5

2.2 Планируемый результат …………………………………………………….. 6

3.  Организационно – педагогические условия реализации программы  

3.1 Учебный план реализации программы …………………………………….. 7                               

3.2 Календарный учебный график ……………………………………………... 7

3.3 Оценочные материалы ……………………………………………………… 8

3.4 Методические материалы реализации программы ……………………….. 9

4. Компоненты программы                                                                                

4.1 Условия ДОУ для реализации программы ……………………………….. 11

4.2 Список литературы ………………………………………………………… 11

4.3 Календарный учебно-тематический план ……………………………....... 12

1. Пояснительная записка

Программа по оказанию бесплатных образовательных услуг художественно-эстетического развития детей 4-5 лет «Голосочек» на 2022-2023 уч.г. (далее – Программа) разработана в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 41», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и с учётом Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» Каплуновой И., Новоскольцевой И., особенностей МБДОУ «ДСОВ №41», региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному образованию:

– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

– Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

– Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей".

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Характеристики воспитанников 4-5 лет

В этом возрасте у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности.

Происходит переход от ситуативной, речи к связанной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.

Совершенствование процессов высшей нервной деятельности положительно влияют на формирование его голосового аппарата по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками недостаточно развиты. Связки короткие, звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) развит слабее, чем головной. Поэтому голос у детей 4-5 лет не громкий, но звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети этого возраста поют уже в более широком диапазоне (ре1-до2). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе надо использовать песни с удобной тесситурой. (Такие звуки могут быть проходящими) Примарными звуками являются (ми, фа-си) Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное, звук до1 звучит тяжело, его надо избегать.

Цели и задачи обучения детей вокальному искусству.

Цель программы: создание условий для формирования эстетической культуры дошкольника, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен, становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи:

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
  • Обучить детей вокальным навыкам;

Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
  • Привить навыки сценического поведения;
  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;
  • Развить музыкальные способности детей;

Коррекционные:

  • Создать условия для пополнения словарного запаса, укрепления артикуляционного аппарата, условия, обеспечивающие коррекцию нарушений развития, а также успешной социализации дошкольников.

2. Основные характеристики программы

2.1 Содержание программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия в вокальном кружке проводятся с сентября по май. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью по 20 минут, которые проводятся один раз в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек.

В основу обучения положены следующие принципы педагогики:

  • Воспитание человека – патриота, носителя традиций и чаяний народа. Через песни, народные праздники закладывается осознание детьми чувства Родины и любви к ней.
  • Воспитание добропорядочности и любви к людям. Дети учатся миролюбивым взаимоотношениям, взаимопониманию.
  • Воспитание трудолюбия. «Плохое пение – малое умение».
  • Доброе, уважительное отношение к ребёнку. Важен ребёнок, постигающий мудрость в богатом песенном материале, в обрядах, праздниках.
  • Природосообразности: воспитание бережного отношения к уникальности человека.
  • Общинности: в ансамбле поют дети разных возрастов и степени подготовленности. Младшие с уважением относятся к старшим, а старшие учатся с заботой и пониманием относятся к младшим. Общинный характер занятий развивает в детях познавательные, коммуникативные и творческие способности. Каждый ребёнок занимается в коллективе с осознанием своей полезности общему делу сохранения народных традиций.

Содержание программы реализуется по этапам:

1 этап – диагностический. Определение начального уровня развития певческих навыков детей.

2 этап – практический. Организация работы по развитию певческих навыков и формирования певческой культуры детей.

3 этап – контрольный. Позволяет увидеть эффективность проведенной работы.

2.2 Планируемые результаты

В результате освоения программы вокального кружка «Голосок» дети смогут:

  • Владеть начальными исполнительскими навыками (правильное положение корпуса, спокойный короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке, без напряжения, плавно, напевно или отрывисто в зависимости от музыкального образа песни, выразительная чистая интонация и дикция, правильная артикуляция, пение сольно и в ансамбле, с аккомпанементом и без него).
  • Эмоционально реагировать на содержание и характер песни, различать и называть песни, прослушанные в течение года.
  • Выражать свои впечатления о прослушанной песне в эстетических суждениях, художественных движениях под музыку, в рисунке.
  • Проявлять творческую самостоятельность в исполнении песен и песенных импровизациях.
  • Более уверенно ощущать себя в качестве певцов в концертных выступлениях.

3. Организационно – педагогические условия реализации программы

3.1 Учебный план реализации программы

Тема

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

1.

Вводное занятие

0,6

0,3

0,3

2.

Русское народное творчество

2,6

0,3

       2,3

Выступление на празднике

3.

Певческое дыхание

2,6

0,3

2,3

Выступление на празднике

4.

Эстрадная песня

2,6

0,3

2,3

Выступление на празднике

5.

Песни из мультфильмов

2,4

0,3

2,1

Выступление

6.

Формирование сценической культуры, работа с фонограммой

0,6

-

0,6

Мюзикл «Красная шапочка»

7.

Работа над подготовкой к итоговым занятиям и концертам

0,6

-

0,6

Опрос по теории, итоговый концерт

Всего:

12

1,5

10,5

3.2 Календарный учебный график

Модуль\
месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Теория

0,3

0,65

1,3

0,6

0,6

0,6

0,6

0,3

0,2

Итоговая аттестация

Диагностика

Выставка

Беседа

Беседа

Беседа

Выставка

Выставка

Беседа

Беседа

Практика

0,3

0,65

1,3

0,6

0,6

0,6

0,6

6

0,4

Итоговая аттестация

Диагностика

Выступление

Праздник

Выступление

Выступление

Праздник

Выступление

Выступление

Выступление

Всего

0,6

1,3

2,6

1,3

1,3

1,3

1,2

1,8

0,6

3.3 Оценочные материалы

Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции используются следующие формы контроля:

1. Занятие контроля знаний (текущий контроль – практические, индивидуальные и групповые творческие задания);

2. Творческие отчеты (конкурсы, фестивали, концерты показательные выступления различного уровня).

Диагностика по программе включает:

  • Начальную
  • Промежуточную
  • Итоговую.

Начальная диагностика проводится при приеме детей и в начале учебного года. Промежуточная диагностика проводится в середине года (декабрь) и итоговая (май) – при окончании программы.

Диагностика охватывает предметные, метапредметные, личностные результаты (самостоятельность, социальная и творческая активность, старание и прилежание) и качества исполнительской деятельности – творческого продукта – исполнение песни.

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки и оценки результатов освоения учебной дисциплины.

Дети оцениваются по следующим уровням развития: «3» - высокий, «2» -средний, «1» - низкий, данные исследования заносятся в следующую таблицу:

_______________ Учебный год________________________

Ф.И.О ребёнка

Музыкальный слух

Ритм

Чистое интонирование

Артистизм

3.4 Методические материалы для реализации программы

Занятие состоит из двух частей: 1 часть - Распевание. Учить детей выпевать гласные (а, о, у, э, и), четко, но естественно произносить согласные (д, т, п, р). Учить распределять дыхание при протяжных фраз. Выразительно передавать в певческой интонации поэтический смысл текста.

2 часть - Разучивание и исполнение песен. Добиваться от детей исполнения песен с эмоциональным настроением: петь с любовью, гордостью, радостно, с сожалением и т.д. Закреплять навыки выразительного исполнения. Формировать у детей навыки слухового самоконтроля. Приучать детей к условным дирижерским жестам – начало и окончание песни, движение руки, соответствующее движению звуков мелодии. Приучать ребенка к оценке качества собственного пения и пения других детей.
Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм занятий: индивидуальные и коллективные.

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: Рассказ о правилах поведения на занятии. Знакомство детей с положением корпуса во время пения (певческая установка), творческими планами на год.

Практика: Прослушивание голосов. Исполнение педагогом песни Л. Абелян «Петь приятно и удобно» о положении корпуса во время пения. Стихотворение В. Степанова «Голос».

Разучивание артикуляционной гимнастики «Как мастер язычок делал ремонт», исполнение детьми знакомых и любимых песен.

Тема 2. Русское народное творчество

Теория: Обратить внимание на то, что русские народные песни воспитывают уважение к прошлому народа, к его характерным чертам, к русскому языку (музыкальному и вербальному), русской культуре в целом. Использовать народный материал для формирования у воспитанников  патриотизма и интернационализма.

Практика. Упражнения для «языка»: Игры «Прятки», «Конфетка», «Позёвочки». Скороговорки. Разговорный тренаж – произношение текста песни: а) ритмично; б) нараспев; в) отчётливо; г) взволнованно и т.д. Интонационные игры - «Ой, во зелёном, во бору», «Жила – была одна блоха». Интонационные упражнения – интонации радости, бодрости, жалости.

Тема 3. Певческое дыхание

Теория: Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Правила дыхания –вдоха, выдоха, удерживания дыхания.

Практика: Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука», пение на дыхании. Координация дыхания и звукообразования. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Укрепление дыхательных функций в пении.

Тема 4. Эстрадная песня

Теория: Современная песня – сообщение о композиторе, об авторе слов (биография, творческий портрет). Раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально – выразительных и исполнительских средств, разбор замысла интерпретации исполнения песни.

Практика: Гимнастика для губ и языка. Выполнение комплекса упражнений: «Влажная уборка во рту», «Иголочка», «Конфетка», «часики», «Лопаточка», «Лошадка». Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Познакомить детей с песенкой «Дед Мороз - гость наш новогодний». Учить детей реагировать на веселую, задорную музыку. Учить двигаться и согласовывать движения с музыкой и текстом песен и хороводов.

Тема 5. Песни из мультфильмов

Теория: Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки).

Практика: Работать над умением детей различать высокие и низкие звуки, упражнять в чистом пропевании поступенных и скачкообразных движений. Упражнение «Обезьянки», пропевание лечебных звуков – Ж,Ш,З,С,В, Н,М(по М.Лазареву).

Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). «Если добрый ты» муз. Савельева, сл. Энтина, «Гномик» муз. Юдахиной, сл.Новицкой, «Белая дорожка» муз. Ренева сл. Примельца.

Тема 6. Формирование сценической культуры, работа с фонограммой

Практика: Распевание. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.
Разучить песенку Красной шапочки, песенку Волка, песенку Охотников.

Тема 7. Работа над подготовкой к итоговым занятиям и концертам

Практика: Подведение итогов года. Обсуждение программы ансамбля на новый учебный год. Собеседование с родителями о достижениях и проблемах ребёнка.

Выступление перед детьми младших групп «Песни весело поем!»

4. Компоненты программы

4.1 Условия ДОУ для реализации программы

Занятия проводятся в большом, хорошо освещенном музыкальном зале. Для проведения занятий собрана необходимая обучающая литература. Для реализации данной программы необходимо:

Технические средства обучения:

1. Фортепиано (баян, аккордеон);

1. Музыкальный центр, проектор;

2. Компьютер;

3. Мультимедийное оборудование;

4. Микрофоны;

5. Музыкальные инструменты;

6. CD, DVD диски, видео, фотоматериалы;

7. Сценические костюмы;

8. Реквизит для вокала.

Учебно - наглядные пособия:

1. Плакаты, схемы, иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен;

2. Комплексы дыхательной гимнастики – при работе над песней;

3. Артикуляционная гимнастика;

4. Программы, сценарии концертов;

5. Сборники песен, попевок.

4.2 Список литературы

1. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.

2. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.

3. Картушина   М.Ю.   Вокально-хоровая   работа   в   детском   саду.        – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

4. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

5. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.

6.Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.

7. Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.

8.Савельев Г. В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М.: Просвещение, 2005. – 47 с.

9. Учим        петь        -        система        упражнений        для        развития        музыкального        слуха        и   голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5.

10. Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.

4.3 Календарный учебно-тематический план

Месяц

Тема раздела

Объём часов

Форма занятия

Форма контроля

Сентябрь

Вводное.

0,6

Игровая

Данные диагностики

Октябрь

Русское-народное творчество.
Разучивание народного материала.

Игровая

Выступление на празднике

Ноябрь

Певческое дыхание. Виды дыхания, правила.

Игровая

Выступление на празднике

Декабрь

Эстрадная песня.
Исполнение песен в сочетании с движениями.

Игровая

Выступление на празднике

Январь

Февраль

Песни из мультфильмов.
Просмотр советских мультфильмов, подбор костюмов, движений для героев.

Игровая

Мюзикл «Красная Шапочка»

Март

Апрель

Формирование сценической культуры и работы с фонограммой

Игровая

Конкурс «Жемчужина Братска»

Май

Итоговые занятия и концерты

Игровая

Праздник – концерт «Песни весело поём»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...