Кружок "Карапузы"
материал по музыке

Засухина Анна Леонидовна

Программа рассчитана на два года обучения: для детей первой младшей группы (2 – 3 лет) и второй младшей (3 – 4 года). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_karapuzy.docx33.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                  Утверждаю: заведующий МБДОУ

«Крутинский детский сад «Светлячок»»

Горина Г.И._______________________

Программа кружка

танцевально-игровой деятельности

«Карапузы»

Руководитель: Засухина А.Л.

 

Пояснительная записка.

Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танец воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, он развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 2-4 лет.

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для малышей. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.

 
        
Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы: практические занятия, выступления на итоговых мероприятиях и праздниках. Кроме того, необходимы следующие средства обучения:

  • Музыкальная аппаратура.
  • Тренировочная одежда и обувь.
  • Реквизит для игр и танцев.

Цель программы:содействовать развитию эмоциональности у детей через танцевально-игровую деятельность.

Задачи программы:

Образовательные:

  • учить выполнять элементарные танцевальные движения: различные виды хлопков в ладоши и по коленям, полуприседания с легким поворотом вправо и влево, покачивания с ноги на ногу, прыжки на двух ногах, притопы одной ногой и попеременно, прыжки на двух ногах, кружения по одному, выполнять упражнения с атрибутами;
  • добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки;
  • учить согласовывать движения с текстом и музыкой;

Развивающие:

  • развивать двигательные качества и умения (двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки – веселый, грустный: весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмичный марш);
  • менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве (уметь вместе с детьми двигаться стайкой за взрослыми, образовывать круг, немного продвигаться по кругу, сужать и расширять круг, становиться парами по кругу).

Воспитательные:

  • формировать интерес к танцевальной деятельности;
  • формировать нравственно-коммуникативные качества личности.

Контингент воспитанников и режим деятельности кружка. Программа рассчитана на два года обучения: для детей первой младшей группы (2 – 3 лет) и второй младшей (3 – 4 года). Занятия проводятся два раза в неделю по 12 – 20 минут. Форма обучения – групповые и подгрупповые занятия. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.

Учебный материал включает в себя:

- Музыкально-ритмические занятия.

-Танцевально-игровые занятия.

Прогнозируемые результаты программы.

Занятия по программе будут способствовать:

1. Раскрытию творческого потенциала ребенка:

- проявлению интереса к музыкальной культуре, движению, танцу.

- развитию воображения и фантазии.

2.Развитию музыкальности:

- умению слушать и понимать музыку;

- умению двигаться под музыку в соответствии с характером музыкального произведения;

- развитию чувства ритма.

3. Развитию двигательных навыков:

- умению точно исполнять танцевально-игровые движения;

- действовать синхронно и выразительно в группе;

- умению ориентироваться в пространстве;

- умению запоминать и выполнять рисунок танца самостоятельно, без подсказки.

4. Развитию нравственно-коммуникативных качеств:

- умению вести себя в коллективе;

- умению сочувствовать, сопереживать другим людям.

5.Развитию психических процессов:

- восприятия, мышления, внимания, памяти, воли и др.

Отслеживание результатов программы.

  1. Музыкальность.

- Умение слушать и понимать музыку.

- Умение двигаться в соответствии с характером музыки.

- Чувство ритма.

  1. Двигательные навыки.

- Координация движений.

- Ориентирование в пространстве.

- Точность выполнения танцевальных движений.

- Пластичность.

  1. Эмоциональная сфера.

- Выразительность мимики и пантомимики.

  1. Творческие проявления.

- Умение импровизировать под музыку.

  1. Коммуникативные навыки.

- Умение вести себя в коллективе.

  1. Проявление некоторых психических процессов.

- Память.

- Внимание.

- Подвижность нервных процессов.

Диагностический инструментарий. (А.И.Буренина).

Цель диагностики: выявление уровня освоения программы ребенком.

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие программные задачи:

- Чувство музыкального ритма.

способность воспринимать и передавать разные ритмические рисунки, основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами.  Темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке.                                                                                                                                      

- Эмоциональная отзывчивость.

выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции.

- Танцевальное творчество.

Способность правильно и «музыкально» исполнять танцевальные движения, комбинации, умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку.

Комплексная оценка:

1 - 1,7 низкий уровень. (Требуется корректирующая работа педагога)

1,8 – 2, 5 средний уровень.

2,6 – 3 высокий уровень.

Чувство музыкального ритма.

Начало года

Конец года

  1. Прохлопать и протопать ритмический рисунок под музыку.

3 балла – самостоятельно выполняет ритмический рисунок под музыку.

2 балла – выполняет ритмический рисунок под музыку с небольшими неточностями.

1 балл – выполняет ритмический рисунок под музыку с помощью педагога.

0 баллов – не может выполнить ритмический рисунок под музыку.

  1. Упражнение «Круг друзей»

3 балла – самостоятельно выделяет сильные и слабые доли в музыке, может безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта.

2 балла – выделяет сильные и слабые доли в музыке с небольшими неточностями.

1 балл – выделяет сильные и слабые доли в музыке с помощью педагога.

0 баллов – не может выделить сильные и слабые доли в музыке.

2.Выделить хлопками сильные доли в музыке.

3 балла – самостоятельно выделяет сильные доли в музыке.

2 балла – выделяет сильные доли в музыке с небольшими неточностями.

1 балл – выделяет сильные доли в музыке с помощью педагога.

0 баллов – не может выделить сильные доли в музыке.

  1. Прохлопать ритмический рисунок под музыку.

3 балла – самостоятельно выполняет ритмический рисунок под музыку.

2 балла – выполняет ритмический рисунок под музыку с небольшими неточностями.

1 балл – выполняет ритмический рисунок под музыку с помощью педагога.

0 баллов – не может выполнить ритмический рисунок под музыку.

3.Выделить фразы и части музыкального материала.

3 балла – самостоятельно выделяет фразы и части музыки.

2 балла - выделяет фразы и части музыки с небольшими неточностями.

1 балл – выделяет фразы и части музыки с помощью педагога.

0 баллов – не может выделить фразы и части музыки.

  1. Упражнение «Угадай».

3 балла – самостоятельно различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, 3/4.

2 балла – различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, ¾ с небольшими неточностями.

1 балл – различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, ¾ при помощи педагога.

0 баллов – не различает музыкальные размеры.

        

Эмоциональная отзывчивость.

Начало года.

Конец года.

  1. Упражнение «Грустно - весело»

3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки.

2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки.

1 балл - передает заданные образы, характер музыки.

При помощи педагога.

0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки.

  1. Упражнение «Подснежник».

3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки.

2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки.

1 балл - передает заданные образы, характер музыки.

При помощи педагога.

0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки.

  1. Упражнение «На витрине магазина».

3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки.

2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки.

1 балл - передает заданные образы, характер музыки.

При помощи педагога.

0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки.

2.Упражнение «О чем рассказывает музыка».

3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, передает характер музыки при помощи движений и эмоций.

2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, передает характер музыки при помощи движений и эмоций.

1 балл - передает заданные образы, характер музыки при помощи педагога.

0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки.

Танцевальное творчество.

Начало года.

Конец года.

  1. Повторить за педагогом танцевальную комбинацию.

3 балла – правильно и «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию.

2 балла – «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию, допуская небольшие неточности.

1 балл – исполняет, танцевальную комбинацию при помощи педагога

0 баллов – не может выполнить танцевальную комбинацию.

1.Исполнить танцевальную композицию.

3 балла – правильно и «музыкально» исполняет танцевальную композицию.

2 балла – «музыкально» исполняет танцевальную композицию, допуская небольшие неточности.

1 балл – исполняет, танцевальную композицию при помощи педагога.

0 баллов – не может выполнить танцевальную композицию.

  1. В зависимости от характера и вида музыкального материала выбрать танцевальные движения.

3 балла – правильно выбирает движения.

2 балла – выбирает движения, допуская небольшие неточности.

1 балл – выбирает движения при помощи педагога.

0 баллов – не может выбрать движения.

2.Импровизация под музыку.

3 балла – легко и свободно импровизирует под музыку.

2 балла – не уверенно импровизирует под музыку.

1 балл – с трудом импровизирует под музыку.

0 баллов – не может импровизировать.

Учебно-тематический план.

        Разделы

всего

часов

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

1.

Ритмопластика (разминка, упражнения на развитие ориентировки в пространстве)

3ч.20м.

2

64

2.

Танцевальная азбука (разучивание танцевальных движений, игр)

5ч12м.

2

64

3.

Разучивание танца

2

64

4.

Игровой танец

2

64

5.

Музыкально – двигательный этюд

3ч.20м.

2

64

Всего:

11ч.52м.

2

64

Первая младшая группа. (2019-2020 уч.год).

Месяц

Тема

Задачи

Примечание

Ноябрь

Музыкально-подвижные игры.

1.2. «Прятки».

3.4. «Поезд».

5.6. «Подружились».

7.8. «Громче-тише».

Настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для игровой деятельности; учить эмоциональному исполнению игр, вызывая желание участвовать в них.

Декабрь

Танец «Вот так холод…»

1.2. Покачивания.

3.4. Кружения.

5.6. Бег на носках.

7.8.Соединение движений танца.

Исполнение танца на Новогоднем утреннике.

Учить выполнять элементарные танцевальные движения: покачивания с ноги на ногу, кружения по одному выполнять упражнения с атрибутами; добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; учить согласовывать движения с текстом и музыкой

Следить за положением головы и спины.

Январь

Сюжетно-ролевые игры

1.2. «Мишка-косолапый».

3.4. «Лисичка-сестричка».

5.6. «Зайчишка трусишка».

Вовлечь детей в сюжетные музыкальные игры; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх (придумать и показать движения зайца, лисы и т.д. соответствующие характеру персонажа сказки); учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния.

Февраль

Танец «Неваляшки»

1.2. Пружинка.

3.4. Бег на носочках.

5.6. Топотушки.

7.8. Соединение движений танца.

Исполнение танца на весеннем развлечении.

Учить выполнять элементарные танцевальные движения: полуприседания с легким поворотом вправо и влево, притопы одной ногой и попеременно, кружения по одному, выполнять упражнения с атрибутами; добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; учить согласовывать движения с текстом и музыкой; развивать умение ориентироваться в пространстве.

При выполнении движений следить за осанкой и положением головы.

Март

Танцевальные шаги.

1.Марш.

2.Шаги на носочках.

3.Шаги на пятках.

4. Выставление ноги на носок и на пятку.

5.6.игра «Скучно так сидеть»

7.8.игра «Разные звуки»

Учить выполнять элементарные танцевальные шаги; формировать умения выставлять левую (правую) ногу на носок и на пятку; добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки;

учить согласовывать движения с текстом и музыкой игр; менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки.

При выполнении упражнений следить, чтобы дети не наклонялись вперёд.

Апрель

Музыкально-творческие задания
1. «Дождик».

2. «Большие и маленькие ножки».

3. «Птички прилетели».

4. «Расцвёл цветок».

5. «Мишка просыпается».

6. «Неваляшка».

Настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для игровой деятельности; учить эмоциональному исполнению заданий, вызывая желание участвовать в них; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в творческих заданиях (придумать и показать движения медведя, птиц и т.д. соответствующие характеру персонажа.

Май

Повторение всего материала.

Закрепить умение детей выполнять элементарные танцевальные шаги; формировать умения выставлять левую (правую) ногу на носок и на пятку; добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; учить согласовывать движения с текстом и музыкой; менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки; согласовывать движения с текстом и музыкой; развивать умение ориентироваться в пространстве.

Вторая младшая группа. (2020-2021 уч.год).

Месяц

Тема

Задачи

Примечание

Октябрь

Танец «Грибочки»

1.Прослушивание песни, самостоятельная деятельность детей под музыку.

2.3.Разучивание основных движений танца.

4.5.Разучивание первой части танца.

6.7.Разучивание второй части танца.

8. Объединить две картины в одно целое.

Исполнение танца на развлечении «Осень».

Настраивать на эмоциональное восприятие музыки, развивать умение детей внимательно слушать музыку, определять характер музыки, умение произвольно действовать под музыку. Закреплять умение выполнять элементарные танцевальные движения: покачивания с ноги на ногу, кружения по одному. Добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; учить согласовывать движения с текстом и музыкой.

Во время исполнения танца следить за положением ног, рук и головы.

Оборудование: шапочки грибов.

Ноябрь

Музыкально-подвижные игры.

1.2. «Прятки».

3.4. «Поезд».

5.6. «Подружились».

7.8. «Громче-тише».

Настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для игровой деятельности; учить эмоциональному исполнению игр, вызывая желание участвовать в них.

Декабрь

Танец «Снежинок»

1.2. Покачивания.

3.4. Кружения.

5.6. Бег на носках.

7.8.Соединение движений танца.

Исполнение танца на Новогоднем утреннике.

Закреплять умение выполнять элементарные танцевальные движения: покачивания с ноги на ногу, кружения по одному выполнять упражнения с атрибутами; добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; учить согласовывать движения с текстом и музыкой

Следить за положением головы и спины.

Оборудование: султанчики.

Январь

Сюжетно-ролевые игры

1.2. «Мишка-косолапый».

3.4. «Лисичка-сестричка».

5.6. «Зайчишка трусишка».

Вовлечь детей в сюжетные музыкальные игры; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх (придумать и показать движения зайца, лисы и т.д. соответствующие характеру персонажа сказки); учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния.

Оборудование: маски – медведя, лисы, зайца.

Февраль

Танец «У меня, у тебя…»

1.ПРслушивание музыки, самостоятельная деятельность детей.

2.3.Разучивание основных движений.

4.5.6.7.8.Соединение музыки и движений.

Исполнение танца на утреннике

«8 Марта».

Настраивать на эмоциональное восприятие музыки, развивать умение детей внимательно слушать музыку, определять характер, умение произвольно действовать под музыку. Закреплять умение выполнять танцевальные движения в парах. Добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; учить согласовывать движения с текстом и музыкой

Во время исполнения танца следить за положением ног, рук и головы, чтобы дети стояли друг против друга.

Март

Танцевальные шаги.

1.Марш.

2.Шаги на носочках.

3.Шаги на пятках.

4. Выставление ноги на носок и на пятку.

5.6.игра «Скучно так сидеть»

7.8.игра «Разные звуки»

Учить выполнять элементарные танцевальные шаги; формировать умения выставлять левую (правую) ногу на носок и на пятку; добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки;

учить согласовывать движения с текстом и музыкой игр; менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки.

При выполнении упражнений следить, чтобы дети не наклонялись вперёд.

Апрель

Танец «Пляска с платочками»

1.2. Пружинка.

3.4. Бег на носочках.

5.6. Топотушки.

7.8. Соединение движений танца.

Исполнение танца на весеннем развлечении.

Учить выполнять элементарные танцевальные движения: полуприседания с легким поворотом вправо и влево, притопы одной ногой и попеременно, кружения по одному, выполнять упражнения с атрибутами; добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; учить согласовывать движения с текстом и музыкой; развивать умение ориентироваться в пространстве.

При выполнении движений следить за осанкой и положением головы.

Оборудование:платочки.

Май

Повторение всего материала.

Закрепить умение детей выполнять элементарные танцевальные шаги; формировать умения выставлять левую (правую) ногу на носок и на пятку; добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; учить согласовывать движения с текстом и музыкой; менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки; согласовывать движения с текстом и музыкой; развивать умение ориентироваться в пространстве.

Предполагаемый результат: дети овладевают умением маршировать и бегать, ориентируясь в пространстве; выполнять плавные и резкие движения руками; выполнять приседания и полуприсяды (и с разворотом); выполнять хлопки; притопывать то одной, то другой ногой; прыгать на месте; кружиться по одному и в паре; ходить на полупальцах и на пятках; выставлять ногу на носок и на пятку; ходить стайкой по кругу, сужать и расширять его; эмоционально, образно исполнять танцевально-игровые упражнения (кружатся листочки, подают снежинки и т.д.); подражать характерным движениям животных; передавать эмоциональное состояние игровых персонажей (грустный мишка, веселый зайка); эмоционально реагировать на различные игровые ситуации.

Методы и приемы, используемые на занятиях:

Методы:

Словесный метод: разъяснение, пояснение, вопросы, беседы, художественное        слово.

Наглядный метод: показ движений, просмотр видеозаписей, показ иллюстраций.

Слуховой метод: анализ средств музыкальной выразительности, слушание музыки, сравнение, сопоставление.

Практический метод: самостоятельная деятельность, игра, упражнения.

Приёмы:

наглядно – зрительные:показ движений, иллюстраций, использование пособий по ориентировке в пространстве, музыкально – дидактическое пособия;

наглядно - слуховые: восприятие музыкального произведения, анализ средств музыкальной выразительности, сравнение, сопоставление; музыкально – двигательные этюды;

игровые: музыкальные загадки, игры, использование атрибутики, игрового танца;

пояснения;

словесная инструкция.

Методическое обеспечение.

  1. Папка «Самомассаж» - упражнения по игровому самомассажу;
  2. Папка «Релаксация» - упражнения на релаксацию в конце занятия;
  3. Папка «Музыкальные игры» - подборка музыкальных игр на развитие творческого воображения и фантазии;
  4. Папка «Разминки» -подборка разминок по теме для начала занятия;
  5. Музыкальные диски с музыкой для творческих заданий, танцев, игр;
  6. Папка «Иллюстрации» - подборка иллюстраций к теоретическим разделам и творческим заданиям;
  7. Детские музыкальные инструменты, игрушки, мячи, обручи, ленты и т.п. для музыкальных игр и танцев.

Подведение итогов работы: выступление на досугах, развлечениях.

Литература:

  1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. «Музыка и движение». Москва, «Просвещение»1984г.
  2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Москва ЛОИРО 2000г.
  3. Зарецкая Н.В. «Танцы для детей младшего дошкольного возраста»;
  4. Ветлугина Н.В. «Музыкальные игры и пляски в детском саду».