Методическая разработка Открытого музыкального занятия "Волшебный сундучок" для музыкальных руководителей ЗАО г. Москвы
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа)

На занятии в игровой форме дети знакомятся с народными  музыкальными инструментами, узнают их происхождение, звучание. Слушая фонограммы, определяют названия инструментов, играют в дидактическую игру " Отгадай: какой инструмент звучит?" В конце занятия дети объединяются в оркестр и самостоятельно играют на шумовых музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_volshebnyy_sunduchok.docx29.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                           Щербакова  Наталия Юрьевна

                                                                               Музыкальный руководитель

                                                                                      ГБОУ Школа  №2101

                                                                                              Москва 2020 г

               «Волшебный  сундучок»

Методическая разработка  и проведение Открытого  музыкального занятия      в старшей группе на тему «Знакомство с народными музыкальными       инструментами».

Цель занятия: Расширение и закрепление знаний детей о русских народных инструментах. Развитие музыкальных и творческих способностей детей, путём приобщения к русскому народному искусству. Приобщение детей к навыкам элементарного музицирования, 

Задачи: 

- Продолжать знакомить детей с народными музыкальными инструментами, их звучанием;

- Развивать музыкальное восприятие, тембровый слух, чувство ритма, сенсорные способности детей и мелкую моторику рук;

-Развивать внимание, память,  интонационно - стилевые представления, звуковысотный слух и эмоциональную отзывчивость;
-Воспитывать музыкальную культуру, прививать интерес к народной музыке,
желание исполнять её в оркестре;

-Развивать творческие способности детей;

Музыкальный репертуар: 

-Фонограммы звучания наигрышей и мелодий в исполнении народных инструментов;

Материалы и оборудование:

-Дидактическая игра « Узнай музыкальный инструмент»;

-Музыкальные инструменты: шумовые, духовые, струнные и ударные;

-Иллюстрации с изображением народных инструментов;

-Волшебный сундучок с музыкальными инструментами;

Предварительная работа:

-Беседы о народных музыкальных инструментах с показом иллюстраций и инструментов, слушание звучания этих инструментов;

-Индивидуальная работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах;

Ход занятия:

Дети заходят в зал, здороваются и садятся на стульчики.

Муз. рук: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное  путешествие! В страну музыкальных инструментов! А поедем мы на весёлом поезде! Занимайте скорее места в вагончиках! Поезд отправляется!

Ритмическая игра «Поезд»

фонограмма «Новогодняя полька» муз. И.Штрауса.

Муз. рук: Ну, вот мы и приехали в волшебный лес! Посмотрите на полянке сундучок стоит! Посмотрим, что в нем? (Открывает). 

Ой! Сундучок тот  не простой! Сундучок тот  расписной!

Сказочный, красивый, а внутри с сюрпризом!

Да в нем народные музыкальные инструменты! Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как появились на Руси  народные инструменты? (Да) Ну, тогда садитесь на стульчики и слушайте внимательно. Лес- это родина народных инструментов. Ведь человек всегда старался подражать звукам родной природы.

1.Погремушка

Услышали люди как шуршит семенами  на ветру акация  и придумали музыкальный инструмент- погремушку. Погремушка – это шумовой инструмент. Как вы думаете почему? (Ответы детей). Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка (Ребёнок играет). Погремушки бывают разные. Какие вы знаете названия погремушек? (маракасы, бубенцы- разнообразные)  

Какой звук у маракасов? (глухой) А  бубенцы какой звук издают? (звонкий)

2. Трещетка

Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал человек этот треск и смастерил ударный музыкальный инструмент трещотку. Деревянные пластиночки, нанизаны на две верёвки, стучатся друг о друга и трещат. В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или  по самому инструменту чем-нибудь бьют. Послушайте, как звучит трещётка (Репбёнок играет).

3. Ложки 

А вот дятел застучал по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент деревянные ложки. А как вы думаете, к каким инструментам относятся ложки? (ударным) Почему?  Давайте послушаем, как звучат ложки(Ребёнок играет) 

4. Бубен

Муз. рук: А теперь отгадайте загадку:

                               

Колокольчики на нем,

По нему мы громко бьем,

С ним играть сейчас мы будем,

Дайте в руки звонкий…..(бубен)

Послушайте, как звучит бубен (Ребёнок играет)

К каким музыкальным инструментам относится бубен? (ударный) Посмотрите, какие разные бывают бубны. (показывает  бубны)

Муз. рук: Ну, что ж, я предлагаю  немного подвигаться и поиграть с бубном в весёлую музыкальную игру.

Дети встают в круг, водящий  стоит в центре с бубном.

Есть бубенчики на нем,

По нему мы громко бьем.

С ним сейчас играть мы будем-

Дайте в руки звонкий …(Бубен)

Игра « Кто скорей ударит в бубен?»- муз. Филиппенко.

Дети садятся на места.

5. Свирель

Муз.рук: Вышел человек  на берег реки и услышал, как ветер гудит в стеблях камыша. Срезал стебелёк, сделал сбоку отверстия,  подул в него, закрывая пальцами по очереди эти отверстия- вот и  получится  духовой музыкальный инструмент, который называется дудочка-  свирель (показывает разные дудочки)

Такие дудочки можно смастерить из дерева.

                       Приложил к губам я трубку,                                                                      
                      Полилась по лесу трель.
                      Инструмент тот музыкальный

                       Называется…        (Свирель) 

Давайте послушаем волшебные звуки свирели- (фонограмма)
Как вы считаете, почему свирель относится к духовым инструментам? 
(Ответ).

Разные народные инструменты, с которыми мы с вами уже знакомы, спрятались сундучке, давайте их назовём :

(вызывает по очереди детей, которые достают из сундучка инструменты, называют их: треугольник,  колотушка, рубель, барабан, металлофон, ксилофон и играют на них).

6. Балалайка 

Муз.рук: Ребята, а теперь скажите: о каком инструменте  сейчас

пойдёт сейчас речь?

                                    А всего-то три струны,

                                    Ей для музыки нужны.

                                    Ой, звенит она, звенит

                                    Всех игрою веселит!

                                    Кто такая? Отгадай-ка…

                                    Что же это? (Балалайка)

                                         

Муз.рук: Вот какая красавица балалайка пришла сегодня к нам познакомиться! (показывает инструмент)

Балалайка – струнный музыкальный инструмент, который придумал и изготовил русский народ. Балалайку делают из дерева. Похожа она на треугольник. На балалайке три струны. Для того чтобы зазвучала музыка, нужно ударять указательным пальцем по всем струнам. Музыканта, играющего на балалайке, называют – балалаечником. Послушайте, как звучит балалайка. (фонограмма)

7. Гармонь

Муз.рук: И ещё один народный музыкальный инструмент сегодня нам подарит волшебный сундучок!

                        В руки ты ее возьмешь,
                       То растянешь, то сожмешь!
                       Звонкая, нарядная,
                       Русская, двухрядная.
                       Заиграет, только тронь,
                       Как зовут ее?
(Гармонь)
Гармонь- музыкальный символ России. Это клавишно- язычковый инструмент. По бокам гармони находятся планки с кнопочками или клавишами. Между ними находится камера из ткани- меха, в которую закачивается воздух.  Музыка звучит, когда сжимают и разжимают гармонь  и при этом нажимают на кнопочки.
Музыканта, играющего на гармошке, называют –
гармонистом.

(фонограмма)
Муз.рук:
Ответьте мне, ребята, почему инструменты называются народными? (ответ) А какими бывают народные инструменты по звучанию ? (шумовые, ударные, струнные, духовые, клавишно- язычковые)

Муз. рук:  Ну, что, понравились вам народные музыкальные инструменты из волшебного сундучка? (ответы)

 А теперь мы поиграем в игру.

Дидактическая игра «Отгадай,  какой инструмент звучит?»

Детям раздают иллюстрации с изображением народных инструментов. Звучит фонограмма оркестра народных инструментов. Дети поднимают карточку с изображением звучащего инструмента.

Муз. рук: Ах, как задорно звучат русские народные инструменты! Предлагаю вам всем сыграть на них в детском оркестре!

                  Инструменты в руки взяли

                  Вместе, дружно заиграли

                  Нам играть не надоест

                  Прозвучит сейчас?... (Оркестр).

 

«Детский оркестр»- фонограмма « Ах, ты, берёза»- р.н.м.

Дети играют на бубнах, ложках, трещётках, треугольниках и бубенцах.

Муз. рук: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А теперь пора отправляться домой! Я надеюсь, что вам было интересно. Желаю вам вырасти настоящими музыкантами, с удовольствием слушать и любить русскую народную музыку.

Дети садятся в поезд и отправляются в группу.(фонограмма)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ»

При создании развивающей предметно‐пространственной среды для музыкального развития дошкольников учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитан...

Методическая разработка: Инновационные методы в работе Музыкального руководителя ДОУ

При создании развивающей предметно-пространственной среды для музыкального развития дошкольника учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитани...

Методическая разработка «Использование ИКТ в работе музыкального руководителя ДОУ»

Использование информационно-компьютерных технологий  в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения....

«Методическая разработка по организации совместной работы музыкального руководителя и педагогов ДОО» Тема: «Зимушка - зима!»

Методическая разработка направлена для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с логопедическим заключением- ОНР (III уровень речевого развития). Раскрывает вопросы взоимодействия м...

Методическая разработка: Инновационные методы в работе Музыкального руководителя ДОУ

Методическая разработка: Инновационные методы в работеМузыкального руководителя ДОУОрлова Анна Александровна - музыкальный руководительДетский сад г. Рыбинска №51 При создании развивающей предмет...

Методическая разработка: Инновационные методы в работе Музыкального руководителя

При создании развивающей предметнопространственной среды для музыкальногоразвития дошкольников учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспи...