КОНСПЕКТ Тематического занятия по развитию певческих навыков с использованием ИКТ на тему: «Путешествие в Музыкальную страну» для детей старшей группы
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Шмелева Людмила Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №3 «Берёзка»

городского округа город Навашино, Нижегородской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ

Тематического занятия по развитию певческих навыков

с использованием ИКТ

на тему:

«Путешествие в Музыкальную страну»

для детей  старшей группы

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела:

Шмелева Людмила Викторовна

музыкальный руководитель

первой  квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: совершенствование певческого голоса дошкольников, вокально-слуховой координации.

Создание условий для исследования и изучения на практике возможностей своего голосового аппарата.

Задачи:                                                                                                            

образовательные:

  • формировать способность самостоятельно принимать решение и делать выбор;

закрепить  представление о нотной грамоте (нотный стан,  ноты, динамические оттенки),

 

  • обучить первоначальным навыкам подготовки голосового аппарата к вокальному исполнению;
  • умение  правильно и быстро  проговаривать  скороговорки;
  • правильность звукообразования;                      
  • точность, внятность, ясность певческой дикции;                   
  • правильность дыхания;                                                                                  
  • точно передавать ритмический рисунок,
  •  учить  различать движения мелодии и звуки различной высоты.

     познакомить детей с низким мужским голосом – басом и высоким женским –      сопрано.

формировать способность самостоятельно принимать решение и делать выбор;

  • закрепить  представление о нотной грамоте (нотный стан,  ноты, динамические оттенки),

 

развивающие:      

  • развивать воображение, мышление, внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • развивать певческое дыхание, артикуляционный аппарат, дикцию, чистоту интонации, умение петь в коллективе;
  • развивать  музыкально – сенсорное восприятие (и воспроизведение голосом) основных выразительных отношений музыкальных звуков;
  • продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон;                                                                            
  • развивать  умение передавать голосом определённое эмоциональное состояние.

 

воспитательные:                                                                                               

  • воспитывать желание петь;
  • прививать эстетический вкус.

Современные педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающие :                                                                                           
  • Дыхательные упражнения, коммуникативная игра, пальчиковая игра
  • психогимнастика,
  • ритуал начала и окончания занятия

l.Игровые технологии:

l.игровое распевание,

l.Мультимедийные  музыкально-дидактические  игры:  «Что ты знаешь о музыке и музыкальных инструментах?   « Ритмы весны»

Предварительная работа:

  • Разучивание  песен, игр  и  распевок  на весеннюю тематику:
  • Знакомство с пьесой  «Папа и мама разговаривают»  Аросевой, знакомство с нотами, нотным станом, музыкальными инструментами из цикла занятий проекта «Лесной концерт» О. Титаренко, чтение сказок о  нотах, просмотр презентаций о жанрах в музыке и динамических оттенках.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Изготовление атрибутов для оформления музыкального зала и  музыкально- дидактических игр. Создание видеоролика и презентации.

Методы и приемы использованные для решения задач:

  • мотивация педагогического процесса;
  • постановка «проблемных ситуаций»;
  • создание презентации;
  • создание видеороликов.

                                 Оборудование и материалы:

  • Лэпбук  «Музыкальный домик»
  • Папка для распевок
  • Фортепиано
  • Компьютер
  • Проектор
  • Дидактические пособия к играм: бабочки, карточки.

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети  вбегают  в зал под музыку «ВАЛЬС ЦВЕТОВ » П.И.

ЧАЙКОВСКОГО.

М.Р. Ребята, я очень рада встречи с вами. Посмотрите сколько гостей у нас в музыкальном зале. С ними надо обязательно  поздороваться.

Раз у нас музыкальное занятие, то и здороваться мы будем песней.

РАСПЕВКА-ПРИВЕТСТВИЕ «Добрый вам день» Т.Бокач

М.р: Ребята, вы любите путешествовать?.(ответы детей)Вот и замечательно! Я сегодня хочу пригласить вас в увлекательное путешествие. В музыкальную страну.  В этой стране очень интересно, там живет музыка, а значит  песни, мелодии, различные ритмы. Хотите туда отправиться?

Но сразу вас хочу предупредить, что в эту страну попасть нелегко… Как вы думаете, на чем мы могли бы добраться туда?. (дети предлагают свои варианты).

Да действительно, на этом транспорте можно добраться куда угодно. Но никаких транспортных средств у нас,  к сожалению нет. А я хочу предложить вам отправиться  путешесвовать  на облаке! Согласны? Рассаживайтесь по - удобнее, давайте представим, что мы находимся на белом пушистом ласковом облаке…

Идет показ слайдов на мультимедийной установке.

Звучит музыка Э.Артемьева.

Мы на облаке летим (слайд 1)

На землю с облака глядим (слайд2)

Видим горы и леса (слайд 3)

Это просто чудеса (слайд4.,5,6)

Вот мы и прилетели в Музыкальную страну!

Музыка окружает нас повсюду.
Ведь без музыки не обходится ни один праздник, ни одно торжество.

Ой! Кажется, здесь происходит, что- то не ладное.

Звучит тревожная музыка и  на экране появляется злая колдунья: бегает,                      колдует, потом останавливается.

Колдунья Скрипунья: Ха-ха-ха. Я Колдунья- Скрипунья, всё испортиламузыкальную страну  заколдоваламузыку украла. И теперь здесь всегда будет пасмурно, сыро и грустно. Как я люблю такое настроение! Ха-ха-ха … (исчезает)

Слайд 9 «Бесцветное музыкальная страна»

М.Р: Ой, ребята, посмотрите,  музыкальная страна стала бесцветной,  теперь в ней тишина и  пропали все ноты. Что же делать, ребята, ведь нам надо освободить  страну  от злых чар. Согласны? (ответы) Как нам быть?

А вы готовы выполнить задания  жителей музыкальной страны? – Да!

Чтобы попасть в самый первый город муз.страны- Город Ритмов, нам нужно пройти по заколдованному весеннему лесу. Не боитесь?- Тогда в путь!

Слайд леса.

 

 Песня-игра «Здравствуй, друг!»

Слайд 11 «Город ритмов» не цветной

Мы в городе Ритмов. А чтобы город Ритма зазвучал,  мы поиграем в игру «Повтори ритм». Только, будьте внимательны - если ритм не будет четким, город ритма не зазвучит.

                                        Ритмическая игра «Повтори ритм»

М.Р: Молодцы! Мы наполнили город ритма новыми  звуками и справились со злым волшебством.  Посмотрите, как он преобразился.

Слайд «Город Ритма цветной»

Ребята, город ритма дарит нам волшебный шар, который нам поможет быстрее находить музыкальные города.

 Дальше продолжим наше путешествие

 Раз, два, три - волшебный шар  город песен покажи!

Слайд 26 «Город песен» бесцветный

М.Р. Итак, мы попали в город песен.

Но, и он заколдован, серый беззвучный, мрачный и песни не слышны в нем.

Но, какой здесь чистый, свежий воздух!

 Давайте с вами подышим.

                             Это очень интересно

                             Научиться песни петь.

                             Но не каждому известно,

                             Как дыханьем овладеть.

Мягким делать вдох старайся,

Вдыхай носом, а не ртом.

Да смотри, не отвлекайся,

Сделай вдох – замри потом.

Выдох делай тихим, плавным,

Как кружение листа –

Вот и выйдет песня славной,

И свободно, и чиста!

(В.Степанов)

М.Р. Посмотрите,  на  волшебный цветок,   прилетели бабочки.

Вот с ними мы и выполним дыхательное упражнение.

Проводится ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ. Дети берут бабочек на верёвочках и под звучание вальса дуют на них, стараясь делать вдох носом, а выдох продолжительным, ровным, и наблюдают, как бабочки кружатся в воздухе.

Музыка звучит для нас,

 

Бабочки танцуют вальс.

Дети проходят на стульчики.

М.Р. Давайте вспомним, как надо правильно сидеть при пении.

Если хочешь сидя петь,

Не садись ты, как медведь.

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

(В.Степанов)

Попробуйте, ребята, сесть так.(Дети выполняют.)

 Молодцы! Приятно посмотреть на таких певцов.

Давайте вспомним, как надо правильно стоять  при пении.

Если хочешь стоя петь –

Головою не вертеть.

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись.

(В.Степанов)

М.Р. Попробуйте, ребята, встать так. (Дети встают прямо.)

А теперь я посмотрю, как вы усвоили.  Сядьте, дети, кто как хочет. Можно опустить плечи, вытянуть руки. (Дети принимают расслабленные позы.)

Проводится игра на быструю концентрацию внимания под ПЕСНЮ из оперы «Маша и Витя» Э.Гумпердинка

(см. сб. «Первые шаги в музыке», стр. 88):

М.р. Ребята, вспомним, из чего же  состоит песня?

Схема песни

Артикуляционная гимнастика по Евдотьевой.

Скороговорка «Говорит попугай попугаю»

Хором, индивидуально и шепотом

М.р. Как хорошо у вас получилось говорить скороговорку, а это значит, что нам совсем не страшна таинственная пещера гласных

 Раз, два, три -  волшебный шар пещеру  покажи!

Слайд «Пещера гласных»

  Словно волны у реки, звуки гласные легки,

  Будто птицы на лету:  А-Э-И-О-У! (поёт)

  Давайте и мы эти звуки: А-Э-И-О-У споём по моей руке.

Сначала  дыхание, затем поём  (Показ).

Дети поют гласные звуки по полутонам,

начиная от ми первой октавы и выше

  Спускаемся в Пещеру, произносим эти гласные низким голосом,               таинственно.

Дети произносят гласные таинственным низким голосом

  Мимо Пещеры проходил Великан, он чихнул.

 Дети. Ап-ч-хи!

  Гласные звуки превратились в камни и завалили вход в Пещеру.

  Сейчас мы вместе с вами будем бросать их вверх и тем самым

             освободим дорогу: «У!», «О!», «А!», «Э!», «И!».

Дети берут воображаемые камни и бросают,

глиссандируя гласные снизу вверх

Надо петь как один человек, чтобы голос сливался с моим и с …

Домашних животных, которые так хорошо умеют петь гласные звуки. Споём и мы вместе с ними. Только петь будем, точно интонируя мелодию. Ведь песенка должна быть красивой.

Дети поют попевку «КТО КАК ПОЁТ» М.Картушиной, используя высотное тактирование:

М.Р.Послушайте, ребята, что за песню я вам сыграю. (Играет мелодию песни «Эхо» Е.Тиличеевой.) Правильно, это песня называется «Эхо». А как вы догадались? (Дети отвечают.) Музыка звучит сначала громко, потом тихо. Мы тоже попробуем спеть так же.

Дети исполняют песню «Эхо» сначала все вместе, затем по подгруппам: 1-я группа поёт громко, 2-я – отвечает тихо, как эхо.

М.Р. Ребята, у каждого человека свой голос. Например, вы наверняка  сможете узнать голос вашей мамы, бабушки или папы? И сейчас мы  с вами послушаем, как  разговаривают мама и папа.

Дети слушают пьесу «ПАПА И МАМА РАЗГОВАРИВАЮТ» И.Арсеева (см. сб. «Музыкальный букварь»).

М.Р. У папы какой голос? (Дети отвечают.)  А у мамы? Возьмите карточки и покажите, когда говорит мама, а когда папа.

При повторном прослушивании дети поднимают соответствующие карточки.

букварь»).

М.Р. У папы какой голос? (Дети отвечают.)  А у мамы? Возьмите карточки и покажите, когда говорит мама, а когда папа.

При повторном прослушивании дети поднимают соответствующие карточки.

М.Р. И мама, и папа очень любят вас. Когда вы ложитесь спать, родители поют  колыбельные песни. Послушайте, как папа поёт колыбельную.

Дети слушают фрагмент колыбельной «SLEEP, MY BABY” в исполнении Поля Робсона.

М.Р. Слышите, какой у него низкий, очень ласковый голос. Такой очень низкий голос называют бас. А у мамы голос высокий, и называют его сопрано. Послушайте, как мама поёт колыбельную высоким сопрано.

Дети слушают 1-й куплет «КОЛЫБЕЛЬНОЙ» Й.Брамса в исполнении сопрано.

М.Р. А теперь повторим, как называются голоса.

                             Кто ответит мне сейчас:

                             Самый низкий голос - …

                                                                     (бас).

                             А высокий голос мамин

                             Называется…

                                                    (сопрано).

М.Р. Ответьте мне еще на один вопрос. Вот композитор, сочинил музыку, что ему нужно сделать, чтобы музыканты поняли как играть эту музыку?- Записать.

А чем записывают музыку? – Нотами.

Мы  с вами знаем,  что   нотки живут в музыкальном   домике. Посмотрите-ка, какой красивый дом. Как называется дом для нот? – Нотный стан.

А сколько на нем линеек? – Пять.

Пять этажей, пять линеек.

Пальчиковая игра «С песенкой по лесенке»  Елена Поддубная.

И все ноты размещаются по местам. Скажите, а сколько всего нот?- Cемь.

А вы знаете их имена?- Да.

М.Р. Ноты в домике выбрали для себя удобное место, и каждая нотка на своем месте. Некоторые ноты сидят на линеечках.

Показывает и говорит.

ДО-МИ-СОЛЬ-СИ – НА ЛИНЕЕЧКАХ СИДЯТ,

А НОТЫ РЕ – ФА-ЛЯ  - В ОКОШЕЧКО ГЛЯДЯТ.

Второй раз повторяют вместе с детьми.

Споем

РАСПЕВКА «ДО – воробышка гнездо» Р. Роджерс

М.Р. Ребята, сегодня на занятии вы учились правильно петь.

Голосов чудесных пенье улучшает настроенье,

Чтобы жить и не болеть, каждый день старайтесь петь!

Наши ребята очень любят петь, и вы, дорогие гости, сейчас в этом  сами убедитесь . 

Давайте все встанем, расправим плечи, руки опустим вниз, поднимем подбородок и красиво, мелодично и выразительно без крика исполним песню.

Дети встают полукругом

«Без музыки, без песенки»  с солистами.

(с металлофонами и треугольниками)

Индивидуальная песня «Бабушка моя»

И я хочу узнать, что вы знаете о музыке, и музыкальных инструментах?

Мультимедийная  музыкально- дидактическая игра – викторина 

«ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О МУЗЫКЕ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ?»

     Город песен цветной

М.р. Ребята, посмотрите, мы расколдовали город песен, наполнив его новыми прекрасными звуками.

Появляется на экране Скрипунья.

Скрипунья:  Какие смелые дети, ничего не боятся, а какие музыкальные. Вы разрушили мои чары. Я исчезаю…

«Цветная музыкальная страна»

 

М.Р. Ура! Мы победили, мы спасли музыкальную страну. Мы еще раз доказали, что победить может только дружба.

 

Игра «Дразнилка»

Ребята, а  жители музыкальной страны дарят вам музыкальную шкатулку с сюрпризом, вы это заслужили.

Жаль, но наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. А вот и облако, и отправимся в путь, обратно в  наш любимый детский сад. Рассаживайтесь  поудобнее.

М.Р. Мы на облаке (шаре)летим,

на землю с облака (мы с него) глядим:

Видим горы и леса - это просто чудеса!

Вот мы и приземлились в детском саду.

Слайд 40 (детский сад)

М.Р. Закончилось наше путешествие в музыкальную страну. Сколько добрых дел вы совершили. Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей) Вы были сегодня ребята, и танцоры и певцы - ну просто молодцы! А какое испытание было самым трудным? Почему? (Ответы детей)

Мы с вами обязательно еще встретимся не раз и будем слушать много удивительной, прекрасной музыки!

А я смотрю в ваши глазки  - они горят как фонарики - это  значит,  что  у вас хорошее настроение.  Давайте поделимся прекрасным настроением с нашими гостями. Встанем в кружочек.

ПСИХОГИМНАСТИКА «ЛУЧИК»

К солнышку потянулись

Лучики взяли,

К сердцу прижали,

Людям отдали.

Ребята, вы сегодня меня очень порадовали, молодцы.  Но пришла  пора прощаться, а прощаться мы будем тоже песенкой.

ГОСТИ, ГОСТИ – МЫ ВАМ РАДЫ,

НО ПРОЩАТЬСЯ НАМ ПОРА.

ДО СВИДАНЬЯ, ДО СВИДАНЬЯ

УБЕГАЕМ СО ДВОРА!

Ритуал «Прощание ладошками»

Дети выходят из зала.

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием театральной деятельности с куклами – марионетками на тему: «Путешествие Буратино и его друзей».(старшая группа)

Цель: расширять представления о сказках. Развивать творческое воображение, тренинг эмоций, образное мышление. Использовать в речи сложные предложения разных видов. Воспитывать культуру речевого общени...

План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»

(1)   ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.                (2)   РТВ – развитие творческого воображения.        ...

Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков на тему «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» для детей подготовительной к школе группы

Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков на тему «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» для детей подготовительной к школе группы...

Тематическое занятие по развитию певческих навыков «В ГОСТЯХ У ГНОМОВ»

Данное занятие в игровой форме направлено на развитие певческих данных....

Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков в подготовительной к школе группе «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении»

Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции.Задачи:Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, ра...

Конспект интегрированного занятия для детей среднего возраста с ЗПР на тему ""Путешествие с Квадратиком в страну Математики"

Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.Цель: обобщение знаний детей по формированию элементарных мат...