Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков на тему «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» для детей подготовительной к школе группы
материал на тему

Галиуллина Дарья Александровна

Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков на тему «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков на тему «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» для детей подготовительной к школе группы

Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции.

Задачи:

  1. Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.
  2. Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.
  3. Воспитывать у детей интерес к пению.

Методическое обеспечение:

Дидактические средства: сшитый из ткани нотный стан, нотки-бусинки разного цвета (7 штук), коробочка с кусочками фольги.

Аудиосредства: музыкальный центр, диск с записью музыки П. Грейджера «Загородные сады».

Мотивация: музыкальный руководитель обращается к детям с просьбой помочь ему собрать рассыпавшиеся нотки-бусинки (мотив личной заинтересованности).

План занятия:

  1. Вход детей в зал. Музыкальное приветствие «Добрый день», музыка К. Андреаса.
  2. Работа над дыханием. Упражнения «Холодный ветер», «Греем ручки», «Ладошки» с музыкальным сопровождением.
  3. Артикуляционная гимнастика: «окошко», «обезьянки», «конфетка», «часы», «лошадки» («Загородные сады», муз. П. Грейджер).
  4. Вокально-интонационные упражнения: «паровоз» - вибрация губ, «мотор ревет» - «р»(до-ре-ми-фа-соль). Упражнения транспонируются по полутонам вверх и вниз.
  5. Вокальная скороговорка «Тридцать три трубача трубят тревогу», муз. Т. Зебряк. Пение в разных темпах(Lento, Moderato, Allegro, Precto).
  6. Песенка «Паучина», м. д. фольклор.
  7. Попевочка «Светлячок» д. ф.
  8. «Украл котик клубочек», р. н. к.
  9. Разучивание песни «До чего же грустно», муз. С. Соснина.
  10. Исполнение песни «Сказка, сказка, приходи!», муз. Е. Соколовой.

Методика проведения:

Дети заходят в зал.

Музыкальное приветствие «Добрый день», муз. К. Андреаса.

Музыкальный руководитель приглашает детей подойти к столу, на нем нотный стан с нотками-бусинками.

М. Р. : Ребята, посмотрите!

На волшебных ниточках

Бусинки висят.

Не простые бусинки –

Все они звучат.

Ожерелье славное –

Нотное оно.

Мной для вас припасено!

Из этих нот-бусинок складываются разные песенки. Вот эту Песенку я вам спою.

М. р. берет «ноты» - они падают на стол.

М. Р. : Ой! Бусинки рассыпались прямо на столе. .

И наверно музыки больше не звучать.

Помогите мне бусинки нотные собрать?!

Ответы детей.

М. Р. : Но чтобы нотки-бусинки «запели» надо выполнить определенные упражнения. Немножко старания – разовьешь дыхание.

Упражнения на дыхание.

Почувствуйте холод на своих ладошках.

Словно волшебник – мороз

На окна узоры нанес.

Упражнение «Холодный ветер».

Мы погреемся немножко

Согревай свои ладошки.

Упражнение «Греем ручки».

Вот ладошка, вот кулак.

Ты умеешь делать так?

Упражнение «Ладошки».

А сейчас, молчок, пусть попляшет язычок.

Артикуляционная гимнастика.

«Окошко», «обезьянки», «конфетка», «часы», «лошадки».

Вокально-интонационные упражнения.

Нас веселый паровозик в путешествие увозит.

«Паровоз» - вибрация губ.

Словно пес мотор рычит: «Остановка» - говорит.

«Мотор рычит» - вибрация звука «Р».

Звучит труба (фонограмма).

М. Р. : Трубачи трубят тревогу – все скорее на подмогу.

Медленно, не зная страха, поет нам черепаха.

Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Lento.

Чуть быстрее – жучок, жучок-паучок.

Т. Зебряк «Тридцать три трубача»- в темпе Moderato.

Услышал тревогу и мотылек.

Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Allegro.

Самый торопливый – муравей, еще быстрей.

Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Precto.

После исполнения скороговорки раздается звук.

М. Р. : Это одна бусинка хочет вернуться в свой домик.

М. р. прикрепляет одну бусинку на нотный стан.

М. Р. : А вот перед нами (по мелодии дети угадывают песенку) Паучок плетет свою паутину.

Песенка «Паучина» - пение с работой кистей рук ( удар третьего пальца о пятый) в медленном темпе.

Звучит еще один звук – дети угадывают: «Сколько?».

Бусинка прикрепляется на нотный стан.

М. Р. : В кулачке моем спряталась загадка:

Огонек его не ярок, но в ночи он как подарок.

Станет капельку светлей этой ночью на земле.

Удивительный жучок – свет нам дарит. (светлячок).

Давайте представим, как вспыхивают и гаснут светлячки в темноте.

М. Р. подбрасывает кусочки фольги вверх, они опускаются на пол.

М. Р. : Выберите себе светлячка и попросим его, чтобы он вновь зажег свой фонарик.

Пение песенки «Светлячок» д. ф. в разных тональностях.

Звучат два звука – дети угадывают.

Две бусинки возвращаются в домик.

М. Р. : Бусинка одна катилась да в клубочек превратилась.

В этой сказке хитрый кот. Кто нам песенку споет?

Работа над песенкой «Украл котик клубочек».

Звучит один звук. Прикрепляется еще одна бусинка.

М. Р. исполняет вступление к песне «До чего же грустно!» - дети угадывают.

Работа над песней «До чего же грустно!».

  1. Проговаривание текста в ритме музыки шепотом.
  2. С 17 такта - пропевание в медленном темпе.
  3. Работа над интонацией с 29 такта.
  4. Исполнение с самого начала.

Звучат два звука – дети отгадывают, бусинки прикрепляются на нотный стан.

М. Р. : И вот теперь получилась песня. Вот какая!

Звучат семь нот – это начало песни «Сказка, сказка, приходи!».

Исполнение песни «Сказка, сказка, приходи!» (с солистами).

М. Р. : Вот и все бусинки вернулись домой.

Трудно нам без музыки петь и танцевать

Мы сложили бусинки в нотную тетрадь.

Снова чудной музыки рады все друзья

И терять те бусинки больше нам нельзя.

М. Р. : Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».

Дети дают оценку своей работе. Поют «До свидания!», выходят из зала.

Валеологическая песня-распевка с оздоровительным массажем "Доброе утро" (сл. и муз. О Арсеневской)

1. Доброе утро!                      разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее!                 
кланяются друг другу
И сегодня весь день              
"пружинка"
Будет веселее.                        
поднимают ручки вверх

2. Мы  погладим лобик,         выполняют движения по тексту
Носи и щечки.
Будем мы красивыми,           
наклоны головы к правому и левому 
Как в саду цветочки!             
плечу поочередно 
Разотрем ладошки                 
движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,                 
Будьте все здоровы!             
разводят руки в стороны

ЦЕЛЕБНАЯ СИЛА МУЗЫКИ. 
Программное содержание: 

Формировать привычку к здоровому образу жизни и укреплению своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной деятельности. 
Научить детей использовать звуки для своего развития и улучшения здоровья. 
Воспитывать у детей умение слушать музыку, эмоционально откликаться на неё. 
Продолжать работу над чистотой интонирования в пении, правильно брать дыхание при пении песен. 
Развивать творческую активность детей. 

Направленность: 
Занятие носит интегрированный характер, комплексно решает задачи музыкального и валеологического воспитания. 
Научная основа: 
Использование здоровьесберегающих технологий : программа «Здравствуй!» 
М.Лазарева, гимнастика для развития речи Е. Косиновой, валеологические рас- 
певки О.Арсеневской. 
ХОД ЗАНЯТИЯ. 
Под музыку дети заходят в зал. 
М.рук. Здравствуйте, ребята! Вы пришли на музыкальное занятие в наш музыкальный зал. У нас сегодня не простое занятие. Мы будем с помощью музыки укреплять своё здоровье. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Они тоже хотят посмотреть, как музыка помогает улучшить здоровье. 
А на какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, на слово «здравствуй». Ведь когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте поздороваемся и мы . 
Приветствие «Музыка, здравствуй!». М.Лазарев. 
М.рук. А сейчас давайте познакомимся с нашими гостями. 
Игра-знакомство «Как тебя зовут?». 
М. рук. Очень хорошо, ребята! Мы поздоровались с нашими воспитателями, назвали все свои имена. А сейчас давайте приготовим свои горлышки для пения, ушки для слушания, руки и ноги для танца. 
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажом «Доброе утро!» 
сл. и музыка Арсеневской. 
1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка 
Улыбнись скорее! кланяются друг другу 
И сегодня весь день "пружинка" 
Будет веселее. поднимают ручки вверх 
Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту 
Носик и щечки. 
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому 
Как в саду цветочки! плечу поочередно 
2. Разотрем ладошки движения по тексту 
Сильнее, сильнее! 
А теперь похлопаем 
Смелее, смелее! 
Ушки мы теперь потрем 
И здоровье сбережем. 
Улыбнемся снова, 
Будьте все здоровы! разводят руки в стороны 

М. рук. А скажите, ребята, из чего состоит песенка? 
Правильно, из звуков, звуков речи и музыкальных звуков. А ещё мы с вами знаем, что с помощью звуков мы не только разговариваем и поём, но и можем сами себя вылечить. Давайте вспомним, какие целебные звуки мы знаем. 
Целебный звук «В» - лечит насморк (когда начинается насморк) 
Целебный звук «З» - когда болит горло 
Целебный звук «Ж» - можно излечить кашель 
Целебный звук «Н» - излечивает головную и зубную боль 
Целебный звук «М» - способствует хорошему пищеварению 
Целебный звук «Р» (Тр) - помогает снять усталость в конце дня 
Звуки С, Ш (шипящие) - помогают отдохнуть, расслабиться. 
Подсказка для детей – видеопоказ картинок букв. 
М. рук: Замечательно, а теперь я сыграю вам добрую музыку. 
(открывает ноты и видит пустые листы с дырками) 
Что случилось с нотами? И откуда взялись эти дырки? Ребята, вы не знаете? 
(ответы детей) 
М.рук: Похоже, что ноты съели мыши. Что же делать? 
(задумывается) Придумала! Нужно позвонить в музыкальную справочную. 
Вера Николаевна, наберите, пожалуйста, справочную. 
Воспитатель: (звонит по телефону) 
Алло! Справочная? Помогите! 
Нам помощника пришлите! 
Надо нотки нам найти, 
Чтоб занятие провести. 
Говорит детям: Нам сейчас пришлют кота! 
Вот спасибо! Красота! 
М.рук: Про кота игру мы знаем 
И сейчас в нее сыграем! 

Речевая игра-диалог "Тра-та-та" 
(модель Т.Тютюнниковой) 
Дети встают по всему залу парами, рассказывают потешку с интонациями, сопровождая движениями: покачивания головой, изображение полосок у Кота, длинных усов, кисточек на ушах. 
Вместе: Тра-та-та! Тра-та-та! 
Вышла кошка за кота! 
Дев: За Кота-Котовича? 
Мальч: За Петра Петровича! 
Вместе: Он усат, полосат, 
В ушах кисточки висят. 
Ну, не Кот, а просто клад! 
Появляется Кот Мурлыка. 
Кот: Мяу-мяу! Да, я такой! Я просто клад для всех ребят! 
Мяу! Всем привет, друзья! 
Как же рад вас видеть я! 
М. рук: Какой красивый котик! Как тебя зовут? 
Кот: Песенку вы про меня спойте поскорее, 
Ну, а я вам подпою «Мяу!» веселее! 
Дети исполняют песню «Мурлыка». 

М. рук.: Кот Мурлыка, где же нам нотки найти? 
Кот : Все мыши живут в Мышином королевстве. Я думаю, что нотки надо искать там. 
М.рук: Но мы не знаем дороги. Как же в это королевство попасть? 
Кот: Только настоящие коты могут найти мышь. А ведь я - Суперкот! Вперед, мои друзья! 
Не сутультесь, грудь вперёд, 
Приключение нас ждёт! 
Под музыку «Не нужны нам доктора» дети шагают по залу. 
М.рук: Ребята, впереди домик. Кот Мурлыка, это уже Мышиное королевство? 
Кот (принюхивается): Нет. Здесь мышами не пахнет. Но в домике кто-то есть! 
Мурлыка выводит из домика двух Гномиков. 
Гномик До: 
В доме До Мажор живет, 
Звонко песенки поет. 
Добрые, мажорные, 
Веселые, задорные! 
Гномик Ре: 
Ре Минор к реке пошел 
Песню грустную завел. 
Ох! Река проворная. 
Ох! Судьба минорная! 
М.рук: Ребята, это же братцы- гномики: Мажор и Минор! Откуда у них такие имена? 
(Ответы детей). 
Гномик До: Как же вы сюда попали? 
Гномик Ре: Вы здесь что-то потеряли? 
М.рук: Мы ищем Мышиное королевство. Мыши украли наши нотки. А наши ребята так любят петь, танцевать и под музыку играть. 
Гномик До: Ребята, а хотите с нами поиграть? Мы с братцем часто играем в интересную игру с волшебными человечками. 
М.рук: Ребята, давайте и мы поиграем с Гномиками! (Раздать картинки). 
Внимательно посмотрите на своих человечков. И сейчас будем угадывать характер 
музыки с помощью волшебных человечков и передавать его своей мимикой. 
Слушание музыки (спокойная, грустная, весёлая). 
«Весёлые движения» Весёлая музыка улучшает настроение 
«Нытик» Неприятная музыка - учащённое сердцебиение 
«Баю-баиньки» Спокойная музыка – восстанавливает дыхание 
Программа М.Лазарева «Здравствуй!» (Диск с песнями). 

Гномик Ре: Дети, как же всё кругом болит! 
Что-то хрумкает в груди. 
В горле все дерёт, горит. 
Нос мой булькает, сопит. 
М.рук: Не грусти, Ре Минор! Наши дети сейчас тебя вмиг вылечат! Мы знаем целебные звуки и сейчас с помощью музыки будем тебя лечить. 
Лечим грудь от кашля – целебный звук «Ж». 
Пение песенки «Жуки» М.Лазарева. (при пении руку держим на груди). 
Лечим горло – целебный звук «З». 
Пение песни «Комар» М.Лазарева. (при пении рука на горле). 
Лечим насморк – целебный звук «В». 
Пение песни «Дунул ветерочек» М.Лазарева. (при пении указательные пальцы рук на крыльях носа). 
Гномик Ре: Ой! Я здоров! Спасибо, ребята! Теперь я всегда буду петь эти замечательные 
песенки! 
М.рук: А чтобы вы их не забывали, мы оставляем вам эти целебные звуки (картинки букв). 
Гномик До: Братец мой здоров опять! Все пойдемте танцевать! 
Танец «Летка-Енька» для зверей. 
Гномик Ре: Как с вами весело! 
М.рук: А вы знаете, что веселье и смех продлевают жизнь? Поэтому давайте подарим 
друг другу и всем нашим гостям свои улыбки. Смейтесь на здоровье! 
Кот: Время нам нельзя терять, 
Нужно нотки отыскать!

Комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей (О. Арсеневская) Выполнение упражнений можно сопровождать показом иллюстраций или слайдов.

Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить "м-м-м" на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! 
(низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела
Детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з
! (звук и взгляд направлять по тексту)
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з!
Осу ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! 
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! (
медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать.

Дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.
Кот: Ребята, слышу какой-то чудесный запах! Посмотрите, цветочная поляна! 
Вот так чудо! 
М.рук: На поляне, у реки, 
Собрались в кружок цветы. 
Жёлтые и синие, 
Белые и красные – 
До чего ж красивые, 
До чего ж прекрасные! 
Ребята, чтобы взять эти чудесные цветы в руки, давайте приготовим свои ладошки. 
Пальчиковая игра «Волшебный цветок». 
Спал цветок волшебным сном: 
(кулачок крепко сжат). 
Показался лепесток, 
(Распрямить большой палец). 
А за ним - его дружок, 
(Указательный палец) 
Вот и третий не проспал, 
(Средний палец) 
И четвёртый не отстал, 
(Безымянный палец) 
Вот и пятый лепесток, 
(мизинец) 
Вот раскрылся весь цветок! (кисть руки - в форме чашечки). 
М.рук: А сейчас, ребята, возьмём все по цветочку, сядем на ковёр и понюхаем, какой 
аромат у цветов. Заодно немного отдохнём. Какой целебный звук поможет нам 
отдохнуть и расслабиться? ( «Ш» ). 
Дыхательная гимнастика «Аромат цветов» под музыку «Дыхание» М.Лазарева. 
М.рук: Дети, послушайте, какая прекрасная музыка звучит! Что это? -Вальс! 
Правильно, но это не простой вальс, а «Вальс цветов», а написал композитор 
П.И.Чайковский. А какая музыка у вальса? Я предлагаю вам стать парами и мы 
вместе попробуем сочинить танец. Не забудьте нашего Мурлыку и Веру 
Николаевну. 
Танцевальная импровизация «Вальс цветов». 
Кот: Ребята, мне кажется, здесь где-то рядом находятся нотки. Я слышу их запах. 
Давайте искать! 
(Кот принюхивается, берёт один цветок, предлагает детям найти нотки в цветах). 
М.рук: Здорово! С помощью своего хорошего настроения, с помощью любви к музыке и, конечно, с помощью Кота Мурлыки мы отыскали нотки и теперь я могу сыграть вам добрую песенку о целебных звуках. 
Песня «Целебные звуки» М.Лазарева. 
М.рук: Вот и закончилось наше занятие. Послушайте мой совет здоровья. 
Любите себя и окружающих вас людей, уважайте их. Умейте слушать природу: пение птиц, шум дождя и ветра, шёпот листьев, запахи растений. Голоса природы 
наполнят ваше сердце радостью и подарят здоровье. 
Чтобы жить и не болеть, 
Каждый день старайся петь! 
Прогони подальше лень, 
Улыбайся каждый день! 
Веселись, пляши и пой – 
Будь здоровый – вот такой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятия по развитию певческих навыков

«Сочетание интонационнойвыразительности с чистотой и правильностью речи в пении»для детей подготовительной  группы.  Цель: Формирование правильной и ясной певческой дикции....

Конспект открытого занятия по развитию математических навыков «Путешествие с колобком» в средней группе.

Цели:Образовательные:закреплять знание основных геометрических фигурзакрепить счет до пятиформировать навык конструирования из геометрических фигурРазвивающие:развивать воображениеразвивать творческие...

Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков в подготовительной к школе группе «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении»

Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции.Задачи:Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, ра...

конспект музыкального занятия по развитию певческих навыков " В гостях у феи Гармонии"

Непосредственная образовательная деятельность построена в виде доминантного занятия для детей подготовительной группы. В нем описываются игровые приемы по развитию певческих навыков, объединенных одни...

Занятие по развитию речи "Волшебное семечко"для детей подготовительной к школе группы.

Цель: развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин.Образовательные задачи:- Продолжать знакомить детей с процессом появления растения из семян.- Совершенствовать навык составления ...