Игры, в которые играют Дети
статья по музыке

Птахина Татьяна Геннадьевна

Данная статья - это представление опыта работы с детьми в элементарном музицировании в игровой, легкодоступной форме. Различные музыкальные игры, увлекательные и понятные детям, помогут педагогу развивать у детей музыкальный слух, способности к анализу музыки, звуков, образов и явлений, расширят кругозор детей и их представления об окружающем их звуковом мире, а кроме того доставят и детям, и взрослым массу удовольствия от совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_v_kotorye_igrayut_deti.docx788.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Игры, в которые играют Дети»

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе. В игре у детей развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, а также творческие способности, в том числе, и развитие творческого мышления и воображения.

Современное понимание проблемы  музыкального обучения детей дошкольного возраста предполагает вовлечение их в процесс обучения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. ФГОС определяет игру, как основной вид деятельности детей, а так же форму организации детской деятельности во всех образовательных областях, в том числе и в музыкальном воспитании. Именно творческие игры могут сделать музыкальное занятие интересным и увлекательным для всех его участников является. В игре педагог получает возможность незаметно, легко и интересно преподнести детям знания о музыке, без изнурительных тренировок развить их способности, сформировать умения и, главное, раскрыть творческий потенциал своих воспитанников. Основой для моих игровых занятий стало элементарное музицирование, которое является одной из увлекательнейших игровых форм творческой музыкальной деятельности с детьми.

С подобными формами музыкально – педагогической работы с детьми я познакомилась, изучая деятельность Тютюнниковой Т.Э., известного специалиста в области детского музыкального образования, автора множества сборников музыкальным с репертуаром для музицирования, адаптированным для работы с детьми дошкольного возраста. Как и Т. Э. Тютюнникова, я считаю, что музицирование – это путь к воспитанию любителя музыки в каждом ребенке. Эта практическая, а не «созерцательная» деятельность приносит детям радость и удовольствие, ведь она позволяет каждому ребенку лично участвовать в исполнении и «творении» музыки, причем в том объеме, который доступен данному ребенку на данный момент.

В музицировании можно выделить три направления: учебное, творческое и концертное. Учебное музицирование – это обучение простейшим элементам музыкального языка и умению применять эти элементы практически. Без усвоения таких свойств музыки, как звуковысотность, длительность, тембр, динамика, темп, характер, штрихи невозможно научиться понимать и создавать музыку. Концертное музицирование – разучивание и исполнение пьес в шумовом оркестре. Игра в оркестре и ансамбле – излюбленное дело дошколят. Нарядные, яркие, разнообразные по звучанию  инструменты вызывают радость, игра на них не представляет трудности, так как приемы звукоизвлечения просты и доступны. Подбирая в репертуар для оркестра или ансамбля легкие, непродолжительные по времени звучания пьесы можно быстро, без изнурительных тренировок разучить  с детьми их партии, а впоследствии, дать детям возможность исполнять другие партии, самостоятельно выбирать инструменты, изменять состав оркестра.

Наибольший интерес и важность представляет творческое музицирование, в котором ребенок шаг за шагом двигается к самостоятельному выбору и исполнению, к самовыражению.

Любая деятельность предполагает использование инструментов, т.н. «орудий деятельности». В играх, связанных с творческим музицированием, такими инструментами являются все детские музыкальные и шумовые инструменты, нетрадиционные самодельные инструменты, созданные из бросовых материалов, «природные инструменты» (звуки тела: хлопки, щелчки и т.д.), разнообразные предметы и материалы (палочки, кубики, крышки, бумага и т.д.), а также голосовой и артикуляционный аппарат.

Один из наиболее любимых детьми видов творческой игровой деятельности – ассоциативные игры. Ассоциативная игра является одновременно и формой обучения, и формой развития, в которых сочетаются два начала: игровое и познавательное. Исследуя звуковые свойства инструментов, предметов, способы звукоизвлечения, получая опыт звуковых ощущений, дети распознают и анализируют звуки окружающего мира. А затем учатся находить свободные образные ассоциации: подобрать инструмент, предмет, который изобразит, как звучат часики, ветер, дождь.

«Найди свой звук».

Описание игры. Для проведения этой игры необходимо собрать разнообразные предметы, из которых можно извлечь звуки. Предложить детям, манипулируя этими предметами, извлечь из них всевозможные звуки. Привлечь внимание детей к тому, что существуют различные способы звукоизвлечения: скрести, стучать, звенеть, гладить и пр. С помощью этого игрового задания дети осваивают умение извлекать звуки из всего, что нас окружает: бутылки, палочки, кубики, стаканчики и т.д. Можно провести несколько занятий, исследуя предметы по группам материалов – дерево, металл, бумага.

«Много разных звуков»

Описание игры. Главное в этой игре – импровизация в соответствии со смыслом текста. В начале игры  педагог декламирует стихотворение (один, затем – с детьми), далее следует импровизация на инструменте. Модель для действий дает детям педагог:

•        вот тихо шуршит трава (шуршит бумагой);

•        еле слышно закивали головками колокольчики (позвенели гвоздиками или  колокольчиками);

•        проснулась вода в ручейке (поиграли на металлофоне);

•        запели, засвистели птички (поиграли на дудочке или свистульке).

Затем дать детям время найти подходящие инструменты.

C:\Documents and Settings\TANJA\Рабочий стол\ФОТО\IMG_2247.jpg

По мере накопления разностороннего опыта звуковых ощущений, эмоционального опыта, приобретения навыков игры на инструментах можно перейти к озвучиванию текстов. Тексты для такой деятельности должны быть понятны и доступны детям, то есть должны отражать жизненный опыт детей. В то же время они должны быть яркими, красочными, забавными, смешными или трогательными. Одним словом, тексты для озвучивания должны вызывать яркие эмоции, побуждающие детей отражать свои впечатления в «звуковых рассказах». Задача таких игр – развивать умение выразительно использовать звуки, их изобразительные свойства, учить соотносить звуки, исполнительские приемы и образы, пробуждать фантазию.

«Утро в лесу».

Описание игры. Это – музыкально-звуковая имитация. Вначале дети слушают текст. Затем подбирают инструменты к персонажам, образам, отмечая при этом, что даже простое звукоподражание можно передать по-разному. Читая текст, педагог одновременно его озвучивает, показывая детям модель. Затем распределяются роли между детьми. Дети сами выбирают инструменты и обыгрывают текст.

«Утро в лесу, тихо… Первыми просыпаются кукушка (импровизация на дудочке),  дятел (стук озорных колпачков). Вслед за птицами просыпается природа: ветер заиграл листочками (шелест бумаги), ручеек побежал по камушкам (коробочка с косточками), цветы на полянке потянули свои головки вверх (треугольник). А вот и солнышко показалось над макушками деревьев (металлофон). Через лужок, цокая копытцами, проскакали лошадки (ключики). Наступило утро, природа ожила и зазвучала на разные голоса (tutti).»

Следующий вид творческой игры – игра на ударных шумовых и «природных» инструментах с целью развития ритмического и тембрового слуха. Такие игры учат детей ощущать метрическую пульсацию в музыке и речевых упражнениях и воспроизводить ритм слов и музыки на инструментах, передавать в «звучащих жестах». Эта деятельность напрямую связана с речевым музицированием (ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста), так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым, а речевой слух - это одна из основ музыкального слуха.

«Василек», р.н.п.

C:\Documents and Settings\TANJA\Рабочий стол\ФОТО\IMG_2264.jpgОписание игры. Дети ритмично декламируют текст. Когда ритм текста хорошо освоен детьми, можно пропевать его, изменить ритмический рисунок, добавить инструментальное сопровождение (палочки, кубики, звучащие жесты и т.д.). Например:

Как я уже упоминала, голосовой и артикуляционный аппарат также являются важными «инструментами» в игровой творческой деятельности. Игры с голосом – это не только подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы (капать, тикать и т.д.). Голосовые игры помогают ребенку изучить и освоить возможности голосового и артикуляционного аппарата, установить связь между слухом и голосом, развивают звуковысотный и интонационный слух, расширяют диапазоны речевого и певческого голоса, готовят ребёнка к управлению своим голосом, дыханием.

Также в игровой форме можно дать детям представление о нотной грамоте, познакомив их со способом графического моделирования музыкального языка. Графическое письмо представляет собой донотную запись музыки, интересную и доступную ребенку-дошкольнику, тогда как традиционная нотная запись трудна для понимания маленьких детей. дается представление о простейших способах фиксации звуков – линиях и точках, формируются слухо-двигательные, зрительные представления о музыкальном пространстве (вверх-вниз) и музыкальном времени (долгий-короткий). Путем графического моделирования можно легко отразить и характер музыки, и ритмический рисунок, и динамику звука, и его высоту, а заодно изобразить инструмент, на котором эта музыка будет исполняться. 

«Горошки»

Предложите детям очень коротко произнося на разной высоте звук «у» и помогая себе указательным пальцем, изобразить рассыпавшиеся в разные стороны «горошки». Покажите детям рисунки с изображением «горошков». В конце обязательно закрепить графическим моделированием музыки (фрагментов с протяжным легато и отрывистым стаккато).

«Маленькие и большие волны»

 Скажите детям, что сейчас споете линию, и попросите их показать рукой, какая она получится. Первый раз спойте линию, раскачивая звук в узком диапазоне (тон или полтона), а второй раз увеличьте амплитуду, глиссандируя голосом вверх-вниз, как по волнам. Покажите детям рисунки с изображением звуковых волн и попробуйте спеть вместе сначала маленькие волны, а затем – большие.

море.jpgискорки.jpg

Детское творчество имеет важное значение для личностного развития человека, проявления его индивидуальных способностей и является фундаментом его успешной деятельности в будущем. Творческое игровое музицирование не только способствует развитию природной музыкальности детей и формированию первоначальных навыков музицирования, но и помогает выявить и разбудить творческий потенциал, имеющийся в каждом ребенке, создать такие условия, в которых дети могут воображать, фантазировать и творить!

* * *

  1. Тютюнникова, Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки. Вып. 1. Игры звуками [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.Э. Тютюнникова. - СПб.: ЛОИРО, 2003.-100 с.
  2. Тютюнникова, Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками [Текст]: программа, хрестоматия музыкального и методического материала / Т.Э. Тютюнникова. - М., 1999.
  3. Тютютнникова, Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение [Текст] / Т.Э. Тютюнникова. - М., 2009.
  4. Виртуальная школа Доноткино [Электронный ресурс]: авторская школа Тютюнниковой Т. Э. – Режим доступа: http://www.orff.ru/virtual-school
  5. IV Международная Ассамблея «Современность и творчество в методике и в практикепреподавания теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ [Электронный ресурс]: [офиц.сайт] /Татьяна Боровик. – Режим доступа: http://borovik.ucoz.ru
  6. Педагогическое общество Карла Орфа при Челябинской организации Всероссийского музыкального общества [Электронный ресурс]: [офиц.сайт] / Сайт педагогического общества Карла Орфа. – Режим доступа:http://orff- schulwerk.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, в которые играют дети.

Чем увлечь детей разного возраста, как заполнить его детское пространство....

Семинар - практикум для воспитателей дошкольных учреждений "Игры в которые играют наши дети"

Практический семинар  для воспитателй дошкольный учреждений о классификации игр, развитии игры на протяжении дошкольного возраста....

Игры, в которые играют дети.

Д,анная статья направлена на ознакомление родителей с выбором логических игр, для интеллектуального развития детей разновозрастных групп в детском саду и дома....

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ДЕТИ

Консультация для родителей  "Игры, в которые играют дети"...

игры в которые играют дети

чем занять ребенка с пользой для развития...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ «Игры, в которые играют дети» (игры, развивающие познавательную сферу)

Данный материал представляет собой рекомендации педагогам, работающим с детьми 5-7 лет, возможно будет полезен как дополнительный материал в кружковой деятельности, в том числе при подготовке детей к ...