«Детская музыкальная лаборатория»
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Иванова Вера Владимировна

Воспитанники, в ходе экспериментальной деятельности узнали способы получения музыкальных звуков, при воздействии на  предметы окружающего  мира.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23

Петродворцового района Санкт - Петербурга

Конспект

занятия

в старшей дошкольной группе

Тема: «Детская музыкальная лаборатория»

Составлен музыкальным руководителем:

Ивановой Верой Владимировной

Санкт – Петербург

2024

Образовательная программа, по  которой  осуществляется  образовательная деятельность:  образовательная программа  дошкольного образования.

Занятие осуществляется с  детьми  старшего дошкольного возраста общеразвивающей  направленности.

Реализация содержания образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность).

Цель: продолжить обогащение музыкальных впечатлений воспитанников в процессе экспериментирования со звуком.

Задачи:

  • создание условий для творческого самовыражения, свободного экспериментирования воспитанников со звуком, учитывая их индивидуальные возможности;
  • развитие познавательной активности в процессе знакомства воспитанников со звуком и его свойствами;
  • развитие природной музыкальности обучающихся, умений  дифференцировать шумы и звуки;
  • ознакомление воспитанников с различными способами изготовления музыкальных игрушек-инструментов;
  • поддержание инициативы воспитанников к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах;
  • воспитание у детей стремления действовать согласовано, проявлять уважение с сверстникам и взрослым.

Ожидаемые результаты: воспитанники, в ходе экспериментальной деятельности узнали способы получения музыкальных звуков, при воздействии на  предметы окружающего  мира.        

Материалы и оборудование: деревянные и металлические линейки, детская гитара, стаканы стеклянные, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные сосуды, вода и палочки, карандаши, гусли, аудиозаписи, листы бумаги (А4).

Этап, его продолжительность

Предлагаемая деятельность педагога

Предлагаемая деятельность воспитанников

1.Вводная часть

Организационный момент

Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева (струнная партия)

  • Ребята, вот и опять музыкальный зал гостеприимно распахнул свои двери, приглашая вас окунуться в волшебный мир музыки. Но, прежде чем начать наше занятие нам необходимо поприветствовать друг друга и всех присутствующих. А поможет нам песня.

«Здравствуйте» (автор Л. Хисматулина)

  • Каждый звук – кусочек мира. В каждом звуке – целый мир.
  • Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?
  • Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?
  • Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. Кто-нибудь знает о том, что такое – звук?
  • Для того, чтобы это узнать я приглашаю вас в музыкальную лабораторию, где мы сможем провести эксперименты. Ведь непросто наше занятие называется «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
  • Давайте знакомиться, я профессор музыкальных наук. И сейчас вы находитесь у меня в музыкальной лаборатории. И сегодня вы будете моими юными помощниками. Поможете мне?

Приветствуют друг друга и гостей.

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе

Знакомятся с профессором музыкальных наук

Отвечают на вопросы

2.Основная часть

Проблемная ситуация

  • Молодцы, я очень рада. Но для начала, скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые?
  • Правильно, а вы знаете, что такое наука?
  • А кто пишет музыку? Вы знаете?
  • Конечно, музыку у нас записывает композитор. А каких композиторов вы знаете. Перечислите, пожалуйста.
  • У меня есть один знакомый композитор, и у него случилась беда. Давайте узнаем, что же у него произошло. 

Видео на экране

  • Композитор: Здравствуйте ребята, я начинающий композитор. Я очень люблю писать музыку. Но у меня пропали все ноты. Помогите мне, пожалуйста, их найти.

 (Появляется пустая нотная тетрадь)

  • Вот это да, нужно выручать начинающего композитора. Что же нам делать? Может, есть какие-нибудь предложения?
  • Верно, мы находимся в музыкальной лаборатории для проведения научных исследований. Обратите внимание, какая у меня большая музыкальная экспериментальная лаборатория, где я изучаю свойства звуков с помощью приборов. Наша цель - вернуть звуки нашему композитору, чтобы он мог написать ноты. Его нотная тетрадь сейчас пуста из-за отсутствия звуков. Давайте поможем ему, поэкспериментируем вместе?
  • Но для начала «раз-два-три-четыре-пять приглашаю поиграть» А поиграем мы с Вами в замечательную игру, которая называется «Что звучит?»

Игра «Что звучит?»

  • В моих руках шкатулка, но она не обычная. А волшебная. Она нам поможет отправиться в путешествие за звуками. В ней очень много разных звуков «звуки природы, улицы, дома»
  • А еще у меня есть указатели.
  • «ПРИРОДА» - мы можем отправиться на природу. К океану, к реке или в лес.
  • «ГОРОД» - А можем прогуляться по шумным улицам города послушать шум машин.
  • «ДОМ» - а можем отправиться домой. Где шумят бытовые приборы или мурчит котенок.

Правила игры: когда я открою шкатулку, зазвучит звук, вы должны внимательно послушать. И определить какой же звук звучит. Звук природы, города или дома. Как только звук стихнет, возле указателя с этой картинкой вам нужно образовать кружок. Справитесь? Ну, тогда внимательно слушайте.

  • Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент.

Эксперимент 1 «Откуда рождается звук?»

  • На нашем лабораторном столе вы видите разноцветные бумажные трубочки. Возьмите по одной. И сейчас я вас порошу сказать букву «У» в трубочку. Скажите, пожалуйста, что вы почувствовали?
  • Это и есть звук. Теперь предлагаю прислушаться к нашему телу. Давайте ладошками обхватим горлышко и громко произнесем свое имя. Вы что-нибудь почувствовали?
  • А мы можем почувствовать, что трясется в горлышке?
  • Это голосовые связки! Так какой вывод мы можем сделать?

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента (детская гитара), вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

  • Что произошло? Почему звук прекратился? (Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает).
  • Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)
  • Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.
  • Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Затем проделываем тоже с металлической линейкой)

Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется. Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (на волну) какой звук звонче: металлический или деревянный?

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе

Смотрят видео

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе

Слушают  инструкцию педагога

Отвечают на вопросы, выполняют эксперименты,

делают выводы

Выполняют действия: трогают струну гитары

Ладошкой останавливают звук

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе

Отвечают на вопросы

Экспериментируют с линейкой

  • Так на что похоже колебание? Совершенно верно. Звук – это волна. Вот мы и выполнили первый эксперимент!

Игра «Ритмическое эхо»

  • Для того чтобы закрепить результат нашего экспериментирования, я предлагаю вам поиграть в игру «Ритмическое эхо».
  • Первую фразу вам буду играть я, а вторую фразу мы с вами будем простукивать на клависах. (раздаем трубочки детям, и предлагает пройти на середину зала).

Мы с вами поэкспериментировали и даже немного поиграли,  ответьте мне, на вопрос: «Когда музыка звучала громче?».

  • А если мы с вами постучим палочками, чуть тише. Какой будет звук? А какой мы можем сделать вывод?
  • Как вы думаете, мы нашли первую нотку для композитора? Давайте посмотрим в нотную тетрадь.
  • Вот она, наша первая нотка.

Эксперимент 2 «Звуки разные нужны, звуки разные важны»

  • Предлагаю пройти к столу под номером 2, присаживайтесь на стульчики.
  • Прослушайте  сказку: 

«Жили – были три братца, жили они в домиках- стаканчиках. И были они дружные и веселые. А звали этих братцев – ЗВУКИ. По соседству с ними жил Сеньор карандаш. Он был очень серьезный и задумчивый. И вот однажды Сеньор карандаш решил пойти и познакомиться со своими соседями – звуками. Подошел к одному домику и постучал. (Стучит по металлическому стакану)

  • Ребята скажите, какой это звук?
  • Пошёл он ко второму домику и постучал.
  • Какой звук у этого домика?
  • Пошел карандаш к третьему домику и постучался к нему.
  • Какой звук мы услышали?
  • Вот так сосед карандаш познакомился со своими соседями звуками.
  • Предлагаю взять вам по карандашу и поэкспериментировать с ними.
  • Чтобы закрепить результат, я предлагаю вам взять стаканчики и сыграть в оркестре. Присаживайтесь на ковер, берите стаканчики донышком вверх. Готовы?
  • Замечательный оркестр у нас получился. Какой вывод, мы с вами можем сделать какие звуки были?
  • Как вы думаете, ребята. Нашли мы еще одну нотку для нашего композитора?

Эксперимент 3«Поющая вода»

  • Приглашаю  вас  к столу №3
  • Скажите, что вы видите на столах.
  • А из какого материала у нас стаканчики?
  • А они все одинаковые или они разные?
  • Я предлагаю вам взять по палочке и постучать по этим стаканчикам.
  • Скажите пожалуйста, что же мы слышим?
  • Давайте я простучу по стаканчикам и вы послушайте, похожи звуки или нет? Одинаковые они или нет?
  • Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы звуки у нас стали разными. Нужно налить воды. (Наливаем воду от меньшего к большему)
  • Давайте теперь постучим по стаканчикам и послушаем, как изменился звук. А почему звук изменился?

Звук зависит от количества воды в стакане. Чем воды больше - тем звук тише. А где налито меньше воды - там звук громче и звонче звук.

  • Так какой вывод мы можем сделать?

А вывод у нас такой, что звуки можно извлекать из предметов и изменять их.

  • Посмотрите,  мы получили еще одну нотку.

Эксперимент 4 «Звучание бумаги»

  • Ребята, подходите к столу №4.
  • Перед вами обычные листы бумаги. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? Верно, они одинаковые по размеру. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите листочки и по очереди постучите по ним. Слушайте внимательно, какие звуки издают ваши листочки?
  • Что вы можете сказать об услышанных звуках?
  • Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите листочки и помашите ими вверху.
  • Какой вывод можно сделать? (Звуки можно извлекать из предметов и изменять).
  • Какие звуки мы извлекали? (Музыкальные звуки).
  • Давайте закрепим наши знания, и сыграем в необычном оркестре.

Оркестр с бумажными листами

(муз. Селиванова).

  • Мы нашли еще одну нотку?

Отвечают на вопросы

Берут трубочки и выполняют задание

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе

Выполняют задание

Подходят к столу и присаживаются на стульчики.

Слушают сказку

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе.

Делают вывод.

Подходят к столу. Отвечают на вопросы, участвуют в беседе.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Выполняют эксперимент

Делают вывод

Подходят к столу.

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе.

Выполняют эксперимент

Делают вывод

Отвечают на вопросы

Играют в оркестр

Звучит оркестр

Отвечают на вопросы.

3.Заключительная часть

Подведение итогов занятия, рефлексия

На экране появляются нотки, и каждая начинает звучать (гамма)

Появляется композитор.

Композитор: Большое спасибо вам ребята, что помогли мне отыскать ноты, без вас я бы не справился и не смог бы написать такое прекрасное произведение. Послушайте его, пожалуйста.

  • Ребята, вам понравилось наше занятие?
  • Кому вы расскажите о том, чем сегодня занимались и что нового узнали?

Слушают произведение, написанное композитором.

Делятся впечатлениями.

Используемая литература

  • Зацепина М.Б., Жукова Г.Е., Музыкальное  воспитание в детском  саду: 5-6 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
  • Федеральная образовательная программа  дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

(развлечение для детей старшего дошкольного возраста)...

«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно ориентированного взаимодействия с де­тьми. Взаимодействие может рассматриваться только через сист...

Конспект музыкального занятия "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория" с использованием технологии исследовательской деятельности

Детская экспериментальная музыкальная лаборатория с использованием технологии исследовательской деятельностиЦЕЛЬ: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательн...

Инновационный проект "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"

Инновационный проект "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"...

Проект «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

Проект «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория» с использованием технологии исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Музыкальное занятие "Детская музыкальная лаборатория"

Музыкальное занятие  проходит в форме путешествия в музыкальную лабораторию, где ребята путём эксперимента извлекают звуки из окружающих нас в быту предметов. Непосредственной задачей занятия явл...

Презентация к музыкальному занятию "Детская музыкальная лаборатория"

Презентация содержит сюрпризный момент, необходимый для создания эмоционально-позитивного настроения ребят....