Инновационный проект "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"
методическая разработка (старшая группа)

Инновационный проект "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детская экспериментальная музыкальная лаборатория


hello_html_m4b94a6d9.jpg















Музыкальный руководитель:

Масленникова Ирина Анатольевна

Проблема

Поиск путей личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в свете новых педагогических технологий

Цель исследовательской деятельности в детской музыкальной лаборатории 



Цель исследовательской деятельности в детской музыкальной лаборатории

 Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами. Научить ребенка использовать музыку в своей жизни так, чтобы она служила во благо, а не во вред.

Конечный результат экспериментальной исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста

 1. Воспитание любознательной активной творческой личности

2. Эмоциональное отношение детей к музыке: классической и народной.

 3. Умение экспериментировать с музыкальными инструментами;

4. Умение извлекать звуки из разных источников

 5. Знать современные музыкальные технические средства

6. Заинтересованность и активное участие родителей в работе детской экспериментальной музыкальной лаборатории, в изготовлении шумовых музыкальных инструментов, в выставках, концертах.

Занятия проводятся один раз в неделю.

Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно ориентированного взаимодействия с детьми. Взаимодействие может рассматриваться только через систему позитивных отношений, которые с одной стороны, выражаются в понимании, признании, принятии педагогом ребенка, с другой — дают возможность детям выразить свое «хочу», «могу», проявить активность, творчество, выразить эмоциональное устремление, а с другой стороны ребенок получит необходимые знания, навыки, которые пригодятся ему в жизни. Основная цель музыкальной работы — воздействуя на эстетические чувства, ввести ребенка в область нравственных переживаний, побудить сознательное отрицание злого, безобразного и признание доброго, нравственного, прекрасного. Д. Д. Кабалевский отмечал, что детей в известном смысле можно уподобить путешественникам, собирающимся в далекий путь. Роль музыки как источника знаний, развития познавательных способностей признавал В. А. Сухомлинский, говоря о том, что музыка — источник мысли. Изучая свою музыкальную деятельность, для развития стойкого интереса детей к музыкальному искусству и работая по Программам воспитания и обучения в детском саду М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, «Приобщение детей к русской народной культуре» Князева и Маханевой, «Ритмическая мозаика» А.Бурениной, «Музыкальные шедевры» Радыновой, я решила создать музыкальную лабораторию, в которой дети смогут познакомиться с современными музыкальными техническими средствами, научатся ими пользоваться. Познакомятся со свойствами звука, поучаствуют в интересных опытах со звуками, а полученные знания воплотят в своей творческой деятельности, например: сделают свои музыкальные инструменты и научатся сочинять свои мелодии, поучаствуют в концертах, выставках вместе с родителями, научатся правильно использовать музыку в свое жизни, чтобы она служила во благо ребенка, а не во вред. Работа в музыкальной лаборатории 1. работать с детьми группой из 8 человек; 2. использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей; 3. Не ограничивать ребенка в деятельности 4. Совместная деятельность музыкального руководителя с детьми в детской музыкальной экспериментальной лаборатории организуется один раз в неделю: с детьми старшего дошкольного возраста по 25минут, среднего дошкольного возраста по 20 минут, в средней группе из-за большого количества детей занятия дублируются. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Во время занятия звучит народная и классическая музыка. Я считаю, овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и музыкальным экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности и вырабатывает стойкий интерес к музыкальному искусству. Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо — они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности. Овладение детьми знаниями пользования современными музыкальными техническими средствами, умение ребенка создавать свой маленький собственный музыкальный инструмент, создавая собственную мелодию на нем, позволит ему почувствовать свою значимость, самостоятельность, а участие в выставках, концертах фото-сессиях дадут родителям исчерпывающую информацию об эффекте применяемых методов, средств и форм музыкальной деятельности. Кроме того, что немаловажно, за время проведения занятий-экспериментов, дети научаться правильно использовать в своей жизни музыку. Чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред. Современные технические средства предоставляют огромную возможность в выборе, нужно правильно ориентироваться в мире музыки, уметь слушать и слышать ее. Работа с детьми в музыкальной экспериментальной лаборатории рассчитана на 2 года. Занятия начинаются со средней группы. Дети знакомятся с различными музыкальными инструментами и современными музыкальными техническими средствами, участвуют в занятиях экспериментах, учатся самостоятельно экспериментировать со звуками. В старшей группе занятии усложняются. Дети знакомятся с физическим понятием «Звук», участвуют в различных занятиях-экспериментах, ищут звуки и ритмы в окружающей среде и применяют их в музыке, пытаются сочинить свои мелодии, изготавливают простейшие шумовые инструменты, участвуют в выставках, концертах. У детей вырабатываются навыки правильного использования музыки в жизни и восприятия музыки, как доброго друга и товарища.

Основные условия организации работы

1. Наличие водоснабжения в данном помещении.

2. Выработка музыкальным руководителем совместно с детьми правил безопасного поведения в детской лаборатории и их выполнение. Примечание.

В помещении лаборатории создать мини-музей: оформить тематические выставки: «Волшебные звуки музыки » (творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов), «Музыкальные инструменты руками детей», «В царстве звуков», а также фото - сессии по мероприятиям, в которых дети могут использовать музыкальные инструменты, сделанные своими руками. Провести презентацию музыкальной экспериментальной лаборатории.

Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории — способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, знать и уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами. Дополнительное оборудование и материалы

1. Контейнеры для хранения мелких предметов.

2. Таблицы-схемы, по пройденным темам.

3. Альбомы и тетради для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы.

Конспекты занятий

1 Занятие: «Презентация детской экспериментальной музыкальной лаборатории»

Задачи: Познакомить родителей с работой детской экспериментальной музыкальной лаборатории. Звучит «Что такое доброта?» в исполнении детской группы «Барбарики» Музыкальный руководитель: Добрый день, уважаемые гости! Сегодня вместе мы с вами посмотрим, как работает наша детская музыкальная экспериментальная лаборатория. За год дети вместе с молодым ученым Любознайкиным, многое узнали и многому научились. Дети узнали, что такое звуки, как можно использовать звуки в детском музыкальном творчестве, научились пользоваться музыкальной аппаратурой. (Доклад, фото – выставка, видеозапись прилагаются) Дети показывают один из проведенных экспериментов для родителей по выбору музыкального руководителя).

 2. Занятие «Экскурсия в детскую лабораторию»

 Задачи: уточнить представление о том, кто такие ученые, дать понятие слову эксперимент, познакомить с музыкальными инструментами. Материалы и оборудование: игрушка Любознайкин, барабан, металлофоны, ксилофоны, погремушки, гитара, аккордеоны, гармошки, блок флейта, дудочки, свистульки, ложки. Описание. Дети входят в музыкальную лабораторию. Их встречает педагог. Педагог: Дети, как вы думаете, кто такие поэты? Композиторы? А кто такие ученые? Ученые — это люди, изучающие наш мир. Педагог рассказывает детям об ученых и показывает портрет одного из них. Говорит, что ученые работают в специальных лабораториях. И что они тоже находятся в лаборатории, но необычной, а музыкальной. Где любой предмет имеет свое звучание, так все предметы в лаборатории музыкальные. Отгадайте загадку: Их нельзя увидеть Не возьмешь их в руки, Можно только слышать, Кто же это? Дети: Звуки. Звучит «Вальс цветов» музыка П.Чайковского Педагог: Правильно, дети, звуки очень любят играть в прятки, особенно с детьми. Только кто же нам поможет отыскать звуки? (В лаборатории появляется ростовая игрушка Любознайкин). Любознайкин: Здоровается с детьми. Педагог: Дети посмотрите, как необычно одет Любознайкин? Почему он так одет? Как вы думаете, чем занимается в музыкальной лаборатории Любознайкин? Любознайкин живет в музыкальной лаборатории. Он музыкант и играет на разных инструментах. Любознайкин не простой музыкант, он музыкант и ученый. Любознайкин изучает свойства звуков. Он много знает, потому что много играет, сочиняет музыку, читает, работает, думает, стремится узнать что-то новое и рассказать об этом всем. У него в лаборатории много музыкальных инструментов. На которых Любознайкин играет, сочиняет свои мелодии. Любознайкин решил помочь нам узнать, где прячутся звуки. У него в лаборатории есть приборы –помощники ( показывает детям увеличительные стекла, линейки, карандаши…) А вы, дети хотите вместе с Любознайкой стать настоящими учеными? Тогда давайте примерим такую одежду, которую носят настоящие ученые и исследуем все звучащие предметы в музыкальной лаборатории. Дети надевают накидки и шапочки, берут музыкальные инструменты и ищут звуки в музыкальной лаборатории. Педагог спрашивает детей, какой звук им удалось найти. Ответы детей. В заключении дети вместе с педагогом поют народную песенку, играя на выбранных ими инструментах.

3 Занятие «Знакомство с определением « Звук»»

 Задача Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука. Материалы: линейки, альбомы тетради карандаши, гитара, звуковая запись с шумом воды, улицы, пение птиц, жужжание насекомых, можно использовать картину со звуками льющейся воды и пением птиц. Описание. Игра «Что звучит?» - педагог предлагает детям закрыть глаза, и послушать звуки. Дети слушают и говорят, какие звуки они слышат (ответы детей: детские голоса на улице, шум льющейся воды, пение птиц…) Вопрос педагога: Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом; как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.) Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать? (Ответы детей). Дети зарисовывают представление о звуке в виде волн в альбомах и предмет - помощник линейку. Во время рисования звучит музыка Ф.Шопена

4 Занятие «Секреты звуков» в звуках 

Задача: Научить различать, в окружающих нас звуках, ритм. Материалы: Запись шума дождя, металлическая крышка, пузырьки с крышками, в которых проделаны дырочки, вода. Описание. Педагог: Здравствуйте дети, сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие в мир волшебных звуков. Вы уже знаете, что человека всю жизнь окружают разные звуки. А все ли они музыкальные? Давайте послушаем (дети слушают шум дождя) Педагог: Хотите узнать, о чем поют капельки дождя? ( ответ детей) Для эксперимента педагог использует металлическую крышку и пузырек с водой. Капли воды ритмично падают на металл. Педагог предлагает детям воспроизвести ритм дождя хлопками, зарисовывают ритмично капельки дождя в альбом. В данном ритме педагог исполняет русскую народную песню «Дождик». При повторе дети поют вместе с педагогом. Затем дети исполняют знакомую песенку «Дождик озорной» Юрченко.

5. Занятие «Как сделать громким звук»

Задача: Научить детей усиливать звук при помощи предметов - помощников: микрофона, динамика, определить в каком месте комнаты звук очень громкий, какую лучше слушать музыку и где лучше находится во время громкого звучания музыки , ( например во время праздника) Предметы-помощники: Микрофон и динамик. Описание: Педагог: Мы тихонечко сидим И готовим уши. Потому что мы хотим Научится слушать. Педагог: Дети сейчас перед вами выступит ученый Любознайкин. Он расскажет вам стихотворение. Любознайкин начинает рассказывать стихотворение, но вдруг голос его становится все тише и тише. Педагог: Дети, как жаль, что Любознайкин не может рассказать такое интересное стихотворение, что же делать? Варианты ответов детей Педагог: Дети, у Любознайкина голос стал очень тихим, надо ему помочь. Только как это сделать? У нас есть предметы-помощники, усиливающие звук. Это микрофон и динамик (демонстрирует). Давайте покажем Любознайкину, как пользоваться предметами -помощниками. После этого дети рассказывают стихи в микрофон, учат Любознайкина пользоваться данным предметом-помощником. Затем Любознайкин рассказывает стихотворение, пользуясь микрофоном, и благодарит детей за помощь. Предлагает послушать веселую песенку В. Шаинского «Вместе весело шагать». Дети слушают, вдруг Любознайкин усиливает звук. Педагог: Любознайкин, музыка звучит очень громко. Нашим ушкам не очень нравится громкий звук. Любознайкин: А давайте поищем самый тихий уголок в группе, где музыка не такая громкая. Дети ходят по группе и находят в стороне от динамиков «тихий уголок» Дети: Отсюда звук не такой громкий. Любознайкин: Почему, давайте посмотрим, откуда слышится самый громкий звук? Дети (из динамика) Любознайкин: А где музыка звучит тише? Дети: Подальше и в стороне от динамиков. Любознайкин: Значит, если вы пришли, например, на какой-нибудь праздник и слышится очень громкая музыка, которая так не нравится нашим ушкам, где нужно ее слушать? Дети: Нужно стоять подальше от динамиков, чтобы не навредить нашим ушкам. Снова включается музыка, дети регулируют звук.

6. Занятие «Предметы-помощники для усиления звука»

Задача: Самостоятельное изготовление предмета-помощника для усиления звука (рупор) Материалы, оборудование: картина, листы бумаги, клей. Описание: Педагог: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! Становятся в круг – релаксационное упражнение “доброе утро”. Звучит песня «Зарядка» Юрченко Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Включается фонограмма «Песенка веселых путешественников» Вот мы и дошли до станицы Слуховка. Давайте осмотримся – что вы видите? Рассматривают картину станицы с жителями, у которых большие уши. Удивляетесь, отчего у жителей этой станицы такие большие ушки? А чем вы слышите? Ответ детей. Правильно ушками. А ухо – орган слуха. Как вы думаете, какой орган хорошо развит у этих жителей. Правильно уши. Уши помогают слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг. Дотроньтесь до своего уха то, что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. Чем больше уши, тем больше звуков долетает до них и мы лучше слышим. Мы с вами познакомились с некоторыми предметами-помощниками, которые усиливают звук. Назовите их ( микрофон, динамик) А теперь мы с вами познакомимся еще с одним предметом-помощником, для ушек и рта. Это рупор. Проделаем такой опыт. (Фонограмма звучит очень тихо). Дети делают рупор из листов бумаги. 1) Возьмём бумажную воронку и подставим её к уху. Попробуем услышать музыку. 2) Как можно усилить голос или звук? Сложить руку рупором или опять эту же воронку и произнести “мама”. Почему голос слышно лучше? (Звук не рассеивается по всей площади). Где используется рупор (на демонстрациях и праздниках в нашей станице). Давайте попробуем в рупор сделать объявление о предстоящем музыкальном концерте. Дети в рупор приглашают всех на концерт.

 7. Занятие «Громкие и тихие звуки» 

Задача: Дать представление детям о силе звука при помощи музыкальных инструментов (металлофон, ксилофон, бубен, колокольчики и металлические ложки) Описание: Педагог: Постучите по столу кулачком. Громче, еще громче, очень громко. Когда звук получился самым громким? Материалы, оборудование: металлофон, ксилофон, бубен, колокольчики и металлические ложки. Ответ детей: Когда мы очень сильно ударяли по столу. Педагог: Значит для того чтобы звук был громче, нужно… Дети: нужно применить силу. Любознайкин приносит инструменты детям. Любознайкин: Перед вами музыкальный инструмент-бубен. Послушайте его звучание. Исполнятся песня «Бубен» муз. Тиличеевой. Демонстрируется громкая и тихая игра на бубне. Педагог: Что вы заметили? Как звучал бубен? Дети: бубен сначала звучал громко, затем тихо. Педагог: а когда громче звучал бубен? Дети: Когда сильнее его встряхивали. Педагог: Интересно. Все ли инструменты умеют звучать громко и тихо. Давайте попробуем Дети играют на металлофонах и ксилофонах, ударяя по инструментам с разной силой. Педагог: Как вы думаете, отчего зависят громкие и тихие звуки? Дети: оттого как сильно мы ударяем по инструменту Так дети выясняют, что громкие и тихие звуки зависят от силы удара и свою причастность к происходящему. Исполняется русская народная песенка «Возле речки, возле моста» с разной силой звучания по выбору педагога, дети подыгрывают на музыкальных инструментах

8. Занятие «О дрожалке и пищалке» 

Задача: Выявить причину возникновения звука при помощи губной гармошки, расчески и листка бумаги. Материалы, оборудование: губная гармошка, расчески, бумажки. Описание: Любознайкин приносит волшебную коробочку. Достает из нее губную гармошку. Исполняет мелодию «Во саду ли в огороде». Любознайкин: Посмотрите, какой необычный музыкальный инструмент. Как вы думаете, как возникает звук в губной гармошке? Дети рассматривают губную гармошку. Любознайкин показывает, как нужно пользоваться этим музыкальным инструментом. Любознайкин: Как вы думаете, с чьей помощью возникает звук в губной гармошке? Ответ детей: При помощи воздуха, когда мы дуем в нее. Любознайкин: Давайте с вами сами изготовим такой интересный музыкальный инструмент. А помогут нам в этом бумага и расческа Дети делают губные гармошки из бумаги и расчесок, затем пытаются воспроизвести звуки. Звучит музыка по выбору педагога.

 9. Занятие «Высокие и низкие звуки» 

Задача: Выяснить от чего зависит высота звука. Материалы, оборудование: гитара Описание: Любознайкин встречает детей песней «Пусть бегут неуклюже» из мультфильма»Крокодил Гена»играя на гитаре. Любознайкин: Здравствуйте, ребятишки! Сегодня мы с вами снова отправимся в мир звуков. А поможет нам мой волшебный инструментгитара. Звуки бывают высокие и низкие. (Проводится игра «Мама и птенчики») Любознайкин: Почему звуки бывают высокие и низкие. Гитара поможет нам понять, от чего зависит высота звука. При помощи настройки струн показывает детям: чем сильнее натянута струна, тем выше звук. Дети пропевают звуки с педагогом на разные слоги. Закрепляется понятие высокий и низкий звук. Исполняют песня под гитару.

 10. Занятие «Передача звука на расстоянии»

Задача: Научить передавать звук на расстоянии при помощи предметовпомощников. Оборудование: Телефон, запись музыки Описание: Любознайкин : Здравствуйте, дети! Педагог: Любознайкин, что случилось, отчего ты такой грустный? Любознайкин: У моей бабушки день рождение, она очень любит музыкальные подарки. А я не знаю, как поздравить ее, так как моя бабушка живет очень далеко. Педагог: Дети, когда люди находятся далеко друг от друга с помощью какого предмета помощника можно связаться друг с другом? Дети: С помощью телефона. Педагог: Давайте попробуем по телефону передать бабушке Любознайкина музыкальный подарок песню «С днем рожденья!» в исполнении группы «Барбарики». Любознайкин, звони бабушке, а мы приготовим музыкальный подарок. Любознайкин звонит по телефону, затем включается музыка, трубка телефона подносится к музыкальному центру, после прослушивания песни дети слушают благодарность бабушки Любознайкина по громкой связи телефона. В заключении исполняется песенка «С днем рождения!» детьми и педагогом.

11. Занятие «Звуковое письмо»

Задача: Познакомить детей с возможностями музыкального центра (запись и воспроизведение). Оборудование: музыкальный центр. Описание: Любознайкин: Здравствуйте, дети! Я хотел бы пригласить в гости своего любимого друга Педагог: Как зовут твоего друга, Любознайкин? Любознайкин: Его зовут Колобок. Но приглашение должно быть необычным. Давайте пошлем приглашение с помощью предметов-помощников. Педагог: Расскажи, какие предметы-помощники нам будут помогать. Любознайкин: Сегодня мы воспользуемся помощью музыкального центра. Пошлем звуковое письмо моему другу Колобку. Включается запись. Дети с помощью Любознайкина записывают письмо для Колобка. И воспроизводят его. Затем появляется Колобок. Благодарит детей за письмо. В заключении исполняется песня о дружбе.

12. Занятие «Поющая вода»

 Занятие –эксперимент: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука и как можно сочинить мелодию, играя специальными палочками на стаканах с разным количеством воды. Материалы: бокалы, вода, палочки из разного материала Описание: Перед детьми стоят несколько стаканов Педагог: Дети как заставить бокалы звучатъ? Любознайкин: Я знаю, (начинает дуть в стакан, но звука нет. Любознайкин расстроен). Педагог предлагает детям попробовать заставить звучать стаканы (Проверяются все варианты детей: постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). Любознайкин: А как можно сделать звук звонче? ( применяются палочки из разного материала) Педагог: Дети, как вы думаете: как можно использовать эти звуки в музыке(Ответы детей) В заключении дети и Любознайкин отстукивают ритм и исполняется песня по выбору музыкального руководителя.

13 Занятие «Как изменить звук»

Задача: Выяснить какие факторы влияют на изменение звука. Материалы , оборудование: Описание: Любознайкин: Дети, с вашей помощью наши стаканчики зазвучали. Но звук у них какой-то одинаковый. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы изменить звук наших стаканчиков? ( Варианты ответов детей) Звучит песня «Дождик» Педагог: Дождик предлагает нам налить в стаканчики воду. Вы в стаканы наливается вода в равных количествах. Педагог обращает внимание детей на звук. Предлагается детям самим наполнить стаканы. Количество воды налитое в стаканы детьми разное. Все слушают, как звенят бокалы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Почему Илюшин стаканчик звучит не так как Танин? Что влияет на звон? (На звон влияет количество воды, звуки получаются разные.) В заключении педагог играет для детей детскую песенку. Затем дети вместе с педагогом повторяют ее, играя на стаканах с водой.

14 Занятие (Практическое) «Измени звук»

Задача: Научить детей самостоятельно изменять звук при помощи разного количества воды в стаканах. Материалы: стаканы, вода, палочки. Описание: Любознайкин: Здравствуйте, дети. Давайте с вами станем настоящими исследователями музыкальных звуков. Надевайте фартуки, накидки, шапочки, в общем, все то, что надевают настоящие ученые, при проведении опытов. Дети одеваются. Любознайкин: А теперь подойдите каждый к своему столику. Сколько стаканчиков находится на вашем столе? Правильно 3стаканчика. Давайте нальем в стаканчики водичку. Послушаем, как они запоют, постучав по ним. А теперь попробуем изменить звуки наших стаканчиков. Дети с Любознайкиным наливают воду в стаканы то уменьшая, то увеличивая ее количество, изменяют звук, изменяя разное количество воды в стаканах. В заключении педагог играет для детей детскую песенку. Затем дети вместе с педагогом повторяют ее, играя на стаканах с водой.

 15. Занятие «Создай свою мелодию» (Занятие индивидуальное). 

Задача: Изменив количество воды в стаканах, создай свою мелодию. Описание: Проговаривают считалочку Звуки большие наши друзья! У каждого есть фамилия! Мы водичку разольем и звуки изменять сейчас начнем! Дети с педагогом изменяют звук, изменяя разное количество воды в стаканах. Сочиняют свою мелодию. Потом по очереди демонстрируют свои мелодии. Педагог вода в природе тоже умеет говорить. Послушайте, как например, течет ручей и что мы слышим. Дети слушают журчание воды. Проговаривают вместе Самая лучшая на свете вода Со звуками дружит она всегда! В заключении дети вместе с педагогом исполняют детские песенки, дразнилки, считалки отстукивая ритм на стаканах с водой.

16-17 занятия «Звуки разные нужны, звуки разные важны»

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков. Материалы: стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный, карандаши. Описание: Педагог: Жили-были 4 братца. Жили они в разных домикахстаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети? Дети: пластмассовый. Затем подошел к другому, постучал (деревянный) К третьему (стеклянный) К четвертому (металлический) Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся. Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом. Затем прочитав считалку, ходят по музыкальной лаборатории в поиске разных звуков. Раз, два, три, четыре, пять Звуки мы идем искать. Пластиковый, деревянный, Металлический и стеклянный. В заключении слушают различные звуки в грамзаписи, угадывая источник звука.

18 занятие «Шумные звуки»

 Задача: Восприятие детьми шумов, умение различать шумовые и музыкальные звуки. Материалы: картинки с изображением шумов и музыкальных звуков , 2 шкатулки. Описание: Педагог: в природе существуют звуки музыкальные и шумы. Дети слушают в записи звуки и шумы. Определяют на слух, где какой шум или звук. Педагог: Есть у меня две волшебные шкатулочки, в них отдельно будут храниться звуки и шумы. Нам предстоит разделить их. Детям раздаются карточки с изображениями, дети решают, куда поместить ту или иную карточку. Затем поочередно вытаскивают из шкатулок изображения, озвучивают их.

19.Занятие «Почему поет ветер?»

 Задача: С помощью предметов-помощников (вентилятор, жестяная труба, духовая труба) выяснить, почему поет ветер? Материалы, оборудование: духовая труба, вентилятор и жестяная труба Описание: Любознайкин проводит опыт с помощью вентилятора и жестяной трубы. Дети выясняют, что ветер, проходя по трубе, издает звук. Педагог: Может ли воздух при помощи металла создать мелодию? Дети рассматривают духовой инструмент трубу. Игра на духовом инструменте трубе. Ответ детей: Да, с помощью воздуха и металла можно сыграть свою мелодию. Дети слушают, как поет духовая труба, как воет в вентиляционной трубе ветер). Сравнивают и голосом подражают, как играет труба и воет ветра.

 20.Занятие «Волшебные трубочки»

 Задача: Выяснить, почему китайские трубочки на ветру издают нежные звуки, разные по высоте. Материалы: китайские трубочки. Описание: Любознайкин тронул рукой трубочки и дети услышали нежные звуки. Любознайкин: Какая красивые звуки. (Трогает каждую трубочку) Дети, как вы думаете, почему мы слышим разные звуки? Ответы детей Любознайкин предлагает детям потрогать каждую трубочку. Любознайкин: Посмотрите на трубочки, одинаковые ли они? Дети: Нет, одни длинные. Другие короткие. Любознайкин предлагает подуть или постучать по длинной и по короткой трубочкам. Дети обращают внимание, что высота звука зависит от длины трубочек. Любознайкин : Как можно заставить трубочки звучать, не касаясь их руками?. Ответ детей: С помощью воздуха, подув на них. Дети дуют на китайские трубочки и слушают их звучание. Можно ли использовать звучание китайских трубочек, например, при рассказывании сказки. Ответ детей. Давайте попробуем. Исполняется небольшая музыкальная сказка. 21.Занятие «Создай свой инструмент» (практическое, рассчитано на две подгруппы детей)

Задача. Попробовать сделать свой инструмент самостоятельно на занятии и дома с родителями. Материалы: коробочки, баночки, крупа и мелкие зернышки, скотч для одной подгруппы, для другой рогатки, проволока, пуговицы, косточки от абрикоса, ключи) Описание: Любознайкин приносит нужный материал для изготовления погремушек. Дети с педагогом делают музыкальные инструменты. Во время изготовления инструментов звучит музыка. В заключении дети играют на созданных инструментах под русскую народную мелодию «Барыня» в грамзаписи.

22 занятие «Старинный граммофон» 

Задача: Познакомить с принципом работы граммофона и проигрывателя Описание: Любознайкин: Здравствуйте, дети! Мне моя бабушка прислала подарок - пластинку с песней Руслановой «Валенки». Давайте послушаем. Дети слушают в записи голос народной певицы Руслановой «Валенки» Любознайкин: Что за удивительная труба? (граммофон) я такой еще не видел. Педагог: показывает фото граммофона, настоящий проигрыватель объясняет принцип их действия. Затем ставит пластинку с детской песенкой на проигрыватель, после прослушивания дети вооружившись лупами, рассматривают пластинки. Педагог: Что вы увидели на пластинке? Ответ детей: на каждой пластинке какие-то канавки. Педагог: как вы думаете. Где прячется музыка? Ответ детей: в этих канавках Педагог объясняет детям. Что на каждой пластинке есть специальные канавки. В них скрывается музыка. Извлечь ее можно специальной иглой проигрывателя. Дети, вооружившись лупами, рассматривают пластинки и иглу проигрывателя. Выяснив принцип работы граммофона и проигрывателя, дети еще раз прослушивают запись с песней Руслановой «Валенки», подпевая певице.

23 Занятие «Изготовление проигрывателя»

 Задачи: развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении проигрывателя Материалы, оборудование: пластинки, рупор, карандаши, швейная игла, увеличительные стекла, ножницы, картинки — алгоритмы действий, проигрыватель для пластинок. Описание. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на разложенные на столе пластинки, увеличительные стекла. Педагог: Для чего все это приготовил Любознайкин? Попробуйте рассмотреть пластинку под увеличительным стеклом. Что видите? Я вижу мелкие канавки. А вы? Педагог: Какие они — прямые или с извилинками? (С извилинками.) Как же иголка в проигрывателе бежит по этим канавкам? Давайте понаблюдаем за иглой. Дети слушают грамзапись, наблюдая за иголкой. Ответы детей: Я думаю, что дрожит. Педагог: Давайте сделаем свой проигрыватель. Педагог: просит одного ребенка изготовить бумажный рупор, затем втыкает в его кончик швейную иглу. Надевает пластинку на карандаш: «Я буду крутить пластинку, а ты... (называет ребенка) держи рупор». Крутит карандаш, на карандаше крутится пластика, рупор ставит на пластинку. Что слышите? (Пластинка запела.) Крутить равномерно трудно, поэтому песенка звучит смешно. Примечание. Чтобы рупор легко и свободно следовал вместе с иглой по звуковой дорожке, его надо держать за самый краешек вверху. Можно вращать пластинку на диске проигрывателя, но воспроизводить звук иглой с рупором.

24 Занятие «Я умею»

Задача: Демонстрация полученных знаний родителям. Описание: Дети: Объявляют концертные номера в микрофон Читают стихи и поют песни в микрофон Играют на самодельных губных гармошках, погремушках и дудочках. Играют на стаканах и трубочках. В игре « Узнай по голосу» дети в игре используют рупор. Концертная программа составляется по выбору педагога.

25 занятие «Забавные звуки»

Задача: Выяснить, почему валанчик, прокатываясь и переворачиваясь, издает забавные звуки. Материалы: Коробочка с валанчиком. Описание: Любознайкин: Сегодня к нам в гости пришел мой друг Ванька-Встанька, давайте с ним поздороваемся. Дети здороваются. Любознайкин показывает детям забавную игрушку Валанчик в коробочке. Показывает какой забавный у него голос. Дети и педагог рассматривают валанчик и замечают, что звук произносится только при движении. Дети играют с забавной игрушкой. Любознайкин: Есть ли у вас дома игрушки с забавными звуками? Выясняется. Что у многих детей есть звучащие игрушки. Любознайкин: Давайте устроим праздник музыкальных игрушек. В заключении для Ваньки - Встаньки дети исполняют знакомую песенку.

 26 занятие «Музыкальные игрушки» 

Задача: привлечь внимание детей к музыкальным игрушкам. Описание: Дети приносят музыкальные игрушки, и вместе с Любознайкиным устраивается развлечение «»Музыкальные игрушки», на котором обыгрывается каждая музыкальная игрушка. Педагог с детьми рассматривают игрушки, дети высказывают свои предположения, как озвучена та или иная игрушка. Развлечение проводится в форме диалога между ребенком и игрушкой. Дети читают, ранее выученные стихи об игрушках, исполняют песни.

 27 занятие «Может ли петь соломинка?»

 Задача: Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении из соломинки флейту по схеме. Материалы: пластинка, рупор, карандаши, швейная игла, увеличительные стекла, ножницы, картинки — алгоритмы действий, проигрыватель для пластинок. Воспитатель. Какого инструмента еще нет в нашем оркестре ? Давайте сегодня сделаем флейту. Как ее можно изготовить, вам подскажут картинки Дети выполняют по алгоритму, указанному на картинках: 1. Расплющить конец соломинки до указанной отметки. 2. Обрезать края ножницами. 3.С другого конца соломинки прорезать три небольших отверстия на одинаковом расстоянии друг от друга. 4. Подуть в соломинку, слегка сжав ее зубами. Педагог: Что слышите? Дети дуют, слышатся звуки. Педагог: дома вместе с папами попробуйте также изготовить дудочки из веточек деревьев или из тростника. Затем педагог на блок флейте исполняет для детей «Вечернюю песенку»

28 занятие «Дерево и стуки» 

Задача выявить причину возникновения стука Дети входят в лабораторию и видят на столиках деревянные бруски, кубики. Любознайкин: Здравствуйте, дети, приглашаю вас, отправится в лес за новыми звуками. Договариваются на чем поедут. Слышатся звуки леса: шум деревьев, голоса птиц, журчание ручья. Любознайкин: Ну, вот мы и в лесу (рассматривают картину «В лесу») Слышится стук дятла. Любознайкин: Кто это так необычно стучит? Дети: Дятел. Любознайкин: Как он это делает? Дети: Он стучит носиком по дереву. Любознайкин: Как возникают звуки, мы с вами знаем. Дети: С помощью звуковой волны. Любознайкин: А как возникают стуки, мы сейчас проверим. Перед вами находятся деревянные кубики и брусочки. Давайте попробуем найти стук. Дети стучат брусочками и кубиками. Делают вывод, что при ударе кубика о кубик появляется звуковая волна и слышится стук. Любознайкин спрашивает детей можно ли стуки использовать в музыке. Ответы детей. Предлагает детям отстучать кубиками предложенный им ритм. Дети простукивают ритм. Затем звучит народная плясовая мелодия, дети снова отстукивают ритм предложенный педагогом

29 занятие «Стуки и звуки» 

Задача Выяснить, как можно использовать стук в музыке Материалы и оборудования: молоточки, металлические брусочки. Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в гости в станицу Стучалкино. В ней все жители очень любят разные стуки. Кузнецы любят металлические звуки. (Дети стучат молоточками по металлической пластине) Как вы думаете можно ли использовать такие звуки в какой –нибудь песенке? Дети: Можно, в песне «Во кузнице» Исполняется песня «Во кузнице» А какие стуки еще можно использовать в музыке. Дети: можно стучать на деревянных брусочках. Дети отстукивают ритм молоточками по деревянным брусочкам. Исполняется русская народная плясовая мелодия «Кудерышки»

30 занятие «Мелодия и дети»

Задача: закрепить у детей понятие «Мелодия» Дети входят в лабораторию и слышат мелодии разных детских песен Педагог: Ребята, сегодня Любознайкин приготовил для вас музыкальные загадки. Попробуйте отгадать их. Их нельзя увидеть Не возьмешь их в руки, Можно только слышать, Кто же это? (звуки) Семь невидимок тихонечко сидят. Семь невидимок на тебя глядят. Постучи к ним: тук-тук-тук! И тебе ответит….(звук) Пятачок, два уха, розовое брюхо, Хвост, как нитка, голос звонок, Кто же это? (поросенок) Дети отгадывают загадки, затем звучат отрывки из детских песен из мультфильмов « Крошка Енот», « Приключения Незнайки», «Кот Леопольд» Дети угадывают, о ком звучат песни. Педагог: Как вы смогли догадаться, о ком прозвучали песни, ведь вы не слышали ни одного слова? Ответ детей: По музыке, по мелодии. Педагог: Правильно, песни, музыкальные произведения можно узнать по мелодии. Слово «Мелодия» греческое. Оно означает «напев», «пение». Ее можно напеть или сыграть. Мелодия лежит в основе любого произведения. Благодаря мелодии музыка способна передать любой музыкальный образ веселого зайчика, косолапого мишку, шустрой белочки, хитрой лисички. Дети продолжают называть музыкальные образы знакомых музыкальных произведений. Затем исполняют знакомую песенку из названных по выбору детей.

31 занятие «Оркестр забавных инструментов» 

Задача игра в оркестре на инструментах, созданных детьми. Материалы, оборудование: музыкальные и шумовые инструменты. Описание : Он отличный музыкант У него большой талант. Палочкой взмахнул и вот В зале музыка живет. Зазвучал оркестр, хор. Кто же это? (дирижер). Игра - «Волшебная палочка дирижера» В руках у педагога дирижерская палочка. Педагог показывает ее детям и рассказывает, для чего нужна дирижеру его палочка. «С помощью своей дирижерской палочки дирижер, как волшебник, может оживлять музыку. Он может заставить зазвучать любой инструмент в оркестре и весь оркестр в целом. Чем не волшебник с волшебной палочкой?» Дети по очереди играют с «волшебной» палочкой дирижера, рисуют палочкой в воздухе ритмические узоры — «оживляют» музыку. Звучат « Марш» Д.Шостоковича, Колыбельная Г.Свиридова, русская народная плясовая мелодия в исполнении оркестра. Затем дети играют на шумовых инструментах, созданных своими руками под грамзапись русской народной мелодии.

32 занятие Фото-сессия «Вспомним, как мы начинали»

Задача Заключительное занятие в лаборатории совместное занятие детей и родителей. Материалы: шумовые инструменты, сделанные детьми с педагогом и родителями, фотографии и описание экспериментов, схемы, диагностика, альбомы, тетради, музыкальные инструменты, видео запись Педагог: Тихо-тихо рядом сядем Входит музыка в наш дом. В удивительном наряде, В сарафане расписном! Звучит «Утро» Прокофьева Вот так 2 года назад вошла музыка в нашу детскую музыкальную лабораторию. Еще тогда наши дети маленькие, но удивительно любопытные старались узнать, где прячутся звуки. Давайте посмотрим, как мы начинали. Демонстрируются фотографии самых первых занятий. Во время просмотра которых, тихо звучит музыка П.И.Чайковского пьесы из «Детского альбома» Сейчас перед вами не просто будущие школьники, это маленькие ученые, музыканты. Дети рассказывают стихи о музыке, небольшие сказки с демонстрационным материалом, поют песни. Вместе с родителями дети исполняют 2 инструментальные пьесы, играя на шумовых инструментах. Любознайкин благодарит всех детей за дружбу и прощается с ними. В заключении исполняется песня В. Шаинского «Улыбка.

Конспект итогового занятия

Цель: Создание условий для познавательной активности детей, через экспериментирование со звуками.

Обучающие задачи:

1. Обучать детей умению устанавливать причинно – следственные связи.

2 Способствовать формированию у детей любознательности, к самостоятельному познанию и размышлению.

3. Закреплять элементарные представления о природе возникновения звуков.

Развивающие задачи:

1.Формировать представления детей о звуке, его движении.

2.Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.

Воспитательные задачи

Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

Оборудование: магнитная доска, 4 небольших стола для экспериментов, музыкальный инструмент – балалайка, деревянные линейки, 4 стакана (пластмассовый, деревянный, стеклянный, металлический), карандаши, 6-8 одинаковых пробирок, подставка для пробирок, сосуд с водой, палочки, бумажные заготовки музыкальных нот, фломастеры, электронная презентация «Лаборатория музыкальных звуков», применение ТСО: музыкальный центр, диски, мультимедийное оборудование.

Словарная работа: Музыкальные и немузыкальные звуки; музыкальная лаборатория; учёный; наука; композитор; материалы сосудов: стеклянный, металлический, пластиковый, деревянный; звуки: высокий, низкий, ниже, выше, звонкий, глухой (свойство звука)

Музыкальный репертуар: П.И.Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»), К. Дебюсси отрывок музыкальной пьесы «Лунный свет» («Бергамская сюита»).

Ход:

Дети входят в музыкальный зал, оформленный под лабораторию. Их встречает педагог в образе профессора музыкальных наук. (На экране слайд презентации)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Давайте знакомится: я профессор музыкальных наук, и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию! А вы знаете кто такие ученые? (На экране возникает слайд с фотографией учёного)

Музыкальный руководитель: А что такое наука? (наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений.)

Музыкальный руководитель: Все ученые работают в специальных лабораториях. (На экране появляется фотография научной лаборатории.)

Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная. Посмотрите, что вы видите на столах в моей музыкальной лаборатории?

- Ребята, про учёных мы всё выяснили, а теперь скажите мне, пожалуйста, кто такие композиторы?

(На экране появляется картинка с изображением сказочного композитора: - Друзья мои, у меня случилась беда, я растерял все свои нотки и теперь музыка у меня не пишется. Помогите мне!)

- Поможем композитору отыскать его ноты? А для того, чтобы найти потерянные ноты, нам придётся провести научные исследования. А что мы будем изучать вы узнаете, отгадав мою загадку:

- Их нельзя увидеть не возьмешь их в руки,

Можно только слышать, что же это? (Звуки).

- Правильно, это звуки! Давайте послушаем с вами «Вальс цветов» П.И.Чайковского, садитесь поудобнее, закройте глаза и подумайте какое настроение вызывают у вас эти музыкальные звуки. (Звучит отрывок «Вальса цветов» П.И.Чайковского)

- Ребята, какое настроение вызвали у вас эти музыкальные звуки?

Звуки очень любят играть в прятки с детьми. Поиграем с ними? А поможет нам моя музыкальная лаборатория, в которой я изучаю свойства звуков. Здесь у нас найдутся приборы – помощники (показывает детям приборы на столах). И если мы отыщем все звуки, у нашего композитора в нотной тетради появятся потерянные нотки, а мы сможем послушать музыку, которую он написал. Посмотрите, пожалуйста, на экран, сейчас его нотная тетрадь, в которой он записывает свою музыку, абсолютна пуста. (На экране появляется изображение пустого нотного стана)

- А сначала, раз, два, три, четыре, пять - приглашаю поиграть!

Игра «Что звучит?»

У меня есть чудесная шкатулка. Она полна самых разнообразных звуков: это звуки природы, звуки дома, звуки улицы. С помощью этой шкатулки мы можем отправиться в путешествие. Посмотрите на указатель (расставляет указатели): можно отправиться на природу – к морю, в лес, к речке, можно прогуляться по шумным улицам города, а можно отправиться домой, в тепло и уют. Когда я буду открывать шкатулку, и зазвучат звуки, вы должны определить какой это звук: звук природы, звук дома, звук улицы, - и отнести картинку с ответом в соответствующее место.

Музыкальный руководитель: Ну, вот теперь мы готовы к экспериментам. Добро пожаловать на первый эксперимент.

Эксперимент 1: Откуда рождается звук? (педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т.Н.Девятова)

Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.

Материалы: балалайка, линейки.

Музыкальный руководитель: Как возникает звук? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент.

Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

Музыкальный руководитель: Почему звук прекратился? (Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает).

Музыкальный руководитель: Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)

- Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.

Мы извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется).

Музыкальный руководитель: Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой).

Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает когда? (только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется). Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну). (зарисовать волну на доске)

Музыкальный руководитель: Совершенно верно. Звук – это что? (волна). Вот мы и выполнили первый эксперимент! Нашли первую нотку для композитора! (На экране появляется первая нотка.)

Эксперимент 2 «Звуки разные нужны, звуки разные важны»

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.

Материалы: стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный, карандаши.

Дети проходят за второй стол.

Музыкальный руководитель: Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети? (пластмассовый).

-Затем подошел к другому, постучал (деревянный)

- К третьему (стеклянный)

- К четвертому (металлический)

Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся. (Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)

Музыкальный руководитель: Ну, а теперь давайте разомнёмся!

Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идем искать.

Пластиковый, деревянный, металлический и стеклянный, звонкий, глухой.

(Дети ходят по залу, отыскивают различные звуки, показывают и рассказывают о них)

Музыкальный руководитель: Какой можно сделать вывод? (Различные предметы издают различные звуки). (зафиксировать результаты эксперимента на доске).

Музыкальный руководитель: Мы нашли вторую нотку для композитора?

(На экране появляется вторая нотка.)

Эксперимент 3 «Поющая вода».

Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука

Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.

(Дети подходят к третьему столу, где стоят стеклянные сосуды).

Музыкальный руководитель: Что мы с вами видим? Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные).

Музыкальный руководитель: Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по сосудам. Какие звуки издают сосуды? (Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

Музыкальный руководитель: Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково).

Музыкальный руководитель: А как сделать, чтобы звук изменился? (добавить воды). Возьмите кувшины с водой и вылейте воду в сосуд. Посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас? (В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды).

Музыкальный руководитель: Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у 1 и 8 сосудов с разным количеством воды.

Музыкальный руководитель: Что вы сейчас можете сказать о звуках. (Звучание разное).

Музыкальный руководитель: Давайте теперь постучим по 1,4,8 сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему? (Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные).

Музыкальный руководитель: Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх.

(Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему). (Издаваемый звук уходит постепенно вверх).

Музыкальный руководитель: Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.

(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)

(Звук постепенно уходит вниз).

Музыкальный руководитель: Какой вывод можно сделать? (Звуки можно извлекать из предметов и изменять) Молодцы, ребята! (На экране появляется третья нотка.) (фиксация результата).

(Дети вместе с педагогом проходят к четвёртому столу. На столе заготовки ноток и фломастеры).

Музыкальный руководитель: Посмотрите, на столе лежат какие-то музыкальные нотки. Но они белые и совсем не музыкальные. Ребята, да здесь подсказка! (На первом шаблоне надпись – «изобрази звук, каким ты его представляешь»). Теперь всё понятно, быстренько берём фломастеры и на пустых ноткам попробуем изобразить звук.(Дети размещаются на полу или за столами, рисуют на заготовках свои рисунки под музыку, которую слушали в начале занятия (П.И.Чайковский «Вальс цветов»). После этого все нотки размещаются на магнитной доске. Дети вместе с педагогом рассматривают их, дети рассказывают о том, каким они представляют звук).

Музыкальный руководитель: Ребята, вы замечательно изобразили звуки! Посмотрите, все ваши звуки превратились в нотки и заняли свои места на нотном стане! (На экране появляется слайд с оставшимися нотами)

Музыкальный руководитель: Ребята, мы помогли нашему композитору? Он доволен и готов дать послушать нам свою музыку! Устраивайтесь поудобнее на ковре и послушаем мелодию, которая получилась, благодаря нашей работе.

Релаксация.

Дети, лёжа на ковре, слушают отрывок из сюиты К.Дебюсси «Лунный свет».

Музыкальный руководитель(после окончания музыки): Вот мы и отдохнули, наши ручки просыпаются (дети поднимают руки), просыпаются ножки (дети шевелят ножками). Вот и ребята проснулись, сладко потянулись.

Вы смогли выручить из беды сказочного композитора. А что нового узнали? Расскажите мне, пожалуйста, что вам сегодня понравилось, что запомнилось. (Дети делятся впечатлениями о проведённом занятии):

- Откуда берётся звук? Все ли предметы одинаково звучат? Какие бывают звуки? (звонкие, глухие, низкие, высокие).

- Я очень рада, что вам понравилось наше занятие. Спасибо вам за вашу работу! До свидания!

Использованные ресурсы:

Девятова Т.Н., Звук – волшебник / Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-пресс, 2006 г. Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э., Откуда берётся звук? // журнал “Музыкальная палитра», №5, 2006 г.

Авторская программа Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», учебно-методическое пособие «Бим! Бам! Бом! Игры со звуками», 2003 г.

Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995 г.

«Поющая вода»

Занятие – эксперимент: Показать, как количество воды в стакане

влияет на высоту звука и как можно сочинить мелодию, играя специальными палочками на стаканах с разным количеством воды.

Материалы: бокалы, вода, палочки из разного материала 

Описание:


Перед детьми стоят несколько стаканов Педагог: Дети как заставить бокалы звучатъ?

Любознайкин: Я знаю, (начинает дуть в стакан, но звука нет. Любознайкин расстроен).

Педагог предлагает детям попробовать заставить звучать стаканы (Проверяются все варианты детей: постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети).


Любознайкин: А как можно сделать звук звонче? (применяются палочки из разного материала)

Педагог: Дети, как вы думаете: как можно использовать эти звуки в

Музыке (Ответы детей) В заключении дети и Любознайкин отстукивают ритм и исполняется песня по выбору музыкального руководителя.


«Как изменить звук»

Задача: Выяснить какие факторы влияют на изменение звука.

Материалы, оборудование:

Описание: Любознайкин:  Дети, с вашей помощью наши стаканчики зазвучали. Но звук у них какой-то одинаковый. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы изменить звук наших стаканчиков? ( Варианты ответов детей) Звучит песня «Дождик»

Педагог: Дождик предлагает нам налить в стаканчики воду.

Вы в стаканы наливается вода в равных количествах. Педагог обращает внимание детей на звук. Предлагается детям самим наполнить стаканы. Количество воды налитое в стаканы детьми разное.

Все слушают, как звенят бокалы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Почему Илюшин стаканчик звучит не так как Танин? Что влияет на звон? (На звон влияет количество воды, звуки получаются разные.)

  • заключении педагог играет для детей детскую песенку. Затем дети вместе с педагогом повторяют ее, играя на стаканах с водой.

Музыкально дидактическая игра

«Узнай по звучанию инструмент»

Цель: Формировать умение определять музыкальный инструмент по звучанию. Развивать тембровый слух у детей. Воспитывать интерес к музыкальным инструментам.

Описание игры: Музыкальные инструменты лежат на столе, дети двигаются под музыку, с окончанием музыки, за ширмой звучит инструмент, дети должны взять тот инструмент, который определили на слух и поиграть на этом инструменте.

Отчет о работе детской музыкальной экспериментальной лаборатории. Для формирования музыкального слуха решающее значение имеет специально созданная музыкальная среда, окружающая ребенка. Без музыкальных воздействий слух не может развиваться, как не может развиваться фонематический слуху ребенка, растущего в среде глухонемых. Однако одной музыкальной среды еще недостаточно для развития слуха. Самым эффективным способом для этого является пение (вокализация). Во время пения человек как бы «отражает» музыкальную реальность и одновременно заново ее создает. Иными словами, чтобы у ребенка развивался слух. Ему нужно много петь. Сложность заключается в том, что маленький ребенок еще плохо управляет голосом. Необходимость развивать слух сталкивается с несформированной моторикой голосового аппарата. Для малышей нужно искать дополнительные способы воссоздания музыкальной реальности. Это прежде всего ритмические движения и элементарное музицирование. В прежние времена из детей растили исполнителей. Сегодня наша задача - воспитывать слушателей. Но чтобы вырасти способным слушателем, ребенок в детстве, как и в прежние времена должен насладиться ролью музыканта. Необходимо формировать у ребенка определенные действия, с помощью которых он сможет отразить воспринимаемую музыкальную действительность. С этой целью в нашем детском саду создана экспериментальная детская лаборатория, работа которой рассчитана на 2 года. В ней ребенок знакомится со свойствами звуков, различными музыкальными инструментами, создает свои мелодии и собственные простейшие музыкальные инструменты. А также в любое свободное время может поиграть на музыкальных инструментах. Иными словами в лаборатории ребенок и музыкант и ученый. Дети средней группы знакомятся со звучанием различных технических средств: патефона, проигрывателя. Участвуют в экспериментах «Спаси колобка», слушают отрывки с разной скоростью, «Напои птичку» наполняют водяные свистульки водой и извлекают звуки птиц, « Помоги вылечить аккордеон» делают собственные бумажные гармошечки. Учатся пользоваться микрофоном, участвуют в записи радиогазеты для пап и мам, поют песни под караоке, «Помоги больной кукле» выбирают музыку для больной куклы. Участвуют в выставках музыкальных инструментов и фотосесиях. Дети старшей и подготовительной групп знакомятся с понятием «ученые», «эксперимент», с определением «звук». Наблюдая за явлениями природы, такими как дождь, дети учатся слышать в окружающих нас звуках ритм, пытаются воспроизвести его, и применить в музыке. Зная, что современные технические средства способны воспроизводить не только тихую музыку, но и очень громкую, дети учатся выбирать наиболее комфортное для слуха звучание музыки. Иными словами ребенок с детства учится музыкальной культуре слушателя. Создавая свой музыкальный инструмент, дети используют схемы. Во время проведения экспериментов высказывают предположения и гипотезы. Ребенок в музыкальной лаборатории выступает полноправным участником экспериментов со звуком. Например, участвуя в экспериментах «Стуки и звуки», « Дерево и стуки» дети выясняют не только причину возникновения стуков, но и находят применение стукам в музыке. В эксперименте «Шумы и звуки» дети находят различие между шумовыми и музыкальными звуками. Они так же находят им применение, например, при рассказывании сказок в кукольном театре. Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо - они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности. Овладение детьми знаниями пользования современными музыкальными техническими средствами, умение ребенка создавать свой маленький собственный музыкальный инструмент, создавая собственную мелодию на нем, позволяет ему почувствовать свою значимость, самостоятельность . Участие в выставках, концертах и фотосессиях дают родителям исчерпывающую информацию об эффекте применяемых методов, средств и форм музыкальной деятельности. По результатам проведенной диагностики можно судить об эффективности применяемой технологии. Дети стали активнее и внимательнее на занятиях, у них увеличился словарный запас, расширился кругозор, появилось умение объяснять полученные данные во время экспериментов, появилось желание приобретать знания путем экспериментирования, и самое главное дети с желанием слушают и слышат музыку разную по характеру, будь то народные мелодии или музыка великих композиторов - классиков.

Отчет о работе детской музыкальной экспериментальной лаборатории. Для формирования музыкального слуха решающее значение имеет специально созданная музыкальная среда, окружающая ребенка. Без музыкальных воздействий слух не может развиваться, как не может развиваться фонематический слуху ребенка, растущего в среде глухонемых. Однако одной музыкальной среды еще недостаточно для развития слуха. Самым эффективным способом для этого является пение (вокализация). Во время пения человек как бы «отражает» музыкальную реальность и одновременно заново ее создает. Иными словами, чтобы у ребенка развивался слух. Ему нужно много петь. Сложность заключается в том, что маленький ребенок еще плохо управляет голосом. Необходимость развивать слух сталкивается с несформированной моторикой голосового аппарата. Для малышей нужно искать дополнительные способы воссоздания музыкальной реальности. Это прежде всего ритмические движения и элементарное музицирование. В прежние времена из детей растили исполнителей. Сегодня наша задача - воспитывать слушателей. Но чтобы вырасти способным слушателем, ребенок в детстве, как и в прежние времена должен насладиться ролью музыканта. Необходимо формировать у ребенка определенные действия, с помощью которых он сможет отразить воспринимаемую музыкальную действительность. С этой целью в нашем детском саду создана экспериментальная детская лаборатория, работа которой рассчитана на 2 года. В ней ребенок знакомится со свойствами звуков, различными музыкальными инструментами, создает свои мелодии и собственные простейшие музыкальные инструменты. А также в любое свободное время может поиграть на музыкальных инструментах. Иными словами в лаборатории ребенок и музыкант и ученый. Дети средней группы знакомятся со звучанием различных технических средств: патефона, проигрывателя. Участвуют в экспериментах «Спаси колобка», слушают отрывки с разной скоростью, «Напои птичку» наполняют водяные свистульки водой и извлекают звуки птиц, « Помоги вылечить аккордеон» делают собственные бумажные гармошечки. Учатся пользоваться микрофоном, участвуют в записи радиогазеты для пап и мам, поют песни под караоке, «Помоги больной кукле» выбирают музыку для больной куклы. Участвуют в выставках музыкальных инструментов и фотосесиях. Дети старшей и подготовительной групп знакомятся с понятием «ученые», «эксперимент», с определением «звук». Наблюдая за явлениями природы, такими как дождь, дети учатся слышать в окружающих нас звуках ритм, пытаются воспроизвести его, и применить в музыке. Зная, что современные технические средства способны воспроизводить не только тихую музыку, но и очень громкую, дети учатся выбирать наиболее комфортное для слуха звучание музыки. Иными словами ребенок с детства учится музыкальной культуре слушателя. Создавая свой музыкальный инструмент, дети используют схемы. Во время проведения экспериментов высказывают предположения и гипотезы. Ребенок в музыкальной лаборатории выступает полноправным участником экспериментов со звуком. Например, участвуя в экспериментах «Стуки и звуки», « Дерево и стуки» дети выясняют не только причину возникновения стуков, но и находят применение стукам в музыке. В эксперименте «Шумы и звуки» дети находят различие между шумовыми и музыкальными звуками. Они так же находят им применение, например, при рассказывании сказок в кукольном театре. Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо - они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности. Овладение детьми знаниями пользования современными музыкальными техническими средствами, умение ребенка создавать свой маленький собственный музыкальный инструмент, создавая собственную мелодию на нем, позволяет ему почувствовать свою значимость, самостоятельность . Участие в выставках, концертах и фотосессиях дают родителям исчерпывающую информацию об эффекте применяемых методов, средств и форм музыкальной деятельности. По результатам проведенной диагностики можно судить об эффективности применяемой технологии. Дети стали активнее и внимательнее на занятиях, у них увеличился словарный запас, расширился кругозор, появилось умение объяснять полученные данные во время экспериментов, появилось желание приобретать знания путем экспериментирования, и самое главное дети с желанием слушают и слышат музыку разную по характеру, будь то народные мелодии или музыка великих композиторов - классиков.

Фотоматериалы. Участники экспериментов.

C:\Users\Ира\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20220520_125236.jpg

        

C:\Users\Ира\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20220520_123803.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание детской экспериментальной музыкальной мини-лаборатории (из опыта работы)

Как правило, говоря об экспериментировании, мы подразумеваем экологическое воспитание дошкольников. А ведь экспериментирование как метод может и должно применяться в любой образовательной области. Муз...

«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

(развлечение для детей старшего дошкольного возраста)...

«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно ориентированного взаимодействия с де­тьми. Взаимодействие может рассматриваться только через сист...

Конспект музыкального занятия "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория" с использованием технологии исследовательской деятельности

Детская экспериментальная музыкальная лаборатория с использованием технологии исследовательской деятельностиЦЕЛЬ: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательн...

Проект (Исследовательно – экспериментальный) «Музыкальная лаборатория"

Экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии ставят перед музыкальными рук...

Проект «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

Проект «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория» с использованием технологии исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Статья «Технология исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через организацию «Детской экспериментальной музыкальной лаборатории»

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательск...