Статья «Технология исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через организацию «Детской экспериментальной музыкальной лаборатории»
статья
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. В статьте отражён опыт работы по музыкальному экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Технология исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через организацию «Детской экспериментальной музыкальной лаборатории»
Современные педагогические технологии, применяемые в дошкольном образовательном учреждении, направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том числе в области познавательно-исследовательской деятельности.
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления.
Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
Я, как музыкальный руководитель считаю, что музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но и оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития ребенка. Ребенок-дошкольник проявляет живой интерес к исследовательской деятельности различного рода, в частности – к экспериментированию со звуками.
Организация исследовательской деятельности в музыкальном воспитании дошкольников позволяет стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала дошкольника через развитие и совершенствование исследовательских способностей (изучение звуковых возможностей различных предметов и музыкальных инструментов) и навыков исследовательского поведения (поиск различных вариантов звукоизвлечения). Творческое освоение звуковой картины окружающего мира обогащает память ребёнка, активизирует мыслительные процессы, даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, формирует интеллект, развивает речь, становится стимулом личностного развития ребенка.
Для организации исследовательской деятельности в МКДОУ «Подснежник» созданы определенные условия:
- Составлен тематический план работы с детьми по экспериментальной деятельности.
- Создана предметно - развивающая среда.
- Составлена картотека проведения опытов и экспериментов.
- Подобран дидактический материал.
-Разработан проект: «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория» с использованием технологии исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Также были определены основные принципы, которые легли в основу проекта:
Принципы и подходы в организации процесса музыкального экспериментирования на музыкальных занятиях
Методические принципы:
1. Принцип создания непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно.
2. Принцип целостного подхода в решении педагогических задач:
а) обогащение детей музыкальными впечатлениями;
б) претворение полученных впечатлений в самостоятельную творческо-поисковую деятельность;
3.Принцип последовательности, предусматривающий усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания;
Работу по экспериментированию со звуковым материалом необходимо проводить в определенной системе, последовательности.
Исследование необходимо проводить поэтапно:
1 этап – накопление впечатлений, постановка проблемы.
2 этап – проведение эксперимента, опыта.
3 этап – проведение дидактических игр, закрепляющих знания, полученные в ходе экспериментальной деятельности,
4 этап – процесс изготовления музыкальных инструментов, поиск творческих решений
5 этап – самостоятельное изучение детьми возможностей созданного музыкального инструмента – звуковой игрушки.
6 этап – применение изготовленного музыкального инструмента в практической деятельности, например, для совместного музицирования, озвучивания стихов, сказок.
4. Принцип партнерства, благодаря которому группа детей, музыкальный руководитель и воспитатель становятся единым целым;
5. Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
Методы:
1) Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, просмотр научно-познавательных программ, мультфильмов, наблюдение за объектом
2) Словесный: беседы, дискуссии.
3) Слуховой: слушание музыки.
4) Игровой: наглядные опыты, эксперименты.
5) Практический: сочинительство, занятия-опыты.
В детском саду «Подснежник» (сентябрь текущего года) начала свою работу «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория», в которой дети знакомятся с современными музыкальными техническими средствами, учатся ими пользоваться. Знакомятся со свойствами звука, участвуют в интересных опытах со звуками, а полученные знания используют в своей творческой деятельности, например: делают свои музыкальные инструменты и учатся сочинять свои мелодии, участвуют в концертах, выставках вместе с родителями.
Содержание работы по внедрению музыкального экспериментирования в непосредственную образовательную деятельность включает несколько этапов:
I этап Теоретическо-мотивационный (сентябрь-октябрь)
Цель: дать детям элементарные понятия о звуке, о его физической природе.
Задачи:
- мотивировать интерес детей к музыкальным занятиям и музыкальному искусству;
- формировать элементарные представления о физических свойствах звука;
- развивать любознательность, память;
- воспитывать интерес к новым познаниям;
Примерные темы первого этапа:
1. «Здравствуйте, меня зовут Звук».
2. «Портрет Звука».
3. «Как мы слышим звук».
4. «Сильный и слабый звук».
II этап Познавательно – сопоставительный (ноябрь-январь)
Цель: учить сравнивать, сопоставлять, анализировать звучание различных звуков, их источник возникновения.
Задачи:
- развивать умственную активность;
- формировать умение наблюдать и анализировать;
-прививать аналитические навыки;
- развивать звуковысотный слух;
- формировать музыкальный вкус;
- воспитывать любовь к знаниям и учебе;
Примерные темы второго этапа:
1. «Благородные и неблагородные звуки».
2. «Деревянные и металлические звуки».
3. «Дружба музыкальных и шумовых звуков».
4. «Лучше всего дружить в оркестре».
Оборудование: деревянные и металлические детские музыкальные инструменты, бросовый материал (коробочки, фантики и т.д.)
III этап Опытно – исследовательский (февраль-март)
Цель: формировать подвижное мышление путем опытно-поисковой деятельности.
Задачи:
- учить концентрировать внимание и память;
- развивать любознательность;
- развивать ассоциативное мышление;
- формировать образное мышление;
- развивать звуковысотный слух, музыкальную память;
Оборудование: стеклянные бокалы, вода, детские музыкальные инструменты, бросовый материал.
IV этап Творческий (апрель-июнь)
Цель: закрепить приобретенные детьми знания и опыт.
Задачи:
- учить применять полученные знания на практике, в жизни;
- раскрыть творческий потенциал каждого ребенка;
- воспитывать уверенность в себе и чувство собственного достоинства;
Проведение развлечений, занятий-опытов, озвучка мультфильмов, выставка самодельных инструментов.
В процессе освоения методической разработки по музыкальному экспериментированию в развитии музыкальных способностей предполагается достичь определённых результатов:
-положительное эмоциональное отношение детей к музыкальному искусству;
-развитый музыкальный слух, приближенный к абсолютному.
-улучшение качества интонирования;
-желание продолжить обучение музыке в музыкальной школе;
-заинтересованность в поисках новых звуков, ассоциаций с ними;
-умение изготавливать простейшие музыкальные инструменты из бросового материала;
Таким образом, процесс экспериментирования со звуком способствует развитию познавательной активности, природной музыкальности, креативного потенциала дошкольников.
В заключении хочется отметить, что в современной музыкальной среде исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов, получает все большее развитие. И чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.
Литература.
1.Т.В. Черниговская статьи о влиянии музыки на человека,
2.О.П.Радынова «Концепции формирования личности через музыкальную культуру».
3. Н.В. Тарасова «Давай послушаем. Игры на развитие слухового восприятия» - М., 2014.
4. Б.М. Теплов «Психология музыкальных способностей» - М., 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.
В материале представлена система работы развитию творческих способностей детей старшего дошкольного через организацию детский театрализованной деятельности в группе.Цель работы: создание условий для т...
Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».
Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....
«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование». Подготовила воспитатель: Чернова Н.С
Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование». Подготовила воспитатель: ...
Статья "Проектно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО"
Статья "Проектно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО" для педагогов детского сада...
Опыт работы. «Развитие поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста по развитию поисково-исследовательской деятельности через экспериментирование....
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Цель: выработать стремление к внедрению инноваций в исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность....
Статья "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование".
Познавательно – исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении является одним из основных видов деятельности детей. Поэтому педагогу важно формировать у детей...