Статья «Технология исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через организацию «Детской экспериментальной музыкальной лаборатории»
статья

Чурина Оксана Александровна

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. В статьте отражён опыт работы по музыкальному экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Технология исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через организацию «Детской экспериментальной музыкальной лаборатории»

Современные педагогические технологии, применяемые в дошкольном образовательном учреждении, направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том числе в области познавательно-исследовательской деятельности. 

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

Я, как музыкальный руководитель считаю, что музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но и оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития ребенка. Ребенок-дошкольник проявляет живой интерес к исследовательской деятельности различного рода, в частности – к экспериментированию со звуками.

Организация исследовательской деятельности в музыкальном воспитании дошкольников позволяет стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала дошкольника через развитие и совершенствование исследовательских способностей (изучение звуковых возможностей различных предметов и музыкальных инструментов) и навыков исследовательского поведения (поиск различных вариантов звукоизвлечения). Творческое освоение звуковой картины окружающего мира обогащает память ребёнка, активизирует мыслительные процессы, даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, формирует интеллект, развивает речь, становится стимулом личностного развития ребенка.

Для организации исследовательской деятельности в МКДОУ «Подснежник» созданы определенные условия:

- Составлен тематический план работы с детьми по экспериментальной деятельности.

- Создана предметно - развивающая среда.

- Составлена картотека проведения опытов и экспериментов.

- Подобран дидактический материал.

-Разработан проект: «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория» с использованием технологии исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Также были определены основные принципы, которые легли в основу проекта:

 Принципы и подходы в организации процесса музыкального экспериментирования на музыкальных занятиях

Методические принципы:

1. Принцип создания непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно.

2. Принцип целостного подхода в решении педагогических задач:

а) обогащение детей музыкальными впечатлениями;

б) претворение полученных впечатлений в самостоятельную творческо-поисковую деятельность;

3.Принцип последовательности, предусматривающий усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания; 

Работу по экспериментированию со звуковым материалом необходимо проводить в определенной системе, последовательности.

Исследование необходимо проводить поэтапно:

1 этап – накопление впечатлений, постановка проблемы.

2 этап – проведение эксперимента, опыта.

3 этап – проведение дидактических игр, закрепляющих знания, полученные в ходе экспериментальной деятельности,

4 этап – процесс изготовления музыкальных инструментов, поиск творческих решений

5 этап – самостоятельное изучение детьми возможностей созданного музыкального инструмента – звуковой игрушки.

6 этап – применение изготовленного музыкального инструмента в практической деятельности, например, для совместного музицирования, озвучивания стихов, сказок.

4. Принцип партнерства, благодаря которому группа детей, музыкальный руководитель и воспитатель становятся единым целым;

5.  Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

Методы:

1)    Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, просмотр научно-познавательных программ, мультфильмов, наблюдение за объектом

2)    Словесный: беседы, дискуссии.

3)    Слуховой: слушание музыки.

4)    Игровой: наглядные опыты, эксперименты.

5)    Практический: сочинительство, занятия-опыты.

В детском саду «Подснежник» (сентябрь текущего года) начала свою работу «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория», в которой дети знакомятся с современными музыкальными техническими средствами, учатся ими пользоваться. Знакомятся со свойствами звука, участвуют в интересных опытах со звуками, а полученные знания используют в своей творческой деятельности, например: делают свои музыкальные инструменты и учатся сочинять свои мелодии, участвуют в концертах, выставках вместе с родителями.

Содержание работы по внедрению музыкального экспериментирования в непосредственную образовательную деятельность включает несколько этапов:

I этап Теоретическо-мотивационный (сентябрь-октябрь)

Цель: дать детям элементарные понятия о звуке, о его физической природе.

Задачи:

- мотивировать интерес детей к музыкальным занятиям и музыкальному искусству;

- формировать элементарные представления о физических свойствах звука;

- развивать любознательность, память;

- воспитывать интерес к новым познаниям;

Примерные темы первого этапа:

1. «Здравствуйте, меня зовут Звук».

2. «Портрет Звука».

3. «Как мы слышим звук».

4. «Сильный и слабый звук».

II этап Познавательно – сопоставительный (ноябрь-январь)

Цель: учить сравнивать, сопоставлять, анализировать звучание различных звуков, их источник возникновения.

Задачи:

 - развивать умственную активность;

- формировать умение наблюдать и анализировать;

-прививать аналитические навыки;

- развивать звуковысотный слух;

- формировать музыкальный вкус;

- воспитывать любовь к знаниям и учебе;

Примерные темы второго этапа:

1. «Благородные и неблагородные звуки».

2. «Деревянные и металлические звуки».

3. «Дружба музыкальных и шумовых звуков».

4. «Лучше всего дружить в оркестре».

Оборудование: деревянные и металлические детские музыкальные инструменты, бросовый материал (коробочки, фантики и т.д.)

III этап Опытно – исследовательский (февраль-март)

Цель: формировать подвижное мышление путем опытно-поисковой деятельности.

Задачи:

- учить концентрировать внимание и память;

- развивать любознательность;

- развивать ассоциативное мышление;

- формировать образное мышление;

- развивать звуковысотный слух, музыкальную память;

Оборудование: стеклянные бокалы, вода, детские музыкальные инструменты, бросовый материал.

IV этап Творческий (апрель-июнь)

Цель: закрепить приобретенные детьми знания и опыт.

Задачи:

- учить применять полученные знания на практике, в жизни;

- раскрыть творческий потенциал каждого ребенка;

- воспитывать уверенность в себе и чувство собственного достоинства;

Проведение развлечений, занятий-опытов, озвучка мультфильмов, выставка самодельных инструментов.

В процессе освоения методической разработки по музыкальному экспериментированию в развитии музыкальных способностей предполагается достичь определённых результатов:

-положительное эмоциональное отношение детей к музыкальному искусству;

-развитый музыкальный слух, приближенный к абсолютному.

-улучшение качества интонирования;

-желание продолжить обучение музыке в музыкальной школе;

-заинтересованность в поисках новых звуков, ассоциаций с ними;

-умение изготавливать простейшие музыкальные инструменты из бросового материала;

Таким образом, процесс экспериментирования со звуком способствует развитию познавательной активности, природной музыкальности, креативного потенциала дошкольников.

   В заключении хочется отметить, что в современной музыкальной среде исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов, получает все большее развитие.  И чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.

Литература.

1.Т.В. Черниговская статьи о влиянии музыки на человека,

2.О.П.Радынова «Концепции формирования личности через музыкальную культуру».

3. Н.В. Тарасова «Давай послушаем. Игры на развитие слухового восприятия» - М., 2014.

4. Б.М. Теплов «Психология музыкальных способностей» - М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.

В материале представлена система работы развитию творческих способностей детей старшего дошкольного через организацию детский театрализованной деятельности в группе.Цель работы: создание условий для т...

Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».

Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....

«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование». Подготовила воспитатель: Чернова Н.С

Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».  Подготовила воспитатель: ...

Статья "Проектно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО"

Статья "Проектно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО" для педагогов детского сада...

Опыт работы. «Развитие поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста по развитию поисково-исследовательской деятельности через экспериментирование....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Цель: выработать стремление к внедрению инноваций в исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность....

Статья "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование".

Познавательно – исследовательская деятельность  в дошкольном образовательном учреждении является одним из основных видов  деятельности детей. Поэтому педагогу важно формировать у детей...