Проект «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
проект

Чурина Оксана Александровна

Проект «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория» с использованием технологии исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

с использованием технологии исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

            Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

В ФГОС ДО (от 17 октября 2013 года № 1155) «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» является одним из основных принципов дошкольного воспитания. Также, согласно ФГОС ДО, в требованиях к структуре образовательной программы ДО, «познавательное развитие» обозначено как образовательная область, которая предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, в т. ч. об их звучании, ритме, темпе.

Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но и оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития ребенка.

В детском саду «Подснежник» (сентябрь текущего года) началась реализация долгосрочного познавательно - творческого проекта под названием «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория». Проект «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория» является актуальным в настоящее время, т.к. реализует современные подходы, инновационные технологии в образовательном процессе.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Цель проекта:

            Развивая у детей познавательную активность, способствовать развитию природной музыкальности, креативного потенциала дошкольников в процессе экспериментирования со звуком, интереса к миру звуков.

            Задачи:

  • создавать условия для творческого самовыражения, свободного экспериментирования ребенка со звуком, учитывая его индивидуальные возможности.
  • развивать познавательную активность в процессе знакомства со звуком и его свойствами, дифференцировать шумы и звуки;
  • вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;
  • развивать природную музыкальность детей, фантазию, ассоциативное мышление и воображение в звукоподражательных играх со словом, инструментами при озвучивании стихов и сказок.
  • поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах;
  • расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами

Ожидаемые результаты.

        Дети:

  • формирование у детей заинтересованного отношения к опытно-экспериментальной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию;
  • развитие познавательной активности в процессе анализа различных звуков
  • развитие музыкально - творческих способностей.

       Родители:

  • вовлечение родителей в педагогический процесс, посредством приобщения их к опытно – экспериментальной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию;
  • сближение с детьми и педагогами в процессе проведения опытов и экспериментов, элементарного музицирования;
  • участие в выставке самодельных музыкальных и шумовых инструментов.

                Воспитатели:

  • повышение профессиональной компетентности в области опытно – экспериментальной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию;
  • укрепление отношений с родителями, как с участниками педагогического процесса;
  • проявление творческой индивидуальности в музыкально-педагогической деятельности ДОУ;

Новизна.

Главной отличительной особенностью проекта является продуктивная направленность, то есть направленность на формирование у детей способности к музыкальному творчеству, т.к. одной из самых увлекательных форм первичного познания звукового мира, а через него основ музыкального искусства, являются игры со звуками - творческие исследования. 

Проект реализуется по трем направлениям:

1.Создание и организация работы творческой группы педагогов.

                       2.Совместная деятельность с детьми.

                       3.Взаимодействие с родителями. 

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

-Анализ ситуации в ДОУ по данному вопросу

-Изучение литературы по теме «Опытно – экспериментальная деятельность по    

 музыкально-эстетическому воспитанию в ДОУ», изучение опыта работы других ДОУ.

-Беседы с детьми о строении музыкальных и шумовых инструментов (с использованием  

 иллюстраций, видео презентаций).

-Подбор музыкального репертуара: песенного, для слушания музыки, музицирования,  

 подбор музыкально-дидактических игр

-Анкетирование родителей с целью выявления знаний по данному вопросу

Практический этап:

-Разработка конспектов интегрированных занятий (с включением в музыкальную деятельность опытно-экспериментальной деятельности.

-Создание презентаций и видеофильмов, подбор   иллюстраций по данной теме

-Консультация для воспитателей: «Экспериментируем в музыке: занимательные опыты и эксперименты»

-Проведение мастер-классов по созданию самодельных музыкальных и шумовых инструментов

-проведение цикла тематических занятий (по ознакомлению с шуршащими, деревянными, металлическими звуками),

-занятий – путешествий (например, в Стеклянное королевство),

-Проведение концерта «Радуга звуков»

-Совместная практическая и творческая деятельность (проведение опытно-экспериментальной деятельности по музыкальному воспитанию)

-Самостоятельная деятельность детей в музыкальном пространстве детского сада

-Проведение краткосрочных образовательных практик: «Музыкальная шкатулка», «Волшебные палочки», «Смастери барабан», «Узнай по звуку».

-Организация выставок детского творчества «Самодельные музыкальные и шумовые

 инструменты» 

             Экспериментирование со звуковым материалом развивает у дошкольников инициативность, произвольность и креативность, способствует развитию интеллектуальной компетенции. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Воспитанники изучают звуковые свойства различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических), детских музыкальных инструментов. Исследуя различными способами получение звука, дошкольники приобретают навык игры на инструментах. У детей развивается тембровый и звуковысотный слух, творческие способности.

Взаимодействие с родителями 

-Участие в мероприятиях с детьми (в опытно-экспериментальной деятельности по музыкальному воспитанию)

-Консультация «Экспериментируем в музыке: занимательные опыты и эксперименты»

-Проведение опытов в домашних условиях

-Участие в создании выставки «Самодельные музыкальные и шумовые инструменты», видеотеки

-Анкетирование родителей по результатам проведенных мероприятий. Анализ.

Заключительный этап:

-Создание копилки методических материалов по данной теме

- Отчет по реализации проекта, показ видео- и фотоматериалов по проекту на педагогическом часе, родительском собрании.

-Выступление с проектом на заседании РТГ музыкальных руководителей  

 ДОО

-Мониторинг знаний детей

-Анализ полученных результатов, выявление проблем и путей их решения

-Награждение благодарностями родителей-участников проекта

Трудоёмкость проекта:

Данную работу может провести любой музыкальный руководитель, заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования. Организация данной работы не трудоемка, при наличии методической базы и соответствующей подготовки педагога. Тем не менее, в рамках обычного музыкального занятия сложно решить эти задачи. Необходимы специально организованные занятия, группами не более 8-10 человек.

Трудности при реализации данного проекта могут заключаться в:

  • планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • подборе оборудования и материалов;
  • применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.

Перспективы проекта                                                                                                        

Поддерживать заинтересованное отношение к участию в опытно – экспериментальной деятельности по музыкально – эстетическому воспитанию у всех участников проекта;

В заключении хочется отметить, что в современной музыкальной среде исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов, получает все большее развитие.  И чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание детской экспериментальной музыкальной мини-лаборатории (из опыта работы)

Как правило, говоря об экспериментировании, мы подразумеваем экологическое воспитание дошкольников. А ведь экспериментирование как метод может и должно применяться в любой образовательной области. Муз...

«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

(развлечение для детей старшего дошкольного возраста)...

«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно ориентированного взаимодействия с де­тьми. Взаимодействие может рассматриваться только через сист...

Конспект музыкального занятия "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория" с использованием технологии исследовательской деятельности

Детская экспериментальная музыкальная лаборатория с использованием технологии исследовательской деятельностиЦЕЛЬ: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательн...

Инновационный проект "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"

Инновационный проект "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"...

Проект (Исследовательно – экспериментальный) «Музыкальная лаборатория"

Экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии ставят перед музыкальными рук...

Статья «Технология исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через организацию «Детской экспериментальной музыкальной лаборатории»

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательск...