Консультация для воспитателей "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Афонченкова Светлана Петровна

Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников вызвана тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.odt33.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Пальчиковые игры в музыкальном воспитании

и развитии детей дошкольного возраста

                                        музыкальный руководитель Афонченкова С. П.

Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников вызвана тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребёнка. 

Ключевые слова: речевое развитие, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика, развитие мышления.

 «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» - говорил В.М. Бехтерев. Одним из важных целевых ориентиров является развитая мелкая моторика.

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления. Если ребёнок на высоком уровне владеет мелкой моторикой, то у него развита память, внимание, связная речь, как правило, умеет логически мыслить. Имеет тот багаж развитых умений, так необходимых для подготовки к школе.

Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников вызвано тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребенка. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры – пальчики ребят. Использование таких игр на музыкальных занятиях, дают возможность играть с детьми, радовать их и вместе с тем развивать речь, мелкую моторику, и музыкальные способности. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и сосредоточенность. В процессе образовательной деятельности пальчиковые игры можно использовать как:

- Упражнения, снимающие усталость («Шаловливые пальчики»«Поиграли- отдохните»)

- Упражнения, активизирующие внимание и процесс запоминания («Было у матушки»«Слова на ладошках»)

- Упражнения, помогающие овладевать различными видами вокальной техники. («Снежок-колобок»«Дружат в нашей группе»)

- Упражнения развивающие чувства ритма. («Капель»«Строим дом»«Часы»)

- Упражнения помогающие развить частоту интонирования («Птички прилетели»«Дудочка»)

Упражнения, развивающие беглость пальцев и мышечную активность.

Как методическое средство пальчиковые игры хороши тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести, без использования игрушек, атрибутов. Они не продолжительны по времени.

Поэтому, для детей с ТНР пальчиковые игры необходимо использовать в каждом музыкальном занятии. Материал подбирается в соответствии с лексической темой недели, и учетом возрастных особенностей детей.Тема«Дикие животные». Пальчиковая игра «Медвежья зарядка»«Зайка»

Тема«Транспорт» Пальчиковая игра «Машина»«Поезд».

Каждая игра расширяет познание детей об окружающем мире, так как несет в себе новую информацию.

Существуют различные пальчиковые игры: игры с пением, игры с мелкими предметами под музыку, игры под счет или словесное сопровождение. 

        К старшему возрасту пальчиковые игры помогают развить чувство ритма, формируют понятия звуковысотного слуха, развивают память, интонационную выразительность и артикуляционный аппарат. Многие пальчиковые игры учат детей выразительности движений (мимика, жесты, умению различать эмоции (радость, огорчения, страх, удивление).Такие игры помогают разыгрывать различные модели поведения персонажей с различными чертами характера, что в свою очередь являются элементами психогимнастики. Музыкальные пальчиковые игры привлекательны тем, что по сути это коротенькие песенки, отличающиеся своей простотой, напевностью, определенной ритмичностью, которые быстро запоминаются. Художественный образ, как правило находится в тесной связи со стихотворным текстом, ритмическими движениями, что вызывает у детей высокую эмоциональную отзывчивость. Постоянное применение пальчиковых игр помогает укреплению мышц кистей рук, что помогает в игре на музыкальных инструментах. Несмотря на простоту, пальчиковые игры несут в себе огромную педагогическую и воспитательную ценность.  Современные авторы значительно расширили музыкальный запас, что позволяет использовать огромное количество музыкальных пальчиковых игр.

        Музыкальное сопровождение, повышает интерес детей к этим играм, облегчает выполнение имитационных движений рук с текстом песни.Работая в этом направлении используются различные приемы: показ и проговаривание (можно перед игрушкой, которая у детей в гостях, проигрывание и пропевание с постепенным ускорением и замедлением темпа; напоминание содержания игры с помощью жеста; произношение текста с различной интонацией; шепотом, громко, тихо, высоким и низким голосом.

В результате использования пальчиковых игр на музыкальных занятиях в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя и детей прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики, речевой активности в формировании музыкальных способностей детей. Дети с желанием поют песни, ритмично, эмоционально двигаются, с радостью участвуют в праздниках, развлечениях, концертах. Тем самым формируются добрые взаимоотношения с детьми, а также между детьми и взрослыми.

        Наиболее эффективным методом развития речи, а также мелкой моторики, являются пальчиковые игры. Как методическое средство пальчиковые игры, хороши тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, атрибутов; они непродолжительны по времени. Детей невозможно заставить полюбить петь, танцевать можно только увлечь, заинтересовать и поддерживать этот интерес. В этом отношении невозможно придумать что-либо лучше, эффективнее, чем игровые методы.

Пальчиковые игры незаменимы в воспитании дошкольников. Для общего развития ребенка они играют очень важную роль. Пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием текста игровой гимнастики. Активное использование пальчиковых игр укрепляет мышцы кисти руки, что, в дальнейшем помогает в рисовании, в письме, способствует расслаблению на занятии, служит отличным способом для отдыха ребенка. Малыши с помощью пальчиковых игр узнают счет, каждая пальчиковая игра расширяет познания об окружающем мире, так как несет в себе новую информацию. пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием подушек, стихов. Использование обеих рук помогает лучше представить и осознать понятия высоко и низко, вверху и внизу, справа и слева. Малыши с трудом проговаривают текст пальчиковых игр, но с удовольствием выполняют движения по показу взрослого. При разучивании пальчиковых игр развивается речь, детская память, выразительность, расширятся кругозор, творческое мышление, эмоциональную и интонационную выразительность, воображение, ритмическое чувство. У детей просыпается интерес к театральной деятельности. Многие пальчиковые игры позволяют учить детей использовать выразительные движения (мимику, жесты), различать эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и др.), разыгрывать различные модели поведения персонажей с разными чертами характера, что в свою очередь является элементами психогимнастики.

Музыкальные пальчиковые игры привлекательны тем, что по сути это коротенькие песенки, которые быстро запоминаются своей простотой, напевностью, определенной ритмичностью, возможностью двигаться. Художественный образ находится в тесной связи со стихотворным текстом и ритмическими движениями, что вызывает у детей высокую эмоциональную отзывчивость. При этом использование музыкальных пальчиковых игр на музыкальных занятиях и вне занятий развивает музыкальные способности ребёнка: слух, музыкальную память, вокальные данные, ритм, а также знакомит детей с элементарной теорией музыки и создаёт для ребенка благоприятную атмосферу для занятия. Постоянное применение пальчиковых игр помогает укреплению мышц кистей рук, что способствует в игре на музыкальных инструментах.

Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в то же время вызывают яркие положительные эмоции. Пальчиковые игры подбираются с учётом детских возрастных особенностей. Материал осваивается детьми постепенно на музыкальных занятиях и закрепляется в группах, используются в самостоятельной деятельности. Это даёт прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.

Персонажи и образы многих пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, мальчик с пальчик и обезьянки, дерево и птица, солнышко и дождик, нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.

Несмотря на простоту, пальчиковые игры несут в себе огромную педагогическую воспитательную ценность. Издавна Пальчиковые игры использовались «народной» педагогикой в воспитании детей. В пальчиковых играх, которые известны всем: «Сорока – Белобока», «Ладушки», «Коза - рогатая» и другие, дети подражают словам и действиям взрослых. Современные авторы значительно расширили бесценный музыкальный запас и позволяют использовать огромное количество музыкальных пальчиковых игр.

В музыкальном сопровождении детям легче имитировать движение рук с песней. Например:

“Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку,
А для милой мамочки
Испеку два пряничка…” (импровизация таких игр нравится детям).

Пальчик мой

Музыка и слова И. Бодраченко

Пальчик мой, пальчик мой, (Гладят поочередно каждую ручку)
Поиграй- ка ты со мной.
Пальчик раз, пальчик раз (Показывают поочередно указательные пальцы)
Вышел заинька у нас. (Приставляют пальцы к голове –«ушки»

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат,
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат. (Дети прыгают на двух ногах, руки перед грудью).

Пальчик мой, пальчик мой, (Движения, как в первом)
Поиграй- ка ты со мной.
Пальчик раз, пальчик раз (Складывают большой палец с другими пальцами
Вышла курочка у нас. щепоткой)

Курочка по улочке ходит, ходит, ходит. (Качают ими в верх и вниз)
Курочка хохлат ушка зернышки находит. (Одну ладошку раскрывают, другой ручкой «клюют» по раскрытой ладошке.)
Курочка хохлат ушка прыг на крыльцо,
Курочка хохлат ушка снесла тебе яйцо. (Соединяют ладошки –несут «яйцо»)

Пальчик мой, пальчик мой, поиграй- ка ты со мной (движения как в 1ом)
Пальчик раз, пальчик раз вышла козочка у нас. (Выставляют указательный палец одной руки, затем указательный палец другой рук

У козы рога торчат, у козы рога торчат. (Покачивают рожками)
У козы рога торчат, может забодать ребят («Бодают» друг друга).

Цап-царап

Музыка С. Гаврилова, слова Р. Алдонина

У котёнка лапки (Гладят поочередно каждую ручку)
Мягкие подушки А внутри- царапки, (Шевелят пальчиками)
Острые игрушки
Цап, цап, цап-царап (Поочередно руками «царапают» перед собой)

Острые игрушки

Учит сына кошка: (Пальчиком «грозят»)
Не зевай, сынишка!
Где шуршит немножко, (Ладони лежат на коленях. Пальцы рук 
Там, наверно, мышка! Согнуты, приподняты, шевелят ими).

Вот как пальчики гуляют

Слова Г.Вихаревой, обработка мелодии Раухвергера

Вот как пальчики гуляют, (По раскрытой ладошке «шагают» 
Пальчик, пальчик догоняет. указательный и средний пальчики).
Будут пальчики гулять,
По ладошечке шагать!

Проигрыш (темп быстрый) (Пальчики «бегут»)

Пальчики теперь попляшут, (Подняв обе ладошки на уровень глаз
Веселее пусть попляшут быстро перебирают пальчиками «пляшут»)
Будут пальчики плясать,
Ну, а после отдыхать (Положить ладошки на колени)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта: "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста"

Использование пальчиковых игр станет важным этапом во всестороннем музыкальном воспитании детей. Работа носит обучающий, воспитательный, практический характер. Педагогический проект средней продолжи...

Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Современное общество столкнулось с проблемами нарушения речи и мелкой моторики. Современные дети не завязывают шнурки, не застёгивают пуговицы, избавлены от ежедневных, элементарных тренировок своих п...

Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Игра относится к основным видам деятельности дошкольников. Поэтому в детском саду игры являются частью всех режимных моментов, включающих и обучение, в которых усвоение какого-либо материала происходи...

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Лишь благодаря взаимодействию педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами...

Консультация для воспитателей "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии дошкольников"

Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. По экологическим, медицинским и социальным причинам в...

Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Современное общество столкнулось с проблемами нарушения речи и мелкой моторики. Современные дети не завязывают шнурки, не застёгивают пуговицы, избавлены от ежедневных, элементарных тренировок своих п...