Вовлечение детей дошкольного возраста в мир театра
методическая разработка по музыке
Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Вовлечение детей дошкольного возраста в мир музыкально-драматического жанра с помощью представления ярких балетных постановок.
Музыкальный руководитель Т.Е. Курышева
ГБДОУ 53 Адмиралтейского района. Город Санкт-Петербург
Театрализованная деятельность- уникальное средство эмоционального развития дошкольников и как отмечает в своей статье М. Сорокина и Л.Миланович «Программа « театральное творчество»/дошк.воспитание, 2012-11/ , «обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка» и помогает проявить интерес к музыке, театру, передавать свои переживания, мыслить, помогает создавать новые образы.ребенок входит в образ, через который он может передать то, что он уже видел и то, что ему интересно.
Именно в этом возрасте ребенку все интересно и вовлекая его в музыкально-драматический жанр, он расширяет свои опыт, который и будет основой творческого опыта. Е.А. Антипина в книге «Театрализованная деятельность»/ Просвящение. 2003/ отмечает, что «театр раскрывает творческий потенциал ребенка и способствует разносторонней личности».
Мышление дошкольника свободней, чем мышление взрослого, поэтому необходимо его развивать.
Музыка-самый эмоциональный вид искусства. Развивая психику ребенка, музыка развивает эмоциональную сферу. Система сенсорных эталонов-высота,длительность, тембр, звучание, сила, представлена в звучащих образах окружающего мира/ например- листья шелестят, солнце светит, дождь стучит/. «С помощью театра развивается творческое воображение, умение видеть необычное в обыденном»/Л.В.Артемова « Театрализованные игры дошкольника»М.Просвящение.2012/. Процесс музыкальной деятельности строится и на искусственно- созданных образах/ например-лиса пляшет, медведь поет, цветок идет/.
Все эти образы обыгрываются и в театрализованной деятельности.Занятия музыкально-театрализованной деятельностью поднимают на новый уровень общее развитие ребенка, его творческие способности.
Что такое театрализация?
Это умение оживлять предметы и звуки.
Театрализация очень тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности -слушанием, пением ,движением под музыку.
Сказки-вот любимый вид игр драматизаций у дошкольников. Они дают любимые сюжеты для игр и спектаклей. Во время игры дети- положительные и отрицательные герои, наделенные добром и злом. Естественно, поддерживая игру ребенка, взрослый закладывает основы эмоционального восприятия мира , « и корректно направляет и регулирует деятельность ребенка»/Выготский Л.С. Психологическое развитие ребенка.М.Эксмо 2003/.
Мир фантазий и театрализованные игры- это одно целое, помогающее увидеть свои и чужие промахи в игре.
Общительность, легкость в общении со сверстниками, умение чувствовать мир, который окружает дошкольника-вот результат приобщения к театрализованным играм. Т.И.Петрова,Е.Л.Сергеева,Е.С.Петрова в книге « Театрализованные игры в д/с» отмечают, что игры раскрепощают ребенка, развивая его фантазии и воображение/М.Школьная пресса 2011/.
Чем чаще мы играем с детьми, тем он будет более общительным и отношения будут более доверительными.
Я работаю музыкальным руководителем в дошкольном учреждении около 40 лет. На протяжении всего времени я увлеченно и с удовольствием занимаюсь с детьми театрализованной деятельность.
Я обожаю театр, живя на Театральной площади в театральной столице-Санкт- Петербурге. Предпочитаю классические постановки.Много лет тому назад, наслаждаясь балетом «Спящая красавица» П.И.Чайковского,представила своих воспитанников в представленных на сцене ролях.
Балет способен пробудить глубочайшие чувства не только у взрослого, но и у ребенка, вызвать эстетическое наслаждение, пробудить к сопереживанию. Ведь дети жаждут не только любования, но и вдохновения, очарования собственной творческой деятельностью.
Это и определило мой выбор- приобщить воспитанников в миру балета.
Основной задачей является:
Способствовать формированию у дошкольников первоначальных понятий о балете, как о танцевальном жанре, средствами выразительности которого является музыка и танец.
Инновационная идея- вовлечение через увлечение. Завлечение в мир музыкально- драматического жанра с помощью представления ярких балетных постановок.
Увлечение процессом познания особенностей музыкально драматического жанра с помощью игр- путешествий в мир музыки известных композиторов-П.И. Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова,Р.Штрауса…..
Для того, чтобы ответить на вопрос-с чего начать приобщение ребенка к миру музыкально-драматического жанра, надо представить алгоритм любой эффективной деятельности:
от мотивации к целеполаганию, затем к планированию организации и рефлексии.
Главный плюс этого жанра-разнообразие тем для постановок и неограниченность в выборе средств выражения.
Первыми постановками были русские народные сказки, несложные мюзиклы, как «Кошкин дом», «Муха Цокотуха», «Снежная Королева»,цикл В.Бровко: « Мы спасаем колобка», «Сказка про ежа», «Белоснежка и леший».
Затем мы ставили более серьезные и сложные спектакли с элементами балета : « Щелкунчик» П.И.Чайковского, « Спящая красавица» П.И. Чайковского, «Взбитые сливки»Р.Штрауса, «Петрушка»И.Стравинского….
Основным видом в таких постановках с элементами балета являются музыкальные движения, которые являются наиболее продуктивным видом музыкальной деятельности.
Конечно же в детском саду я не разучиваю с детьми профессиональные балетные позиции, но учу выпрямлять спину и держать ее, подобрать живот, развернуть плечи, не опускать глаза…. И шаг, шаг с оттянутым носком, соответствие движения и музыкальных фраз- это и есть основа гармоничного движения .
Мотивационно- познавательный этап- знакомство с драматической основой спектакля через художественную литературу, просмотр фильмов, слушание музыки, просмотр вариантов видео балетного представления.
Целевой этап-выбор самого яркого и доступного для движений фрагмента спектакля. Здесь огромную роль играет яркость, выразительность, пластичность исполнения отрывка спектакля профессионалами.
Хореографические отрывки и композиции танца отрабатываются отдельно и тщательно, многократно оттачиваю каждый момент. Затем все соединяется в общую композицию и представляется зрителям.
Как показывает опыт- не надо бояться, что со временем детям станет неинтересно, так как художественный материал с каждым разом воспринимается с большим интересом и пониманием.
Декорации, костюмы, атрибуты изготавливаются всем коллективом детского сада. Основой декорации зала служит центральная стена, полотно которой раскрашивается родителями профессионалами или сотрудниками.материалом для остального служат любые ткани, виды бумаги и даже строительные материалы. Так для шапочек девочек-сливок, использовали строительную пену. Торт в балете «взбитые сливки» соорудили из фанеры. Торт из этого же спектакля, рабочие построили из фанеры, водрузив его на колеса. Принцесса сливок - профессиональная балерина, выходила именно из него и радовала своим очаровательным танцем зрителей.
Использовали губку, пенопласт, которые под руками воспитателей превращались в торты, пирожные и сладости….
Долго и тщательно отбиваются костюмы, в этом помогают родители.
Из всего этого можно сделать вывод- результат будет очевидным, если весь коллектив учреждения и родителей будут принимать в постановке участие .
Чем раньше произойдет у ребенка встреча с подлинной красотой-искусством, тем лучше он познает окружающий мир и быстрее он к этому миру приобщится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование процесса вовлечения детей дошкольного возраста в музыкально-ритмическую деятельность с учётом их возрастных особенностей.
Для грамотной организации педагогического процесса и получения наилучшего результата, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.Итак, рассмотрим основные критерии психофизиол...
Тема опыта: «Активизация познавательного развития детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность».
Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.Государственные требования подчёркивают, что процессы обучения и воспитан...
Проект по экологии на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений"
Данный материал проекта по экологии подойдет для педагогов дошкольного образования, для детей дошкольного возраста...

09. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством кукольного театра
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством кукольного театра...

Вовлечение детей дошкольного возраста в проектную деятельность посредством образовательной деятельности «Модель трех вопросов»
Данная статья содержит опыт работы по применению технологии « Модель трех вопросов» в детском саду для вовлечения дошкольников в проектную деятельность....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ЗНАКОМСТВО РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВИДАМИ ТЕАТРА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ"
методическая разработка все возрастные группы...
Конспект познавательного занятия для детей дошкольного возраста: «Волшебный мир театра»
Конспект познавательного занятия для детей дошкольного возраста: «Волшебный мир театра»Цель занятия:Познакомить детей с миром театра, развивать интерес к спектаклям, воображение и творческ...
