Вовлечение детей дошкольного возраста в проектную деятельность посредством образовательной деятельности «Модель трех вопросов»
методическая разработка (средняя группа)

Булгакова Раиса Алексеевна

Данная статья содержит опыт работы по применению технологии « Модель трех вопросов» в  детском саду для вовлечения дошкольников в проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_.vystuplenie.docx37.41 КБ
Файл prezentatsiya_k_vystupleniyu.pptx936.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Вовлечение детей дошкольного возраста в проектную деятельность посредством образовательной деятельности «Модель трех вопросов»

Булгакова Р.А.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 4 «Золотой ключик»

Аннотация: данная статья содержит опыт работы по применению технологии « Модель трех вопросов» в  детском саду для вовлечения дошкольников в проектную деятельность.

          Ключевые слова: «модель трех вопросов», познавательное развитие, «системная паутинка».

Дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности. Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Передо мной стал вопрос, как организовать взаимодействие с детьми, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Находкой стала технология  «Модель трех вопросов», которая, на мой взгляд, поможет решить поставленные задачи и учесть основные принципы дошкольного образования, изложенные  в федеральном государственном образовательном стандарте.

Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов, которая реализует развитие активного познания. Благодаря ей педагог, получает первичную информацию о запасе знаний детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.

Для эффективной работы по данной технологии важно соблюдать следующие условия:

1. Доступность и разнообразие материалов в центрах активности.

2. Поддерживать интерес к работе в центрах активности.

3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

4. Активно вовлекать родителей в образовательный процесс

Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

  1. Что мы знаем?
  2. Что мы хотим узнать?
  3. Как узнаем об этом?

 «Что знаем?» Ответы детей на первый вопрос позволяют мне определить представления детей по теме.

  «Что хотим узнать?» - второй вопрос помогает определить их желания.

 «Как узнать?»- третий спланировать деятельность не только каждого ребёнка, но и всей    группы.

 

                  Что знаю?

      Что хочу узнать?

Как узнать?

Содержание, то что дети уже знают.

План.

  Источник новых знаний.

В идеале так выглядит данная модель, но внедряя её в практику, я пришла к выводу, что «сухое» применение этого метода приводит к снижению интереса у детей. И вот какой выход с данной ситуации я нашла.

Для постоянной поддержки детской мотивации я продумала организационный момент для проведения утреннего сбора: место, время, сигнал о сборе. Так, я провожу его в пятницу во второй половине дня в группе. А началось все с создания ситуации. К детям в гости пришёл Буратино, который хотел, узнать, чем дети занимаются в детском саду. Дети начали рассказывать  о делах группы, но так как обо всем сразу рассказать невозможно, было принято решение оставить игрушку в группе. Так появилась традиция: Буратино сообщал о начале сбора. Потом шло обсуждение новостей, обмен информацией и далее переходили в реализацию этапов модели трех вопросов.

В дальнейшем Буратино стал почётным слушателем, теперь он является не только сигналом для начала сбора, но и моим помощником.

В качестве примера привожу план по теме «Осень разноцветная».

 1- этап –  выбор темы и планирование

У меня средняя группа - дети 4-х лет.
Начали с того, что на утреннем сборе обсуждали время года - осень. Мне было интересно, что в данный момент дети знают об осени и что хотели бы узнать.

Я, помогая в решении данных задач, задавала  детям вопросы, инициируя общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают. По мере того, как дети отвечают на вопрос, фиксирую их ответы на большом листе бумаги.

Задаю вопрос: «Что мы знаем?»- ответы фиксирую в таблицу.

Затем задаю вопрос «Что мы ещё хотим узнать об осени.

Когда все дети выскажутся, спрашиваю: «Как нам найти ответы на наши вопросы?» что нужно сделать, чтобы узнать?

Можно заранее придумать с детьми символы сбора информации в картинках или использовать картинки с изображением методов по образовательной технологии «Методика проведения исследований в детском саду» А. И. Савенкова, в которой представлены основные методы исследования с детьми: подумать самостоятельно, спросить у специалиста / взрослого, посмотреть / прочитать в книге, узнать в интернете / компьютере, понаблюдать, провести эксперимент.

Модель трех вопросов

Что знаем?

Что хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать

Спряталось солнышко (Рома). Листья падают (Аня).  Стало холодно (Ярослав), Листья становятся жёлтыми (Али). Исчезают комары и бабочки (Максим).  В лесу собираем грибы (Маша). Часто идет дождь (Женя).

Какие месяцы  осени.(Милана).Почему листья падают (Маша).

Какие есть фрукты и где они растут. Какие есть овощи и где они растут (Ярослав). Почему улетают птицы.(Аня)

Почему вянут цветы.(Арам)

Что делают животные в лесу, когда им холодно. (Рома)

Спросить у родителей (Маша.

В Интернете узнать (Арам). Спросить у воспитателя.   Узнать из книжки (Женя).

Посмотреть телевизор (Аня).

Заполненную таблицу размещаем в приёмной в виде информационного стенда «Почемучка», там, где её хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжают разговор с детьми дома — будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги, телепередачи, познавательные мультфильмы. Таким простым способом, родители станут участниками образовательного процесса.                                                  

2-й этап - реализация

Следующим шагом является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду, используя «Паутинку», в которой отражаются виды деятельности,

                     

                   СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА (совместное с детьми планирование)

3-й этап -завершающий

И заключительным этапом   нашей совместной работы стало совместное развлечение «Как ты осень хороша!»

Выставка поделок, выполненных родителями с детьми «Дары осени»

Совместная выставка детских работ.

                                                   Заключение

Работа с применением модели «Трёх вопросов» интересна, увлекательна и обладает огромным потенциалом. Но для её эффективности важно соблюдать одно важное условие – внимание к деталям. Это доступность разнообразных материалов, поддержание интереса к деятельности через использование «подсказок», схем, карт деятельности, внимание к каждому ребенку, вовлечение родителей. Педагоги и родители должны всегда помнить о том, что они являются важной частью среды развития ребенка, «живым ресурсом», без которого ребенок не может полноценно развиваться. На практике я убедилась, что «Модель трех вопросов» актуальна и очень эффективна. Она даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с педагогами, сверстниками, родителями, что позволяет сформировать все необходимые навыки, создать предпосылки для учебной деятельности.

На будущее у меня есть перспективы. Я намерена продолжать и развивать свою  работу.

Использовать или не использовать «Модель трех вопросов» решать только вам, дорогие коллеги! От нашего мастерства зависит то, каким «выпорхнет» ребёнок из детского сада: и я верю, он будет инициативным, мыслящим и любознательным! Все в наших руках!

                                           

Список литературы:

1. Давидчук А. Н. Познавательное развитие дошкольников.Методическое пособие. -М. :ТЦ Сфера,2015.-96 с.

   2.Свирская Л.В. «Утро радостных встреч» Методическое пособие – М. Издательство «Линка    - Пресс», 2010г.

 3.Свирская Л. В. «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» Пособие для педагогов ДОО. -Просвещение, 2015г.

4.Модель 3 вопросов в доу [Электронный ресурс]/ URL:vk.comwall-162044382_70567,

zelschool24.ruupload/000/u3/4/7/model-treh-…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Вовлечение детей дошкольного возраста в проектную деятельность посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов» Подготовила: Булгакова Р.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 4 «Золотой ключик», город Малоярославец

Слайд 2

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагал в своём опыте , тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая и познавательная деятельность» Выготский Л.С.

Слайд 3

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития : — развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации ; — формирование познавательных действий, становление сознания; — развитие воображения и творческой активности; — формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе , количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др .) ФГОС ДО ( утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) 1.4. Основные принципы дошкольного образования : … 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Слайд 4

Т ехнология « Модель трех вопросов » Условия для эффективной работы по данной технологии : 1. Доступность и разнообразие материалов в центрах активности. 2. Поддерживать интерес к работе в центрах активности. 3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. 4. Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.

Слайд 6

Утренний КРУГ

Слайд 7

1- этап – выбор темы и планирование

Слайд 8

2-й этап - реализация : СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА (совместное с детьми планирование ) «Осень разноцветная» Центр строительства Построить ферму для домашних животных(Арам) Построить теплый домик для куклы (Аня). Центр сюжетно-ролевой игры Оденем кукол на прогулку (Маша). Центр познания Узнать, как живут осенью звери в лесу ( Асила ). Узнать почему листочки осенью падают с деревьев (Аня). Рассматривание иллюстраций«Осенний пейзаж». Центр художественного творчества Аппликация «Дерево с листочками. (Аня, Рома) Соберем букет из листьев. ( Аиша ) Центр манипулятивных игр Собрать из частей картинку «Время года - осень». (Маша) Открытая площадка Игра «У медведя во бору». Игра «Солнце или дождик» (Никита) Собрать листочки для гербария (Аня) Центр книги Выучить стихи об осени. Загадать загадки (Маша) Составить рассказ об осени. (Аня) Рассмотреть книжки об осени. (Милана)

Слайд 10

Работа в центрах активности:

Слайд 11

Центр художественного творчества

Слайд 12

Центр книги

Слайд 13

Центр познания

Слайд 14

Центр познания

Слайд 15

Центр сюжетно-ролевой игры

Слайд 16

Центр манипулятивных игр

Слайд 17

развлечение «Как ты осень хороша!» 3-й этап -завершающий

Слайд 18

Совместная выставка детских работ «Осеннее дерево».

Слайд 19

Выставка поделок «Осень»

Слайд 20

Работа с применением модели «Трёх вопросов» интересна, увлекательна и обладает огромным потенциалом. Но для её эффективности важно соблюдать одно важное условие – внимание к деталям. Это доступность разнообразных материалов, поддержание интереса к деятельности через использование «подсказок » , схем, карт деятельности, внимание к каждому ребенку, вовлечение родителей. Педагоги и родители должны всегда помнить о том, что они являются важной частью среды развития ребенка, «живым ресурсом», без которого ребенок не может полноценно развиваться. Заключение и выводы:

Слайд 21

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...

Исследование процесса вовлечения детей дошкольного возраста в музыкально-ритмическую деятельность с учётом их возрастных особенностей.

Для грамотной организации педагогического процесса и получения наилучшего результата, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.Итак, рассмотрим основные критерии психофизиол...

Символы к образовательной технологии «Модель трех вопросов».

Цель: создание условий для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.1.Что мы знаем про это?2. Что хотим уз...

Символы к образовательной технологии «Модель трех вопросов» (использование ТРИЗ технологии).

Цель: создание условий для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности....

Мастер - класс " Формирование знаний детей дошкольного возраста о неживой природе посредством опытнической деятельности"

Передача опыта  путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов. приёмов и форм педагогической деятельности....

План поддержки детской инициативы посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов» с использованием «Волшебных кармашков»

План поддержки детской инициативы посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов» с использованием «Волшебных кармашков»....