Консультация для педагогов тема: «Нравственно патриотическое воспитание средствами музыкального фольклора»
консультация по музыке

Шутова Оксана Геннадьевна

Консультация для педагогов  тема: «Нравственно патриотическое воспитание средствами  музыкального фольклора»   

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

тема: «Нравственно патриотическое воспитание средствами музыкального фольклора»

  • 1«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов- авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописиах. Национальные отличия сохраняться и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Д.С. Лихачев

Каждый народ имеет национальную культуру. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме.

  • 2Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая детям такие качества, как честность, любовь к труду, к своей Родине, бережное отношение к природе, ко всему живому. К сожалению, современное влияние иноязычных культур, переписывание истории нашей страны привели к падению нравственности, к снижению патриотических чувств у Россиян. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
  • 3Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду. А знакомство с творчеством своего народа помогает решать эту проблему.
  • 4Так важно, чтобы дети знали историю своего народа, его прошлое. Связь прошлого с настоящим поможет детям сильнее полюбить родную землю. Тема прославления родного, русского является главной в нравственном и эстетическом воспитании. Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров.
  • 5Он несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
  • 6 Нас, как музыкальных руководителей, больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых .
  • 7 Особое место занимают малые фольклорные формы: колыбельные песни, потешки, прибаутки созданные для самых маленьких - все это прекрасный материал, используемый нами на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с ясельной группы. Они просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту малые формы очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки». «Зайка», «Солнышко», «Сорока - сорока» и т. д
  • 8 Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.

Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.

  • (видео)С музыкальным фольклором детей старшего дошкольного возраста часто использую и другие фольклорные жанры. Включается такой жанр музыкального фольклора как частушки. (игра «Птичка»)
  • 9 В старшем возрасте использую - песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора.
  • 10 В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все народные песни, сказки, игры, а также народные мелодии, которые я применяю в работе, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.
  • 11 Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В работе я использую аудиозаписи народных песен в исполнении сольном и хоровом, а также мелодий в оркестровой обработке народных инструментов. Это помогает знакомить дошкольников с понятиями - “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”.
  • 12 На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они устно передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – не известно. Говорят, народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными. Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такой праздник как «Рябинник» весь праздник пронизан любовью к своей стране, к малой Родине, к родной природе.,

Одним из направлений моей деятельности является приобщение детей к культурным, историческим традициям.

Считаю необходимым помочь детям войти в мир народной культуры, способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре и истории народов Южного Урала.

  • 13, 14 Приобщение детей к этнокультуре народов Урала проходят через народные праздники: посиделки, масленицу, закликание весны.
  • 15 Особое внимание уделяю знакомству детей с обрядами, традициями, фольклором, бытом казаков проживающих на Южном Урале. В Феврале ежегодно проводятся развлечения «Казачьи посиделки» во время которых дети знакомятся с историей казачества станицы Нижне-Увельской, как с героическим прошлым казаков, так и костюмом казака и казачки, их бытом, песнями, танцами.
  • 16, 17,18,19 Особое внимание уделяю разучиванию игр детей казаков станицы. Дети знакомятся с такими играми как «Папаха», «Достань платок» «Гори, гори ясно», «Курица и коршун». Касаясь игр, хочется сказать, что они пришли детям из народа. Часть игр связанна с культом и обрядоми взрослых, часть с бытом и
  • (показ).обиходом. Например: игра «Иголочка и ниточка»

Для детей особенно из казачьих семей это станет средством познания своих корней, осознания неразрывной взаимосвязи жизни казачества с жизнью всего российского народа. Остальные дети лучше узнают историю края, где они проживают.

  • 20,21,В нашем детском саду был создан музей «Русская изба», из которого дети наглядно узнали о старинных жилищах Урала, о домашней утвари, о старинной одежде, о ремеслах и музыкальных инструментах. Собиралось все по крупицам, большое участие приняли педагоги и родители. Собрали старинную утварь и убранство избы. В музее представлены старинная посуда, музыкальные инструменты, одежда, прялки, ступы, коврики, полотенца, дорожки с вышивкой, и другое. Там педагоги проводили занятия по ознакомлению детей с жизнью, бытом, обычаями русского народа. В «Русской избе» проводились развлечения и досуги на фольклорной основе.
  • 22,23,24, 25 Ставятся сказки. Дети очень любят фольклорные мероприятия еще и за то, что каждому найдется костюм. Это и сарафаны с блузками, и красные рубахи с кушаками, яркие повязки на голову.
  • 26, 27,28 С большим удовольствием дошкольники познают приемы игры на русских народных музыкальных инструментах, которых у нас собрана целая коллекция: трещотки, хохломские ложки, ксилофоны, коробочки, бубенцы, рубели, свистульки, бубны, металлофоны, колокольчики.
  • 29,30,31,32,33 Обращаясь к фольклору, дошкольники познают сердцем родной народ, становятся духовными наследниками его традиций, а значит, у них формируется патриотическое чувство.
  • 34 Таким образом, влияние русского фольклора на формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников несомненно. У детей воспитывается стойкий интерес к истокам русской народной культуры, развивается и совершенствуется любовь к Родине, уважение к старшим, ко всем членам семьи, друзьям, формируется бережное отношение к окружающему миру. Поэтому тема нравственно – патриотического воспитания является очень актуальной в наши дни, а меня, как педагога, не равнодушного к будущему моей Родины, побуждает совершенствовать формы работы с детьми в этом направлении.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

тема: «Нравственно патриотическое воспитание средствами музыкального фольклора»

  • 1«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов- авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописиах. Национальные отличия сохраняться и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Д.С. Лихачев

Каждый народ имеет национальную культуру. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме.

  • 2Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая детям такие качества, как честность, любовь к труду, к своей Родине, бережное отношение к природе, ко всему живому. К сожалению, современное влияние иноязычных культур, переписывание истории нашей страны привели к падению нравственности, к снижению патриотических чувств у Россиян. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
  • 3Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду. А знакомство с творчеством своего народа помогает решать эту проблему.
  • 4Так важно, чтобы дети знали историю своего народа, его прошлое. Связь прошлого с настоящим поможет детям сильнее полюбить родную землю. Тема прославления родного, русского является главной в нравственном и эстетическом воспитании. Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров.
  • 5Он несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
  • 6 Нас, как музыкальных руководителей, больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых .
  • 7 Особое место занимают малые фольклорные формы: колыбельные песни, потешки, прибаутки созданные для самых маленьких - все это прекрасный материал, используемый нами на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с ясельной группы. Они просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту малые формы очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки». «Зайка», «Солнышко», «Сорока - сорока» и т. д
  • 8 Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.

Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.

  • (видео)С музыкальным фольклором детей старшего дошкольного возраста часто использую и другие фольклорные жанры. Включается такой жанр музыкального фольклора как частушки. (игра «Птичка»)
  • 9 В старшем возрасте использую - песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора.
  • 10 В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все народные песни, сказки, игры, а также народные мелодии, которые я применяю в работе, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.
  • 11 Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В работе я использую аудиозаписи народных песен в исполнении сольном и хоровом, а также мелодий в оркестровой обработке народных инструментов. Это помогает знакомить дошкольников с понятиями - “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”.
  • 12 На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они устно передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – не известно. Говорят, народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными. Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такой праздник как «Рябинник» весь праздник пронизан любовью к своей стране, к малой Родине, к родной природе.,

Одним из направлений моей деятельности является приобщение детей к культурным, историческим традициям.

Считаю необходимым помочь детям войти в мир народной культуры, способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре и истории народов Южного Урала.

  • 13, 14 Приобщение детей к этнокультуре народов Урала проходят через народные праздники: посиделки, масленицу, закликание весны.
  • 15 Особое внимание уделяю знакомству детей с обрядами, традициями, фольклором, бытом казаков проживающих на Южном Урале. В Феврале ежегодно проводятся развлечения «Казачьи посиделки» во время которых дети знакомятся с историей казачества станицы Нижне-Увельской, как с героическим прошлым казаков, так и костюмом казака и казачки, их бытом, песнями, танцами.
  • 16, 17,18,19 Особое внимание уделяю разучиванию игр детей казаков станицы. Дети знакомятся с такими играми как «Папаха», «Достань платок» «Гори, гори ясно», «Курица и коршун». Касаясь игр, хочется сказать, что они пришли детям из народа. Часть игр связанна с культом и обрядоми взрослых, часть с бытом и
  • (показ).обиходом. Например: игра «Иголочка и ниточка»

Для детей особенно из казачьих семей это станет средством познания своих корней, осознания неразрывной взаимосвязи жизни казачества с жизнью всего российского народа. Остальные дети лучше узнают историю края, где они проживают.

  • 20,21,В нашем детском саду был создан музей «Русская изба», из которого дети наглядно узнали о старинных жилищах Урала, о домашней утвари, о старинной одежде, о ремеслах и музыкальных инструментах. Собиралось все по крупицам, большое участие приняли педагоги и родители. Собрали старинную утварь и убранство избы. В музее представлены старинная посуда, музыкальные инструменты, одежда, прялки, ступы, коврики, полотенца, дорожки с вышивкой, и другое. Там педагоги проводили занятия по ознакомлению детей с жизнью, бытом, обычаями русского народа. В «Русской избе» проводились развлечения и досуги на фольклорной основе.
  • 22,23,24, 25 Ставятся сказки. Дети очень любят фольклорные мероприятия еще и за то, что каждому найдется костюм. Это и сарафаны с блузками, и красные рубахи с кушаками, яркие повязки на голову.
  • 26, 27,28 С большим удовольствием дошкольники познают приемы игры на русских народных музыкальных инструментах, которых у нас собрана целая коллекция: трещотки, хохломские ложки, ксилофоны, коробочки, бубенцы, рубели, свистульки, бубны, металлофоны, колокольчики.
  • 29,30,31,32,33 Обращаясь к фольклору, дошкольники познают сердцем родной народ, становятся духовными наследниками его традиций, а значит, у них формируется патриотическое чувство.
  • 34 Таким образом, влияние русского фольклора на формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников несомненно. У детей воспитывается стойкий интерес к истокам русской народной культуры, развивается и совершенствуется любовь к Родине, уважение к старшим, ко всем членам семьи, друзьям, формируется бережное отношение к окружающему миру. Поэтому тема нравственно – патриотического воспитания является очень актуальной в наши дни, а меня, как педагога, не равнодушного к будущему моей Родины, побуждает совершенствовать формы работы с детьми в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника"

В копилку старшего воспитателя.Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

Консультация для родителей:" Нравственно-патриотическое воспитание детей"

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств....

Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Консультация для родителей  "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"...

Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5143395","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"250","style":"width: 106px; height: 150px;","width":"176"}}]]О важности приобщения ре...

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств....

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию посредством фольклора.

Фольклор как средство нравственного воспитания дошкольников....

Консультация для педагогов Тема: "Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании дошкольников". Консультация для родителей "Нравственно патриотическое воспитание детей"»

Как помочь ребёнку с уважением и интересом относиться к культурным традициям, научить любить свою родину? Эти вопросы задают себе вдумчивые воспитатели и родители дошкольников. Чувство Родины начинает...