Сценарий развлечения "Листая календарь"
материал по музыке (подготовительная группа)
Сценарий для дошкошльников подготовительной группы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник: «Листая календарь»
Цель : Знакомить детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале.
Задачи:
-Учить понимать особенности художественного языка, которым наши предки высказывали единство человека и природы;
-формировать знания об обрядах и обычаях родного края,об уникальности гармоничных взаимоотношений человека с природой и друг с другом;
- открывать для ребёнка эмоциональные, нравственные ценности,которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека;
- помочь ребёнку понять, что каждый из нас- неотъемлемая часть целого, наследник национального богатства,творец истории Отечества.
I блок
Зал оформлен под деревенскую улицу : 2 домика.
В традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье , никогда не понимались как безделье… Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. И мы, следуя народному календарю начнем с зимних праздников.
И вот представим себе-зимний вечер-канун старого Нового года
Тр.1 (музыкальный фон)…Морозило сильнее, чем с утра, но зато так было тихо, что скрип под ногами слышался за полверсты. Под плотным кожухом тепло, от мороза ещё живее горят щёки. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась и ещё белее казался свет месяца от блеска снега. А в морозном воздухе звучали колядки- щедровки: ( с песней входят дети)
Песня: «Куры рябые» (Курская область, Беловский район; с.Белица:.записьь Е.Краснопевцева)
1.Куры рябые, не пойтя рано, Святый вечер,добрый вечер.
2.Уставайте, братья, надевайте платья. Святый вечер,добрый вечер.
3.А Ивану молодцу красну –девку в теремцу. Святый вечер,добрый вечер.
Все Здравствуйте,хозяева добрые! С Новым годом! С Новым счастьем! С Новым здоровьем!
Реб. Ай-да к дядьке Мирону.
Вед. Ребята а мешок взяли?
Реб. Вот он!
Вед. Ну тогда ты будешь мехоношей.
Вед. А к кому пойдём? Может к Тетке Нюре?
Реб. Да ну её, весь год нас гоняла житья от неё нет.
Вед. А вот мы её и потрясём (стучит) Тётя Нюра, а тётя Нюра!
Выходит Нюра,зевает,потягивается.
Нюра. Кто тут стучит,орёт,спать не даёт?
Дети. Это мы-колядовщики.
Пришли прославлять, хозяев величать.
Нюра. Уходите по домам,ничего я вам не дам!
-2-
Дети. У скупой хозяйки родись рожь пуста,соломкой густа. (Смеются)
Из-за другого дома голос дяди Тараса Эй,челёдушки, что наш-то двор обошли?
Все.. А.Дядя Тарас, идём,идём.
Поют Сето,сето» (Курская область;Дмитриевский район; с. Меловое;запись А.Иванова)
Сето,сето,на новое лето,
Куда конь хвостом-туда жито кустом,
Куда коза рогом-туда жито стогом!
Тарас перед домом
Щедрый вечер, добрый вечер, а угостить нас нечем?
Тарас. Найдётся,на всех найдётся.
Вот вам орешки для потешки,
И серебро, чтоб водилось добро.
Дети. С новым годом, со всем родом!
Мы не сами пришли, мы козу привели.
Поют по кругу, в конце коза падает.
Го-го-го, коза,го-го-,серая,го-го,белая.
Не ходи, коза, о Михайловке.
Там стрельцы-бойцы,козочку скуют, животик вспорют.
Алёна. (к зрителям) Люди добрые,горе-то какое,что же с моей козой стало, ай-ай-ай, совсем неживая ( качает головой) Кто же моему горю поможет?
Слышится бой барабана, входит солдат
Солдат. Раз,два Равняйсь,смирно
Что за крик, что за вопли?
Алёна. Да вот коза упала неживою стала.. Ой,ой.,ой..
Солдат. Тише, сейчас я вашему горю помогу (осматривает козу со всех сторон)
Так,ясно, дайте вашей козе решето овса,да чтоб наверху была колбаса,да три куска сала, чтоб коза встала.
Подкрепись коза, да вставай. (хозяйка дает,коза ест, говорит Ме, приподнимает голову и снова падает)
Солдат. Ну, не знаю, лекаря зовите.
Все Лекаря?(зовут)
Входит лекарь
Лек. Что случилось?
Алёна. Ой горе-то какое,горе-то. Моя коза совсем в ящик сыграла.
Лек. Ну ,этому горю мы быстро поможем.
Ты, Мария, дуй козе у рыло, а ты, Авдотья, дуй козе под хвост. (дуют, коза встаёт, все радуются, и тут она снова падает)
Алёна. ( к зрителям и детям ) Что же это,люди добрые, помогите нам подуть-то(все дуют, коза встаёт и вновь падаетХоз. Когда коза встаёт Коза- то моя встаёт(радостно)
(сердито) Ну, что ж это такое, вы что, даже дуть не умеете?
Лек. Ничего,я знаю ещё одно верное средство.
Несёт шприц, коза привстаёт,подглядывая,лекарь разгоняется
раз, два,три Коза подскакивает
Выстраиваются в линию,мы раздаём пшено, проходя около детей
-3-
Сеем,веем,посеваем,счастья, радости желаем.
Чтобы в поле уродило, чтобы в хлеву удвоило,
чтобы детки подрастали, чтобы девок замуж взяли.
Сеем,веем.посеваем,с Новым годом поздравляем идут вперёд,посевают.
Тр.1 (продолжение)Дети выходят из зала, снимают зимнюю одежду, убирают декорации
II блок
Я. Масленица-это любимый народом весёлый недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, посвященный прощанию с весной и встречей весны.
На самом деле Масленица является древним языческим праздником. Прощаясь с зимой, Русичи славили Ярилу -языческого Бога солнца и плодородия. Ярило представлялся в образе молодого мужчины, который каждый год умирал и вновь воскрешал,даря людям солнце. А солнечное весеннее тепло – это первый шаг на пути к обильному урожаю. Поэтому отменить или запретить Масленицу церковь не решалась, уж слишком значимым он был для народа
Я. Выходи народ, становись у ворот,
Весну закликать,зиму провожать.
Алёна и дети стайкой со свистульками Сегодня здесь весну встречаем и с поклоном приглашаем
Тех, кто любит веселиться и смеяться, и резвиться.
Реб. Идти надо Весну искать,
В наши края её кликать , звать
Все. Да где же её искать?
Реб. Я знаю, идти нужно в ту сторону, где солнышко греет больше.
Все Точно
Встают боком к солнцу на стене Звучит закличка « Солнышко»
Солнышко, солнышко, выгляни в оконушко,
Выйдем в поле , во лужок. Соберёмся во кружок.
Я. Весна, весна красная,приди весна с радостью,с великой милостью. Дети в линию
Алёна. Не впускает лютый мороз весну,
А чтобы она поскорее пришла,
Мы из тёплых краёв перелётных птиц звать будем.
Звучит закличка «Жаворонки» мы с кугиклами.
Дети начинают на свистульках и заканчивают,когда мы начинаем на кугиклах 1 квадрат
Жаворонки, жаворонычики.
Прилетите вы к нам жаворонычики.
Принесите вы нам весну краснаю, лету теплаю.
Реб. По очереди.
Синички-сестрички.
Тётки-чечётки.
Краснозобые снегири.
-4-
Щеголята-воробьи.
Вы на поле летите,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.
Звучит пение птиц тр.2
Я Услыхали нас наверное птицы,
Летят, и весу на крыльях несут.
Алёна. Давайте пожелаем весне доброго пути,
Пусть она будет полноценной хозяйкой в нашем Курском крае. уходят под свистульки
(Уходят,одевают на голову венки,берут ленточки, вносят берёзу)
III блок.
Тр.3 Я. А на курских нивах уже вовсю колосятся хлеба. В эти дни отмечается христианский праздник «День Святой Троицы» и девушки украшали берёзу лентами, цветами.,жарили на полянках яичницу, символ солнца, кумились, да гадали на суженного входят одни девочки
Наряжают берёзку. По очереди
Алёна Распустила косыньки русская берёзонька.
- Сарафан надела ты, красивый,белый.
- А по сарафанчику черные дорожки
- Листики в карманчиках, а в ушах-серёжки.
- Русская красавица, мы тебе так рады
- Ты нам очень нравишься вот в таком наряде
- Мы тебе, берёзонька,ленты вплетём в косыньки
- Ленточки атласные,синие и красные!
Я.Водили хороводы, плели венки.А ещё девушки кумились
1 дев.мой веночек-то краше твоего.
2дев Мой веночек-то лучше твоего
1 дев. Чем же твой веночек лучше моего?
2 дев. Чем же твой веночек краше моего?
2 дев.А листочки-то на нём блестящие,
А сама-то я в нём хорошащая.
Ты-то ростом мала и собой не видна.
2 дев. Твой венок не пригож,
Он на веник похож
Ты сама-то как осина,
Рот пошире,чем корзина.
Алёна. Стойте! Что это, ссора? В праздник ссориться нельзя. А ну, помиритесь, не бранитесь, покумитесь!
Девочки. А как?
Алёна. Возьмите в руки венок, да сквозь веночек поцелуйтесь. Это называется «закумиться.
Кумитесь, кумитесь. Где сойдете, поклонитесь.
А домой пойдёте, не бранитесь.
(Девочки кумятся)
-5-
Девочка. Подруженьки, пойдёмте к речке венки в воду бросать, на женихов гадать
( все выбегают
Венки меняют на красные платки,девочки берут на сценку комара,платки) уносят берёзу,)
IV блок
Я. Убрали хозяева полюшко, всё жито обжали.Поработали на славу: и ягоды собрали, и варенья наварили,и много сделали запасов, на всю зиму хватит.
Входит Алёна со словами.
На завалинке, в светёлке, иль на брёвнышках каких,
Собирали посиделки пожилых и молодых.
Я. При лучине ли сидели,иль под светлый небосвод.
Говорили, песни пели, и водили хоровод.
Алёна Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Я .Эй, люди добрые!
Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть.
Вам ли сегодня туманиться ,грустить да печалиться!
Алёна. Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице.
Здесь для вас, для дорогих гостей праздник большой, праздник радостный.
Вместе. По обычаю старинному Посиделками называется.
Дети входят за руки,поют «Иванушка-рачек» тр.4
Иванушка-рачек
По бережку лазя,
Рыбку хватая,
Ульянушке носит.
Ульянушка-сердце
Ешь рыбку с перцем.
Сидит барин на току,
Кричит барин «Засеку».
Раз, два, три, четыре,
Меня грамоте учили.
Ни читать, ни писать
Только в куколки играть.
Реб. Тень-тень, потитень,выше города плетень
Сели звери на плетень, похвалялися весь день.
Шуточная «Комарочек» тр.5
Уж ты, комар,комарочек-2 р
Комарок,комарок, комарочек.-2р.
2. Полетел наш комарочек,на зелёный на дубочек.
На дубок, на дубок, на дубочек.-2 р.
3.Тут поднялся ветерочек, повалился тот дубочек.
Тот дубок, тот дубок, тот дубочек -2р.
4.Придавило комарочка.-2 р.
Комара,комара,комарочка -2р.
5.Он упал и еле дышит, ручкой, ножкой не колышет.
-6-
Не колышет комар, не колышет -2р
6.Прилетели тут две мухи, взяли комара под руки,
Ой,под руки комара, ой под руки -2 р.
7. Схоронили у дороги, торчат руки, торчат ноги.
Торчат руки комара, торчат ноги-2р.
Пританцовывая дети выходят
Вносятся скамейки
Девочки берут кукол,мальчики ложки и на мои слова садятся на скамейки
V блок.
Я.Вот мы и пробежались по календарю.А закончить нашу встречу хочется тем, что мы слышим с самого рождения,через что происходит первое знакомство с красотой народного фольклора.Конечно это колыбельная.
Я. Ой баюшки, баюшки , жил мужик на краюшке.
Он не беден , не богат, у него полно ребят.
Алёна. Все на лавочках сидят?
Все Все
Алёна. Кашу маслену едят.
Каша-то масляная, ложка-то крашеная (мальчики показывают ложки вверх)
Все девочки Ух ты! ( поднимают кукол вверх)
Я. Ладушки, ладушки,где были?
Все. У Ванюшки
Я. Чего ели.
Все Прянички
Алёна. Где прянички
Все . Съели ( куколка к куколке поворачивают,ложка к ложке)
Алёна. Попили, поели
Все шу, полетели ( все встают , кружатся с куклами в руках, присаживаются, ставя кукол на пол, присаживаясь на корточки )
Алёна. Сели, посидели, опять полетели
Все шуууу( возвращаются на лавки, также кружась,а мальчики уходят)
1Колыбельная песня тр.6
1.Баю-баю-баюшок,
Кладу Катю на пушок –
На пуховую кровать,
Будет Катя крепко спать.
2. Ой, баиньки, баиньки
Куплю Кате валенки.
Куплю Кате валенки
Бегать по завалинке.
3.Баю-баю-баюшок,
В огороде петушок.
Петя громко поет,
Кате спать не дает.
-7-
4.Петушок, не кричи,
И Катюшу не буди.
Будет Катя крепко спать
И большою вырастать.
Я. Тяги, тяги, потягушеньки,
на Катю подрастушеньки
(Выходит мальчик с крынкой и проходит, будто поливая на каждого)
Дети по очереди
Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Вот такой вот расти
Чтобы видеть все могли ( все подняли и встали)
«Танец с куклами» тр.7
В конце входят мальчики с подносами, на них куколки
Встают в три точки перед девочками.
Я Вот и подошёл к концу наш праздник.Хочется верить ,что обретя однажды, мы никогда не утратим традиции наших дедов и прадедов. Ведь возвращаются реки к истокам своим,чтобы наполниться вновь
Алёна.. И, если даже ребёнок , на вопрос «Кто ты?», с гордостью ответит
Все «Я-русский! Моя Родина - Россия»,
Алёна то наполнится гордостью Мать Земля наша русская за детей своих.
Я. А вы приходите чаще к нам, рады мы всегда гостям.
Мальчики проходят к гостям, те берут кукол, возвращаются на свои места. Тр.8
А нам пришло время расставанья.
Все До свиданья, до свиданья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Осенний календарь" (Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы)
(Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста) Звучит спокойная мелодия. Дети входят в зал, р...

Сценарий устного журнала "Святочный календарь"
Зимние святки – это самый длинный и самый шумный ежегодный праздник на Руси. Начинались святки Рождественским (25 декабря по старому стилю) праздником, а заканчивались Крещенским (6 января по с....

Сценарий национального праздника встречи Нового года по лунному календарю "Шагаа - 2015"
Вашему вниманию представлена методическая разработка по встрече Нового года по лунному календарю....
Сценарий осеннего праздники "Осенний календарь" Подготовительная группа
Сценарий осеннего праздника "Осенний календарь" .Подготовительная группа...

"Календарь Осени" сценарий осеннего развлечения для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий осеннего развлечения "Календарь Осени" для детей старшего дошкольного возраста.Цель: обобщение представлений детей об осенних явлениях природы посредством музыкально-игровой ...

«Календарь воспоминаний» Сценарий праздника посвященного выпуску в школу (для детей с нарушениями речи)
Сценарий праздника посвященного выпуску детей в школу(для педагогов коррекционных ДОУ)...

Сценарий праздника "23 ФЕВРАЛЯ - КРАСНЫЙ ДЕНЬ КАЛЕНДАРЯ"
Сценарий праздника для пап и дедушек в 1 мл.группе...
