Конспект занятия по разучиванию новой песни
план-конспект занятия по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Занятие по теме: «Разучивание новой песни»
Дети входят в музыкальный зал под фонограмму минус -1 песни «Сыны Отчизны», которая звучит в полной версии в записи на «mp», садятся рядом с музыкальным инструментом.
1. Начало (вступление)
Здравствуйте, ребята (представляюсь). На нашем занятии мы с вами познакомимся и разучим новую песню, фонограмму минус -1 (т.е. аккомпанемент без мелодии и голоса) который вы сейчас слышите (слышали). Хочется немного рассказать вам об истории создания этой песни. Известный петербургский поэт Марина Владимировна Чекина предложила мне свои стихи для написания песни, которую мы позже с вами услышим, а сейчас я хочу прочесть вам эти стихи.
(Педагог читает стихи)
Аккомпанемент, так сказать «оправу» к стихам вы уже слышали. А сейчас мы послушаем, что получилось, когда на стихи была положена мелодия, гармония и сделана аранжировка песни.
(Прослушивание песни в полной версии).
Песня - это всегда небольшая история, надеюсь, что она вам понравилась, и нашла отклик в вашем сердце, а в конце нашего занятия обязательно прозвучит в исполнении нашего с вами ансамбля.
(Правила работы на занятии: при ответе или вопросе - поднимать руку)
Но для того, чтобы наша песня прозвучала красиво, нужно настроить инструмент для пения. О каком инструменте я говорю? (Конечно же, о голосе)
Скажите, пожалуйста, что делает спортсмен перед тренировкой? (разминается т.е. разогревает мышцы) А музыкант перед выступлением? (разыгрывается)
Вот и вокалисту, чтобы подготовить голосовой аппарат к пению нужна распевка.
Чтобы голосовые связки не уставали, чтобы не навредить своему здоровью звук нужно держать на дыхании. В противном случае голосовые связки быстро устанут и певец охрипнет, может даже потерять голос («сорвать связки»), а чтобы этого не произошло давайте разберёмся…
2.Теория. Немного теории. Дыхание бывает грудное и брюшное. Исполнительское дыхание – смешанное, т.е. грудно – брюшное. В организме человека есть орган, похожий на парашют, это диафрагма. Чтобы звук был живым и объёмным, его нужно постоянно поддерживать дыханием. Кстати, интересный факт! Все мы рождаемся с правильным дыханием, младенцы дышат диафрагмой, используя весь объёмом легких, т.е. правильно с точки зрения физиологии, медицины, ну и, конечно же, вокального искусства. Взрослея, мы почему-то об этом забываем и нам приходится учиться, заново правильно дышать.
Так как же правильно брать дыхание?
Вдох носом, равномерно заполняя объём лёгких. Почему носом…? Помимо обонятельной функции, нос выполняет функцию фильтра, он очищает и согревает воздух перед тем как попасть в лёгкие. Вы, возможно, обращали внимание, что при волнении полость рта и глотка пересыхает. Вдох через нос помогает нам справиться с этой проблемой. Сейчас я вам покажу, как можно контролировать правильный вдох
(Предлагаю детям встать)
Поставьте ноги на ширину плеч, руки на пояс, пальцами назад (показываю). Почувствуйте руками, как набирается дыхание, если вы не чувствуете, то вы неправильно дышите.
А сейчас о не менее важной задаче, о правильном выдохе.
Выдыхаем снизу вверх ровным напором, как будто дуем на свечу. Благодаря мышцам брюшного пресса, спины (мышцы «пояса») мы давим на диафрагму и держим ровный выдох.
(Пример с тюбиком)
Лёгкие должны постоянно вентилироваться, чтобы не было застоя углекислого газа, который является ядом для нашего организма. Его переизбыток может вызвать кислородное голодание мозга, мышц, неизбежно переутомление, исполнителю при этом трудно справляться с волнением. Поэтому нужно стараться полностью освобождать лёгкие от не использованного дыхания и брать нужное количество воздуха для исполнения той или иной фразы.
(Предлагаю детям присесть)
3. Практика
Сядьте ровно, спина прямая, ноги упираются в пол, плечи при вздохе не поднимаем.
Упражнение на звукоизвлечение, дыхание и ровность звука
Распевки: м-м-м , ро-ди-на-мо-я, ми-и-и-я
(«счастье и слёзы», «честь не роняем», «гербу и флагу»)
А теперь о вокальной позиции и резонаторах.
Прошу ребёнка подойти и постучать ручкой по твёрдой поверхности, а потом по мягкой. Скажите, пожалуйста, чем отличается звук? Отвечают: глухой и звонкий.
Звук, отражается от твёрдой поверхности, резонирует и звучит звонко, а палочка отскакивает от поверхности… В мягкой поверхности звук гаснет, а палочка не отскакивает от поверхности… Тоже самое происходит и со звуком в нашем исполнительском аппарате. Для того чтобы звук резонировал, нужно мягкое нёбо натянуть, как купол, с помощью «зевка», тем самым сделать его твёрже (показать на руках)
Вы, наверное, обращали внимание на акустику в соборах. Как вы думаете, почему там такая «полётность» звука? (он отражается в куполе)
Распевка (лё-хо-хо)
Дикция при исполнении песни должна расставлять нужные смысловые акценты, быть несколько утрированной, артикуляция чёткой (показываю)
Упражнение «разговор за стеклом» (предлагаю ребёнку беззвучно проговорить слова песни так, чтобы остальные поняли, какой фрагмент он произносит)
Интонирование мелодии и разучивание двухголосия в припеве (дети делятся на 1 и 2 голоса)
Припев исполняют по два человека (останавливаемся на исполнительских ошибках, показ хорошо поющего ребёнка)
Ребята, скажите, пожалуйста, какой эмоциональный заряд несёт для вас эта песня, к чему побуждает? (любить родную землю, Отчизну, гордиться ее защитниками, выбрать путь военного)
Пение в ансамбле - это конечный этап занятия. В ансамбле понадобится умение слышать товарища, находиться в одном эмоциональном настрое, ощущать себя частью единого организма, голоса должны слиться в один, чтобы донести до слушателя смысл и художественный образ песни песни – это то, ради чего мы её поём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по предметному окружению «Песня колокольчика» Воробьева.В.А
Программное содержание. Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах; познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.Материал. презентация, колокольчик,...

Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика."
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...

Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...

Конспект занятия Тема: Разучивание стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
Конспект занятия Тема: Разучивание стихотворенияА.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».Цель: Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы.Задачи:Образовательн...
Конспект занятия в средней группе: «Песня колокольчика».
Задачи:- закреплять знания детей о стекле, металле, дереве; их свойствах;- познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.- развивать любознательность, мышление, зри...


