Сборник упражнений для развития чувства ритма с использованием нестандартного оборудования.
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа)

Вихарева Елена Петровна

Для выполнения упражнений потребуются: деревянные палочки (клавесы),пластиковые тарелки, пластиковые (не одноразовые) стаканчики, кубики, обручи, бумага, круги из фоармина, резинка эластичная, массажные мячи и т.д.Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. Что же такое ритм?

Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать ритм и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно, то у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована.

Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным.

Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее.

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами. Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Под влиянием музыкально-ритмических упражнений устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_uprazhneniy.docx400.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание.

1. Упражнение «Скачут, скачут три лошадки»

(с деревянными палочками)

2. Упражнение «Дождик»

                           (с деревянными палочками)

 3. Танец с тарелочками.

 4. Упражнение со стаканчиками.

5. «Оркестр в лесу»

6. Танец с бумажками.

7. Упражнение «Часики» с палочками.

8. Упражнение со снежками №1.

9. Упражнение со снежками №2.

10. Упражнение с кубиками.

11. Упражнение с обручами в круге.

12. Игра с обручами «Мышка»

13. Игра с обручами «Гусеница»

14. Упражнение с мячами или кубиками в парах.

15. Упражнение в парах без предметов.

16. Упражнение с резинкой «Скалолазы»

1. Упражнение «Скачут, скачут три лошадки»

(с деревянными палочками)

Дети сидят на полу по кругу на коленях, в руках деревянные палочки.

Поют песню.

 

 1.

Скачут, скачут три лошадки,                       _-стучат поочередно по полу 4 раза

цок, цок, цок                                                   !-правой палочкой по левой 3 раза

Мчаться, мчаться без оглядки, цок, цок, цок!

Скачут, скачут в город новый, цок, цок, цок!

Звонко цокают подковы, цок, цок, цок!

Проигрыш:  дирижируют палочками

2.

Вы, лошадки, нас возьмите,                           -  1раз  по палочке, 1 раз по полу

да, да, да                                                            -правой палочкой по левой 3 раза

Быстро в город нас домчите, да, да, да!

Эй, лошадки, на пригорок,                              - 1 раз по палочке, 1 раз взмах наверх

 гоп, гоп, гоп!                                                    -правой палочкой по левой 3 раза

Вот он город, новый город, стоп, стоп, стоп!

Усложненный вариант:

Ударяют 1 раз правой палочкой по левой и 1 раз правой палочкой по левой палочке соседа справа.

2.  Упражнение «Дождик»

(с деревянными палочками)

Муз.сопровождение  - «Дождик» Парцхаладзе.

Дети сидят на полу на коленях (или за столами), поют песню.

1.Кап, кап, тук-тук-тук,          - стучат пр. палочкой по левой ритм.рисунок

По стеклу раздался стук,        - то же

Это дождик поутру                 - поочередно по полу

Разбудил всю детвору.           - то же

2. Кап, кап, дон-дон-дон,        - стучат ритм. рисунок , подняв палочки над                                                                                                                                             головой

Капли начали трезвон.            – то же

Если выйдите гулять,               - 4 раза ударяют одновременно

Не забудьте зонтик взять.       – соединяют палочки над головой, как «зонтик»

Проигрыш:

3.Кап, кап, кап-кап-кап,            - повтор движений 1 куплета

У дождя веселый нрав.

Завтра утром мы опять             - ударяют 1 раз по лев.п. и 1 раз по палочке

Под дождем пойдем гулять        соседа справа

3. Танец с тарелочками.

Музыкальное сопровождение: украинская нар.мелодия в куплетной форме с припевом.

Дети стоят по кругу, в руках пластиковые тарелки. На музыку запева двигаются по кругу, выполняя движения. На припев останавливаются и выполняют 4 хлопка тарелочками и кружатся 1 раз вокруг себя (повторяют 4 раза)

1 куплет: бегут пританцовывая, тарелочки на голове («ушки»)

2 куплет: бегут пританцовывая, тарелки под мышками («крылья»)

3 куплет: идут, выполняя хлопки под коленом на каждый шаг.

4 куплет: бегут, выполняя «тарелочки» перед собой.

5 куплет: скользят ногами в тарелочках.

4. Упражнение со стаканчиками.

Дети сидят по кругу за столами или на полу, у каждого в руке по стаканчику, перевернутому вверх дном.

Вступление.   Слушают.

1 куплет:

  1. Одновременно стучат стаканами ровный ритм.
  2. Пр. ст. вправо-

Лев.ст. влево-

Ударяют стаканами друг о друга , произносят «Ух!» и ставят – 2 раза.

2 куплет:

  1. Шагают стаканами в круг 4 шага , из круга.
  2. Повтор 1 куплета.

3 куплет:

  1. Стучат одновременно 2 раза, затем переставляют вправо  (передают соседу справа)
  2. Повтор  припева.

На заключительный проигрыш ритмично попеременно стучат стаканами.

На последний аккорд поднимают руки вверх и говорят «Все!»

5. «Оркестр в лесу» (без предметов)

Дети сидят на стульях, подпевают песню, на запев выполняют образные движения, на проигрыш имитируют игру на муз.инструментах.

1.Зайки серые сидят,

  Громко лапками стучат

  Отыскали старый пень,

  Барабанят целый день.

Хлопают ладошками по коленкам поочередно.

2. А лисички тут как тут,

    На поляночку бегут.

    Стали зайкам помогать,

    Да на палочках играть.

Стучат  пальчиками.

3. Вот и Мишенька идет,

    Ложки новые несет.

    Заиграл он тук да тук.

    До чего приятный стук.

Хлопают в ладоши.

4. А жуки давай летать,

    С колокольчиком играть,

    Колокольчик зазвенел,

    Свою песенку запел.

Имитируют колокольчики и поют: «Динь-дилинь…»

5.  Следом белочка пришла,

     И орешки принесла,

  Очень маленький орех,

  А играет звонче всех.

Стучат кулачками.

6. «Танец с бумажками»

(музыка «Clap, clap»)

Дети стоят в круге, в руках листок бумаги (белый или цветной)

1 куплет:

 Ударяют ладошкой по листку на окончание каждой фразы 3 раза, приговаривая «хлоп, хлоп, хлоп», пританцовывают на месте.

Припев:

Идут  в круг, шелестят  бумажкой, держа ее за уголок одной рукой – 8 ш.

Идут из круга,шелестят  бумажкой, держа ее за уголок  другой  рукой – 8 ш.

2 куплет:

Кладут лист бумаги на ладонь, ударяют сверху на окончание каждой фразы 3 раза , приговаривая «шлеп, шлеп, шлеп».

Припев:

Идут в круг, поднимая и опуская листок на каждый шаг – 8 ш.

Идут из круга.

3 куплет:

Кладут листок на пол перед собой.  На окончание  каждой фразы 3 раза топают правой ногой, затем левой, приговаривая «топ, топ, топ»

Припев:

Идут по кругу вправо. Ритмично сминают бумагу  поочередно,то правой, то левой рукой – 8 раз

Идут по кругу влево. Расправляют бумагу.

Заключительный проигрыш:

Подбрасывают и ловят листок бумаги.

7. Упражнение «Часики» (с деревянными палочками)

Вступление. Стоят в шахматном порядке, пружинят.

1.Тики-тики-тики-тики так-так-так,                Пружинка, стучат

Тики-тики-тики-тики так-так-так –              пружинка, стучат

Часики идут, часики идут,                            качают палочками вправо-влево

Часики минуты берегут.

Тики-тики-тики-тики так-так-так,                повтор

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

Часики идут, часики идут,

Часики лениться не дадут.

Тики-так, тики-так –                                       стучат справа               , слева

Нам без часиков никак.показ. на себя, врозь

2.Тики-тики-тики-тики так-так-так,            повтор  движений 1 куплета

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

Часики идут, часики идут,

Часики минуты берегут.

Тики-тики-тики-тики так-так-так,

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

Часики идут, часики идут,

Часики последнего не ждут.

Тики-так, тики-так –

Нам без часиков никак.

Проигрыш:                                                      2 галопа вправо, 2 галопа влево

 «тарелочки» перед собой

Тики-так, тики-так –

Нам без часиков никак.

Тики-тики-тики-тики так-так-так,

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

Часики и там, часики и тут,

Часики идут, идут, идут.

Часики идут, идут, идут.

Часики идут, идут, идут.

Часики идут, идут, идут

8. Упражнение со снежками №1 (Муз. «Добрый жук»)

1. Лепят снежки

2. Катают в ладошках.

3. Передают из руки в руку перед собой и за спиной сначала вправо, затем влево.

4. Подбрасывают вверх и ловят.

5. Кидают друг в друга.

9. Упражнение со снежками №2.

(муз. Укр . народная, куплетная форма)

1 куплет:  Идут, пританцовывая, по кругу, снежок держат в пр. руке, подняв вверх («хвастаются»)

Припев: Останавливаются, ритмично «лепят» снежок.

2 куплет:  Идут по кругу, снежок приставляют к носу («носик снеговика»)

Припев: Останавливаются, ритмично «лепят» снежок.

3 куплет: Идут по кругу, снежок на голове (шапка с помпоном)

Припев: Останавливаются, ритмично «лепят» снежок.

4 куплет: Идут по кругу, снежок приставляют сзади (хвостик зайчика)

Припев: Останавливаются, ритмично «лепят» снежок.

5 куплет: Идут в круг, снежок на груди (пуговицы снеговика), из круга.

Припев: Останавливаются, ритмично «лепят» снежок.

В конце забрасывают снежки в свободном темпе по очереди в ведерко, стоящее в середине круга.

10. Упражнение с кубиками  (Музыка «Квикстеп»)

1. Перебрасывают из руки в руку (4 раза + 4 р. в уме)

2. Подбрасывают вверх и ловят (2 раза + 2 р. в уме)

3. Катают в ладонях («колобок»)

4. Прокатывают правой рукой по левой снизу вверх и обратно, затем меняют руки.

5. Катают по груди правой, затем левой рукой.

6. Стучат кубиком по полу ритмический рисунок .

11. Упражнение с обручами в круге.  (средняя группа)

Дети стоят в круге, держат обруч. Обруч стоит на полу вертикально.

1 часть: Дети ритмично пружинят ногами и стучат обручем по полу.

2 часть(варианты) :

1) Кладут обруч на пол, руки на поясе, обходят обруч справа, затем слева.

2) Берут обруч, надевают на себя, опускают вниз, выходят из него. Повторяют.

3) Кладут обруч на пол, ритмично шагают – в обруч, вперед из обруча, в обруч, назад из обруча.

4) Берут обруч, идут по кругу и вращают перед собой как руль.

5) Катят обруч рябом с собой по кругу.

12. Игра с обручами «Мышка»

Дети стоят в круге, держась за обручи, которые расположены между ними. В центре стоит ребенок-водящий («мышка»).

1 часть: Дети ритмично стучат по полу обручами и пружинят ногами. «мышка» хлопает в ладоши.

2 часть: Дети стоят, обручи на полу, ребенок «мышка» пробегает сквозь обручи то выбегая из круга, то забегая в круг. На окончание музыкального фрагмента подбегает к одному из детей в круге и меняется с ним местами.

Игра повторяется с новой «мышкой».

13. Игра с обручами «Гусеница» (подготовительный вариант)

Дети стоят друг за другом, перед ними лежат обручи (8-10 шт) в одну линию.

Каждый игрок проходит всю цепочку обручей, выпрыгивает из последнего и идет в конец команды, чтобы продолжить игру, либо заканчивает игру, садится на стул.

Движения выполняются на 4 счета:

1 Прыжок в обруч.

2.Выпад из обруча пр. ногой и обратно

3. Выпад из обруча лев.ногой и обратно.

4. 2 хлопка.

1. Прыжок в следующий обруч, а в первый запрыгивает следующий игрок.

                     Основной вариант.

Обручи расположены в два ряда. Траектория движения по обручам «Змейкой»:  10-9

                        7-8

                        6-5

                        3-4

                        2-1

14. Упражнение с мячами или кубиками в парах.

Дели сидят на коленях в парах лицом друг к другу на некотором расстоянии.

В руках у каждого кубик или массажный мячик. Дети делятся на 2 команды: первая колонна - №1, вторая - №2.

1. Перебрасывают из руки в руку по очереди:

4 раза № 1 – 4 раза №2

4 раза №1 – 4 раза №2

2. Подбрасывают вверх и ловят по очереди:

2 раза №1 – 2 раза №2

2 раза №1 -  2 раза №2

3. Перекатывают друг другу (меняются предметами) одновременно 4 раза.

4. Все вместе стучат об пол ритмический рисунок.

Игра повторяется со сменой очередности.

15. Упражнение в парах без предметов. (музыка «Волшебные колокольчики»)

Дети стоят парами, лицом друг к другу.

Упражнение разучиваетя сериями или выполняется по показу взрослых – на первую музыкальную фразу выполняют взрослые, на вторую – дети.

1 серия:  «Здороваемся» правыми руками,

                «здороваемся» левыми руками,

                2 хлопка, поворот вокруг себя.

2 серия:  Хлопок себе, хлопок с другом,

                Хлопки по бедрам 3 раза,

                Притопы – 3 раза.

3 серия:  Пр. рукой похлопать по пр. плечу друга, затее лев.рукой по лев.        

                плечу.

                Берутся за руки и раскачивают ими скрещивая руки 4 раза.

4 серия:  Соединить правые локоточки, затем левые локоточки.

               Хлопки «тарелочки» 2 раза вправо, 2 раза влево.

16. Упражднение с резинкой «Скалолазы»

Дети стоят в круге, держась за резинку двумя руками.

1 часть:

Идут вправо, перекрещивая левую руку и левую ногу поверх правой. – 8 шагов

Идут влево так же перекрестными шагами. – 8 шагов .

2 часть:

Делают 1 шаг в круг,поднимая руки с резинкой вверх, разворачиваются в круг спиной, руки перекрещиваются и опускаются перед собой. Повторяют движение в обратном направлении.

Упражнение повторяется.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений по развитию чувства ритма

Данные упражнения способствуют развитию чувства ритма и музыкально-ритмических движений...

Дидактические упражнения на развитие чувства ритма

"Ежик и барабан"Дятел сел на толстый сук...Шумит оркестрРитмическое эхоХлопок в такт и т.д...

КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Картотека речевых игр и упражнений на развитие чувства ритмас использованием ИКТ для детей старшегодошкольного возраста...

Использование упражнений на развитию чувства ритма у дошкольников в различных видах воспитательно-образовательной деятельности

В материале данной методической разработки содержатся упражнения, которые способствует развитию чувства ритма, речевых функций идругих аспектов развития ребёнка...

Методическая разработка по музыкальному воспитанию на тему: "Использование музыкально-дидактических игр и упражнений для развития чувства ритма у старших дошкольников".

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Методическая разработка:ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация.          Игра - это планета, на которой обитает ребенок дошкольного возраста. Практически любые проблемы, возникающие в процессе музыкального во...