Открытый урок для подготовительной группы «Традиции русского народа в музыкальном творчестве»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Открытое музыкальное занятие в группе старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности (6–7 лет)

«Традиции русского народа в музыкальном творчестве»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx26.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытое музыкальное занятие

в группе старшего дошкольного возраста

общеразвивающей направленности (6–7 лет)

«Традиции русского народа в музыкальном творчестве»

ЦЕЛЬ:

Актуализация представлений о Русском народном творчестве.

ЗАДАЧИ:

Образовательные задачи:

  1. Познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами, рассказать о их назначении и особенностях.
  2. Ознакомить детей с традиционными русскими песнями и танцами, развивать интерес к народной культуре.

Развивающие задачи:

  1. Развивать мышление, память, воображение при помощи наглядного моделирования и средств ИКТ.
  2. Формировать умение слушать музыку, различать звуки и ритмы.
  3. Развивать моторные навыки через танцы и игровые движения.
  4. Воспитывать творческое воображение во время исполнения народных песен и танцев.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к русской культуре, традициям и искусству.
  2. Формировать уважение к народным обычаям и ценностям.
  3. Воспитывать командный дух, умение работать в группе при совместном пении и танцах.

Предварительная работа:

  • Подбор музыкального материала
  • Подбор наглядного материала
  • Подбор информации

    Атрибутика и оборудование:
    демонстрационный материал;

музыкальный инструмент: фортепиано;
ноутбук, микшер, проектор;
детские музыкальные инструменты (гармошка, ложки, трещотки, свирель)

Ход занятия:

Дети под музыку заходят в музыкальный зал и становятся в круг, здороваются.

М.Р. Ребята, я очень рада вас видеть! А теперь давайте поздороваемся музыкально, поприветствуем еще раз друг друга.

Песня с движениями:

Я здороваюсь везде -

Дома и на улице.

Даже здравствуй говорю

Я соседской курице.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, утро! Здравствуй, день!

Мне здороваться не лень.

М.Р. А теперь давайте разомнемся и поиграем в телесную ритм-игру.

Боди-перкуссия под народную ритмичную мелодию.

М.Р. Ребята, а вы заметили, что музыка сейчас была необычная, новая. Как вы думаете, как называется жанр такой мелодии?

Дети – Народная!

М.Р. Правильно! А теперь присаживайте на стульчики.

(На проекторе изображены русские народные инструменты)

М.Р. Посмотрите на экран - какие музыкальные инструменты на нем изображены? (Дети отвечают). А хотите познакомиться с этими инструментами и узнать интересную историю про каждый из них?

Дети: Да!

(Первый слайд - изображение Балалайки)

М.Р. - Балалайка — один из самых главных символов русской культуры и народной музыки.

Первоначально балалайка имела три струны и небольшую деревянную конструкцию. Около трехсот лет назад она стала популярной среди крестьян и городских жителей, а позже приобрела современный вид — с треугольным корпусом и четырьмя или пятью струнами. Существовали разные виды балалаек — от маленьких «дудочек» до больших инструментов.

Создание качественной балалайки — это искусство. Мастера используют ценные породы дерева, такие как кедр или липа, чтобы добиться богатого звучания.

Слушание игры на балалайке.

(Второй слайд - изображение гуслей)

М.Р. Гусли — это один из самых древних и красивых русских музыкальных инструментов, который был широко распространен в древней Руси и до наших дней остается символом богатого народного наследия.

Гусли — это струнный инструмент, похожий на небольшую деревянную раму или коробку с натянутыми струнами. Звук извлекается за счет щипка или удара по струнам пальцами или специальными палочками.

В древности гусли имели разнообразные формы и размеры: от небольших переносных до больших, которые ставили на сцене или в церквях.

Гусли появились в России еще в IX-X веках и были одними из первых музыкальных инструментов, используемых славянами. Они сопровождали народные песни, сказания, обряды и праздники.

Гусли были неотъемлемой частью русского фольклора. Они сопровождали сказителей, использовались в церковных службах и на народных праздниках. Гусляры — исполнители на гуслях — считались хранителями народной мудрости и истории.

Слушание игры на гуслях.

(Третий слайд - изображение гармони)

М.Р. Русская гармошка — это один из самых популярных народных инструментов в России, который появился много веков назад и стал важной частью русской культуры и музыки.

Гармошка пришла в Россию из Европы примерно в XVIII веке. Первые образцы были похожи на небольшие деревянные коробочки с мехами и клавишами. Вначале гармошка использовалась как развлекательный инструмент на ярмарках и праздниках.

Со временем русские мастера начали создавать свои собственные версии гармошки, добавляя к ней особенности, характерные для русского музыкального стиля. Так появилась русская гармошка — с более богатым звучанием и особым характером.

Русская гармошка отличается тем, что у нее есть две части: правая рука играет мелодию, а левая — аккомпанемент.

Показ и слушание игры на гармошке

(Четвертый слайд - изображение свирели)

М.Р. Свирель — один из древнейших музыкальных инструментов. В России свирель имела особое значение в народной культуре, обрядах и повседневной жизни. Это были простые деревянные или костяные трубки с отверстиями, которые позволяли извлекать разные ноты.

В древнерусской культуре свирели использовались как для развлечения, так и в религиозных обрядах. Они сопровождали народные песни, танцы и обряды, связанные с природой и земледелием.

Русская свирель обычно изготавливалась из дерева или кости. В зависимости от региона и назначения она могла иметь разное количество отверстий — от трех до двенадцати и более. Чем больше отверстий, тем шире диапазон нот.

Свирель была популярна среди крестьян, пастухов и воинов. Ее звук был ярким, чистым и легко узнаваемым.

Показ и слушание игры на свирели

(Пятый слайд - изображение ложек)

М.Р. Ложки — это один из самых древних и важных предметов быта в России. Они не только служили для еды, но и имели культурное, художественное и даже магическое значение.

Русские ложки появились очень давно — еще в древности. Первоначально это были простые деревянные или костяные предметы, которыми пользовались для приема пищи.

В XVII-XVIII веках в России возникло особое искусство украшения ложек — резьба по дереву, гравировка, инкрустация металлом. Такие ложки становились не только утварью, но и предметами искусства.

Русские ложки отличаются богатством орнаментов и символики. На деревянных или металлических ложках часто изображали цветы, птиц, геометрические узоры и сцены из народных сказок.

В народной культуре существовали особые обряды, связанные с ложками: например, подарочные ложки на свадьбу или обрядовые ритуалы. В некоторых регионах считалось, что украшенная ложка может приносить удачу или защищать дом.

Показ и слушание игры на Ложках

(Шестой слайд - изображение трещотки)

М.Р. Трещотка — это обычно небольшое устройство из дерева, металла или другого материала, которое при встряхивании или ударе издает громкий щелкающий звук. Самый распространенный вид — это деревянная или металлическая пластинка или брусок с зубцами или ребрами, которые при тряске или ударе создают характерный треск.

В России трещотки появились очень давно и использовались в различных сферах:

  1. В народной музыке: Трещотки добавляли ритм и динамику к песням и танцам. Они часто использовались в ансамблях для поддержания ритма.
  2. В театре и кукольных представлениях: Трещотки служили звуковыми эффектами — например, имитировали шум ветра, дождя или других звуковых эффектов.
  3. В обрядах и праздниках: В некоторых традиционных обрядах трещотки использовали для создания особой атмосферы или как амулеты.
  4. В быту: Простые трещотки могли служить игрушками для детей или использоваться как шумовые инструменты.

Традиционно трещотки делали из дерева — например, из березы, дуба или липы. Иногда использовали металл. Важна была форма: чем больше поверхность и зубцы, тем громче звук. Мастера украшали их резьбой или росписью, делая не только функциональный предмет, но и художественное изделие.

Показ и слушание игры на Трещотках

М.Р. Вот какая богатая история у народных инструментов! А сейчас попробуйте угадать народный инструмент по звуку.

Музыкальная викторина

М.Р. Много инструментов мы сейчас услышали, а теперь предлагаю вам самим сыграть.

Игра на ложках под русскую-народную музыку

М.Р. А теперь давайте сыграем в ритмическую игру «похлопаем».

(На экране изображены картинки. Дети должны рассказать, что изображено на картинке и прохлопать количество слогов в каждом слове под метроном или ритмичную мелодию. Картинки чередуются между собой, начиная от простых ритмических комбинаций к сложным. По желанию можно добавить паузы)

М.Р. Ребята, а чем еще славится русская-народная культура?

Дети: песнями, танцами.

М.Р. Правильно! Но прежде, чем нам начать петь, нужно подготовить голос к работе.

Распевки и дыхательные упражнения

М.Р. Давайте еще лучше познакомимся с русским народным творчеством и споем песню «Во поле береза стояла». Я буду запевать куплеты песни, а вы в конце будете пропевать «люли-люли» и последнее слово куплета.

Русская народная песня «Во поле береза стояла»

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла!

Люли, люли, стояла!

Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли, заломати!

Люли, люли, заломати!

Я пойду погуляю,

Я пойду погуляю.

Люли, люли, погуляю!

Люли, люли, погуляю!

Белую березу заломаю,

Белую березу заломаю.

Люли, люли, заломаю!

Люли, люли, заломаю!

Срежу с березы три пруточка,

Срежу с березы три пруточка.

Люли, люли, три пруточка!

Люли, люли, три пруточка!

Сделаю три гудочка,

Сделаю три гудочка.

Люли, люли, три гудочка!

Люли, люли, три гудочка!

Четвертую балалайку,

Четвертую балалайку.

Люли, люли, балалайку!

Люли, люли, балалайку!

М.Р. Ребята, ну а какое же русское народное творчество без плясок! Становитесь в хоровод!

Хоровод и танец на ускорение.

М.Р. вот и закончилось наше занятие. Сегодня вы узнали много нового и интересного про русскую народную культуру.

Опрос полученных знаний

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творчество»

План по самообразованиювоспитателя по обучению детей русскому языку  Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа   через устное творч...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Традиции русского народа»

Цель: Обогащение знаний детей об истории и традициях российского государства....

Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"

Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...

Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"

Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...

Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"

Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...

Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"

Укрепление познавательного интереса к истории русского народа...

Сценарий развлечения в старшей группе "Традиции русского народа"

Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.Задачи:-Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;-Развивать интерес к крестьянскому быту, русс...