Картотека музыкально-дидактических игр
материал по музыке (подготовительная группа)

Оксана Викторовна Шайтанова

Музыкальные игры предназначены для младшего. среднего и старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_muzykalno.docx950.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/31/s_61f799d88ba51/phpUE4h9B_Sbornik-muzykalno-didakticheskie-igry-dlya-doshkolnikov_html_3d81a233e2f745e2.png

Картотеку разработала

Музыкальный руководитель МКДОУ Детский сад №1 «Ласточка»

Шайтанова О.В.

Игра для развития памяти и слуха

«Какой инструмент лишний?»

Программное содержание: закреплять знания о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому.

Игровой материал. Карточки с изображением различных музыкальных инструментов.

Ход игры: Педагог выкладывает перед ребёнком-игроком несколько карточек 4-5. Например, четыре карточки с изображением народных инструментов, а пятая – с изображением инструмента из детского, духового, симфонического оркестра. Игроку предлагается внимательно посмотреть на карточки и среди них найти «лишнюю», объясняя свои действия.

Игра для развития чувства ритма

«Ритмический карандаш»

Цель: Развивать у детей представление о долгих и коротких звуках с помощью рисунка

Дидактический материал: простой карандаш, бумага

Ход игры: Педагог предлагает детям рисовать на листе бумаги линию, пока звучит нота, а когда звучание закончится, перестать рисовать. На длинные звуки линии будут длинные, на короткие звуки линии будут короткими или превратятся в точки. Очень увлекательная игра!

 Игра «Музыкальный магазин»

Цель: Развитие чувства ритма, творческих способностей детей.  

Игровой материал: Детские музыкальные инструменты (металлофон, бубен, ложки, погремушки и т.д.) 

Ход игры: Покупатель просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить. Ребенок, исполняющий роль продавца играет на этом инструменте несложный ритмический рисунок и предлагает покупателю попробовать самому звучание выбранного инструмента. Покупатель повторяет за продавцом ритмический рисунок. 

Игра помогает развитию самостоятельной деятельности детей и проводится в свободное от занятий время. 

Игра для развития музыкальной памяти

«Назови композитора»

Игровой материал. Музыкальный центр, аудиозапись с музыкой программных произведений С.С. Прокофьева, П.И. Чайковского, Н.А. Римского Корсакова.

Ход игры: Воспитатель показывает детям портреты композиторов П. И.Чайковского, С.С.Прокофьева, Н.А.Римского-Корсакова, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит грамзапись). Вызванный ребенок должен назвать это произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка. Выигрывает тот, кто получит большее число очков.

Игра для развития музыкальной памяти

«Наши песни»

Игровой материал. Музыкальный альбом с иллюстрациями знакомых песен — в центре нарисована картинка,

Ход игры: Ведущий проигрывает н фортепиано или включает в грамзаписи вступление к какому-нибудь знакомому детям произведению. Вызванный ребенок находит среди страниц альбома нужную и получает за правильный ответ фишку. Победителю игры, набравшему самое большое количество фишек, дети исполняют его любимую детскую песню.

Игра для развития детского творчества, навыков создания песенных импровизаций

«Волшебная поляна»

Игровой материал. Шапочки цветов (ромашки, колокольчика и т.д.)

Ход игры: Педагог вспоминает с детьми о том, как весело летом: можно погулять на лесной полянке, где растёт много разных цветов. Затем предлагает превратиться в цветы и сочинить песенки-представления. Например:

               Я – ромашка,

                     Белая рубашка.

Или

 Я – звонкий колокольчик:

Динь-динь-динь!

 Выбрав для себя роль какого-либо цветка, игроки берутся за руки и идут по кругу со словами:

                 Собирайся, народ,

                 В наш цветочный хоровод!

Затем дети останавливаются. Водящий, который стоит в центре круга, говорит:

                   Я цветочки собираю,

                   А названий их не знаю.

Затем он показывает рукой на нескольких участников (по очереди). Дети исполняют каждый свою песенку-представление. Потом- смена ведущих.

   

Игра для развития детского творчества, экспериментирования в подборе музыкальных инструментов.

«Музыканты»

Игровой материал: инструменты народного оркестра.

Педагог показывает народные инструменты и демонстрирует их «голоса». Потом предлагает детям превратиться в музыкантов народного оркестра. Даётся задания подобрать необходимые музыкальные инструменты для сопровождения знакомого произведения (русская народная песня «Светит месяц». Затем дети подбирают музыкальные инструменты и исполняют свой вариант сопровождения под аудиозапись песни.

К каждому музыкальному произведению осуществляется индивидуальный подбор музыкальных инструментов.

Игра для развития музыкальной памяти и логического мышления

«Музыкальные загадки»

Игровой материал: картотека предметных картинок «Песенки-загадки о музыкальных инструментах (Н.Н.Мурычева 2013 г.) фишки, музыкальные инструменты.

             Ход игры: дети отгадывают музыкальные загадки, за правильный ответ получают фишки. Победитель играет на любом музыкальном инструменте, который отгадал.

Игра для развития музыкальной памяти, от реагирование негативных эмоций

«Капризная принцесса»

Игровой материал: корона принцессы.

Ход игры: По желанию выбираются три принцессы Все мальчики группы исполняют три куплета песни «Трубадурочка» (м Г.Гладков, сл. Ю.Энтин, из мультфильма «По следам Бременских музыкантов») Принцессы исполняют поочерёдно фразу «Ничего я не хочу!» в конце каждого куплета. Побеждает самая капризная, музыкальная и смелая принцесса. Ей вручают корону.

   Игра для развития музыкальной памяти

«Времена года»

Игровой материал: иллюстрации «Времена года», фишки, бумажная медаль.

Ход игры: Дети внимательно слушают отрывки четырёх произведений из цикла «Времена года» А. Вивальди («Весна», «Лето», Осень», «Весна»). Отгадывают название времени года. Получают фишки за правильный ответ. Победитель награждается медалью «Знайка-музыкант».

Игра для развития внимания, умения создавать песенные импровизации, соответствующие настроению и характеру действий персонажей

Игра «Мини-рассказы»

Ход игры: Педагог рассказывает историю. Задача детей – в нужных местах исполнить вокальные композиции. Вот примеры таких рассказов:

  1. Настало утро, пропел радостно петушок – …. .Часы пробили шесть часов - …… Стало слышно, как пастух заиграл на рожке, созывая стадо,- …Коровы начали собираться и довольно замычали - ….
  2.  Дети собрались идти на день рождения к другу. Они бегом спустились по лестнице - … и пешком пошли по улице - …Когда они пришли к другу, каждый поздравил его.

Игра для развития умения детей выстраивать ритмико-двигательную импровизацию в соответствии с метроритмическим рисунком и ритмом музыки

Игра «Зеркало»

Ход игры: Педагог показывает импровизационные ритмические движения.

Задача детей – повторить их. Главное условие – ритм музыкального произведения должен быть четким и простым для усвоения. Движения необходимо выстраивать так, чтобы они совпадали по своему метроритмическому рисунку с ритмом инструментальной музыки.

  После показа педагога ведущим игры выбирается ребенок и под музыку показывает движения, которые, по его мнению, могут быть соотнесены со звучащим произведением. 

Игра для развития у детей коммуникативных навыков, умения действовать по сигналу.

Русская народная игра - хоровод "Гори, гори ясно"

Ход игры:

Считалкой выбирается ведущий, участники игры становятся в круг держась за руки (хоровод), Ведущий, держа в руке платочек встаёт за кругом, поднимает руку с платочком вверх над головой и начинает движение против основного круга (противоходом), все игроки поют:

Гори, гори, ясно,
Чтобы не погасло
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят,
Беги не робей,
Лети, как огонь!

После этой фразы все останавливаются, Ведущий взмахивает платочком, игроки на против которых о становился Ведущий поворачиваются к нему лицом.
Игроки хором поговаривают :
Раз, два, три беги!
Игроки, стоящие к Ведущему лицом бегут в разные стороны за основным кругом детей. Кто первый обежит круг и вернётся к Ведущему, тот становится Ведущим, Ведущий передаёт ему платочек, игра продолжается.

Игра для развития у детей музыкального слуха, быстроты реакции, внимания

Игра «Весёлый оркестр»

Ход игры:

Количество: чем больше будет «музыкантов», тем лучше. Ведущим будет «дирижёр», которого выбирают с помощью жеребьёвки (или им становится взрослый).

«Дирижёр» делит участников на группы: «скрипачи», «пианисты», «трубачи» и «гармонисты». Затем он показывает им специальные движения, которые будут служить командой «играй!» для каждой из вышеперечисленных групп. Например, он поднимает руку вверх – вступают «трубачи», вниз – играют «скрипачи» и т.д.

По- настоящему дети не должны уметь играть на музыкальных инструментах (даже если умеют, не в этом суть игры). Их задача: петь хором определенные звуки. «Скрипачи» поют «тили-тили», «пианисты» – «ля-ля-ля», «трубачи» — «ту-ру-ру», а «гармонисты» — «трям-трям».

В том случае, если дирижёр хлопает в ладоши, то «музыканты» поют хором, все вместе.

Важно! «Дирижёр» может выполнять движения очень медленно и очень быстро, чтобы усложнить задачу игрокам. Также он может придумать специальные движения для того, чтобы дети пели громче или тише.

Игра для развития у детей чувства ритма

Игра: «Угадай песенку»

Ход игры: взрослый задумывает какую-либо хорошо известную дошкольникам песенку, и прохлопывает ее ритм. Дети угадывают песню Тот, кто первый угадал, задумывает и прохлопывает свою песню, известную всем детям. Загадывается только несколько строчек припева песни.

Игра для развития у детей внимания, волевых усилий и ловкости

Игра: «Звенящий колокольчик»

Ход игры; дети передают по кругу колокольчик. Тот ребёнок, у кого колокольчик зазвенел при передаче или приёме музыкального инструмента, выбывает из игры. Побеждает тот, у кого колокольчик ни разу не зазвенел.

Игра для развития музыкальной памяти

Игра «Танец –песня -марш»

Ход игры: дети слушают отрывки из известных детских музыкальных произведений в аудиозаписи. После, определяют жанр музыкального произведения (танец, песня или марш)

   За правильный ответ, даётся фишка. Победитель имеет право прослушать ещё раз, полюбившееся музыкальное произведение.

Игра для развития логического мышления, умения классифицировать музыкальные инструменты.

Игра «Кто скорей?»

 Игровой материал: детские музыкальные инструменты, 3 карточки по видам музыкальных инструментов, 4 обруча.

Ход игры: дети делятся на три команды. Первая команда выбирает из всех музыкальных инструментов, лежащих в одном обруче только струнные инструменты, бегут вперёд и кладут по одному инструменту в обруч своей команды. Вторая команда классифицирует ударные музыкальные инструменты. Третья команда классифицирует духовые. музыкальные инструменты. Побеждает команда, не допустившая ошибок и закончившая эстафету первой.

Игра для развития воображения и фантазии

Игра «Два клоуна»

           Игровой материал: аудиозапись, иллюстрация из музыкального   альбома, костюмы клоунов.

Ход игры: Педагог говорит, что к ним в гости пришли два клоуна. Но эти клоуны – невидимки. О них может рассказать только музыка, которая так и называется – «Клоуны». Дети слушают музыку «Клоуны» Д.Б. Кабалевского.

После прослушивания педагог предлагает составить рассказ о том, какое настроение у клоунов, что они делают. Желающие представляют общему вниманию свои варианты рассказа, согласующиеся с развитием музыкального содержания. Выбирается наиболее понравившийся рассказ, который дети разыгрывают по ролям.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/31/s_61f799d88ba51/phpUE4h9B_Sbornik-muzykalno-didakticheskie-igry-dlya-doshkolnikov_html_3d81a233e2f745e2.png

Картотеку разработала:

Музыкальный руководитель МКДОУ Детский сад №1 «Ласточка»

Шайтанова О.В.

Игра для развития тембрового слуха

Игра «Узнай по голосу» ( сл. Ю.Островского, м. Е.Тиличеевой)

 Игровой материал: платок или ночные очки

Ход игры: один ребёнок «Ваня» стоит в кругу. Остальные дети идут по кругу и поют песенку. С окончание песни «Ваня» закрывает глаза, а воспитатель незаметно для него показывает на кого-нибудь из ребят, и тот называет «Ваню» по имени. Он должен узнать по голосу, кто его позвал.

Ваня, ты сейчас в лесу,

Мы зовём тебя: «А - у!»

Ну-ка глазки закрывай,

Не робей,

Кто зовёт тебя, узнай

Поскорей!

Игра для развития ловкости, крупной моторики

Игра «Васька – кот» (сл.Н.Френкель, р.н.м. обработка Г.Лобачёва)

 Игровой материал: шапочки Мышей и Кота

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается «кот» и 3-4 «мышки». Мыши идут за круг, а «кот» - в середину круга. Дети поют и ходят вправо и влево по кругу. «Кот» выполняет движения по тексту песни.

   По окончании песни дети поднимают руки, образуя «ворота». «Кот» начинает ловить «Мышей», пробегая в «ворота». Игра кончается, когда он поймает всех «мышей».

  1. Ходит Васька серенький,

     Хвост пушистый беленький,

     Ходит Васька-кот.

  1. Сядет, умывается,

Лапкой вытирается,

Песенки поёт.

  1. Дом неслышно обойдёт,

Притаится Васька-кот,

Серых мышек ждёт…

  1. Мышки, мышки, вам беда,

Не бегите никуда!

Всех поймает кот.

Игра для развития внимания, умения выражать своё отношение к музыке в движениях

Хороводная игра «Кикимора» (Т.И.Сакулина)

Игровой материал: шапочка Кикиморы.

Ход игры

1.Дети идут хороводным шагом по кругу, Кикимора стоит в центре.

Дети (поют).   За калиновым кустом,

                         За берёзовым листом,

                         Там Кикимора живёт,

                          Варит кашу и компот.

«Кикимора». А как?

Дети: А вот так! (Как бы мешают кашу в горшке.)

2. Дети (идут по кругу).  Приходите, паки!

        Напекла я пироги,

        Сладкие, с морошкой,

        Да ещё с картошкой!

«Кикимора». А как?

Дети: А вот так! (Лепят пироги.)

  1. Дети (идут по кругу).  Испекла она ватрушек,

                                       Позвала к себе лягушек

                                       Чаем угощала,

                                       В доме прибирала.

«Кикимора». А как?

Дети: А вот так! (убираются)

4. Дети (идут по кругу)       Ах! Кикимора устала,

                                                Возле печки задремала.

                                                Воет ветер, снег скрипит

        А хозяйка крепко спит.

«Кикимора». (сонно) А как?

Дети: А вот так! (Приседают, руки складывают под щёку.)

Звучит «Колыбельная». Затем дети поднимаются и говорят:

                              Раз, два, три, четыре, пять!

                              Уже давно пора вставать!

«Кикимора» просыпается и ловит детей. Они разбегаются.

Игра для развития у детей внимания, музыкальной памяти, умения выделять ритмический рисунок

Хороводная игра «Домовёнок Кузя»  (Т.И.Сакулина)

Ход игры

  1.Дети идут по кругу, взявшись за руки. В центре находится «Кузя». Он выполняет движения вместе с детьми по ходу песни.

   Домовёнок Кузя в садике живёт,

   Домовёнок Кузя песенки поёт.

   И вот так, и вот так песенки поёт (хлопки «тарелочки»).

   2. Дети идут по кругу, взявшись за руки

   Делает зарядку Кузя по утрам –

   Прыгает и скачет он по всем углам,

   И вот так, и вот так он по всем углам. (Прыжки на месте)

  1. Дети идут по кругу, взявшись за руки

Шишки собирает Кузя на заре,

     Весело шагает Кузя по траве.

      И вот так, и вот так Кузя по траве (Маршируют)

  1. Дети идут по кругу, взявшись за руки

Спать ложится Кузя в мягкую кровать,

До утра наш Кузя будет крепко спать

И вот так, и вот так будет крепко спать (Засыпают)

Затем дети поднимаются и говорят хором:

Всем вставать пора давно!

Красно солнышко взошло!

Игра для развития чувства ритма, пения с движениями, воображения, умения выражать своё отношение к музыке в движениях

 Игра «В лесочке мы гуляли» ( Л.И.Зайцева )

Ход игры Дети встают в хоровод.

В лесочке мы гуляли,                  Идут по кругу хороводным шагом.

Коряги там видали.

Раз, два, три –                              Прыгают.

И замри!                                        Замирают в виде «коряг».

Вот ветерок играет,

Деревья все качает.

Раз, два, три –                                Прыгают.

И замри!                                         Замирают в виде деревьев.

Здесь бегают зверушки                 Лёгкий бег

И квакают лягушки.                      Полуприседания, изображая лягушат.

Раз, два, три –                                Прыгают.

 И замри!                                        Замирают в виде зверей.

А солнышко смеётся,                   Сжимают, разжимают кисти рук.

И в небе птичка вьётся.                 Машут крыльями.

 Раз, два, три –                                Прыгают.

 И замри!                                        Замирают в виде птиц: орёл, цапля, воробей

Игра для развития умения слышать начало и конец музыкальных фраз, различать плавную и плясовую музыку.

Игра «Возьми и передай» (Л.И.Зайцева)

Ход игры: 

Дети встают в хоровод. Один ребёнок держит в руке платок. Сначала он прижимает платок к себе, затем передаёт соседу, движения повторяются в соответствии с музыкальными фразами. Ребёнок, у которого остался платок к концу музыкальной фразы, танцует весёлый танец на быструю часть музыки, все аплодируют. Игра повторяется снова.

                             Возьми платок, потом отдай,

                             К себе прижми и передай,

                             Ну а к кому он попадёт,

                             Тот сразу танец свой начнёт.

Игра для развития ориентации в пространстве, умения тихо или громко исполнять песню, различать силу звучания.

Игра «Громко-тихо запоём»

Игровой материал: любая игрушка

Ход игры

  1. Ребёнку предлагается выйти на время из комнаты.
  2. Другой ребёнок прячет игрушку.
  3.  Задача ребёнка найти её, руководствуясь силой звучания песенки, которую начинают петь все дети группы.
  4. При этом громкость звучания:
  • усиливается по мере приближения к игрушке,
  •  ослабляется по мере удаления от неё.

  1. Затем, участвуют другие дети.

         Игра для развития умения слышать начало и конец музыкальных фраз, различать плавную и плясовую музыку.

Игра «Кто у нас хороший» (сл. народные, муз. Ан. Александрова)

Игровой материал: конь на палочке, плёточка.

Ход игры: дети стоят в кругу, «Ванечка» стоит в центре круга.

  1. Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?   Дети хлопают, Ваня

Ванечка хороший, Ванечка пригожий.      Выходит в центр

  1. На коня садится, конь завеселится.           Ваня «едет» на лошади,

Плёточкой помашет- конь под ним запляшет. Машет плёточкой.

  1.  Мимо сада едет, садик зеленеет,         Ваня едет

Цветы расцветают, птички распевают.

  1. К дому подъезжает, со коня слезает,      Подходит к девочке.

Со коня слезает, Олечка встречает           Приглашает танцевать

                                                                     После песни пара танцует вдвоём под плясовую мелодию.

         

        Игра для развития способов действий, освоенных в музыкальной деятельности, в детской подвижной игре.

Игра «Ласточка и пчёлки» (И.П.Равчеева)

Игровой материал: шапочки пчёл, шмелей и ласточки; музыкальные инструменты: трещотка, колокольчик.

        Ход игры: Дети - «пчёлки» летают по «поляне цветов». Водящий озвучивает «полёт пчёлок» игрой на колокольчике, исполняя ритмическую импровизацию. «Ласточка» сидит в гнезде и слушает «полёт пчёлок». Затем водящий меняет инструмент на трещотку и

Исполняет другую ритмическую импровизацию. Под звуки трещотки «Ласточка» вылетает, а «пчёлки» прячутся в ульи (обручи), по одной в каждый. Пойманная «пчёлка» становится «Ласточкой».

Игра для развития тембрового слуха в сочетании с концентрацией внимания.

Игра «Угадай, на чём играю»

Игровой материал

  • ширма;
  • 3–4 любых музыкальных инструмента (колокольчик, бубен, маракас, барабан, треугольник, металлофон и т.д.);
  • фишки (жетоны, наклейки, кубики) или другие предметы, которые ребёнок будет получать за правильно выполненное задание.

Ход игры: Ведущий за ширмой играет на любом музыкальном инструменте, дети отгадывают, что звучит. И произносит название музыкального инструмента.

Игра для закрепления знаний о музыкальных инструментах.

Игра «Музыканты»

Ход игры:

  • Педагог назначает водящего, который отходит и садится в стороне.
  • Остальные дети и педагог «сговариваются» какой из музыкальных инструментов они сейчас будут загадывать, после чего идут к водящему ритмично припевая слов, а затем показывая «игру» на выбранном музыкальном инструменте.
  • Мы – таланты -                    
  • Музыканты              
  • Будем все сейчас играть.
  • Ты же должен отгадать
  • На чем мы играем,
  • Всех удивляем
  • Посмотри, посмотри -
  • Отгадай и назови.
  • Если водящий отгадает инструмент, он выбирает из числа детей нового водящего. Игра повторяется.

Игра для развития ритмического слуха.

Игра «Оркестр»

Игровой материал: детские музыкальные инструменты, палочка дирижёра.

Ход игры: Дети встают в круг, за разложенными в большом кругу музыкальными инструментами. По считалке, выбирается Дирижёр, он встаёт в центре круга, с палочкой. Под быструю музыку дети бегут по кругу. По окончании музыки, останавливаются напротив инструмента. Когда звучит р.н.п. «Ах вы сени», дети ритмично музицируют на инструментах, дирижёр дирижирует. По окончании плясовой дети кладут инструменты на пол. Игра продолжается. Дирижёром становится тот ребёнок, которому музыкального инструмента не хватило.

Игра для развития начальной ориентировке в творческой деятельности,

закрепления знаний о музыкальных инструментах.

Игра «Здравствуй, дедушка Мазай»

Игровой материал: очки для дедушки.

Ход игры: в начале игры выбирается водящий. Игроки предварительно договариваются, на чём они будут «играть», затем подходят к ведущему скандируя:

                                   Здравствуй, дедушка Мазай,

                                   На солнышко вылезай!

Водящий: Здравствуйте, где вы были, что делали?

Дети: Где мы были, мы не скажем,

           А что делали – покажем.

Дети показывают «игру» на выбранном инструменте. Если водящий отгадывает инструмент, то указывает на любого игрока, который занимает его место и становится водящим. Игра повторяется.

Игра для развития музыкальной памяти

Игра: «Угадай мелодию»

Игровой материал: фишки.

Ход игры: Педагог исполняет на фортепиано отрывки из детских песен (дошкольный репертуар, из известных детям мультфильмов), дети отгадывают название песни. За правильный ответ, получают фишку. Победитель, набравший наибольшее количество фишек называет свою любимую песню и вместе с детьми исполняет её.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/31/s_61f799d88ba51/phpUE4h9B_Sbornik-muzykalno-didakticheskie-igry-dlya-doshkolnikov_html_3d81a233e2f745e2.png                                                      Картотеку разработала:

Музыкальный руководитель МКДОУ Детский сад №1 «Ласточка»

Шайтанова О.В.

Игра для развития ловкости, крупной и мелкой моторики, согласованности речи с движением

Игра «Стало птичкам веселей»   (сл. и муз. Л.Зайцевой)

Игровой материал: маски Кота и птичек

Ход игры:

  1. Греет солнышко теплей,             Сжимают и разжимают кисти рук.

        Стало птичкам веселей. Скрещивают руки над головой, опускают вниз

        На деревья сели, песенки запели. Полуприседания, плавные взмахи

        Припев:

       Чик-чирик, чик-чирик,         Поют и помахивают руками-«крыльями»

        Песенки запели.

  1. Греет солнышко теплей,             Сжимают и разжимают кисти рук.

        Стало птичкам веселей. Скрещивают руки над головой, опускают вниз

На дорожке встали,                        руки вниз

Весело скакали.

        Припев:

       Чик-чирик, чик-чирик,         Поют и помахивают руками-«крыльями»

        Весело скакали.                   Прыжки на месте

  1. Греет солнышко теплей,             Сжимают и разжимают кисти рук.

        Стало птичкам веселей. Скрещивают руки над головой, опускают вниз

         Крыльями махали,          Взмахивают руками.

         По небу летали.

        Припев:

         Ля-ля, чик-чирик,

         По небу летают.                                 Бегают, «летают» по залу.

  1.  Греет солнышко теплей,             Сжимают и разжимают кисти рук.

        Стало птичкам веселей. Скрещивают руки над головой, опускают вниз

Только хитрый серый кот      Настораживаются.

Стережёт их у ворот!            «Птички» разлетаются. «кот» догоняет.

Игра для развития ловкости, крупной и мелкой моторики, согласованности речи с движением

Игра «Где же наши ручки?»

Ход игры: Педагог поёт, дети стоят в кругу

1.Где же, где же наши ручки?     Дети прячут руки за спину

   

  Где же наши ручки?                    

       Где же, где же наши ручки?

       Нету наших ручек.

       Вот, вот наши ручки,                Дети вращают кистями рук

       Вот наши ручки,

       Пляшут, пляшут наши ручки,

       Пляшут наши ручки.

2.  Где же, где же наши ножки?     Дети присаживаются,

                                                           обхватывают    колени

    Где же наши ножки?                    

         Где же, где же наши ножки?

         Нету наших ножек.

         Вот, вот наши ножки,                Дети топают ногами

         Вот наши ручки,

         Пляшут, пляшут наши ручки,

         Пляшут наши ручки.

  1.  

   Где же, где же наши детки?     Дети прячутся,

                                                           

    Где же наши детки?                    

         Где же, где же наши детки?

         Нету наших деток.

         Вот, вот наши детки,                Дети танцуют

         Вот наши детки,

         Пляшут, пляшут наши детки,

         Пляшут наши детки.

Игра для развития голоса, музыкального слуха и ловкости.

Игра «В огороде заинька»

Игровой материал: шапочка Зайца

Ход игры: Дети, стоя в кругу, поют песню. В центре круга (в огороде) скачет Зайчик, с окончанием песни он убегает из круга. Другой ребёнок – хозяин огорода догоняет его.

                    В огороде заинька,

                    В огороде маленький,

                    Он капусту грызёт,

                    Он морковку берёт.

                    Скок, скок – побежал в лесок!

Игра для развития голоса и музыкального слуха, музыкально-ритмических движений

Игра: «Колпачок»

Игровой материал: колпачок

Ход игры: Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга ребёнок, у него на голове колпачок. Дети идут по кругу и поют, водящий выполняет движения, по словам песни.

                Колпачок, колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки

                Мы тебя поили, мы тебя кормили,

                На ноги поставили, танцевать заставили.

                Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь.

Водящий выбирает ребёнка их круга по симпатии. Они танцуют под плясовую

музыку. Остальные дети хлопают. Водящий меняется.

Игра для развития голоса и музыкального слуха, музыкально-ритмических движений

Игра: «Поезд» ( сл.Т.Бабаджан, м. Н.Метлова)

Игровой материал: игрушки, куклы, животные, продукты, корзинки, предметы, всё что можно взять с собой в путешествие.

Ход игры: Дети занимают места в «вагонах поезда» (стулья поставлены один за другим).

Поют вместе с воспитателем

  1. Вот поезд наш едет,

Колёса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят

  1. Чу-чу, чу-чу-чу-чу,

Бежит паровоз.

Далёко, далёко

Ребят он повёз     дети делают круговые движения согнутыми в   локтях  руками

  1. Но вот остановка,

Кто хочет слезать?    постепенно замедляют темп движения

Вставайте, ребята,

Пойдём погулять.

 Звучит пьеса «Прогулка» дети идут «гулять».

Игра повторяется.

Игра для развития умения слышать начало и конец музыкальных фраз, различать медленную и быструю музыку.

Игра: «Кошка и котята» ( музыка В.Витлина)

Игровой материал: маски Кошки и котят.

Ход игры: в игре участвуют дети (котята) и воспитатель (Кошка).Звучит «Колыбельная» – котята спят, звучит «Игра» - котята ползают, мяукают.

Игра для развития умения слышать начало и конец музыкальных фраз, различать плавную и плясовую музыку.

Игра: «Ходит Ваня» (русская народная мелодия), обработка М.Раухвергера)

Ход игры: дети стоят в кругу, «Ваня» в центре.

  1. Ходит Ваня, Ваня                                      

Посреди кружочка, посреди кружочка.   «Ваня» ходит по кругу.

  1. Ищет Ваня, ищет Ваня       « Ваня» ходит по кругу, выбирая себе друга

Для себя дружочка, для себя дружочка.

  1. Нашёл Ваня, нашёл Ваня            «Ваня» ведёт в центр круга друга

Для себя дружочка, для себя дружочка.       Дети идут по кругу

По окончании песни воспитатель поёт весёлую плясовую мелодию, а «Ваня» с «дружочком» пляшут. Стоящие в кругу хлопают в ладоши. Затем выбирается новый «Ваня».

Игра для развития умения слышать начало и конец музыкальных фраз, тембрового слуха, внимания.

Игра: «Медведь и зайцы» («Заинька» -русская народная мелодия), обработка Н.Римского-Корсакова; «Медведь» музыка В.Ребикава)

Игровой материал: маски зайцев и медведя.

Ход игры: Из играющих, выбирают одного «медведя». Остальные – «зайцы». Под музыку «Заинька» все дети – «зайцы» прыгают (на двух ногах) по комнате. С началом музыки «Медведь» выходит ребёнок («медведь»). «Зайцы» приседают. Того, кто шевельнётся, «медведь» забирает к себе в берлогу. Игра повторяется с начала.

Игра для развития умения различать динамику

Игра «Тихо-громко» (сл. Ю. Островского, муз. Е. Тиличеевой)

Ход игры: Воспитатель поёт. Дети сидят на стульях полукругом, хлопают и топают (тихо, громко) в зависимости от содержания текста песни.

1.У ребяток ручки хлопают,

   Тихо, тихо ручки хлопают.

   Громче хлопают,

   Сами хлопают,

   Ну и хлопают,

   Вот так хлопают!

2. У ребяток ножки топают,

   Тихо, тихо ручки хлопают.

   Громче топают,

   Сами топают,

   Ну и топают,

   Вот так топают!

После того, как дети усвоят это задание, можно предложить детям различать динамику по фортепианному содержанию.

Игра для развития умения различать динамику

Игра «Волшебный бубен» («Тише-громче в бубен бей, сл. А.Гангова, муз. Е.Тиличеевой)

Игровой материал: бубен

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитательница ходит с бубном в центре круга, поёт и в указанных тактах то громко то тихо стучит в бубен, то тихо им звенит. Затем она исполняет первый или второй припев и подходит к кому-нибудь из детей, протягивая ему бубен. Ребёнок должен громко или тихо постучать в бубен в зависимости от того, какой из двух припевов споёт воспитательница.

Может бубен загреметь,

Будто гром,

Может бубен зазвенеть

Ручейком.

Припев 1. Коля, в бубен бей сильней:

                 Бом-бом-бом!

                 Это ясно не ручей –

                 Это гром.

Припев 2. Таня, тише в бубен бей:

                  Бам-бам-бам!

                  Это прыгает ручей

                  По камням.

Игра для развития умения различать динамику

Игра «Звоночек» («Тихие и громкие звоночки», сл. Ю. Островского, музыка Р.Рустамова)

Игровой материал: колокольчики или погремушки.

Ход игры: Дети сидят на стульях с погремушками в руках. Воспитатель поёт.

1 куплет. Тихо звенят погремушками.

2 куплет. Звенят громко.

Воспитатель всё время меняет порядок куплетов.

  1. Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит.  2 раза

  1. Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог!  2 раза

Игра для развития у детей музыкального слуха, внимания, облегчения адаптации к детскому саду.

Игра: «Прилетела птичка» (сл. Ю. Островского, муз. Е. Тиличеевой)

Игровой материал: красивая, мягкая, яркая птичка- игрушка.

Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель держит в руках игрушечную птичку за резинку и поёт. Дети протягивают ладошки, - птичка садится к кому –либо из них на руку, ребёнок её гладит.

Прилетела птичка,     Оля (Соня) гладит     Гладит, гладит птичку

Птичка-невеличка.     Птичку-невеличку.   Птичку-невеличку.

.

Игра для развития музыкально-ритмических движений, умения различать медленную, отрывистую и маршеобразную музыку.

Игра: «Барабанщики» («Марш» муз.Э.Парлова, «Барабанщики» муз. Д.Кабалевского, «Колыбельная» муз. С.Левидова)

Ход игры: Дети встают в колонну. Под музыку «Марш» - бодро идут колонной по комнате. Под музыку «Барабанщики» дети останавливаются, поворачиваются лицом к центру комнаты и имитируют игру на барабане. Под музыку «Колыбельная» дети отдыхают (положив ладони под щёку, присаживаются на корточки). Музыкальные отрывки после ознакомления с ними детей исполняются в любой последовательности.

Игра для развития музыкально-ритмических движений, музыкального слуха.

Игра: «Выходи, подружка» (Перевод Л.Кондрашенко, польская народная мелодия обработка В.Сибирского)

Ход игры: Вступление. Дети бегут по кругу, держась за руки. «Солист» - в центре круга. С началом песни дети останавливаются и хлопают – «солист» пляшет. Когда игра кончится, выбирается другой «солист».

                        Стань - ка на дорожке,

                        Хлопни – ка в ладошки,

                        Топни каблучками,

                        Потанцуй – ка с нами!

                        Нас в кружок приглашай

                        И меня выбирай!

Игра для развития музыкально-ритмических движений, мелкой моторики, музыкального слуха.

Игра: «Солнышко и дождик» («Солнышко» сл.  А.Барто, муз. М.Раухвергера )

Ход игры:

  1. Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

  1. Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку!

«Домики» (стулья, повернутые спинкой наружу) расставлены полукругом на небольшом расстоянии друг от друга. Дети сидят

     на корточках перед сиденьем и смотрят в окошко.

Вступление. Воспитатель зовёт ребят: «Погода хорошая, идите играть!». Дети выбегают, становятся в круг.

Воспитатель поёт и ходит с детьми по кругу. Далее показывает простейшие плясовые движения, дети их повторяют. После пляски воспитатель говорит: «Дождь пошёл, скорей домой!» Все убегают. Под музыку «Дождик» дети постукивают пальцем по сидению стула.

Игра для развития музыкально-ритмических движений, мелкой моторики, музыкального слуха.

Игра: «Два весёлых гуся» (русская народная песня)

  Игровой материал: две перчатки серая и белая.

Песенка про двух гусей очень нравится деткам. Еще веселее будет, если к прослушиванию песни добавить игровые движения. Сделать это очень просто:

Наденьте на руки две перчатки, одну белую, другую серую. Сначала все движения выполняет взрослый, дети только наблюдают. Потом выполняют движения и поют вместе с воспитателем. Выполняйте все движения по тексту:
1. Жили у бабуси два весёлых гуся – покрутить обеими руками фонарики
2. Один – серый (крутим серой перчаткой), другой – белый (крутим белой перчаткой)
3. Два весёлых гуся – делаем фонарики обеими руками

4. Мыли гуси лапки в луже у канавки – моющее движение кончиками пальцев по полу или столу
5. Один – серый (покрутить серой перчаткой), другой – белый (крутим рукой в белой перчатке)
6. Спрятались в канавке – прячем руки за спину
7. Вот кричит бабуся – "Ой, пропали гуси!" – приложить руки к щекам, покачать головой из стороны в сторону и дальше по тексту показывать руки поочередно
8. Выходили гуси – кланялись бабусе! – вытащить руки из-за спины, "покивать" пальцами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр...

Картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр для воспитателей и музыкальных руководителей...

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...