Мастер-класс для воспитателей «Импровизация на музыкальных занятиях в детском саду»
консультация по музыке

Кондратюк Наталья Станиславовна
Мастер-класс для воспитателей «Импровизация на музыкальных занятиях в детском саду» Введение Каждый шаг ребенка неотделим от творчества. Как помочь ребенку не растерять, взять в будущую жизнь то лучшее, что есть в этом возрасте? От этого во многом зависит, будет ли он творческим человеком. Готовить сегодня ребенка к жизни — это значит, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в общественно полезных делах всех своих дарований и способностей. Наблюдения за дошкольниками показывает, что часто в процессе игры дети что-то напевают, придумывают разнообразные танцевальные мотивы и движения, увлекаются словотворчеством. Дети тем самым выражают свои чувства, эмоции, настроение, другими словами – импровизируют. Согласно словарю, импровизация — особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Латинское слово "improvisus" - означает "непредвиденный". Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное. Цель импровизации — активизировать творчество детей. Для использования на занятиях музыки в ДОУ можно рекомендовать такие виды импровизации: речевые, инструментальные, игровые (чаще всего ритмические, пластические и вокальные). Актуальность Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В этом аспекте актуально проведение мастер-класса. Цели мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников. Задачи: 1. Пробудить интерес к театральному творчеству, сформировать мотивы обучения основам сценического искусства 2. Учить распознавать атмосферу события, места, времени; уметь вживаться в эту атмосферу. 3. Стимулировать к поиску выразительных средств для создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций. 4. Формировать умения по средствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать свои эмоции. 5. Формировать навыки импровизации. 6. Поощрение инициативы при создании образа. Ход мастер-класса Муз. руководитель Дорогие коллеги, я хотела бы начать свой мастер-класс с маленькой игры. Если фраза, которую я произнесу, будет вам соответствовать – выходим в центр и собираемся в круг. Начинаем: Игра «Ветер перемен» Муз. руководитель - Ветер дует на того, кто стремится всегда узнавать что- то новое, расширяя, таким образом, свой профессиональный кругозор. - Ветер дует на того, кто готов изменить свой стиль работы. - Ветер дует на того, кто не боится использовать в своей работе нестандартность и креатив. - Ветер дует на того, кто готов к осуществлению творческого подхода в своей деятельности. - Ветер дует на того, кто хочет с каждым ребенком сохранить партнерские отношения. - Ветер дует на того, кто сегодня пришел в хорошем настроении. (таким образом все коллеги собираются в круг для приветствия) Муз. руководитель Главное условие успеха – это эмоциональная обстановка, она должна быть комфортной, спокойной и творческой. Сейчас нам необходимо разделиться на две микрогруппы: для этого я предлагаю выбрать карточки по цвету. Представители команд по очереди будут показывать пантомимой то, что написано на карточке, а игроки противоположной группы постараются угадать. Мы начинаем игру «Объяснялки» (можно для помощи включать музыкальное сопровождение) 1 команда 2 команда - хитрая лиса охотится на уточек; - голодный волк пытается поймать зайчика; - косолапый медведь и пчела; - мимо спящего котика прошмыгнула мышка; - цапля пытается поймать лягушек; - слон и моська. Муз. руководитель Следующий конкурс называется «Кто как поет?». Я предлагаю спеть веселую песенку: я буду начинать, а вы продолжать… Рано утром я встаю, свою песенку пою: Ля ля ля ля ля ля – наша песня хороша! 1 группа 2 группа сидящие Даже маленький щенок Знает песню назубок Импровизация - наша песня хороша! Даже гуси на лугу мою песенку поют: Импровизация - наша песня хороша! У гусей есть старый друг, песенку поет индюк Импровизация - наша песня хороша! И лошадка на лугу Знает песенку мою Импровизация - наша песня хороша! Пчелы над цветком летают эту песню подпевают Импровизация - наша песня хороша! По траве ползет ужак Подпевает кое- как Импровизация – наша песня хороша! И лягушки на пруду Мою песенку поют: Импровизация - наша песня хороша! Открывайте шире рот, подпевает бегемот. Импровизация - наша песня хороша! Вы послушайте скорей, напевает соловей: Импровизация - наша песня хороша! Муз. руковод. Уважаемые коллеги, на музыкальных занятиях я часто использую образные рассказы, которые предлагаю детям проинсценировать, что мы сейчас и сделаем вместе с вами. Приглашаю к участию в маленьком спектакле 7 человек, а остальных коллег прошу занять место в зрительном зале. Пока герои готовятся: такие рассказы легко придумать самим, взяв знакомую детям историю из 3 -4 предложений. Включив воображение, можно в итоге получить целое представление, которое можно разыграть как с детьми, так и с родителями на праздниках. «Поход за медом» Действующие лица: Винни-пух, Пятачок, Мед (сидит на стульчике), Воздушный шарик, Пчелы (3 человека), Музыка 1 Однажды Винни-пух вышел из дома, подтянулся, позевал и… весело отправился за медом Музыка 2 Но мед этот охраняли, как вы знаете пчелы Музыка 3 (убавить). Они жужжали и суетились, и не давали Винни - пуху дотронуться до меда. И вдруг Винни - Пух увидел Пятачка, который гулял со своим любимым Воздушным шариком Музыка 4 Винни-пух отобрал воздушный шарик у Пятачка и стал дуть на него сильно сильно (дует). Шарик завертелся, как юла, поднялся в небо и улетел Музыка 5 Винни-пух и Пятачок стали думать, как же им теперь достать мед. Сидят, чешут затылки, думают… (чешут) Музыка 6 Решили они изобразить бабочек Музыка 7 (убавить). Стали они потихоньку подкрадываться к меду Музыка 8 Но пчелы- то не дремали Музыка 9 (убавить). Они стали летать вокруг друзей, издавая страшное жужжание (жжужат) . Тогда друзья решили притвориться спящими, они улеглись на травку и засопели Музыка 10. Но одна пчелка сразу поняла, что Винни только притворяется. Она подлетела к нему и ужалила его прямо в нос. Тот высоко подскочил и закричал Музыка 11. Другие пчелы услышали этот невообразимый крик, набросились на друзей и начали жалить их во все доступные и недоступные места Музыка 12 (убавить). Винни-пух и Пятачок как могли отбивались Музыка 13. В неравной борьбе победу одержали Пчелы Музыка 14 (убавить) Они грозили нашим героям своим жалом, показывая таким образом свою силу. Винни-пух и Пятачок решили обойтись без меда и убежали с полянки Музыка 15.Вот так и закончился поход за медом Пяточка и Винни- пуха! Всех героев просим на поклон! Музыка 16 Герои кланяются Муз. руковод. Присаживайтесь, уважаемые коллеги. А в конце своего мастер- класса я предлагаю устроить танцы, только не простые, а ленивые. Игра «Ленивые танцы» ( нарезка муз. фрагментов) 1. Коллеги, ну-ка не зеваем, Потанцуем- ка глазами… 2. Все танцуют молодцом В пляс идет у нас лицо… 3. Наши руки не для скуки – Пусть танцуют только руки… 4. Слышу смех и там и тут Плечи ваши в пляс идут… 5. Ниже спустимся и вот Танцуют бедра и живот 6. Все гости пусть рекордов ждут Ноги сами в пляс идут. 7. Разогрелись все как нужно А теперь танцуем дружно. Вывод В заключении хочется сказать, что в каждом ребенке самой природой заложено творческое начало. Нет детей, лишенных воображения, но есть дети с фантазией закрепощенной, как бы спрятанной от посторонних глаз. На музыкальных занятиях я учу их самовыражаться через музыку, пусть сначала примитивно, непрофессионально, не музыкально, постепенно повышая их уровень, чтобы у ребенка была осознанная потребность добиваться каких-либо результатов. И после каждого выполненного задания обязательно надо хвалить ребенка, даже за самую малость. Он должен поверить в себя, в свои силы и возможности, и гордиться тем, что он уже умеет (а вчера еще не умел!) Рефлексия Спасибо Вам большое за участие. Вы самые творческие, самые талантливые и самые смелые. Я прошу Вас наполнить мою чашу впечатлений, опуская капельку скажите, что Вам понравилось? Что не понравилось? Что бы вы использовали в своей практической деятельности? Что бы Вы сделали по- другому? Мне очень важно Ваше мнение. Спасибо за внимание!

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Импровизация на музыкальных занятиях в детском саду»

Picture background

СОСТАВИТЕЛЬ: Кондратюк Н.С.

– музыкальный руководитель МДОУ«ДЕТСКИЙ САД №144» ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА

Введение

        Каждый шаг ребенка неотделим от творчества. Как помочь ребенку не растерять, взять в будущую жизнь то лучшее, что есть в этом возрасте? От этого во многом зависит, будет ли он творческим человеком. Готовить сегодня ребенка к жизни — это значит, прежде всего,  развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в общественно полезных делах всех своих дарований и способностей.

           Наблюдения за дошкольниками показывает, что часто в процессе игры дети что-то напевают, придумывают разнообразные танцевальные мотивы и движения, увлекаются словотворчеством. Дети тем самым выражают свои чувства, эмоции, настроение, другими словами – импровизируют.

        Согласно словарю, импровизация — особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Латинское слово "improvisus" - означает "непредвиденный". Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное.

 Цель импровизации — активизировать творчество детей.

Для использования на занятиях музыки в ДОУ можно рекомендовать такие виды импровизации: речевые, инструментальные, игровые (чаще всего ритмические, пластические и вокальные).

Актуальность

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В этом аспекте актуально проведение мастер-класса.

Цели мастер-класса:  

Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников.

Задачи:

1. Пробудить интерес к театральному творчеству, сформировать мотивы обучения основам сценического искусства

2. Учить распознавать атмосферу события, места, времени; уметь вживаться в эту атмосферу.

3. Стимулировать к поиску выразительных средств для создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.

4. Формировать умения по средствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать свои эмоции.

5. Формировать навыки импровизации.

6. Поощрение инициативы при создании образа.

Ход мастер-класса

Муз. руководитель Дорогие коллеги, я хотела бы начать свой мастер-класс с маленькой игры. Если фраза, которую я произнесу, будет вам соответствовать – выходим в центр и собираемся в круг. Начинаем:

Игра «Ветер перемен»

Муз. руководитель

- Ветер дует на того, кто стремится всегда узнавать что- то новое, расширяя, таким образом, свой профессиональный кругозор.

- Ветер дует на того, кто готов изменить свой стиль работы.

- Ветер дует на того, кто не боится использовать в своей работе нестандартность и креатив.

- Ветер дует на того, кто готов к осуществлению творческого подхода в своей деятельности.

- Ветер дует на того, кто хочет с каждым ребенком сохранить партнерские отношения.

- Ветер дует на того, кто сегодня пришел в хорошем настроении.

(таким образом все коллеги собираются в круг для приветствия)

Муз. руководитель

Главное условие успеха – это эмоциональная обстановка, она должна быть комфортной, спокойной и творческой. Сейчас нам необходимо разделиться на две микрогруппы: для этого я предлагаю выбрать карточки по цвету. Представители команд по очереди будут показывать пантомимой то, что написано на карточке, а игроки противоположной группы постараются угадать.

Мы начинаем игру «Объяснялки» (можно для помощи включать музыкальное сопровождение)

1 команда

2 команда

- хитрая лиса охотится на уточек;

- голодный волк пытается поймать зайчика;

- косолапый медведь и пчела;

- мимо спящего котика прошмыгнула мышка;

- цапля пытается поймать лягушек;

- слон и моська.

Муз. руководитель Следующий конкурс называется «Кто как поет?».

Я предлагаю спеть веселую песенку: я буду начинать, а вы продолжать…

Рано утром я встаю, свою песенку пою:

Ля ля ля ля ля ля – наша песня хороша!

1 группа

2 группа

сидящие

Даже маленький щенок

Знает песню назубок

Импровизация - наша песня хороша!

Даже гуси на лугу мою песенку поют:

Импровизация - наша песня хороша!

У гусей есть старый друг, песенку поет индюк

Импровизация - наша песня хороша!

И лошадка на лугу

Знает песенку мою Импровизация - наша песня хороша!

Пчелы над цветком летают эту песню подпевают

Импровизация - наша песня хороша!

По траве ползет ужак

Подпевает кое- как Импровизация –

наша песня хороша!

И лягушки на пруду Мою песенку поют:

Импровизация - наша песня хороша!

Открывайте шире рот, подпевает бегемот.

Импровизация - наша песня хороша!

Вы послушайте скорей, напевает соловей:

Импровизация - наша песня хороша!

Муз. руковод. Уважаемые коллеги, на музыкальных занятиях я часто использую образные рассказы, которые предлагаю детям проинсценировать, что мы сейчас и сделаем вместе с вами. Приглашаю к участию в маленьком спектакле 7 человек, а остальных коллег прошу занять место в зрительном зале.

Пока герои готовятся: такие рассказы легко придумать самим, взяв знакомую детям историю из 3 -4 предложений. Включив воображение, можно в итоге получить целое представление, которое можно разыграть как с детьми, так и с родителями на праздниках.

«Поход за медом»
Действующие лица
: Винни-пух, Пятачок, Мед (сидит на стульчике), Воздушный шарик, Пчелы (3 человека),

Музыка 1

Однажды Винни-пух вышел из дома, подтянулся, позевал и… весело отправился за медом Музыка 2

Но мед этот охраняли, как вы знаете пчелы Музыка 3 (убавить). Они жужжали и суетились, и не давали Винни - пуху дотронуться до меда.

И вдруг Винни - Пух увидел Пятачка, который гулял со своим любимым Воздушным шариком Музыка 4

Винни-пух отобрал воздушный шарик у Пятачка и стал дуть на него сильно сильно (дует). Шарик завертелся, как юла, поднялся в небо и улетел Музыка 5

Винни-пух и Пятачок стали думать, как же им теперь достать мед. Сидят, чешут затылки, думают… (чешут) Музыка 6

Решили они изобразить бабочек Музыка 7 (убавить). Стали они потихоньку подкрадываться к меду Музыка 8

Но пчелы- то не дремали Музыка 9 (убавить). Они стали летать вокруг друзей, издавая страшное жужжание (жжужат) .

Тогда друзья решили притвориться спящими, они улеглись на травку и засопели Музыка 10.

Но одна пчелка сразу поняла, что Винни только притворяется. Она подлетела к нему и ужалила его прямо в нос. Тот высоко подскочил и закричал Музыка 11.

Другие пчелы услышали этот невообразимый крик, набросились на друзей и начали жалить их во все доступные и недоступные места Музыка 12 (убавить). Винни-пух и Пятачок как могли отбивались Музыка 13.

В неравной борьбе победу одержали Пчелы Музыка 14 (убавить) Они грозили нашим героям своим жалом, показывая таким образом свою силу. Винни-пух и Пятачок решили обойтись без меда и убежали с полянки Музыка 15.Вот так и закончился поход за медом Пяточка и Винни- пуха! Всех героев просим на поклон! Музыка 16 Герои кланяются

Муз. руковод. Присаживайтесь, уважаемые коллеги. А в конце своего мастер- класса я предлагаю устроить танцы, только не простые, а ленивые.

Игра «Ленивые танцы» ( нарезка муз. фрагментов)
1. Коллеги, ну-ка не зеваем,

Потанцуем- ка глазами…

2. Все танцуют молодцом
В пляс идет у нас лицо…

3. Наши руки не для скуки –
Пусть танцуют только руки…

4. Слышу смех и там и тут
Плечи ваши в пляс идут…

5. Ниже спустимся и вот
Танцуют бедра и живот

6. Все гости пусть рекордов ждут
Ноги сами в пляс идут.

7. Разогрелись все как нужно

А теперь танцуем дружно.

Вывод

В заключении хочется сказать, что в каждом ребенке самой природой заложено творческое начало. Нет детей, лишенных воображения, но есть дети с фантазией закрепощенной, как бы спрятанной от посторонних глаз. На музыкальных занятиях я учу их самовыражаться через музыку, пусть сначала примитивно, непрофессионально, не музыкально, постепенно повышая их уровень, чтобы у ребенка была осознанная потребность добиваться каких-либо результатов. И после каждого выполненного задания обязательно надо хвалить ребенка, даже за самую малость. Он должен поверить в себя, в свои силы и возможности, и гордиться тем, что он уже умеет (а вчера еще не умел!)

Рефлексия

Спасибо Вам большое за участие. Вы самые творческие, самые талантливые и самые смелые. Я прошу Вас наполнить мою чашу впечатлений, опуская капельку скажите, что Вам понравилось? Что не понравилось? Что бы вы использовали в своей практической деятельности? Что бы Вы сделали по- другому? Мне очень важно Ваше мнение. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс совместная работа с родителями для детей средней группы детского сада “Подарок маме” лепка из полимерной глины

Мастер класс совместная работа с родителямидля детей средней группы детского сада“Подарок маме”лепка из полимерной глины....

Методическая разработка мастер-класса для педагогов . Знакомство детей с профессиями взрослых в детском саду «Все работы хороши!»

освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя...

Консультация для воспитателей "Музыкальные занятия в детском саду"

Материал даёт возможность ознакомить воспитателя с о структурой и методикой проведения музыкального занятия....

Памятка для воспитателей "Правила взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии в детском саду"

Памятка "Правила взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии в детсом саду"...

Памятка для воспитателей на музыкальных занятиях в детском саду

Памятка для воспитателей на музыкальных занятиях в детском саду:1) На занятии дети должны быть аккуратно одеты, на ногах чешки, девочки обязательно в юбочках, волосы собраны.2) Начиная со средней груп...

Мастер-класс «Роль старшего воспитателя в создании здоровьесберегающей среды в детском саду»

Целью мастер - класса является ознакомить участников с методами и подходами к созданию здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении (ДОО) и показать роль старшего воспитателя в эт...