Программа дополнительного образования по музыкальному развитию "Звонкий голосок"
рабочая программа по музыке (старшая, подготовительная группа)
Данная программа направлена на развитие вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования в ДОУ, ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 100.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Программа дополнительного образования
по музыкальному развитию детей 5-7 лет
«Звонкий голосок»
срок реализации: 2 года
Составитель:
Узких Светлана Алексеевна,
музыкальный руководитель
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
г. Югорск
I Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Цели и задачи реализации программы по дополнительному
образованию.
1.3 Основные принципы обучению пению.
1.4 Целевые ориентиры освоения программы.
II Содержательный раздел
2.1 Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей
5 - 7 лет.
2.2 Приемы обучения пению.
2.3 Формы и методы по реализации основных задач Программы.
2.4 Направления работы по совершенствованию голосового аппарата.
2.5 Календарно-тематический план непосредственно-образовательной
деятельности.
2.6 Ожидаемые результаты.
III Организационный раздел
3.1 Учебно-тематический план
IV Взаимодействие с родителями по развитию детей
V Методическое обеспечение музыкального образовательного процесса
VI Литература
Приложения
I Целевой раздел
- Пояснительная записка.
«Музыка начинается с пения…»
Курт Закс (немецкий музыковед)
Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Пение – один из самых доступных и любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, малыш учится взаимодействовать со сверстниками.
Именно в недрах хоровой деятельности заложена возможность сочетания, тесного взаимодействия таких сильнейших средств воспитания как музыка и коллектив. Поэтому хоровое пение не только развивает музыкальные способности детей, их художественный вкус, но и содействует развитию определенных черт характера. При правильно организованной работе хорового коллектива, создаются условия для выработки и проявлении у них определенных норм поведения, общения с товарищами, уважения к труду учителя, дисциплины, воли, чувства ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу. Все эти и многие другие качества развиваются именно в коллективных занятиях. Осознание детьми значимости их совместной деятельности, общности цели, зависимости каждого из них от успеха всех, а успеха всего коллектива от успеха каждого участника, способствует интенсивному развитию всех способностей и качеств личности учащихся.
Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокалу, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания.
Данная программа направлена на развитие вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования в ДОУ, ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года. В программе систематизированы средства и методы музыкально - художественной деятельности, обосновано использование разных видов детской музыкально – художественной деятельности в процессе обучения детей пению, выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей детей. Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с обучением детей пению. Раскрываются условия для правильного звучания голоса (певческая установка), которые ускоряют музыкальное развитие детей.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) программа построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, родного края, таких, как патриотизм, семья, здоровье, творчество, образование. В программу включены произведения местных композиторов и музыкальный материал из авторских методических сборников "Звонкий голосок".
- Цели и задачи
Цель: Развитие певческих способностей детей в условиях дополнительного образования детей
в ДОУ.
Задачи:
1.Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость дошкольников.
2.Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к русским народным, авторским песням и интерес к песням местных композиторов.
3.Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса).
4. Расширять певческий диапазон.
5. Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию.
6.Способствовать пробуждению творческой активности детей.
7. Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через здоровье-
сберегающую технологию – дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения).
8. Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального
исполнительства дошкольников.
1.3 Основные принципы обучения детей пению.
Программа соответствует следующим принципам:
- Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению¬ одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
- Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и - усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
- Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
- Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
- Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
- Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
1.3. Целевые ориентиры освоения программы:
- Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному творчеству самовыражению (пение соло, ансамблем).
- Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;
- Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
- Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);
- Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;
- Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
- Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
- Активно участвовать в выполнении творческих заданий;
Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на его общее развитие. Обследования детей проводятся 2 раза в год. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной Программы и влиянии непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления в ДОУ, конкурсы на городском уровне.
II Содержательный раздел
2.1 Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей
старшего дошкольного возраста 5 - 7 лет
У детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей этого возраста появляется способность активного мышления. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком. У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким – это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до – ре второй октавы).Два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.
2.2 Приемы обучения пению
1. Показ с пояснениями.
Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2.Игровые приемы.
Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
2.3 Формы и методы по реализации основных задач Программы
- Коллективная работа;
- Индивидуальная работа с «гудошниками»; ( приложение №3)
- Дыхательная звуковая гимнастика; ( приложение №4)
- Упражнения на развитие певческого дыхания; ( приложение №5)
- Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
- Распевание; ( приложение №6)
- Артикуляционные упражнения; ( приложение №7)
- Музыкально-дидактические игры и упражнения; ( приложение №8)
- Концертные выступления; участие в творческих городских и межрегиональных конкурсах. ( приложение №9);
2.4 Направления работы по совершенствованию голосового аппарата
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решению следующих задач:
- Певческая установка.
Общие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
- Дыхание.
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание; 3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.
- Артикуляционная работа.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Использование упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождает его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания.
Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а». Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука.
В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д».
- Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
- Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
- Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные упражнения.
- Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.
- Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
- Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
- Формирование сценической культуры.
Подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
2.5 Календарно - тематический план непосредственно-образовательной деятельности
1 год
Сентябрь | |||
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал | |
1.Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Музыкально-дидактическая игра 5. Упражнения для распевания. 6. Песни. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей развивать слуховое внимание, умение импровизировать со звуками. Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Учить детей исполнять песни а капелла. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. 1. «Улыбка», 2. «Пятачок» - 3. «Сытый хомячок» (приложение №7) Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. «Как тебя зовут» (приложение №8) 1. Упр. №1 «Песенка -дразнилка» ; №2 «Большая секунда» (приложение №6) «Баю-бай» муз. и сл.С. Узких (приложение №1 "Авторский сборник №1" Звонкий голосок"), «Песенка про Лесеньку» Н.Николаев (регион. комп.) | |
Количество занятий -4 | |||
Октябрь | |||
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Музыкально-дидактическая игра 5. Упражнения для распевания, на рызвитие дыханиядыхания 6. Песни. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей различать характер музыки. Дети выполняют три действия: спят, маршируют, пляшут. Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Учить детей исполнять песни а капелла. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. 1. «Улыбка», 2. «Пятачок» - 3. «Сытый хомячок» (приложение №7) «Магнитофон» На Звуки : «У –О» (приложение №3) «Сладкий колпачок» З.Я. Роот. (приложение №8) 1.Упр. "Пять звуков" (приложение №6) 2. Упр. №1,2,3 (приложение №4) «Осенняя песенка», «Что у осени в корзине» муз. и сл. Е.Тиличеевой. | |
Количество занятий -4 | |||
Ноябрь | |||
1. Игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Дидактическая игра 5 Упражнения для распевания, на развитие дыхания 6. Пение. | Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей чётко определять высоту звучания голоса и узнавать музыкальный инструмент. Расширять диапазон детского голоса. Учить правильно брать вдох и делать выдох.Учить точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; 3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; 4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. | Упражнения:1. «В гости». 2. «Здравствуйте». М. Картушина. Упражнения:
(приложение №8) Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Игра со звуком: «Волшебная коробочка». «Веселая гимнастика» З.Я. Роот. (приложение №9) 1.«Бубенчики», «Андрей-воробей». 2. Упр.№4,5,6 (приложение №4) «Физкультура» Н. Николаев (регион. комп.) «Зимушка» А. Пшеничников | |
Количество занятий - 4 | |||
Декабрь | |||
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Музыкальная игра. 5 Упражнения для распевания, на формирование певческого дыхания 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Учить детей четко проговаривать текст, в ритме стихотворения. Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Учить детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Гармошка» «Машина»- вибрация губ (приложение №8) Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности Игра голосом: «Звуки Вселенной» Модель Т. Боровик. «Сороконожка»З.Я. Роот. 1.Упр. №2, №4 (приложение №6) Проговаривание текста песен, попевок. 2.«Уточка»,
(приложение №5) «Новогодняя» Н. Николаев «Сказочка-дорожка» сл и муз. Е.Тимошиной. | |
Количество занятий - 4 | |||
Январь | |||
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4.Дидактическая игра.
5.Упражнения для распевания, на рязвитие дыхания 6. Пение | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия Игра на развитие чувства ритма. Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Работа с губами: Упр. «Улыбка-трубочка», «Недовольная лощадка» (приложение №7) «Пирог» , «Заяц» (приложение №3 ) 1. «Три медведя», «Гусеница» (приложение №8) 1.Упр.№7, 8 (приложение №6) 2. Упр.№ 1,2.3 (приложение №5) Повторение знакомых песен | |
Количество занятий - 3 | |||
Февраль | |||
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4.Музыкальная игра. 5. Упражнения для распевания 6. Песни. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Упражнение для языка. Учить произносить слова пословицы четко, проговаривая согласные. Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Учить детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. Игра ан развитие звуковысотного слуха. Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. 1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. 3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. 4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. 5.Учить детей работать с микрофоном. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. 1. «Птенчики». упр.№14 (приложение №7 ) «Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной. «Мороз» (по методу Емельянова) «Где мои детки?» З.Я.Роот. (приложение №8 ) 1. «Море» Упр.№1 2. «Зайчики» Упр.№7 (приложение №1 "Авторский сборник №1" Звонкий голосок") 1.«Буду в армии служить» В. Дорин 2. «Модницы» И.Ростовцева | |
Количество занятий - 4 | |||
Март | |||
1. Игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4.Музыкальная игра. 5. Упражнения для распевания, на развитие дыхания 6. Пение. | Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к дыхательным. упражнения для выработки правильного произношения звука Р и Л. Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой Следить за правильной певческой артикуляцией. Развивать музыкальную память. Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Учить связывать звуки в «легато». Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | Упр.: «В гости». «Здравствуйте». Картушина. Упр.№3 "Кто дальше загонит мяч", № 3 "Пароход гудит" (приложение №7 ) Знакомый репертуар. «Лягушка и кукушка» «Музыкальный волчок» (приложение №8 )
Упр.№5,6 (приложение №5) Упр.№4,5 (приложение №6) 1. «Теремок» Л.Олифировой 2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной «Пешки-ложки» Ю. Турнянского | |
Количество занятий -4 | |||
Апрель | |||
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Музыкальная игра. 5. Упражнения для распевания, развитие певческого дыхания 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат. Учить детей развивать творческое воображение ассоциативное мышление. Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Следить за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, "заполнить " своим объемом. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать обучать детей работать с микрофоном. | 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). (приложение №7) Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Где бывали»? Г.И.Агисимова «Я хороший», «Да и нет» В.Н.Петрушина 1. «Стрекоза и рыбка» 2. «Кот и петух» А. Евтодьевой 3. Упр №8,9 (приложение №5) «Ручеек» С. Пшеничников | |
Количество занятий -4 | |||
Май | |||
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Музыкальная игра. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию; Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Закреплять умения по развитию музыкальной памяти и слуха. Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей. Совершенствовать вокальные навыки:
| 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Прогулка» Голосовая разминка: «Весна», Модель Т.Боровик «Цветик- семицветик» З.Я.Роот. (приложение №8) Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар. «Только смеяться», «Я хороший», Знакомый репертуар. 1. «Любимый детский сад» К.Костина «Светлячок» сл и муз Е.Тимошиной. | |
Количество занятий - 4 | |||
2 год | |||
Сентябрь | |||
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал | |
1.Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Музыкально-дидактическая игра 5. Упражнения для распевания, на развитие дыхание 6. Песни. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей развивать слуховое внимание, умение импровизировать со звуками. Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Учить детей исполнять песни а капелла. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. 1. «Прогулка» (Занятие-игра). 2. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) (приложение №8) Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. «Как тебя зовут» (приложение №9) 1. Упр. №3 «Эхо» ; Упр.№6«Одуванчик» (приложение №1 "Авторский сборник №1" Звонкий голосок") «Песня о родной сторонке» муз. и сл.Н.Николаева. (регион. комп.) «Осенняя песня» С. Узких (приложение №1 "Авторский сборник №1" Звонкий голосок") | |
Количество занятий -4 | |||
Октябрь | |||
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Музыкально-дидактическая игра 5. Упражнения для распевания, на развитие дыхания 6. Песни. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей различать характер музыки. Дети выполняют три действия: спят, маршируют, пляшут. Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Учить детей исполнять песни а капелла. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. 1. «Прогулка» (Занятие-игра). 2. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) (приложение №8) Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. «Удивительный светофор» З.Я. Роот. (приложение №9) 1.Упр. №2 «Самолет» ; Упр.№5«Мишка» (приложение №1 "Авторский сборник №1" Звонкий голосок") «Колыбельная», муз. и сл. С.Узких(приложение №1 "Авторский сборник №1" Звонкий голосок") «Что у осени в корзине» муз. и сл. Е.Тиличеевой. | |
Количество занятий -4 | |||
Ноябрь | |||
1. Игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Дидактическая игра 5 Упражнения для распевания, на развитие певческого дыхания 6. Пение. | Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей чётко определять высоту звучания голоса и узнавать музыкальный инструмент. Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; 3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; 4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. | Упражнения:1. «В гости». 2. «Здравствуйте». М. Картушина. Упражнения:
(приложение №8) Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Игра со звуком: «Волшебная коробочка». «Музыкальное лукошко» З.Я. Роот. (приложение №9) «Бубенчики», «Андрей-воробей». Упр.№8,9 (приложение №5) «Все для мамы» С. Узких (приложение №1 "Авторский сборник №1" Звонкий голосок") «Песня о родной сторонке» Н. Николаев | |
Количество занятий - 4 | |||
Декабрь | |||
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Музыкальная игра. 5 Упражнения для распевания, на развитие дыхания 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Учить детей определять высоту звука, расположению нот на нотоносце. Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы., правильно дышать. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Учить детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности Игра голосом: «Звуки Вселенной» Модель Т. Боровик. (Восход и заход солнца; парад планет - унисон). «По волнам», «Качели», «По кочкам». «Солнышко»З.Я. Роот. Проговаривание текста песен, попевок.«Уточка», «На дворе трава». Упр.№8,9,10 (приложение №5) «Песня о родной сторонке» Н. Николаев «Сказочка-дорожка» сл и муз. Е.Тимошиной. «Новогодняя» муз. и сл. С.Узких(приложение №1 "Авторский сборник №1" Звонкий голосок") | |
Количество занятий - 4 | |||
Январь | |||
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4.Дидактическая игра.
5.Упражнения для распевания. 6. Пение | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Игра на развитие чувства ритма. Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 4. Чисто интонировать в заданном диапазоне; 5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. 6. Совершенствовать исполнительское мастерство. 7. Учить детей работать с микрофоном | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь». (приложение №8) «Заяц», «Домовой» (приложение №3) «Весёлые подружки» З.Я. Роот. (приложение №9 ) 1. «Море» Упр.№1 2. «Зайчики» Упр.№7 (приложение №1 "Авторский сборник №1" Звонкий голосок") Колядки. Повторение знакомых песен «Физкультура» Н.Николаев (регион.комп.) | |
Количество занятий - 3 | |||
Февраль | |||
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4.Музыкальная игра. 5. Упражнения для распевания, на развитие дыхания 6. Песни. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Учить детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. Игра, позволяющая закрепить знания о длительности звуков. Составление простых попевок. Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. 1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. 3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. 4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. 5.Учить детей работать с микрофоном. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. 1. «Прогулка» (Занятие-игра). 2. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) (приложение №8 ) «Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной. «Мороз» (по методу Емельянова) «Музыкальная поляна» З.Я.Роот. (приложение №9 ) 1. «Море» Упр.№1 2. «Зайчики» Упр.№7 (приложение №1 "Авторский сборник №1" Звонкий голосок") 1.«Песенка про папу» В.Шаинского 2. «Модницы» И.Ростовцева 3. «Все для мамы» С. Узких | |
Количество занятий - 4 | |||
Март | |||
1. Игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4.Музыкальная игра. 5. Упражнения для распевания, на развитие дыхания 6. Пение. | Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой Следить за правильной певческой артикуляцией. Развивать тембровый слух, выразительность интонации. Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Учить связывать звуки в «легато». Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | Упр.: «В гости». «Здравствуйте». Картушина. Упр.: «Обезьянки». «Весёлый язычок» (приложение №8 ) Знакомый репертуар. «Лягушка и кукушка» «Спор гуся и утёнка»Г.И. Анисимова. Упр.№ 7,8,9 (приложение №5) Упр.№ 6,7 (приложение №6) 1. «Теремок» Л.Олифировой 2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной «Все для мамы» С Узких (приложение №1 "Авторский сборник №1" Звонкий голосок") | |
Количество занятий -4 | |||
Апрель | |||
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Музыкальная игра. 5. Упражнения для распевания, на развитие дыхания 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат. Учить детей развивать творческое воображение ассоциативное мышление. Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать обучать детей работать с микрофоном. | 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). (приложение №8) Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Где бывали»? Г.И.Агисимова «Я хороший», «Да и нет» В.Н.Петрушина 1. «Стрекоза и рыбка» 2. «Кот и петух» А. Евтодьевой № Упр.№ 7,8,9 (приложение №5) «Здравствкуй Весна» С Узких (приложение №1 "Авторский сборник №1" Звонкий голосок") | |
Количество занятий -4 | |||
Май | |||
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Музыкальная игра. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию; Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Закреплять умения по развитию музыкальной памяти и слуха. Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей. Совершенствовать вокальные навыки:
| 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Прогулка» Голосовая разминка: «Весна», Модель Т.Боровик «Цветик- семицветик»З.Я.Роот. (приложение №9) Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар. «Только смеяться», «Я хороший», Знакомый репертуар. 1. «Любимый детский сад» К.Костина «Светлячок» сл и муз Е.Тимошиной. | |
Количество занятий - 4 | |||
2.6 Ожидаемые результаты:
- Повышение исполнительского мастерства;
- Удовлетворенность детей концертной и творческой деятельностью;
- Желание активно заниматься в вокальной группе;
- Выступление на мероприятиях детского сада, муниципального уровня;
- участие в концертах, конкурсах
Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях, конкурсах. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.
III. Организационный раздел Программы
3.1 Учебно-тематический план:
Программа вокального кружка по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 6 до 7 лет и рассчитана на 1 год. Состав вокального кружка формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков. Наполняемость группы на занятиях – 10 детей.
Работа вокально-хорового кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Непосредственно образовательная деятельность кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми:
- продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада;
- объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.2660-10.
№п\п | Возрастная группа | Количество учебных занятий | Продолжительность занятия | ||
В неделю | Месяц | Год | |||
1 | Группа детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет | 1 | 4 | 36 | 25 – 30 мин |
Непосредственно образовательная деятельность вокального кружка проводится во вторую половину дня, продолжительностью 25-30 минут. Диагностика детей проводится в начале и в конце учебного года. На занятии должен иметь место как коллективная, так и индивидуальная работа. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях
План выступлений вокального кружка
Сроки | |
Осенний праздник «День матери» | Ноябрь |
День ХМАО | Декабрь |
Выступление для детей младших групп | Январь |
Концерт для пап | Февраль |
Выступление на утреннике «Мамина радость» Выступление для детей младших групп Городской конкурс «Одаренные дети – будущее России»; Межрегиональный конкурс : «Красная пасха» | Март |
Отчётный концерт для родителей в рамках «Дня | Апрель |
Выступление на выпускном утреннике | Май |
IV. Работа с родителями
Мероприятия | Дата | Ответственный |
Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о вокальном кружке «Звонкий голосок» | сентябрь | Музыкальный руководитель, воспитатели |
Родительские собрания по ознакомлению родителей с работой вокального кружка. Цели и задачи. | октябрь | Музыкальный руководитель , воспитатели |
Распространение информационных материалов: папка- передвижка «Родительский вестник:», памятки, буклеты (приложение №4) | В течение года | Зам. зав. по ВМР Музыкальный руководитель, воспитатели |
Консультации в рамка консультационного пункта (приложение №4) | В течение года | Музыкальный руководитель |
Оказание информационной поддержки родителям и заинтересованность в проявлении таланта детей. Помощь родителям по созданию предметно- развивающей среды в семье и соблюдение охраны детского голоса Семинар – практикум « Охрана детского голоса» | В течение года | Музыкальный руководитель |
Участие в совместных праздниках, выступлениях и конкурсах. ((приложение №10) Совместное подпевание, инсценирование и исполнение знакомых песен, просмотр презентаций и видеороликов к песням вместе с родителями. | В течение года | Музыкальный руководитель воспитатели |
Семинар – практикум «Игры с голосом» | февраль | Музыкальный руководитель, воспитатели |
Создание песенников и иллюстраций к ним вместе с родителями. Привлекать родителей к изготовлению костюмов к праздникам и конкурсам | март | Музыкальный руководитель воспитатели родители |
Закрепление игр с голосом с родителями ((приложение №10) | апрель | Музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
Отчетный концерт | май | Музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
V. Методическое обеспечение Программы.
Для успешной реализации данной Программы необходимо:
Технические средства обучения:
1. Электропианино (механическое фортепиано).
2. Музыкальный центр
3. Компьютер
4. Мультимедийное оборудование
5. Микрофоны
6. Музыкальные инструменты
7. CD, DVD диски
Учебно- наглядные пособия:
1. Плакаты
2. Схемы
3. Иллюстрации
4. Игрушки
5. Дидактические игры
6. Детские музыкальные инструменты
7. СД и ДВД диски
8. Аудиокассеты
9. Презентации
VI. Список литературы
- Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет: Книга для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1988.
- «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Картушина. М.; 2009
- «Учимся петь, играя» А.Евтодьева
- Авторское методическое пособие «Песенки-картинки»
- Сборник детских песен А.Ермолаева
- Журнал «Музыкальный руководитель» (2004 – 2013 г.)
- Журнал «Музыкальная палитра» (2006 - 2013)
- Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. З.Я.Роот. Айрис пресс. Москва 2004.
- Детство с музыкой. А.Г. Гогоберидзе, В.А.Деркуновская. Детство-пресс. Санкт-Петербург 2010.
- 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Г.Н. Анисимова.Ярославль. 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.
1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...

Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.
1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...

Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...

Программа дополнительного образования по музыкальному воспитанию "ДоМиСолька"
обучение нотной грамоте,первые уроки на фортепиано, развитие чувства ритма...

Детская ритмика Программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности детей 4-7 лет в соответствии с ФГОС ДО
В настоящее время ритмическое воспитание приобретает все большее значение, так как является массовым и доступным для всех. За последние годы созданы и изданы многочисленные методические пособия по муз...

Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 5 лет "Развивающая ритмика"
Содержание психолого-педагогической работы по программе Развитие музыкальности:Воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками и педагогом;Обогащени...

Программа дополнительного образования По музыкальному развитию (обучение детей игре на детских музыкальных инструментах) «Гусельки» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Примерная программа по музыкальному развитию....
