Я для песни задушевной взял лесов зеленых шепот...
план-конспект занятия по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карымкарская средняя общеобразовательная школа»
Структурное подразделение «Детский сад»
Музыкальный салон «Русская песня»
«Я для песни задушевной
Взял лесов зеленых шепот…»
Подготовила: Тимофеева Г.Ю.
воспитатель
п. Карымкары
Цель: Познакомить детей с русскими народными песнями, которые передаются из поколения в поколения, в которых отражается и радость, и печаль, и рассказ о своей жизни, работе, мечты о счастье, в исполнении взрослых. Учить детей рисовать картины музыкальными звуками русских народных шумовых инструментов. Продолжать знакомство с частушками, колыбельными песнями. Воспитывать интерес к народному творчеству, гордость за своей Отечество.
Зал празднично украшен. Звучит песня Г. Струве «Моя Россия»-исполняют дети старшей группы
Ведущий: Добрый вечер, друзья! Прозвучала прекрасная песня «Моя Россия» музыку к ней написал Г. Струве, а слова- Н. Соловьева. Это песня о нашей Родине. Вслушайтесь в эти строки еще раз.
Для меня Россия- белые березы,
Для меня Россия- утренние росы,
Для меня, Россия, ты всего дороже.
До чего на маму ты мою похожа.
Что вы почувствовали, когда слушали песню, какое настроение вызывала у вас она? (ответы детей). Конечно, любовь, нежность, гордость за свое Отечество. Стихи, музыка передают одни и те же чувства, но насколько эти чувства глубже, сильнее, если слова и мелодия сливаются воедино. Так композитор и поэт в своем творчестве признаются в любви Родине.
Но представьте себе давние, древние времена, когда люди еще не умели читать и писать, не знали нот. Вышел тогда русский человек из дома утром на зорьке, увидел знакомую, любимую красавицу-березку всю в капельках утренней росы, и так ему стало хорошо, тепло на душе, что подошел он к ней, поклонился и обратился с речью
Глеб: Береза моя, березонька,
Береза моя белая!
Стоишь ты, березонька,
У моих окон.
Над тобой, березонька,
Зорька алая.
На тебе, березонька,
Роса изумрудная.
Ведущий: Услышала эти слова соседка и запела их чистым, высоким голосом, так выражая свои чувства и любовь. Вот и родилась песня.
Алеша: Песни на Руси не сочиняют.
Просто рота улицей пройдет.
Просто девушки грустят, мечтают,
Да гармошку кто-то разведет.
Света Р: Белая береза отряхнется,
Встанет под окошком на селе.
Сердце где-то сердцу отзовется…
И польется песня по земле.
Ксюша: Как лесом шуметь, рождается людям,
Ливнями плакать, зорям полыхать-
Так и песня вечно с нами будет,
И ее не надо сочинять.
Хоровод: «Ай, да, береза»
Ведущий: У каждой песни есть свои создатели- поэты, композиторы. Но часто случается, что со временем их имена забываются, а песни продолжают жить. Так получилось со многими песнями, которые мы любим, знаем, поем, но имена создателей которых затерялись в истории. Эти песни мы часто называем народными.
Давайте вспомним сегодня наши любимые русские народные песни.
(взрослые поют песни по желанию)
Какие красивые русские народные песни. В них и радость, и печаль, рассказ о своей жизни, работе, мечты о счастье.
Я для песни задушевной
Взял лесов зеленых шепот.
А у Волги в жар полдневный
Темных струй подслушал ропот.
Взял у осени ненастье,
У весны- благоужанье.
У народа взял я счастье
И безмерное страданье.
С. Дрожжин.
Ведущий: Вся жизнь русского народа отразилась в его песнях: бытовых и трудовых, плясовых и хороводных, свадебных, величальных, солдатских. И в каждой из них вы почувствуете свое настроение, свою душу. А какая песня является самой первой в жизни каждого из нас? (ответы детей). Конечно, ее мы слышим от мамы, когда она нежно и тихо напевает у колыбели. Укладывая спать свое дитятко. Такие песни называются колыбельными. (предлагаю мамам сочинить мелодию «колыбельной, используя слоги «а-а», «баю-бай», «ой-люли», и др. Присутствующие по желанию напевают их).
Ведущий: Ребята! Вам понравились мамины песенки? (ответы детей). На занятиях мы тоже учились сочинять колыбельную. Давайте вспомним мелодии, сочиненные нами на музыкальных занятиях и поиграем. Возьмите своих детишек: кукол, зайцев, мишек. Спойте для них колыбельную, покачайте, чтобы они сладко-сладко заснули. (дети, напевая песню, импровизирует движения)
Ночь прошла, темноту унесла.
Уснул сверчок, запел петушок.
Ведущий: Первым в деревне проснулся петушок. За ним и соловушка робко попробовал свой голосок, а когда увидел солнышко, то радостно засвистел, запел, защелкал. Тут и люди начали просыпаться. Заскрипели ворота. Замычали коровы: пора, пора на луга! Ожила деревня. Зазвенели пилы и косы. Застучали копытами лошадки. Пошли в поле на работу с песнями и прибаутками крестьяне…Тихо опять стало в деревне. Спят еще только малые да старые. Молчит петушок. И только соловушка заливается под ясным солнышком.
Представьте себе картину: «Утро в деревне», которую я вам сейчас нарисовала, правда не кистью, не карандашами, а особенными красками- словами. А теперь, давайте попробуем нарисовать эту же картину совсем другими красками-звуками. (дети берут инструменты-игрушки. Звучит музыкальная картинка «Утро в деревне» Аранжировка р.н.п. «На горе-то калина»)
Ведущий: Понравилось ли вам, ребята, рисовать картины красками слов и музыкальных звуков? А какая р.н.п. прозвучала в вашем исполнении? Правильно. Это русская народная хороводная песня «На горе-то калина»
Хоровод: «На горе-то калина»
И раньше, и теперь любят у нас хороводы и пляски. Вечерком, после трудового дня или в праздники собираются парни, девушки у околицы. Поиграть, спеть задорные частушки до поплясать «Кадриль». Приглашаю вас всех поплясать кто как умеет, да попеть задорные частушки.
Шире круг, шире круг, дайте круг по шире.
Не одна иду плясать- нас идут четыре.
Разрешите поплясать, разрешите топнуть.
Неужели в нашем зале половицы лопнут?
Эх, топну ногой, да притопну другой…
Сколько я не топочу- все равно плясать хочу.
Я плясала у реки, потеряла каблуки.
Оглянулася назад- каблуки мои лежат.
Если б не было воды- не было б и кружки.
Если б не было девчат, кто бы пел частушки?
Топочите, топотушки, продолжаем петь частушки.
Продолжаем весело! Приглашаем все село!
(общая пляска с частушками)
Ведущий: Сегодня у нас в гостях была русская народная песня. До встречи, дорогие друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" пять минут шепота"
«Пять минут шепота»Уважаемые коллеги воспитатели, хочу поделиться с вами моим нововведением. Я воспитатель средней группы. Но во второй младшей я заметила, что мои детки друг с другом очень гром...
викторина с родителями "тайны зеленого леса"
викторина с родителями тайны зеленого леса"...

Песня: "ТАЙНЫ ЛЕСА" Слова: воспитатель гр.№4 ГБОУ д/с 762 ФУФАЧЕВА Л.Г.
Песня: "ТАЙНЫ ЛЕСА" Слова: воспитатель гр.№4 ГБОУ д/с 762 ФУФАЧЕВА Л.Г....

Песня: "ТАЙНЫ ЛЕСА" Слова: воспитатель гр.№4 ГБОУ д/с 762 ФУФАЧЕВА Л.Г.
Песня: "ТАЙНЫ ЛЕСА" Слова: воспитатель гр.№4 ГБОУ д/с 762 ФУФАЧЕВА Л.Г....

Тематическая неделя ОД "Из лесу ёлочку взяли мы домой"
Планирование образовательной деятельности на неделю...

В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...

